Культура и искусство
Театр "У Моста"
Пермский театр «У Моста» начал свои гастроли в Казани в современном отличном новом малом зале театра им. Качалова. Он привез казанцам четыре лучших, как выразился главный режиссер Сергей Федотов, спектакля. Федотов сказал на пресс-конференции, что давно мечтал побывать в Казани со своим театром, Казань всегда притягивала его своей мистической загадкой. И вот благодаря помощи А. Славутского, которого он высоко ценит, как «строителя» театра (таких театральных деятелей осталось весьма мало в России, считает Федотов) удалось организовать гастроли. Федотов сообщил, что в его театре за 25 лет всегда аншлаг, за прошлый год они заработали миллион евро, что больше, чем госбюджет театра. Славутский охарактеризовал театр Федотова как очень авторский театр и сообщил, что пригласил Сергея Федотова поставить в театре Качалова спектакль.
Канны-2014: "Левиафан"
«Левиафан» Андрея Звягинцева – это трезвая и убедительная трагическая драма о коррупции и страхе в современной России, действие которой разворачивается в далекой заброшенной глубинке. Может показаться, что на создание этого фильма автора вдохновил Ветхий Завет и Элиа Казан. Поначалу этот фильм больше напоминает обыкновенную драму о маленьком человеке, который вступает в борьбу с государственной машиной. Однако затем он переходит в несколько иную плоскость, где человеку приходится бороться с самым мощным, самым жестоким и безжалостным правительством из тех, что существуют на свете – и финальная череда разрушений и потерь, несомненно, перекликается с финалом фильма Тарковского «Жертвоприношение».
С галерки
Пляшет нэп отвратительный танец,
Скалит зубы торгаш-гармонист.
А с галерки поэт-оборванец
Вниз бросает презрительный свист.
Борис Гребенщиков
Вечный спор между физиками и лириками в какой-то мере разрешил Борис Гребенщиков – он закончил физико-математическую школу, а затем факультет прикладной математики университета имени Жданова. Разрешил в пользу лирики, в которой в принципе присутствуют и физика, и математика, но не в прямом, а в иррациональном смысле. Все вокруг наполнено энергией, – физикой, все взаимодействует друг с другом.
Медяки и золото (притча)
Жила-была одна очень порядочная и чистоплотная женщина. Дома она постоянно убирала, чистила, искала всякие пятна и пылинки и всегда держала в руке тряпку. То там, то здесь, то на стуле, то на столе всегда несколько раз вытрет. И ложки у нее, и тарелки, и плита, и раковина – все сияло блеском чистоты. Как-то раз она нашла в комнате мужа какие-то грязные медяки, штук 10 или 12.
Вагаповский фестиваль
В БКЗ им. Сайдашева состоялся заключительный концерт юбилейного X Вагаповского фестиваля – уникального фестиваля татарской народной песни, который создал истинный романтик и патриот татарской культуры Рифат Фаттахов. Когда он выступал со сцены БКЗ, представляя фестиваль, развертывая широкую палитру его становления, видно было, что у него душа болит за татарскую песню, что он не приемлет фальши в татарской песне.
Белла
«Во мне все время брезжило какое-то касание Казани. Но здесь становится особенно заметно, что я – Ахмадулина, что я– Ахатовна. Это волнует. Это награждает. Я видела здесь много родственной ласки. И вспоминала отца моего, Ахата Валеевича Ахмадулина.
Он был белокур и светловолос, и лишь чуть нависавшие над приподнятыми скулами веки намекали на его нерусское происхождение. Он родился в Казани, как и все его предки. Но мне, поскольку в детстве я слышала про татаро-монгольское иго, недостаточно было этой его белокурости, его скромности, какой-то хрупкости, я все хотела, чтобы он был каким-то более буйным, относился к вихрям, сражениям, скакунам, похищениям красавиц...
Больной вопрос
Как научились воровать!
Воруют все – напропалую.
Ворует сын, ворует мать
И строит дачу воровскую.
Carmina Burana
На Нуриевском фестивале Татарский театр оперы и балета представил премьеру «мистерии» Карла Орфа «Carmina Burana или Колесо Фортуны» (Песни Бойерна, 24 стихотворения вагантов) Карла Орфа. Орф – романтик, экспрессионист, мистик (его музыку очень любит кинорежиссер Терренс Мэлик). Орф был тяжело контужен на Восточном фронте в 1917 году, потерял память, обездвижен и только через год восстановился. Главным в музыке для Орфа – выразить дух средневекового периода, его ритм.
Сергей Федотов
– Театр «У Моста» сегодня, пожалуй, один из самых интересных «нестоличных» театров. Ваша стихия – эксперимент, исследование, в вашей художественной системе много от Гротовского, Арто, Михаила Чехова. Легко ли зритель принимает условия игры, включается в такого рода эмоциональную работу?
– Вы правы, зритель на наших спектаклях именно «включается в эмоциональную работу». Скажу больше, сейчас как никогда становится необходимым такой вид театра, где зритель может попасть в совершенно новый мир и погрузиться в какие-то новые непривычные переживания.