Культура и искусство
Стихи Леонида Топчия
Воины сшиблись и - в стороны,
Тишь опустилась на дол.
Вороны, черные вороны
Сели за праздничный стол.
Шамиль Закиров
Ушел из жизни Шамиль Закиров, директор Татарского академического театра им. Камала. Огромная потеря для всей татарской да и мировой культуры. Подвижник. Ему было 66 лет, 15 марта должен был быть день рождения. Он был молод душой. Не выдержало сердце, инфаркт, «скорая» к нему ехала час, он скончался в машине. Шамиль Закиров был директором с 1985 года, 27 лет управлял театром мудро и дипломатично, театр был для него словно родное дитя, он его безумно любил. Был полон интересных проектов, поддерживал искания молодежи, только за последние годы им был создан уникальный фундаментальный театральный фестиваль тюркских театров «Науруз», который сделал театр им. Камала лидером тюркского мирового театрального процесса. Нет сомнения, что фестиваль назовут Закировским. И премия театральная будет имени Шамиля Закирова.
Памяти Закирова
Шамиль Зиннурович был, есть и будет воплощением коллективной театральной совести российского театра.
Открытое письмо министру культуры Республики Татарстан
Обращаюсь к вам как член жюри конкурса на премию имени Б. Урманче, врученную в дни празднования его 115-летнего юбилея. Я отправила вам официальное письмо в интернет-приемную сразу же после голосования, состоявшегося 20 февраля, но ответа не получила. К тому же решение комиссии по одной из номинаций, правомерность которого я оспаривала, пересмотрено не было. Поэтому еще раз пишу вам теперь уже через пользующуюся доверием газету.
Аникеенок и Беляев в Казани
17 февраля в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялась презентация книги казанского поэта Николая Беляева «Поэма Солнца» о казанском художнике Алексее Аникеенке. Одновременно была открыта выставка картин художника.
Зерна
Люблю сумерки, особенно когда сидишь перед окном в Орловке на даче и смотришь на окружающий дачу лес. В сумерках все меняется, все приобретает иные цвета и оттенки, становится загадочным, таинственным, сказочным. И луна, что цыпленком проклюнулась на синем небе, стоит, охраняя полянку березок, перемежающихся с соснами. А звезды, которых никогда не сосчитать.
Возвращение в Казань
Вторая половина восьмидесятых – в разгаре так называемая горбачевская оттепель, обернувшаяся впоследствии развалом огромной страны. Набережные Челны, не знавшие в эпоху строительства КамАЗа и Нового города, что такое застой. В недавно открывшейся картинной галерее яркое событие – выставка изгнанного чиновниками из Казани, поистине солнечного живописца Алексея Аникеенка. А привез выставку друг художника и наш друг, самый казанский из всех казанских поэтов Николай Беляев, нередко приезжающий к нам и неофициально считающийся шефом «Орфея». А «Орфей», если кто помнит, литературное объединение, зарекомендовавшее себя творческой независимостью и публикациями в Казани и Москве.
XXX Шаляпинский (часть 2)
«Севильский цирюльник» Россини, дирижер Марко Боэми, шел в концертном исполнении. Что не убавило достоинств бессмертной оперы. Пожалуй, даже наоборот. Солисты исполняли свои партии с таким подъемом, что зал был втянут в астральный музыкальный энергетический вихрь. «Севильский цирюльник» поразил свежестью и легкостью, драйвом в хорошем смысле этого слова, это была настоящая опера-«экшн», держащая слушателя в напряжении, «пиршество звука».
К предстоящему юбилею Катанова
Недавно побывал в музее академиков Арбузовых, что в переулке, носящем имя Катанова (бывший Школьный). От посещения столетнего, но еще крепкого дома, обстановки, которая окружала эту выдающуюся семью ученых, внесшую огромный созидательный вклад в интеллектуальную мощь и республики, и страны в целом, у меня остались самые благостные впечатления. Как будто пообщался с ними, окунулся в сферу их интересов, и XXI век с его нынешними стрессами, скоростями остался за тихим порогом этого уютного дома.
Стихи Леонида Топчия
Смотрю я на собратьев по перу
И скучно мне.
Бесцветные фигуры:
Их тыщи, поставляющих муру
В невозмутимый фонд макулатуры.