200 лет Тарасу Шевченко
Его лирика живописна, ярка, и хотя во времена, когда он создавал свои произведения, еще не было кинематографа, ее по праву можно назвать кинематографичной: кадр за кадром встают перед нами живые картинки, как в кино:
Садок вишневий коло хати,
Хрущi над вишнями гудуть,
Плугатарi вечерять йдуть,
Спiвають iдучи дiвчата,
А матерi вечерять ждуть..
Живопись вообще первична в творчестве Тараса Шевченко, рисовать он начал гораздо раньше, чем сочинять стихи, и именно за художественный дар его и выкупили художники у крепостника Энгельгардта. Жизнь Тараса Шевченко полна драматических событий, невероятных приключений, улыбок и насмешек судьбы, но в советское время помнится лишь один более-менее стоящий фильм о жизни кобзаря – так называли на Украине певцов-бардов, исполняющих свои стихи под кобзу, и хотя позже утратился первоначальный смысл поэта – музыканта-исполнителя, но «кобзарь» закрепилось крепко за певцом чаяний народа Тарасом Шевченко.
Так вот, советский фильм, снятый еще в 1951 году режиссером Игорем Савченко с Сергеем Бондарчуком в главной роли, преподносит нам романтико-героический образ кобзаря.
Несколько иным он выступает в произведениях современных авторов, когда стало чуть ли не за правило все переворачивать с ног на голову и все очернять, таков кобзарь у украинского писателя Олеся Бузины. Конечно, истинный образ мало кто действительно знает, ведь правда – она где-то посредине. О жизни и творчестве поэта и живописца, которому в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения, рассказал на торжественном вечере, посвященном этому событию, Евгений Савенко – председатель Нижнекамской украинской диаспоры и организатор общества любителей украинской культуры и искусства у нас в Казани. Многие в этот вечер узнали и малоизвестные факты из жизни кобзаря, которые касаются и нашего города. И это не только пребывание Шевченко здесь и факт запечатления этого события в дневниках его и картинах. А связывало Шевченко с Казанью и другое, а именно – романтическая история с известной казанской актрисой того времени, и хоть познакомились они в Нижнем Новгороде, но позже актриса была примой нашего театра и всегда помнила о своих встречах с поэтом.
Шевченко даже предлагал ей соединить их судьбы, но разве мог отец девушки отдать ее за только что освободившегося после казахстанской ссылки бедного поэта, художника, тем более что между ними была довольно значительная разница в возрасте, поэтому не случилось этого брака. Шевченко остался навсегда со своими думами и стихами.
А еще на вечере звучали стихи поэта и песни. Было удивительно, что песню на украинском языке исполнили татарская девушка и русская женщина – и это еще раз доказывает то, что искусство выше всякой политики и прочих недоразумений, оно объединяет всех. Истинное искусство вечно и прекрасно, и оно способно спасти мир, Шевченко для украинцев то же, что для русских Пушкин, для татар Тукай.
И то, что в нашем городе отметили 200-летие со дня рождения великого украинского поэта и художника, говорит о многом, говорит о нашей толерантности и истинной интеллигентности. Примечательно и то, что событие это случилось в Музее изобразительных искусств Татарстана, который в последнее время часто становится культурным и интеллектуальным центром города. Красота должна и обязана спасать мир.
Елена ЧЕРНЯЕВА.
Язык "кобзаря", конечно, очень живописный.Но у меня при его чтении возникают ассоциации больше с Есениным, чем с Пушкиным.
А Пушкин, между прочем рекомендовал поэтически:
"...и башку с широких плеч
у татарина отсечь"! Очень толерантно и интеллигентно. Это трансформировалось в идеологии,например,РИСИ в "искусство убивать"(не русских)в формулировке Глеба Павловского. И вся эта "каннибальщина" благополучно множиться в толерантном г. Казане. Чудеса эклектики.
...выезжают погулять,
серых уток пострелять
иль башку с широких плеч
у татарина отсечь.
Дико извиняюсь,два слова в защиту поэта :это вообще-то сказка народная,переложенная пушкиным в великолепную стихотворную форму -душа поет,когда читаешь!кто же противник(враг)русских -ясен пень,ТАТАРИН.не армянин и не еврей,и не башкир...правду написал пушкин на основе правдивой народной русской сказки.гордиться лучше по такому поводу. это вам не сибгатуллин со своими сказками!
сказка подтверждает,кстати,что евреев-хазаров тама не водилось в ту пору: не написал же -"у еврея отсечь"(сори,у хазара,у ротшильда).
Людмила Максимчук,
поэтесса, писательница, художница,
Член Союза писателей России,
Московской городской организации
E–mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/
* * *
Из сборника «ЛЕПЕСТКИ» – стихотворений, посвящённых великим и любимым поэтам…
* * *
Украинскому поэту Тарасу Шевченко (1814 – 1861)
* * *
«Я был поэтом? Вздор! Своё стило
Я продал. Взял другое ремесло».
Тарас Шевченко, авторизованный перевод с грузинского, «Монолог ремесленника»
* * *
«Свободы праведной глотни,
Моя родная Украина!» –
Призыв отеческий, былинный,
Звучит так часто в наши дни.
Тарас Григорьевич, скажи:
А сколько ждать ещё придётся
Твоей земле, пока начнётся
Раздел у крепостной межи
С итогом – в пользу бедняка?
В холопских генах боль скопилась!
«Чтоб справедливость проявилась,
Должны ещё пройти века, –
С усмешкой отвечал Тарас. –
А если нет душе покоя,
Возьмите правило другое:
Живите проще. В добрый час!»
…Свободы праведной глотнув,
Моя родная Украина
Застряла; по колено – глина,
Вокруг – болотная трясина,
Так никуда и не свернув...
28 февраля 2010 г.
УУСТИК, 24.04.2014 в 16:21 и др.
"Дико извиняюсь ...".
__________________________________________
Это можно трактовать по- разному.
Но, почему-то комментарии от татар очень часто с какими-то извинениями. Это ясно показывает, что у татар очень глубоко сидящий в их сознании комплекс вины. Перед кем ? Скорее всего, татарам вдолбили в сознание, что они какие-то неполноценные и всегда перед всеми виноватые. Они не могут избавиться от этого. Даже молодёжь.
Татары! Запомните твёрдо. Вы ни перед кем, ни в чём не виноваты. Избавьтесь от комплексов, навязанных вам "рашистскими" идеологами от истории и науки. Дышите свободно и будьте свободными.
"...А сколько ждать ещё придётся
Твоей земле, пока начнётся
Раздел у крепостной межи"
Л. Максимчук
_____________________________________________
Крепостная межа заставляет татар извиняться.
Прежде всего.
УУСТИК, 24.04.2014 в 16:21
"...это вам не сибгатуллин со своими сказками"!
___________________________________________
Эти сказки надо "опровергать" научными достоверными данными.
Но, и не следует забывать, что в каждой сказкен есть намёк и свой смысл. В этом их ценность.