Фрагменты татарской истории (Часть 3)
После взятия Багдада требовалась большая передышка по многим объективным причинам. Территория погибшего халифата оказалась непригодной для конницы. Не было в достатке пастбищ, что бы двигаться на запад и юг. Прозорливый и умный Хулагу понимал, что он оказался в очень тяжелом положении. Измотанные кони штурмом Багдада, оказались без корма. Надо было срочно покидать эти песчаные пространства. Оставив воинские гарнизоны на поддержание порядка, армия Хулагу хана двинулась на северо-восток от Багдада в сторону Тебриза, где было рукой подать до Карабаха, основной базы для ремонта и содержания конского состава.
Карабахская земля с ее прекрасными пастбищами, горным климатом, достатком корма и воды, оказалась спасительницей татаро-монгол. Ранней весной 1260 г. обновленная конница с катапультами и стенобитными машинами на колесах, со всеми обозами для ведения осадной войны, фуражом и продовольствием, как уже говорилось выше, взяло курс на Халеб и Дамаск, не взятые ранее татаро-монголами регионы погибшего Аббасидского халифата. Дойдя до Халеба и осадив его со всех сторон как некогда Багдад, Хулагу отправил своих гонцов в столицу Киликийской Армении к царю Гектуму I в город Сис, расположенному на берегу Средиземного моря. С требованием согласно заключенного договора о союзнических отношениях принять участие в данной военной компании. Согласно данного договора заключенного между Киликийской Арменией и Великой Монгольской империей, армянская армия должна была немедленно выступить и вступить в боевые действия на стороне татаро-монгол. Царь Гектум I без промедлений собрав армию, прибыл к окрестностям Халеба. Через семь дней обороны, Халеба пал от ударов союзнических войск татаро-монгол и киликийских армян. Как свидетельствуют армянские источники «Поднялся страшный крик, и от голосов наступающих войск сотрясалась земля. Они ворвались в город, и безжалостно начали истреблять мусульман, не трогая в свою очередь христиан, их церкви и монастыри». После падения Халеба, Хулагу все, подчиняя на своем пути, дошел до Иерусалима, но входить в этот священный город не стал. Везде и всюду он расставил своих наместников над покоренным населением Иерусалима и взял курс на Дамаск. Около года армянская армия Гетума принимала самое активное участие в этих завоевательных походах Худагу хана, а затем в 1261 г. вернулась в Киликию.
По возвращение домой Гетум узнал о событиях, которые произошли за это время в далеком Каракоруме. После смерти четвертого императора татар- Великого хана Мунке (Мангу) два родных брата и кровных внуков Чингисхана – Ари Буга и Хубилай сцепились оказывается в мертвой схватке за трон умершего императора Мунке (Менгу) и тем самым спровоцировали в империи первую гражданскую войну в результате чего произошло разделение народа. Хубилай провозгласил себя великим ханом в Пекине, а другой брат Ари Буга короновался в Каракоруме. Центральная власть, просуществовав по-существу около 55 лет, рухнула. Это был ключевой момент татаро-монгольской истории, очень важный и судьбоносный. Гетум был опечален от такой информации, ибо он понимал, что очень выгодный договор для Киликийской Армении, живущей в окружении вечных врагов армяно-григорианской церкви, в одно мгновение превратился в пустой звук. Опечален был этой информацией и Хулагу, он понимал, что задача поставленная центром идти на мамлюкский Египет, иными словами на северную часть Африки, теперь стала невозможной. Хулагу хан в этой обстановке принял единственно верное решение – обосноваться в Тебризе и Карабахе и полностью подчинить своей власти такие вассальные государства как Иран, Ирак и Сирию.
Государство созданное Хулагу ханом на Ближнем Востоке, было названо государством Ильханов т.е. народных ханов. Первые восемнадцать лет над государством Ильханов (1534 г.) установилась власть Оттоманских турок, потомков Великих Сельджуков. Царь Гетум в силу своих союзнических обязательств перед татаро-монголами и в частности перед Хулагу, особенно после кончины Великого Мункэ, выполнял множество всяких военных поручений своего старшего брата – государства Ильханов. В силу этих добрых отношений между возникшим новым государством татаро-монгол и Киликийской Арменией никто на Ближнем Востоке не осмеливался выступить против Киликии, которая, как известно получило право распространять свою веру и строить армяно-григорианские монастыри и церкви на всей территории Великого шелкового пути, которая контролировалось не одно столетие предками татаро-монгол хуннами, затем тюркскими каганатами, а в последствии династией чингизидов.
