Вагаповский фестиваль
В БКЗ им. Сайдашева состоялся заключительный концерт юбилейного X Вагаповского фестиваля – уникального фестиваля татарской народной песни, который создал истинный романтик и патриот татарской культуры Рифат Фаттахов. Когда он выступал со сцены БКЗ, представляя фестиваль, развертывая широкую палитру его становления, видно было, что у него душа болит за татарскую песню, что он не приемлет фальши в татарской песне.
Татарская песня основывается на «мон» – глубочайшем внутреннем ладу, который является религиозным стержнем души татарина. «Мон» – это сплав искренности и духа, он несовместим с неправдой, и основная проблема современной татарской песни – в ней нет мон, она подражательна и до предела прагматично, мещански коммерциализирована и вульгарна. То есть язык татарский, но песни «эстрады» по духу не татарские, это чужие для народа песни. Татарский народ жив, если он поет свои народные песни, они формируют его народный татарский несгибаемый дух (не зря, говорят, Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев любят татарские народные песни, и это есть словно опознавание «свой – чужой» – значит, они наши). Есть мон – есть татарский народ, чтобы ни случилось. Рифат Фаттахов хочет возродить мон в татарской песне, и если вы хотите прикоснуться к настоящей татарской культуре, приходите на концерты Вагаповского фестиваля и вы погрузитесь в мощное глубинное духовное ядро татар.
Ощущается, что песня для татар исторически стала явлением «сопротивления», островом, крепостью свободы. Татарин жил в приниженном положении, и песня давала ему силы, энергию для сохранения внутреннего пространства татарскости. Конечно, любая народная песня есть мистическое явление. Лев Гумилев определял нацию, как некий резонанс биологического энергетического поля, у каждого народа этот энергетический резонанс свой и, естественно, свои народные песни, которые являются концентраторами духовной энергии, своеобразными «аккумуляторами» для каждого народа. Народные песни этот национальный «резонанс» представляют наиболее ощутимо. Но для татар, учитывая их трудную трагическую историю, они стали особенно необходимы, народ пел, чтобы сохраниться, выжить. Народная песня является одним из основных бастионов татарской души. Посмотрите, как «инстинктивно» встает татарский зал во время исполнения песни «Туган тел», гимна татарского народа. О чем мечтает народ, больше ничего тут объяснять не нужно. Как говорится, умеющий видеть будущее, да увидит.
Фестиваль приветствовал Фарит Мухаметшин, председатель Госсовета РТ, он зачитал приветствие президента Рустама Минниханова. Министр культуры Айрат Сибагатуллин выступил очень искренне, волнуясь, ощущалось, что он любит фестиваль как нечто родное, видно было, что Татарстану с министром культуры повезло, он «живой» (потому что, как сказано – бойтесь равнодушных, они живут со спящей совестью, а совесть и есть искра божия в человеке). Министерство не казенно подошло к фестивалю, да и, собственно говоря, татарстанское чиновничество никогда не выглядело казенным, не были «человеками в футлярах».
Наибольшее потрясение вызвало выступление «родника» татарской песни Ильгама Шакирова. Его осторожно вывели под руки четыре красавицы в зеленых татарских платьях, ему уже за 70, он шел, шатаясь, взял дрожащей рукой микрофон, и вдруг зазвучал великий татарский голос с какой-то божественной мощью. Это была не сила голоса, а именно внутренний татарский звук, поразительно точный, с огромной емкостью энергии. Зал встал в едином порыве, гром оваций. Это было историческое, переломное звучание. Вся атмосфера зала преобразилась. Казалось, через пение Ильгама Шакирова обращался к татарам Аллах. Это была сверхконцентрация «мон». Словно открывалась мистическая тайна татарской истории, возможно, татары так долго страдали, потому что именно они – народ-богоносец, богоизбранный народ, который должен спасти погрязшую в раздорах и лжи планету?
Огромную гордость вызвала великая татарская певица, на сегодня одна из лучших, да, пожалуй, и лучшая в мире оперная певица Альбина Шагимуратова. У нее несравненной чистоты, гармонии и силы голос, ее можно сравнить с уникальным бриллиантом размером с яблоко. Вроде таких бриллиантов не бывает, но вот Альбина Шагимуратова поет на таком уровне. У нее расписание на пять лет вперед, за нее борются лучшие сцены мира, а она все бросила, контракты на сотни тысяч долларов, и приехала на фестиваль татарской народной песни. Одну из песен она спела вместе с певцом из Башкортостана, ныне солистом Екатеринбургского оперного театра, обладателем «Золотой маски» тенором Ильгамом Валиевым. Когда он пел один, зал поражался силе его голоса, а вот вместе с Шагимуратовой он как-то сразу «съежился». По-моему, если на сцене поставить вместе Нетребко и Шагимуратову, то Шагимуратова далеко обойдет Нетребко. Самое поразительное, что певица в развитии, не видно «потолка» ее творчества, год от года она поет все лучше и лучше. Как я уже писал, ее одну, если это уместно, можно сравнить с известным Ромашкинским месторождением нефти в Татарстане, да, пожалуй, она и «перевесит» миллиард тонн нефти.
