Культура и искусство
Большевики
Мы представляем читателям малоизвестную картину Ильи Репина «Большевики (Красноармейцы отнимают хлеб у голодного ребенка)». Картина написана в Финляндии, не закончена. Репин был антисоветски настроенным человеком. Известно, что Репин написал также картину «Быдло империализма», где повторил картину «Бурлаки на Волге», только в виде бурлаков изобразил бунтующий пролетариат.
Соотечественникам
Англичане, что с вас пот?
Гнете спины на господ?
Ткёте, пашете, куёте –
ну а сами как живёте?
47-й сезон
Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского открыл новый 47-й концертный сезон. Это третий по счету сезон оркестра под управлением Сладковского. В прошлом 46-м сезоне оркестр дал 60 концертов, которые посетили 50 тысяч человек. Средняя цена билетов в сезоне – 229 рублей.
С оркестром выступили: Денис Мацуев, Александр Князев, Юрий Башмет, Дмитрий Хворостовский, Роберто Аланья, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Игорь Бутман, Барри Дуглас, Алена Баева, Давид Герингас, Николай Луганский, Альбина Шагимуратова. Состоялось 4 международных фестиваля: «Казанская осень» (оперный фестиваль под открытым небом), «CONCORDIA» (фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной), «Рахлинские сезоны» (посвящен памяти первого худрука оркестра Натана Рахлина), «Белая сирень» (фестиваль имени Сергея Рахманинова).
Памятнику Баумана не повезло…
Николай Бауман – человек, имя которого и по сей день носит «казанский Арбат».
В середине 1930 года было принято решение о переименовании большинства улиц Казани с целью увековечения истории Октябрьской революции и ее деятелей. В частности, уже в декабре того же года улице Большой Проломной присвоено имя Баумана, а на прилегающей Рыбнорядской площади начали подготовку к установке памятника профессиональному революционеру. В 1930 году как раз исполнилось 25 лет со дня гибели Н.Э. Баумана от рук черносотенца.
Именно эта деталь легла в основу надписи на памятнике. На постаменте кириллицей и более крупно латиницей выгравированно: «Бауман».
Сарай земной
С точки зрения прогресса российской киноиндустрии «Орда» – безусловное достижение. Высокобюджетный фильм снят, как говорится, на чистом сливочном масле. Изучались литературные документы эпохи, музейные экспозиции и археологические раскопки. На берегу Клязьмы была построена декорация Москвы ХIV века, в павильонах «Мосфильма» воссоздан интерьер Успенского собора. Сшито более тысячи костюмов; тот, что надевал Максим Суханов, с настоящими коваными украшениями, весил 20 кг. Съемки Орды проходили в Астраханской области, в местах, где находилась золотоордынская столица Сарай-Бату; теперь на базе этой декорации создается туристический центр. В массовых сценах фильма участвовали триста местных жителей и более ста наездников.
«Орда»
Фильм – полное фуфло, уж извините за грубость. Жалко потерянных денег и времени. Историчность фильма не выдерживает никакой критики. Исторических ляпов множество, начиная с упоминания аллаха Великим ханом (ордынцы все еще были язычниками во времена и Казанского царства, и Голубой Орды – XVI в.) и их просто не перечислить. Среди прочих, например, крайне жестокое обращение с пленными, доведение их до измождения, их бессмысленное убийство. Глупость! Пленные в те времена – крайне дорогой товар, с которым ордынцы обращались бережно, даже с батраками, т.к. их при нужде тоже можно было продать или обменять. А мотивация убийства одного из пленных, которому в начале фильма так реалистично отсекли голову?
Сонет 66
Устал я жить и видеть, как
удачлив в жизни лжец и рвач,
а тот, кто трудится, – бедняк,
а кто не трудится, – богач;
Мои учителя
Из русских поэтов трое вредили мне в моем ученичестве: Блок, Фет и Есенин, за что первого я возненавидел, второго забыл, а у третьего взял очень немногое.
Блок вреден для учеников вот чем: имея авторитет поэта, он дает возможность ученику вбить себе в голову, что если ты пишешь «музыкально» и «красивыми словами», то эта писанина и есть стихи.
Стихи
Всё знали руки – стирку, пяльцы,
мороз и жар. Но мне в лицо
блестит у матери на пальце
её венчальное кольцо.
Оно утончилось о тыщи
рукопожатий и вещей,
но – вещь! И блещет еще чище,
еще священней и вечней!
Рифкат Исрафилов
Он упорен и трудолюбив, настойчив и целеустремлен. В своей профессиональной деятельности он где-то даже азартен и своим азартом заражает всех вокруг, он умеет собрать команду единомышленников и вместе добиваться успеха. Театр – дело его жизни, театр – это его девиз. Его с полным правом можно назвать созидателем. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель и главный режиссер Оренбургского драматического театра им. М. Горького Рифкат Исрафилов.