Уместно будет напомнить нашим внимательным читателям о подвижнической деятельности армянских христиан-монофистов, которая была очень активной, они во второй половине XIII веке появились на территории Чуйской долины (Кыргызстан). Армяне построили свои церкви и монастыри в районе реки Аламедин, проникнув даже в акваторию озера Иссык-Куль. Согласно Каталонской карте (1375) армянские монахи совершили перезахоронение мощей святого Матвея в северо-восточной части озера Иссык-Куль. Следы армянских монахов и строителей сохранились и на территории Булгара. Подобное проникновение вглубь империи чингизидов и проявление активной деятельности стало возможным благодаря подписанному договору о союзе Киликийской Армении с Великой империей чингизидов, о которой говорилось выше. Как свидетельствуют многочисленные армянские источники царь Гетум даже после кончины Великого хана Мункэ оставался верным союзником татаро-монгол и выполнял множество всяких военных поручений Хулагу – хана государства Ильханов. Никто на ближнем Востоке не осмеливался выступать против Киликии, которая как уже говорилась выше, имело право распространять свою веру и строить армяно-григорианские монастыри и церкви на всех землях потомков Чингисхана. Этот договор между Гетумом и Мункэ в армянском обществе воспринимался крайне неоднозначно. Если одни подвергали этот союз беспощадной критике, то другие проявляли сдержанное одобрение. Но чтобы не говорили и куда бы ни прятали бесценные исторические документы и как бы не замалчивали бы эти вещи, а факты остаются фактами. Для армян этот союз был выгоден впрочем, и для татаро-монгол. Как известно многие армянские деятели возглавляли дипломатические миссии чингизидов и эти сообщения живут по сей день во многих документах. Армянские летописцы не только фиксировали факты, но и размышляли, ставя перед собой вопросы типа «как» и «что». Вот одно из этих свидетельств: «Возникает вопрос, каким образом татары сумели создать огромную, хотя недолговечную империю от Тихого океана до Адриатического моря? Наши материалы показывают – заключают армянские средневековые аналитики, – что ни одно войско нашего времени не проявляло такой боеспособности и организованности, как татаро-монголськое.
Татары были войны храбрые и стойкие. По дисциплине и способу ведения боя превзошли все народы до и после них».
В 1263 г. Киликийскую Армению охватила скорбь, умер отец Гетума – Великий князь. В этот год траура исмаилиты мамлюкского Египта под руководством военачальника Харамана появились на границе Киликийской Армении и потребовали, чтобы армяне и Румский султан величали бы его тоже султаном.
Затем этот Хараман стал угрожать брату царя Гетума – Смбату. Три года Смбат удерживал этого самозванца у Киликийской границе, тратя огромные средства. Этот крупнейший разбойник родом из кочующих племен исмаилитов был не только великим авантюристом, но умел внушать страх, утверждая, что он мистическая личность. Таким образом незаметно превратился в силу, от которого боялся султан Рума – Руки-ад-дин и не осмеливался возражать ему. Мало того, видя, как к Хараману тянутся разрозненные арабские племена, потребовал величать себя султаном. Надо было, что то делать с этим разбойником. Царь Гетум отправился в Торс, где квартировались армянские войска. Узнав об этом, Хараман устроил засаду в непроходимых каменных ущельях. Когда разбойники увидели огромную армию Гетума, не выдержав напряжения открыли огонь. В ущелье завязалось сражение, которое заставило разбойников, обратится в бегство. Хараман в этой битве был убит. Гетум, натерпевшийся от этого прохвоста, был рад, что его страна наконец –то была очищена от международного криминала. Затем он отправился в Антиохию и посетил церкви святых Петра и Павла.
Своим визитом, Киликийский царь воздал должное предкам матери, которая происходила из греческого рода и по преданиям восходила своими корнями к Великому Аитиоху, создателю государства Селевкидов, после смерти Александра Македонского. А завершить этот фрагмент татарской истории хотелось бы выдержками Давида Багишеци – средневекового армянского историка, чьи труды хранятся в Ереванском Матенадоране.
«Осенью 1220 пришли с северо-востока татары: по словам они, были из стран Чина и Мачина (Китай), другие считают их варварскими племенами, а третьи скифами и все эти племена называются татарами согласно пророку – варварами-скифами, которые были многочисленны и могущественны. Их царя называли Чангызхан. После смерти царя на царский престол взошел его младший сын Октай хан (Угэдей). Он собрал несметное войско и назвал своих войнов мугал-татарами (монголо-татары), состоящих из хазаров, хуннов и многих других племен и разделил их на три части. И войска ушли, разрушили власть народа. Свершилось предсказание великого Нерсеса: «Народ стрелков разрушит все страны» Ой, горе нам!
В 1258 г. Хулагу, брат Менгу хана захватил Багдад и уничтожил халифат.
В 1264 г. Египетский султан вторгся в Киликийскую страну. Левона – сына Гетума отправили в рабство в Египет, а младшего сына Тороса, убили. Вскоре после этих событий в 1265 г. Умер покровитель Киликийской Армении Хулагу хан, основавший государство Ильханов.
Давид Багишеци подсказывает нам ценнейшие мысли и его точка зрения удивительно совпадает с мыслями Эдварда Паркера, который высказал мысль о том, что татары были не этносом ни народом, а татарской кочевой расой. К этой мысли склоняются сегодня, многие аналитики, называя татаро-скифскую расу потерянную историей.
Еще одна деталь. Багишеци точно называет цели предводителей татаро-монгол; разрушить «плохие» страны и установить справедливый порядок; одно государство на земле подобно одному священному небу Тэнгри над землей. Одним словом идеология Чингисхана была близка к идеологии космополитизма, которую сегодня осуждают левые силы и к который призывают сторонники единого экономического космополиса.
Продолжение следует
Наркас Мулладжанов,
г. Казань
Очень интересный пересказ из книги Р. Груссе "Империя степей". Однако, форма совершенно неприемлимая в современном цивилизованном мире. Получается, что автор, переписавший все это, выдает рассказ за свое. Это мне напоминает тех бабок, которые 9 мая красовались в чужих мундирах генералов и героев советского союза аж даже на трибуне на Красной площади. Если это возмоюжно вообще, я бы призвал редактора прекратить компромитацию газеты.