Рифат Фаттахов отобрал на юбилейный концерт Вагаповского фестиваля лучших из лучших татарских певцов. Народная артистка СССР из Казахстана, Герой Социалистического Труда Бибигуль Тюлегенова пела серебряным голосом, очень молодым и в то же время приносящим магию бескрайней степи в странный, одновременно татарский и католический, довольно холодно-функциональный зал БКЗ. Айдар Гайнуллин, фантастический, всемирно известный баянист, исполнил свое сочинение, отмеченное многими международными наградам, – композицию «Эйфория». Но здесь он несколько промахнулся, это качественная музыка, но не народная, и вот этот «мон» в ней не присутствовал. И качественная современная музыка «блекла», не выдерживала сравнения с глубинными народными мелодиями. Айдару Гайнуллину нужно исполнить «татарский концерт» из народных мелодий, ему нужно «пробудиться», вернуться к родной «почве». Иначе он войдет в кризис, тупик. Жалко, что он не исполнил великолепную композицию «Queen» «We Will Rock You», которой сразил зал на сольном концерте. Без прикосновения к народным корням ни один музыкант не может цельно выразить себя, и было видно, как вся внешняя «европейскость» отлетала от Гайнуллина в ходе восприятия народных мелодий на Вагаповском фестивале. Ему нужно перестать гнаться за внешним эффектом. Баян – принципиально очень народный, лирический искренний инструмент, он придает народной музыке тонкость и пронзительность. На «сольнике» Гайнуллин, кстати, играл татарскую народную мелодию, получилось ярко и свежо. Может, ему стоит исполнять татарские песни вместе с Илисой Хузиной? А еще лучше, если бы он дал концерт с Альбиной Шагимуратовой.
«Энергично» выступил Ришат Тухватуллин. Звонко, профессионально, нежно пела Илюса Хузина, ныне оперная солистка в Кельне. Солист из Большого театра Москвы Федор Тарасов пел татарские песни. Пел профессионально, но без души, и сразу чувствовалось, что песня стала словно безжизненной, это был словно заученный, зазубренный урок, певец не ощущал живого звука песни в душе. Но все равно было интересно, как московский певец поет татарские песни, и он давал иллюстрацию, что татарская песня «не приживается» в механически правильном «академическом» исполнении, она не понята в Москве. Конечно, существует и музыкальный империализм. Правильно сделали организаторы, что пригласили певца. Это, кстати, большой культурологический вопрос – происходит ли конвергенция или дивергенция татарской и русской культуры. Судя по псевдосовременным татарским «бездушным» песням, происходит лишь «окарикатуривание», механическое подражание приемам московского шоу-бизнеса, причем, пожалуй, наихудших его форм. Звучал и «заводной» голос Зайнаб Фахретдиновой. Много было сильнейших исполнителей на X Вагаповском, каждый по-своему интересен, и их объединение давало синергетический эффект. У Дягилева в Париже были знаменитые «Русские сезоны». Рифат Фаттахов выводит на мировой уровень «Татарские сезоны», он заявляет татарскую культуру мирового уровня.
У многих слушателей на концерте стояли слезы в глазах. Аудитория была разной, и пожилой, и молодой, и богатой, и интеллигентной. Сидел в правительственной ложе Разиль Валеев и буквально впитывал особую чудесную татарскую атмосферу фестиваля, атмосферу татарского ренессанса. Когда-то он в отчаянии бросал листовки на съезде Союза писателей Татарстана в советское время в поддержку умирающей татарской культуры и вот – он дожил до ее возрождения. В общем – и на татарскую улицу пришел праздник. Люди готовы были слушать народных певцов до утра. Настоящее «Сотворение татарского мира».
Рашит АХМЕТОВ.
опятьСВОЛОЧИ пишут ИЛЬХАМ.никакой же не хам, пишите,гондоны, ИЛЬГАМ!
С удовольствием бы побывал на этом концерте.Тоже люблю татарские народные песни.Очень.В них запрятана душа нашего народа.
ильгам уже пишут-перевоспитываются помалу.аллаху акбар.