2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Открытое письмо министру культуры Республики Татарстан
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Открытое письмо министру культуры Республики Татарстан

1 марта 2012 года
Открытое письмо министру культуры Республики Татарстан

Уважаемый Айрат Миннемуллович!


     Обращаюсь к вам как член жюри конкурса на премию имени Б. Урманче, врученную в дни празднования его 115-летнего юбилея. Я отправила вам официальное письмо в интернет-приемную сразу же после голосования, состоявшегося 20 февраля, но ответа не получила. К тому же решение комиссии по одной из номинаций, правомерность которого я оспаривала, пересмотрено не было. Поэтому еще раз пишу вам теперь уже через пользующуюся доверием газету. 
      При работе комиссии выявилось, что условия конкурса серьезно не проработаны. Его положения могут выполняться, а могут и не выполняться. С этим пришлось столкнуться при обсуждении и голосовании по номинации «искусствоведение». Номинант, а теперь уже лауреат конкурса Р. Султанова, будучи членом жюри, участвовала в обсуждении выдвинутых на премию своих же работ, активно выступала в их защиту и даже препиралась, доказывая свою правоту. Обращенную к ней просьбу покинуть заседание комиссии во время обсуждения ее кандидатуры она не сочла возможным выполнить. Беспрецедентно для любых конкурсов, чтобы член жюри участвовал в обсуждении своей же кандидатуры.
      Причина этого заключалась в том, что лауреат представила работы, не отобрав их согласно положения о конкурсе, в котором есть такие требования: 1) жюри не рассматривает труды, «входящие в производственные планы научно-исследовательских институтов»; 2) рассматривается труд или «совокупность трудов (статей), подчиненных единой идее» (цитаты из положения).
      Первый пункт очень важен, поскольку именно он выступает препятствием для участия в конкурсе других искусствоведов, издающих свои труды в рамках научных институтов или учреждений культуры. Выдвинутые Р. Султановой на конкурс издания (кроме одного каталога-альбома) имеют грифы научно-исследовательских институтов, да и статьи не были подобраны в соответствии с требованием положения. Итак, оказалось, что для одних конкурсные условия закон, а для других - «филькина грамота».
      Почему жюри работало в заданных возникшими реалиями, а не условиями конкурса параметрах? За исполнением регламента должен был следить председатель жюри. Его имя было прописано на одиноко стоявшей табличке – первый зам. министра культуры И.Х. Аюпова. Председатель так и не появился, жюри работало спонтанно, и не было веского требования о необходимости выполнения условий конкурса.
      Сожаление вызвало и то, что некомпетентное решение в номинации «искусствоведение» заложено в самом составе жюри, состоящем из художников (кроме 2 членов). Среди голосующих 20 февраля был только один эксперт (в моем лице), поставивший прочерк в листе для голосования по данной номинации (были нарушены условия конкурса). О явной некомпетентности жюри свидетельствует и то, что проголосовавшие не смогли увидеть принципиальную разницу между каталогом-альбомом (который в результате долгих споров с нынешним лауреатом премии был оставлен на столе для голосования) и фундаментальным альбомом-монографией о художниках Сперанских (авторы Л. Донина, Р. Такташ), также представленным на конкурс (однако не членами жюри).
      Таким образом, работа комиссии обнажила проблему отношения к конкурсу на премию имени Б. Урманче. Не последнюю роль в нем играет Союз художников с его нынешним правлением, который должен занять активную позицию при выдвижении претендентов на конкурс. Многие из представленных в конкурсной экспозиции произведений не соответствовали критериям оценок работ в номинациях.
      Художники, деятели культуры высказывают свое недовольство работой комиссии по присуждению премии им. Б. Урманче. Наверное, было бы правильным пересмотреть положение о премии, условиях конкурса и состав жюри с точки зрения возникших спорных положений и «чистоты» регламента. Иначе решения конкурсной комиссии дискредитируют имя выдающегося художника современности Б. Урманче, присвоенное премии, учрежденной Министерством культуры РТ.
      Будем ли мы ценить свое культурное достояние и уважительно относиться к памяти своих выдающихся деятелей? На этот вопрос общественность надеется получить от вас положительный ответ. От него зависит дальнейшая судьба татарской культуры, изобразительного искусства.
 

Г.Ф. ВАЛЕЕВА-СУЛЕЙМАНОВА,
доктор искусствоведения,
заслуженный деятель науки РТ.


Комментарии (1)
Гость, 02.03.2012 в 16:43

присуждать "своим"-это у нас норма!