Шамиль Закиров
Ушел из жизни Шамиль Закиров, директор Татарского академического театра им. Камала. Огромная потеря для всей татарской да и мировой культуры. Подвижник. Ему было 66 лет, 15 марта должен был быть день рождения. Он был молод душой. Не выдержало сердце, инфаркт, «скорая» к нему ехала час, он скончался в машине. Шамиль Закиров был директором с 1985 года, 27 лет управлял театром мудро и дипломатично, театр был для него словно родное дитя, он его безумно любил. Был полон интересных проектов, поддерживал искания молодежи, только за последние годы им был создан уникальный фундаментальный театральный фестиваль тюркских театров «Науруз», который сделал театр им. Камала лидером тюркского мирового театрального процесса. Нет сомнения, что фестиваль назовут Закировским. И премия театральная будет имени Шамиля Закирова.
Он наладил братские связи с Малым театром, дружил с Юрием Соломиным, организовывал потрясающие гастроли театров (Башкирский, Рижский театры, МХАТ, Самарский театр, спектакли «Золотой маски» и т.д.) в Казани. Вспомним, только недавно театр был запружен народом в связи со спектаклем Театра наций по рассказам Шукшина, в котором играли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, и который с интересом смотрел президент Рустам Минниханов. Малый театр и театр им. Камала обменивались гастролями, были интересны и друг другу, и глубокой публике, которая группировалась вокруг этих мастодонтов российской сцены. И Малый театр, и театр Камала, по существу, играют роль Шекспировского театра в Англии, театра Мольера во Франции, это носители национальных традиций, их значение для культур народов, русского и татарского, космично, это «телескопы» в прошлое, будущее, в настоящее культур, «машины времени», «закрепляющие» национальные культуры, создающие думающие поколения народов, задающие импульс и тон правды, разрушающие поверхностную фальшь. Без театра Камала представить культуру татарского народа невозможно, также невозможно представить культуру русского народа без Малого театра, «дома Островского». И театр Камала, наверное, уже можно назвать «домом Закирова», это действительно национальный татарский дом, храм искусства, в нем всем было уютно и тепло. Грело сердце Шамиля Закирова. Театр им. Камала и Малый театр – великие классические театры, их трудно переоценить, они остаются вечно молодыми, потому что классика всегда молода в силу своей природной глубины. И все благодаря стратегическому направлению, сформированному капитанами этих национальных гигантов, Шамилю Закирову и Юрию Соломину.
У Шамиля Закирова была поразительная интуиция. Он сразу понимал, где настоящее и где не настоящее. И он был труженик, постоянно шел на риск, никогда не останавливался, всегда был в поиске. Именно он предоставил театр им. Камала для первого исторического съезда ТОЦ, с которого началось «лавинообразное» возрождение татарского народа, избавление от «второсортности», а ведь в то время только предложение о статусе союзной республики для Татарстана считалось страшным антисоветским преступлением. Один из лучших залов республики предоставить «страшным» татарским патриотам, которые любят свой народ и язык, – за такое тогда сразу не только снимали с работы, исключали из партии, отправляли с волчьим билетом в дворники, могли поместить в соответствующую «лечебницу», если человек «упирался». Шамиль Закиров как человек творческий был в хорошем смысле слова нонконформист и великий патриот татарского народа. И так он поступал всегда. Он вместе с Равилем Шарафиевым приходил на митинги «За честные выборы» и удивлял творческую молодежь Казани. Люди успокаивались на митинге: если такие прославленные деятели культуры с нами, значит, мы на верном пути. Значит – алга! Его приглашали на беседы, трепали нервы, уговаривали, а он говорил – не могу молчать, совесть не позволяет.
Возможно, из-за того, что татарский театр был новым явлением, преодолевал на пути своего развития и местное давление, и имперское, шел своей неизведанной родной дорогой вперед в условиях постоянной «зажатости», угроз со всех сторон, страхов эгоистичной бюрократии, навязываемому ему мифу в следовании мейнстриму провинциального соцреализма, желания превратить его в инструмент развлечения «дрожащей» псевдоэлиты, а не ответов на исконные, выстраданные потребности народа – ему приходилось особенно трудно. Втройне труднее. Театр им. Камала был «ледоколом», первопроходцем для татарских театров, да и для русских театров в республике, пробиваясь сквозь льды чиновного равнодушия. Он давал надежду Татарстану.
Шамиль Закиров любил книги, говорил, что книги для него как дети. Мы ходили с ним на книжный рынок по воскресеньям на ул. Татарстан, и он переживал, что книги лежат на снегу, «беззащитные», им холодно. Он приходил ко мне летом в больницу, когда я лежал после инфаркта, говорил, что любит лежать в больнице, в РКБ, настроение особое, отвлекаешься от мира. И вот как все повернулось.
