Общество
Демарш

6 декабря на сайте субресурса официального республиканского агентства «Татар-информ» появилось «Открытое письмо» профессора кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Татьяны Титовой, в котором она опровергает собственные заявления, сделанные 28 ноября на конференции этнологов «Бусыгинские чтения» в Казани. В тексте письма Титовой содержатся обвинения в адрес корреспондента ИА REGNUM, написавшего репортаж с конференции, и в адрес самого агентства во лжи.
Обращение к Советам старейшин – Шура аксакалов городов, районов, сел и деревень Республики Татарстан
Совет старейшин Республики Татарстан – Шура аксакалов завершила подготовительный первый этап к съезду народов Татарстана и России, довела в доступной форме наше видение предстоящего важного события в жизни народов. Мы изложили его так, как понимаем, и надеемся на поддержку всех народов и национальностей Республики Татарстан и России в целом.
Впереди следующий второй, наиболее важный этап – выборы достойных делегатов на съезд, ибо будущее наше, без преувеличения, будет зависеть от их решения, от их видения ситуации на ближайшую и дальнюю перспективу. Это будет первый съезд народов суверенного Татарстана в федеративной России, и он должен состояться.
Я и политика (ч. 2)

Вечером, когда мы ужинали вместе с вице-премьером Фильзой Гарифовичем Хамидуллиным и министром финансов Дмитрием Нугмановичем Нугмановым, Нугманов произнес: «Индус Ризакович, как это вы сделали? Вы же историк». Я ему ответил: «Как это было сделано, ты видел сам. А стало это возможным потому, что я знаю весь процесс в целом. Прежде всего саму декларацию и то, для чего она принималась. И переговоры тоже. Никто сегодня в том зале, где мы сидели, не знал, как проходили переговоры в августе и как составлялся протокол. Все это я постарался использовать».
Традиционный ислам

События, которые в последние годы происходят в мусульманской сфере Татарстана, вызывают у наблюдателей множество вопросов. И главные из них: в чем причина происходящего и что делать?
Много лет мы считали, что Татарстан является примером религиозного и национального благополучия. И вдруг, буквально в течение нескольких месяцев, информационное пространство наполнилось сообщениями о том, что Татарстан превращается в «логово ваххабизма», здесь процветают сепаратистские настроения, существует языковая проблема и так далее. Наблюдая за всем этим, складывалось ощущение, что против республики ведется упорная и планомерная кампания. Цель ее очевидна – не просто дискредитация работы руководства Татарстана, но и дискредитация самой идеи национальных республик в составе РФ.
Что такое дин (религия)?

Интересующиеся спрашивают: «Мы не знаем, что такое дин (религия). Ответ: «Все, что говорят, что делают, чему поклоняются (идолам, иконам, изображениям, крещениям), называется дин (религия) 603 – 99 – 7/8, 485 – 42 – 20/22. Или называется миллет (религия) 150 – 6 – 161, 63 – 3 – 95».
Действие человека, его речь, молитвы, обряды, которые он совершает, – это дин (религия) этого человека. 608 – 109 – 1/6. Смотри книгу «Мунжид» стр. 231. Если нужны другие объяснения, то смотри арабско-татарский словарь стр. 632, арабско-русский словарь стр. 645, турецкий словарь стр. 645.
Мои размышления (ч. 1)
Вместо того чтобы сказать: «Мои русские! Мы просто нормальные, давайте найдем каждый в себе нормальные силы, начнем нормально работать и заставим нормально работать нашу власть, нормально учиться, нормально говорить, нормально размножаться, нормально дружить и, соответственно, нормально жить. Сохраним и оставим детям нормальную страну», этот горе-«философ» внушает своему «великому» только комплекс национальной неполноценности, задавленности, пробуждает обиду на другие народы, сталкивая страну в бездну.
Такие пустые восхваления мне напоминают, когда, открыто «восхищаясь» красотой и «умом» девушки, стараются ее просто использовать.
Тюркский союз

Поистине сенсационной инициативой отметился на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме Нурсултан Назарбаев. Оказывается, создаваемого Москвой, Астаной и Минском Таможенного союза президенту Казахстана недостаточно. Нурсултану Абишевичу нужен еще (а, может быть, взамен?) Тюркский союз, который бы объединил 200 миллионов тюрок на территории, простирающейся «между Алтаем и Средиземным морем».
Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромныепространства Российской Федерации. И, судя по его словам, еще не факт, какой из этих союзов – Таможенный или Тюркский – ему милее.
Рабы
Не мы, мы не рабы? Выкинуть бы сей знак вопросительный на свалку истории и водрузить на его место знак восклицательный, чтобы, как говорится, не было мучительно больно жить в этой стране, да никак не получается. Именно от этой мысли невозможно было отвлечься в окружении собравшихся на митинг 8 декабря в самом центре Казани у каменного Мулланура Вахитова, устремившего свои взоры в сторону златоглавой.
Беда оказалась одна на всех собравшихся – грабят. Не чужеземцы, а свои. Грабят нагло, организованно, уж без оглядки ни на что, вошли в раж. Да так, чтобы как-то оплатить предъявленную ими сумму по ЖКХ ежемесячно, некоторой части населения придется держать уразу уже не 1 месяц в году, а все 12.
Борьба за "союзную республику"

20-летний юбилей татарстанской конституции рассматривается обычно в контексте смены государственной политической линии второй половины 1980-х годов. Однако как историку мне больше импонирует подход, при котором принятие Конституции, так же как и остальные ключевые моменты постсоветской истории первой половины 1990-х гг., рассматривается как важный фрагмент длительного процесса социогенеза татарской нации. Такой подход мне представляется и более ценным, поскольку он помогает понять глубинный уровень ретроспективного опыта, актуализация которого определяется известным изречением «Кто не хочет знать свою историю, обречен повторять ее ошибки».
Ответ Раиса Сулейманова на "Открытое письмо профессора Титовой"

6 декабря 2012 года на сайте обзорно-аналитического проекта «ATI-Times» информационного агентства «Татар-информ» было опубликовано Открытое письмо профессора кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Татьяны Титовой, датированное 2 декабрем 2012 года, в котором она призвала научную общественность бойкотировать меня, прекратить со мной общаться. Поводом для написания этого письма стала публикация репортажа на сайте ИА Regnum о прошедшей 28 ноября 2012 года научной конференции «Бусыгинские чтения-2012», посвященной памяти известного казанского этнографа Евгения Бусыгина, автора фундаментального академического исследования «Русское население Среднего Поволжья».