17 июня 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Ясность в отношениях (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Ясность в отношениях (ч.2)

24 января 2015 года
Ясность в отношениях (ч.2)

     Это явилось для башкирских и московских имперских властей громом среди ясного неба. В те дни не только в Башкирии, как будто во всей стране случилось землетрясение. Верховной кастой местных шовинистов я был объявлен врагом башкирской нации. Каким унизительным поркам меня подвергали в те годы – все это описать у меня не хватит сил. О событиях тех лет я рассказал в своих книгах «Десять дней моей жизни», «Далеко ли Мензелинску до Гааги?», «Переправим паспорт...» и других, которые я послал в ваш адрес еще в дни вашего вступления в должность президента РБ. Не знаю, посылка с тринадцатью килограммами моих книг дошла ли до вас – не знаю. Скажу только, я был вынужден оставить Башкортостан. Добавлю, что тогда же «оказался» в Башкортостане запрещенным персоной. Каждый мой приезд в республику сопровождался тотальным преследованием со стороны спецорганов, отказом пропустить в Уфу, республику, родную деревню, арестами, проколами колес моей машины, приводами в милицию, инспирированными автокатастрофами, избиением ОМОНом в Уфе с крушением ребер и почек (эпикризы в моем архиве). Наказывались и лишались льгот мои родственники и близкие за родство или знакомые за знакомство со мной. С 1988 года по настоящее время мое имя в республике в списке запрещенных. С тех пор у меня в Башкортостане не опубликовано ни одной статьи, ни одного произведения, ни одной книги. По радио и телевидению не воспроизводилась ни одна из моих многих записей.
     Вот такая политика в отношении меня продолжается уже около тридцати лет. Я думал, что органы смягчатся в связи с моим семидесятилетием. Нет, не смягчил их юбилей автора пятидесяти шести известных книг во всем татарско-башкирском мире. Юбилейные вечера проводились в Челнах, в Казани, в Москве, Грозном, но только не в Уфе, Каркалях и Мияках. Зачем я это пишу? Я пишу для того, чтобы поставить перед вами – перед президентом, ныне уже главой демократической Республики Башкортостан и гражданином Российской Федерации самый простой вопрос: допустимо ли репрессирование человека, тем более творческой личности – писателя за то, что он так думал и так писал, да еще двадцать шесть лет назад? Как можно преследовать человека без судебных санкций всеми средствами карательных органов государственной власти? Почему бытовой шовинизм клана отдельно взятых башкирских   чиновников в отношении отдельной личности возводится в государственный ранг и проводится на уровне государственной политики? Где право на свободу слова и печати? На основании каких законов это совершается? С каких пор и где, если не в феодальной Башкирии, писателя наказывают за то, что он некогда высказал свою мысль? Кто и кому дал право издеваться над моим гражданским и писательским правом писать о том, о чем хочу?
     Я не раз пытался по-человечески объясниться с руководством Союза писателей РБ, где некогда являлся членом, начать жизнь, как говорится, с чистого листа, поскольку от такой линии их поведения веет националистическим чванством и наносится лишь вред нашим народам, но у них в уме одно:  содержать мою личность в образе «татарского националиста-пугала» и, обвинив меня в том, что некогда своей статьей якобы «оскорбил башкирский народ», стремятся закрепить меня к скале вечного презрения – как Прометея ненависти... Я им говорю: найдите у меня хоть одно художественное произведение, где бы я оскорбил бы хоть один народ, тем более родной мне башкирский, если найдете, я готов извиниться, что критика конкретного башкира Кунакбая или татарина Абдуллы еще не является оскорблением башкирского или татарского народа. Но мои капризные оппоненты, не находя в моем творчестве такого случая, закрывают рот и тем самым закрывают путь моим лучшим произведениям в наши народы. Разве это не трагедия?! И одна моя трагедия?! Вот я посылаю вам книги. Вы не найдете в них ненависть к какому-либо народу. Однако мои противники продолжают гнуть свою демагогию: критику какого-либо конкретного башкира переводят на весь башкирский народ, поскольку это служит им спасительной картой в «защите» от выдуманной ими татарской «угрозы» и дают возможность продолжать репрессивные меры против западных башкир в Башкортостане. 
     К кому обратиться за правдой? До каких пор я должен таскать за собой бревно унижений, привязанное к ногам каторжанина? В Союз писателей? Туда, где сидели и сидят организаторы моих преследований? В органы власти? В прокуратуру, суд, в ЧК? Там сидели и до сих пор сидят исполнители желаний клана этих самых местных шовинистов, облаченных властью.     
