Человеком должны управлять неписаные законы (Выступление на 28-м заседании Государственного Совета Татарстана IV созыва 26 апреля)
Уважаемые Рустам Нургалиевич!
Фарид Хайруллович!
Уважаемые коллеги!
Гости!
Если козья песня, как водится, всегда о капусте, то моя – неизменно о культуре, о ее проблемах. К этому своему выступлению я готовился давно и, так получилось, выступил вот после сегодняшнего доклада Ильдара Шавкатовича.
Действительно, повод для разговора о нашей культуре назрел. Накопилось много что сказать, и это требует особого внимания. Недавно в телепередаче «Семь дней» я слушал беседу Рустама Нургалиевича с президентом России. Я сидел и радовался, когда Рустам Нургалиевич говорил об интенсивном строительстве у нас в республике и больших преобразованиях в этой области. Я ожидал, что к концу разговора президент России спросит: «Как у вас, Рустам Нургалиевич, обстоят дела с вопросами культуры, строительством ее объектов?». Однако вопрос этот не прозвучал. Видать, на сегодняшний день не только для нашей республики, но и для всей России это не так важно. Между тем у нас есть чем гордиться, есть и над чем крепко подумать и поработать.
Но если б такой вопрос был задан, Рустам Нургалиевич ответил бы: «В Атне вот открыли новый театр, ведем, мол, капитальный ремонт здания нашего Союза писателей». Конечно же, рассказал бы он и о недостатках. О том, что вот уже на протяжении пятнадцати лет мы думаем о строительстве нового здания Национальной библиотеки, но никак не придумаем, как его начать. Это наша насущная проблема в будущем. Потом он сообщил бы, что в городе Набережные Челны, где проживает 500 тысяч человек, до сих пор нет нового здания театра. А тем временем в Челнах на сегодняшний день должно было бы работать четыре–пять театров. Если б я был руководителем района, я бы за существующее здание театра чувствовал себя очень неуютно. Вообще, только от упоминания о нем я бы сгорал со стыда.
Второе. Вопрос о театре в Нижнекамске. Все время мы с гордостью говорим о нижнекамском «Нефтехиме». А в городе между тем нет театра, отвечающего современным требованиям, где горожане могли бы с удовольствием смотреть различные спектакли. Я ведь об этих трех объектах культуры говорил между делом, что называется – по поводу. Хотя тут есть над чем подумать, не между делом, не по остаточному принципу. Не надо смотреть на культуру как на что-то никчемное, второстепенное. Культура по большому счету есть жизненный образ человека, его дух, вера. Без внутренней культуры мы никогда не станем передовой нацией.
Если мы сегодня вынуждены говорить о полицейском участке «Дальний», то здесь нам необходимо найти основу этого явления. В чем тут дело? А в том, что из-за крайне низкой культуры мы уже многое перестали понимать.
Сегодня я задал вопрос мировому судье, спросил у него: что выше – писаные или неписаные законы? И он не смог сразу ответить, сказал: законы писаные выше. А я считаю наоборот. Человек в первую очередь должен прислушиваться к своей совести, своему внутреннему миру, духу, культуре и следовать их канонам. Вот уж когда человек не может слышать внутреннего голоса или у него там, внутри, вообще ничего духовного нет, тогда-то для него и пишутся законы вне его воли. Их пишут для него сторонние люди, и он, будь добр, должен исполнять их. Нужно серьезно задуматься, что здесь на самом деле имеет первенствующее значение.
Стало привычным говорить: «Татарстан – спортивная республика, Казань – столица российского спорта». Очень хорошо. Спорт нужен. Но рост в одну лишь сторону – это ненормально. Скажем, слыхали ль вы когда-нибудь, чтоб люди, выйдя из театра после спектакля, учинили массовую драку? Нет. А после футбольного матча дерутся. О чем это говорит? О том, что уровень футбольных фанатов ничтожно низок и смотрят они на свое любимое действо глазами неандертальца. Для них спорт не духовная потребность, не урок культуры и нравственных ценностей, а предмет раздора и вражды.
Еще один пример. Вот смотрю я телепрограмму «Пусть говорят». Речь в ней идет о каком-то распутстве, об одной семье, ведущей развратный образ жизни. Не хочу анализировать эту передачу, остановлюсь лишь на одной фразе, прозвучавшей там и резанувшей мою душу. Действующее лицо, по профессии юрист, как бы подводит итог: «Устроили сабантуй!». Какой же это сабантуй, спрашивается? Когда это наш народный праздник Сабантуй был примером распутства и аморальности?!
Такие вот вещи вошли в нашу жизнь, такие разговоры, терминология. И наши руководители частенько не гнушаются ввернуть в свою речь нечто, на их взгляд, солененькое, типа «мочить…», даже цитировать неохота. Подобные словечки непристойны в устах руководителей государства. Власти должны разговаривать со всеми людьми языком человеколюбия, смотреть на людей как на людей, как на граждан, вне зависимости от их национальной, социальной, общественно-политической принадлежности.
Не так давно взяла старт культурная кампания, посвященная историческим памятникам, историко-архитектурному наследию на территории Татарстана. И одним из главных наших исторических памятников мы с недавних пор с большой торжественностью объявили город Булгар и Свияжскую крепость, заговорили об их восстановлении и даже возрождении. Ладно, Булгар он и есть Булгар. Но вот утверждают, что Свияжск – это святое место. Однажды, когда вот здесь, на заседании Госсовета, с такими словами выступал один депутат, я сказал: как же святым местом может быть плацдарм для нападения? Кто мог придумать это? Такое заявление – наглядный пример уровня нашей культуры. Крепость, возведенная для завоевания чужих земель, никоим образом не может быть святым местом. Ни для победителей, ни для тем более побежденных. Надо знать историю. К сожалению, нынче книг почти не читают. Что там говорить, когда и наши депутаты в этом отношении примером в своем большинстве не служат. Я вот смотрю, на спектаклях в наших театрах их больно-то не видать. Думаю, Фарит Хайруллович, как-нибудь найдем возможность обсудить наше духовное состояние на, может быть, парламентских слушаниях. Каков сегодня наш духовный мир? Есть ли у нас право называться людьми? Или мы так и продолжим существовать как отсталый дикий народ?
Туфан МИННУЛЛИН.
Перевод с татарского –
А. Мушинский, А. Сафиуллин.
Хорошая статья.Только по-меньше надо чем-то гордиться.Гордость это не хорошее качество.Можно же просто радоваться.
По-поводу законов,то конечно, судьи руководствуются буквой закона,которые в свою очередь пишутся опираясь на дух закона.Так,что ув.Т.МИННУЛЛИН прав в своих суждениях.