На фестивале молодежной режиссуры «Ремесло» оттачивали свое мастерство молодые режиссеры и актеры Альметьевского, Набержночелнинского, Мензелинского театров, казанских тюзов, русского и татарского, и других театров, по хорошему «толкались локтями», они заряжали театр Камала свежей и юной энергией молодого задора. Впервые на татарском языке поставили сюрреалистический спектакль «В ожидании Годо», шел мензелинский религиозный «Мулла», шли «Записки сумасшедшего» Гоголя, шел «Дэрдменд», поставленный Ильгизом Зайниевым, и другие авангардные спектакли. Он «прикрывал» их, словно отец, радовался их удачам, говорил – растет смена.
Не верится, что его нет. Еще недавно хотел сходить на «нашумевший» в Москве спектакль «Три сестры» в театр им. Камала, разговаривал с ним. Он любил нашу газету, говорил, что читает от корки до корки. Он был мыслителем и настоящим интеллигентом. Доверенное лицо Прохорова Гумар Кадыров объявил во время своего выступления на предвыборных дебатах по телевидению минуту молчания памяти Шамиля Закирова. Шамиль Зиннурович поддерживал «Яблоко», хотел видеть Татарстан демократическим и решил поставить свою подпись в поддержку Прохорова, потому что кандидат в президенты заявил: каждый народ имеет право сам свободно решать, на каком алфавите он должен писать и читать свои книги, и 70% налогов должны оставаться в регионе. Жалко, он не познакомился с Ириной Прохоровой.
Рауфаль Мухаметзянов, наш «татарский Дягилев», директор театра им. Джалиля, отметил на траурном собрании – стержнем поступков, действий Шамиля Закирова было сердце, а не разум. Он был великолепным организатором, но двигала им любовь. Прощание с Шамилем Зиннуровичем превратилось в гимн его делу, его добру, его личности. Тысячи людей шли, шли, шли под пронзительную музыку. Прочитал стихи памяти Шамиля Закирова Разиль Валеев, выступили от души, искренне вице-премьер Зиля Валеева, министр культуры Айрат Сибагатуллин, Туфан Миннуллин, Азгар Шакиров, Рауфаль Мухаметзянов, Александр Славутский. Люди плакали. Театр был в трауре. Весь татарский народ скорбел. Его выносили под трагические аплодисменты.
Почему не пришли проститься президент Минниханов, госсоветник Шаймиев, премьер Халиков, председатель Госсовета РТ Мухаметшин, мэр Казани Метшин? Говорят, долго решали приходить, не приходить, и итогом стало решение, что это только директор театра, по статусу не положено. Правда это или нет – они должны сказать татарскому народу. Есть статус формальный и неформальный, есть статус официальный и народный. Кто более популярен, понимает каждый разумный человек. Второй секретарь ЦК КПСС Суслов был похоронен в кремлевской стене, а Высоцкий на Ваганьковском кладбище, но любовь к Высоцкому была неизмеримо выше, чем к Суслову. Могила Шамиля Закирова на татарском кладбище оказалась на почетном месте, в начале кладбища, как могила Высоцкого на Ваганьковском – это желание народа. Не превратиться бы нашей элите в таких «сусловых». Интересы народа должны у них всегда быть на первом месте. Шамиль Закиров – фигура для татарского народа масштабная, знаковая, примерно как Дмитрий Лихачев для русского народа. Шамиль Закиров объединял всех своей любовью, своим творческим служением высокой культуре.
Как можно было так ошибиться правителям? Люди недоумевали. Видимо, наши руководители совсем оторвались от народа в своей политической стратосфере, какие бы политические и экономические завихрения не веяли в руководящей голове, смерть есть прикосновение к вечности. Там деньги и посты не важны. Смерть взывает к совести каждого, совесть от Аллаха, настоящая жизнь состоит из таких узловых моментов проникновения иного мира. Каждого когда-нибудь понесут, будь ты президент или учитель, инженер, сельчанин или рабочий. Шаймиев обязан, обязан был прийти, он поклонник театра, отец нации и много сделал для театра им. Камала. Его ждали, но он не пришел. Пришел Камиль Исхаков, и народ к нему потянулся. Ошибку нужно исправлять, президент Минниханов должен прийти на родное татарское кладбище и возложить цветы на могилу Шамиля Закирова. Потому что на таких людях стоит народ.
Рашит АХМЕТОВ.
Рашид Ракипович, Огромное ВАМ спасибо за добрые слова.
Пусть земля ему будет пухом!