     Вы можете спросить, как отражается такая пещерная политика в отношении отдельного человека в моей конкретной судьбе? Очень просто. В том, что я в Башкортостане вот уже четверть века являюсь изгоем, что расстроены все мои духовные, родственные связи с родными для меня народами и родичами, воспитавшими меня, в том, что близкие боятся подать мне руку при людях... В том, что наложено вечное вето на издание моих произведений, на произнесение моего имени. А вот в том, как отражается текущая издательская политика Башкортостана в моей судьбе, вы сейчас сами убедитесь. Попытайтесь поставить себя на мое место. Я назову лишь названия книг, которые хранятся в моей памяти. Если учесть, что такие капитальные издания издаются почти ежегодно по любому историческому случаю, то легко можно составить картину моей полной бесправности. Это значит, что они четвертовали и четвертуют меня на плахе каждый раз в отдельности.
     1. «Башкорт шигърияте антологияхы». Уфа, 2001. Туда включены все поэты, родившиеся в Башкортостане и за его пределами, что-то написавшие и напечатавшие авторы за всю историю Башкортостана. Там нет только меня, автора десятка книг, вышедших в Уфе, члена СП Башкортостана, некогда «башкирского» поэта, но переставшего быть «башкирским» лишь по причине публикации статьи по насильственной башкиризации татарского населения. Составитель и главный редактор антологии – доктор наук, тогдашний председатель Союза писателей и тогдашний председатель комиссии по культуре Курултая РБ Равиль Бикбаев. 
     2. «Антология поэзии Башкортостана», Уфа, 2007. Включены все здравствующие и ушедшие от нас авторы. Среди них нет только меня, проживавшего в трехстах километрах от Уфы, в братском Татарстане. Составитель, главный редактор – тот же Бикбаев.
     3. «Тэрки эдэбиятларенен антологияхы». Башкорт эдэбияты. Стамбул. 2006. Все представлены, кроме меня. Составитель, главный редактор – Р. Бикбаев.
     4. Писатели земли башкирской. Уфа, 2006. Составитель и главный редактор – Р. Бикбаев. Меня нет. Значит, я не писатель земли башкирской.
     5. Судьба земли башкирской. К 75-летию создания Союза писателей Башкортостана. Уфа, 2009. Тут уж по идее должен был быть на правах членства в СП, поскольку в такие издания включаются все писатели, даже политэмигранты, диссиденты, независимо от их идеологических взглядов. Но, как оказалось, меня и здесь нет. Составитель и главный редактор, конечно, Бикбаев. 
     6. Из века в век. Башкирская поэзия. Серия. Москва, 2008. Поэзия народов кириллического алфавита. Меня также нет. Автор предисловия и составитель – тот же Бикбаев.
     7. «Литературная карта Башкортостана», список, порайонно указывающий имена писателей по месту их рождения. В списке писателей, вышедших из моего родного Миякинского района, мое имя вычеркнуто. Подготовлено и подписано тогдашним председателем СП РБ Р. Бикбаевым. 
     8. Башкирская энциклопедия. Мое имя и труды вычеркнуты, выходит, родился не в Башкортостане. Автор-составитель и главный редактор – доктор наук Рашит Шакур с подачи Р. Бикбаева. И это называется энциклопедией?!
     9. Краткий энциклопедический словарь. В отношении меня такая же картина. Авторы и составители те же.      
     После этого, Рустэм Закиевич, сами подумайте, и это называется руководимый вами «демократический Башкортостан»? Таким образом, человеконенавистник Бикбаев единолично лишал меня родины, родной земли, языка, права на свободу слова и решал включать – не включать в антологии поэта, ставшего поэтом по воле Аллаха. Разве можно верить таким лжеэнциклопедиям? А ведь я, тогдашний лидер татарского национального движения в Башкирии, сыграл немалую роль в пробуждении башкирских масс к борьбе за суверенитет! Можно ли совершить грех больше, чем лишить человека собственного имени и права родной земли, матери и отца? А ведь я, как я уже сказал, сын погибшего фронтовика и племянник 16 Халимовых-односельчан, жертв войны! И все это – перед праздником 70-летия Победы!    
     Во сколько миллионов можно было бы оценить моральный урон, нанесенный мне и моим близким со стороны организаторов погрома в моей личной, общественной жизни и в творчестве? Как бы вы поступили на моем месте? С одной стороны мне кажется, что вы могли бы оставить себя в истории татарского-башкирского народов даже одной лишь реабилитацией моего имени и моего творческого наследия для наших народов и тем самым наказать националистических громил, чтобы они больше никогда не играли судьбами людей, прикрываясь пещерным башкиризмом. Ведь это такой вид преступления против личности и человечности, который не имеет срока давности.

