Скандал на "Кинотавре"
В Сочи начались первые показы конкурсной программы кинофестиваля «Кинотавр», который под руководством Федора Бондарчука в этом году отмечает 25-летний юбилей. В этой программе 14 фильмов, 8 из которых сняли режиссеры-женщины. Российским телеканалам не удалось в полной мере рассказать о церемонии открытия главного смотра российского кино: выступление получившего почетную награду «За вклад в киноискусство и гражданскую позицию» режиссера Александра Сокурова содержало прямую критику российских политических реалий и призыв к освобождению политических заключенных, поэтому из репортажных отчетов было вымарано. Такая гражданская позиция лауреата оказалась близка не всем.
На вопросы Радио Свобода отвечает телекритик агентства «Интерфакс» Екатерина Барабаш.
– Александру Николаевичу Сокурову вручали специальный приз «Кинотавра», все это было оговорено заранее. Все знали, что ему вручают этот приз – специальный приз «За вклад в киноискусство и за гражданскую позицию». Александр Николаевич, выйдя на сцену, естественно, поблагодарил руководство фестиваля, а потом перешел к теме, которая, очевидно, его волновала, как, впрочем, и всех нас. Сокуров сказал, что, глядя на южные солнце и море, он особенно хорошо почувствовал, что такое свобода. Одновременно, считает Сокуров, ты не можешь не думать о тех, кто этой свободы лишен, в частности, о многих людях, которые сейчас находятся в российских тюрьмах. Это люди, которые осмеливаются делать что-то, что не нравится другим людям во власти. Также Сокуров сказал, что общество должно все-таки озаботиться собственным добросердечием. Он сказал, что очень надеется: в России есть и будут люди, которые не пожалеют живота своего, как Сокуров выразился, для того чтобы в России воцарилась единственная ценность – демократия. И еще отметил, что наша великая страна сейчас не совсем здорова.
– Выступление Сокурова было полно эвфемизмов или он говорил открытым текстом, называл имя президента России и говорил о тех молодых людях, которые страдают за свою активную гражданскую позицию, например «узниках Болотной»?
– Собственно, любимый эзопов язык эпохи Александр Николаевич в данном случае применил мастерски и профессионально, но все все поняли. Никаких имен названо не было – ни «узников Болотной», ни молодого человека, который сейчас в Питере сидит, которого Александр Николаевич защищает. Это молодой человек, который защищал памятники культуры, за что и сел на 4 года в колонию. Сокуров, кстати, упомянул, что многие молодые люди, которые осмеливаются защищать памятники культуры, за это оказываются в тюрьме.
– Екатерина, ну вот вокруг – праздничная обстановка, руководитель фестиваля Федор Бондарчук с торжественным лицом в зале, если не на сцене. Вдруг вот такое выступление... Как реагирует зал?
– Очень по-разному. Два раза Александру Николаевичу аплодировали. В самом начале, когда он благодарил за награду, практически весь зал встал в овации. Когда он произнес свою речь, в зале опять встали, но уже далеко не все. Наверное, на ноги поднялась примерно треть зала, остальные сидели – кто-то просто сидел, кто-то сидел с нахмуренным или растерянным лицом. С другой стороны, я не думаю, что это сильно испортило праздник руководству фестиваля, хотя бы потому, что формулировка повода для награды звучала так: награда не просто за вклад в киноискусство, но и за гражданскую позицию. И если вы хотите пригласить на сцену Александра Николаевича Сокурова, то должны быть готовы к тому, что он что-то скажет, что может не понравиться кому-то в городе Москве. А если вы хотите, чтобы это понравилось, тогда приглашайте Никиту Михалкова или Владимира Хотиненко.
– Как отреагировали в кулуарах фестиваля «Кинотавр» на случившееся? Как пресс-служба работает с журналистами, наверняка журналистов просили не уделять большого внимания тому, что говорил Сокуров?
– Пресс-служба для того и существует, чтобы сглаживать острые моменты и стараться ограждать свое руководство от возможных неприятностей.
– Расспрошу вас чуть более подробно о самом кинофестивале. Это первое большое культурно-массовое мероприятие в Сочи после Олимпийских игр. Вы присутствовали на «Кинотавре» в прошлом году в Сочи. Сейчас у вас другие впечатления или все так же, как было?
– Начнем с того, что все здесь отремонтировано, здесь все красиво, но цены взлетели так, что, честно говоря, с московскими деньгами, кажется, приезжать несколько опасно. Сочи всегда был дорогим городом, и в доолимпийские времена. Я думаю, что местные жители, как и мы, теперь воспринимают Сочи как город «до Олимпиады» и «после Олимпиады». Дороговизна, которая здесь была «до», она не идет ни в какое сравнение с дороговизной «после».
Что касается фестиваля, то он в этом году немножко особенный, потому что юбилейный. В этой связи организаторы постарались сделать его трогательным и немножко, в хорошем смысле слова, пафосным. В программе ставка сделана на молодых режиссеров – это понятно, это хорошо и это приятно. Кроме того, половина режиссеров, участников конкурса, – женщины.
– Это означает, что женское кино переживает в России расцвет?
– Организаторы фестиваля утверждают, что, конечно, никто не ставил перед собой задачу – отбирать конкурсантов по половом признаку: никакого сексизма ни в какую сторону. Вероятно, это веяние времени. Сейчас все больше женщин приходит в мужские профессии, а уж более мужской профессии, чем режиссер, найти трудно. Я думаю, что «Кинотавр» идет за этой тенденцией. С другой стороны, крупные фестивали (такие как Каннский фестиваль), отслеживая тенденции, часто определяют их сами и задают моду. Поэтому, может быть, «Кинотавр» тоже теперь откроет моду на женщин-режиссеров.
– Понятно, что впереди вся конкурсная программа, сегодня только первый день показов. Тем не менее список претендентов на главные призы известен. В конкурсе и режиссеры, которые снимают авторское кино, вроде Михаила Сегала, и совсем традиционалисты типа Александра Котта, который поставил «Брестскую крепость». Какого фильма вы лично ждете с нетерпением?
– Честно скажу, что на каждый показ я иду с некоторым нетерпением. Очень хочется что-то для себя открыть, очень хочется посмотреть фильм, после которого все дружно скажут «Ах!» или «Ох!». Среди прочего я, например, жду картину Ангелины Никоновой, потому что ее предыдущий дебютный фильм (снятый вместе с Ольгой Дыховичной) «Портрет в сумерках» оказался серьезным психологическим и, простите за слово, арт-хаусным, авторским кино. Новая ее работа – комедия. Два года назад здесь прозвучал Михаил Сегал с фильмом «Рассказы», остроумным альманахом историй о нашей жизни, о наших проблемах, начиная с коррупции и кончая женской безграмотностью. Очень хотелось бы, чтобы Сегал не утратил свежего взгляда на жизнь. Фильмов не так много, в конкурсе их всего 14. Надеюсь, отборочная комиссия работала серьезно, и все они окажутся достойными, – рассказала Радио Свобода кинокритик Екатерина Барабаш.
Андрей ШАРЫЙ.
(Радио Свобода.)
ПОБОЛЬШЕ БЫ СОВЕСТЛИВЫХ ТАКИХ КАК ОН!
точно! а то везде одни евреи.