Культура и искусство
Сын земли

Как гром средь ясного неба разразилось известие о кончине выдающегося сына татарского народа, писателя Туфана Миннуллина. Да, прежде всего – писателя. Как писатель он стал самым любимым и авторитетным человеком нашего народа, народным депутатом и всей страны, и много лет – республики. Он возглавлял и Союз писателей Татарстана, и Татарский центр Международного ПЕН-клуба. Он был лидером литераторов всего татарского мира не по формальному признаку. Все наши писатели признавали его безусловным аксакалом татарской литературы, более того, он был честью и совестью всего народа. Его книги, пьесы, поступки были исключительно правдивы, точны, поучительны.
Человеком должны управлять неписаные законы (Выступление на 28-м заседании Государственного Совета Татарстана IV созыва 26 апреля)

Действительно, повод для разговора о нашей культуре назрел. Накопилось много что сказать, и это требует особого внимания. Недавно в телепередаче «Семь дней» я слушал беседу Рустама Нургалиевича с президентом России. Я сидел и радовался, когда Рустам Нургалиевич говорил об интенсивном строительстве у нас в республике и больших преобразованиях в этой области. Я ожидал, что к концу разговора президент России спросит: «Как у вас, Рустам Нургалиевич, обстоят дела с вопросами культуры, строительством ее объектов?». Однако вопрос этот не прозвучал. Видать, на сегодняшний день не только для нашей республики, но и для всей России это не так важно. Между тем у нас есть чем гордиться, есть и над чем крепко подумать и поработать.
Стихи Юрия Макарова, казанского поэта

Видно, грусти не унять,
Не осилить доли.
Как руками не поднять
Солнышка над полем.
Турандот

В академическом театре им. Камала долгожданная премьера – «Принцесса Турандот», фьяба Гоцци, режиссер и художник-постановщик – китайцы, режиссер Ма Дженьхон (ученица Петра Фоменко, доктор филологии университета Валенсии, организатор мастерской по пьесам Чехова в Пекине, ставит спектакли в Национальном театре Боготы в Колумбии), художница Биен Вентон (она вице-директор Центра образования и театральных исследований Азии, педагог в Йельском университете, получила три премии Министерства культуры Китая за дизайн театральных декораций).
Фрагменты татарской истории (Часть 3)

После взятия Багдада требовалась большая передышка по многим объективным причинам. Территория погибшего халифата оказалась непригодной для конницы. Не было в достатке пастбищ, что бы двигаться на запад и юг. Прозорливый и умный Хулагу понимал, что он оказался в очень тяжелом положении. Измотанные кони штурмом Багдада, оказались без корма. Надо было срочно покидать эти песчаные пространства. Оставив воинские гарнизоны на поддержание порядка, армия Хулагу хана двинулась на северо-восток от Багдада в сторону Тебриза, где было рукой подать до Карабаха, основной базы для ремонта и содержания конского состава.
Туфан ага

В Татарском академическом театре им. Г.Камала состоялось прощание с известным драматургом и общественным деятелем Туфаном Миннуллином. Народу было очень много – Туфан ага пользовался заслуженным авторитетом как у простых людей, так и в элитарных кругах татарского общества.
Созвездие 2012

В УНИКСе прошел гала-концерт республиканского фестиваля «Созвездие-2012». Было исполнено 46 номеров, в них приняли участие более 4 тысяч одаренных детей, подростков, юношей и девушек. Сам концерт длился 4,5 часа и, как уже принято на «Созвездии», проходил в режиме нон-стоп. Вообще «Созвездие» отличается особым неповторимым заразительным молодежным драйвом. По творческой находке идеи татарстанское «Созвездие» уже давно переиграло федеральный КВН, который стал предсказуемым, скучным и казенным, по-плохому буржуазным, тупиковым. Это отмечают и специалисты ГИТИСа.
Альбина

Альбина Шагимуратова получила в этом году «Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере «Лючия ди Ламмермур». У нее было 9 конкуренток, однако вопрос для нее даже не стоял, жюри единогласно проголосовало за то, чтобы премию отдать Альбине Шагимуратовой. Из-за «Золотой маски» она даже разорвала контракт в Вене. На пресс-конференции в театре оперы и балета им. Джалиля ее спросили, где она будет хранить «Золотую маску», она сообщила: оставлю пока в театре в Казани. Она признана лучшей оперной певицей в России сегодня. И это при том, что, как она сама говорит, приняла решение стать оперной певицей только в 20 лет, как говорит, «перевернула страницу». Она поступила в Казанскую консерваторию на дирижерско-хоровое отделение, ее опекал Хайдар Бегичев, она безумно любила Марию Каллас. Возможно, в будущем году возьмет вторую «Золотую маску» уже за оперу «Руслан и Людмила» в Большом театре.
О Кожинове

Выдающийся литературовед, критик, историк, философ, публицист и на редкость цельная личность Вадим Валерианович Кожинов (1930 – 2001) в жизни и в духовном становлении множества людей нашей страны сыграл решающую роль. Так было и со мной.
Меня с Вадимом Валериановичем познакомил Евгений Петрович Барышников (1929 – 1991), мой духовный наставник, Учитель, друг, кандидат филологических наук, доцент, толстовед, а с 1971 г. доцент кафедры русской и зарубежной литературы Липецкого госпединститута. Евгений Петрович, преподававший нам в Елабужском госпединституте «Введение в литературоведение» и «Русскую литературу XIX в.» (вторую половину), учился с В.В. Кожиновым, П.В. Палиевским, С.Г. Бочаровым, Г.Д. Гачевым и др. на одном потоке филологического факультета Московского университета.
Родник

Однажды Рамазан бабай сидел с внуком, а мимо шли молодые люди с бутылками пива, смеялись. громко о чем то спорили и все время пили на ходу. Внук спросил деда: «бабай что это они все время пьют из этих банок ? Ты говорил, что есть живая вода и мертвая. Раз они веселые. значит это живая вода?»
Вздохнул Рамазан-бабай, погладил по голове внука и произнес: слушай, внучок такую историю.