Культура и искусство
200 лет Тарасу Шевченко
Живопись вообще первична в творчестве Тараса Шевченко, рисовать он начал гораздо раньше, чем сочинять стихи, и именно за художественный дар его и выкупили художники у крепостника Энгельгардта. Жизнь Тараса Шевченко полна драматических событий, невероятных приключений, улыбок и насмешек судьбы, но в советское время помнится лишь один более-менее стоящий фильм о жизни кобзаря – так называли на Украине певцов-бардов, исполняющих свои стихи под кобзу, и хотя позже утратился первоначальный смысл поэта – музыканта-исполнителя, но «кобзарь» закрепилось крепко за певцом чаяний народа Тарасом Шевченко.
Банкрот
С удовольствие посетил премьеру театра им. Камала «Банкрот». Постановка Фарида Бикчантаева, художник Сергей Скоморохов, музыкальное оформление Фуата Абубакирова. Республиканскую театральную премию Тантана 2014 года, кстати, получили два актера из этого спектакля. Радик Бариев (Сиразетдин) за лучшую мужскую роль, Искандер Хайруллин (Гарафи) за лучшую эпизодическую роль.
Поэты-передвижники
Лилия Газизова совместно с директором центральной библиотечной системы Казани Р.Н. Исмагиловой стала идейным вдохновителем и координатором нового культурного проекта, который как никогда актуален в нынешнем году, объявленном, как известно, Годом культуры. Суть его заключается в том, что культуру, поэзию, прозу нужно нести в люди. Лилия Газизова сказала: «Мы действуем по принципу, что если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе, а речь идет о том, что часто на наших культурных мероприятиях, вечерах поэзии, как правило, присутствуют одни и те же люди, и я боюсь, что скоро ситуация станет подобной той, что наблюдается в Москве, когда на вечера поэзии приходят одни поэты.
Людмила Ахмедова
На 77 году жизни после долгой болезни скончалась пианистка Людмила Исхаковна Ахмедова – человек редкого дарования, музыкант от Бога. Для пересчета казанских пианистов такого уровня было бы много пальцев даже одной руки.
Людмила Исхаковна была жизнелюбивым, открытым и в то же время сдержанным, скромным и нетребовательным к жизни человеком, довольствовалась тем, как складывалось ее жизнь по естественному ходу событий, без всякого вмешательства с ее стороны. Она обладала каким-то особым чувством самосохранения и при неблагоприятном стечении обстоятельств не терзалась, а умела их обойти или убедить себя, что именно того, что случилось, она и хотела.
Чехословакия
Страшнее боли нет, чем от удара друга.
Не жить и не дышать – как танком по душе.
Куда уйдешь из замкнутого круга?
Пространства рушатся – с востока, с юга,
не алый мак – лишь жерла на меже.
О себе
Разрушен я, как храм на пустыре.
Нагадили во мне и наследили.
Снят колокол, и пусто в алтаре,
на стенах кровь от пыток и судилищ.
Между литургиями
Ни день не был днем литургии, ни час – часом; я бродил с другом по ереванским улицам. На дороге, ведущей к весне, посреди шума кафе, машин и людей, до меня вдруг донеслись шараканы (1)... По мере того, как мы приближались к храму Григория Просветителя, сомнение прорастало зелеными листочками подснежника. Мы купили свечи у стоящей поодаль от церкви женщины. В Божьем доме было чудо – «Летаргическое пробуждение». Мы засвидетельствовали на литургии Сретение Господне. Уже закрыт был зал зажжения свечей, но изнутри белокурый юноша, увидев наши заранее купленные свечи, позвал нас из толпы внутрь. После зажжения свечей солнце заходило в правый карман рясы, а из левого появлялась облатка луны.
Танки идут по Праге
Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Лопатин (ч.3)
Мы продолжаем наше интервью с Вячеславом Лопатиным, организатором казанского рок-фестиваля «Звуки нашего времени». Он рассказывает о своей жизни, о проблемах казанского рок-движения. В ходе беседы витал сакраментальный вопрос: почему казанские группы, весьма профессиональные, не пробиваются на федеральный уровень? Вячеслав Лопатин считает, что проблема в путах провинциального мышления, в подражательности, отсутствии творческой среды поклонников, объективной критики и желании создавать собственные неповторимые, оригинальные произведения.
"Ленинград"
В Казани, в концерт-холле «Эрмитаж» («Ривьера»), состоялся концерт, как ее называет Сергей Шнуров, группировки «Ленинград». Танцпол стоил 2,5 тысячи рублей, народу было человек 400, в основном до 30 лет. Раньше этот возраст называли «комсомольским». Помещение было пропитано парами алкоголя и потом. Было много незамужних девушек, которые с азартом хором подпевали Шнуру в его гиперматерных талантливых песнях, которые напоминают отточенные до степени народности рок-частушки. Подобные озорные матерные частушки, наверное, распевали девки в русских деревнях столетиями. Во всяком случае, несмотря на «водопады» ненормативной лексики, оставалось ощущение языческой рок-культуры, векового русского народного скоморошества, желания выскочить из-под пресса условностей, государственного контроля, лжи. Ощущался явственный протест против ханжества «человека в футляре».