Айдар ХАЛИМ,
кавалер ордена Белого Креста 
Всемирной Конфедерации рыцарей  Культуры 
"В защиту жизни на земле" (Амстердам), 
лауреат  премий имени Хади Атласи и Гаяза Исхаки, 
Заслуженный деятель искусств  РТ.

(Продолжение следует.)

На снимке: Муртаза Рахимов.

Комментарии (90)
Уфа, 24.01.2015 в 10:24

Мда.... Аж лауреат премии Гаяза Исхаки))) Того самого фашиста, посодбника гитлеровцев. Видимо, создание Мензелинской Народной Республики (МНР) не за горами )))

Аналитик, 24.01.2015 в 11:38

Политика российского правительства в отношении татар Башкортостана, точнее, полное игнорирование и предательство их национальных интересов является ярким доказательством того, что для России татары не являются гражданами в полном смысле этого слова, интересы которых оно должно было бы защищать. Почему Россия защищает права русских в Латвии и Эстонии, на Украине и черт знает где, но абсолютно ничего не делает для защиты прав татар Башкортостана? Правильный ответ: потому что Кремль проводит политику "Россия для русских", относясь к нерусским народам лишь как к объекту колониальной эксплуатации и при этом еще разжигая рознь между ними по имперскому принципу "разделяй и властвуй".

Аналитик, 24.01.2015 в 11:42

Кто знает, почему Россия считает, что русские в Латвии и Эстонии, где их около 25%, имеют право на государственный язык, но не признает права татар Башкортостана, где их около 30%, на татарский государственный язык? У меня лично остается единственное объяснение - русские нацисты в Кремле считают, что русские являются высшей расой, которой положены особые права, в отличие нерусских народов, которым никакие права не положены.

Альберт, 24.01.2015 в 12:53

Аналитик, 24.01.2015 в 11:42
Кто знает, почему Россия считает, что русские в Латвии и Эстонии, где их около 25%, имеют право на государственный язык, но не признает права татар Башкортостана, где их около 30%, на татарский государственный язык?
---
Достали всех своими процентами, взятыми с потолка. Татар максимум 15 % в Башкортостане. Даже на казанских сайтах (не только этом) башкиры задают тон и учат вас жить. Не так уж вас много, как вам кажется. Успокойся и пиши лучше про сабантуй.

Аналитик, 24.01.2015 в 13:28

Альберт, 24.01.2015 в 12:53
Достали всех своими процентами, взятыми с потолка. Татар максимум 15 % в Башкортостане. Даже на казанских сайтах (не только этом) башкиры задают тон и учат вас жить.
======================
Учат жить те, кто сам ничего не умеет. А на татарских сайтах пробавляются не башкиры, а наемные провокаторы Кремля вроде тебя, которым соврать ничего не стоит. Тебе ведь за это платят, ванька!

Guest, 24.01.2015 в 13:43

БЕТСЕН ИМПЕРИЯ!

Роман, 24.01.2015 в 14:13

О чем спор ? Проблема высосана из пальца. Есть один народ татаро-башкиры, проживающий от Казани до Уфы.

Аналитик, 24.01.2015 в 14:17

Роман, 24.01.2015 в 14:13
О чем спор ? Проблема высосана из пальца. Есть один народ татаро-башкиры, проживающий от Казани до Уфы.
============
А о чем спорит Россия с Украиной? Есть один украинский народ от Карпат до Донбасса, так зачем же Россия вводит войска и развязывает войну на земле братского народа? И что мешает России показать пример Украине и признать языки нерусских народов равноправными с русским языками на всей территории РФ?

Guest, 24.01.2015 в 14:26

Роман, это разные народы. Татаро-монголы появились здесь сами знаете когда. Башкиры - древний народ.

Guest, 24.01.2015 в 15:44

Даже на этом сайте окопались голимые башисты"УФа,Альберт,Роман".Злые,никчемные, пустые как базарные бабы,оборзевшие от ничегонеделания пенсионеры и полуграмотная школота, ну , буквально заполонили все татарские сайты, нигде нет проходу от них.Успевают только ники менять, бездельники, а сущность деревенского дурачка остается.

Guest, 24.01.2015 в 15:51

Уберите фото главного башиста, тошнит до нельзя.

Кунак, 24.01.2015 в 18:53

Ни в какое братство народов не верил и не верю. Ну просто пустословие помазанное мёдом. Между татарами и русскими говорит сама жизнь. Испытал со школьной скамьи травлю от самих учителей и одноклассников. Кликуха татаромонгол до 7кл. Перевод в другую школу(не из-за этого) кликуха сама по-себе отстала. Между татарами и башкирами неприязненные отношения с 30-х годов. И. этот костер тлеет до сих пор. Все руководители республики РБ проводили политику трайболизма между татарами и башкирами, но до крови не доходило. В Украине всё ясно. Постоянно в адрес украинцев оскорбительные выпады: укры, свидомые,неправильная нация с неправильным искуственным языком и тд Но то же постоянно читаешь, слышишь -братские народы.

Guest, 25.01.2015 в 00:10

Мне кажется, что башкиры не виноваты, это братский народ, и они хорошие люди.
А виноваты на самом деле какие-то провокаторы, которые, видимо, за деньги очень стараются развязать войну между нашими народами.
Но, мне кажется, что благоразумие наших соседних народов не позволит им попасться на эту удочку.
Надо и татарам, и башкирам быть стойкими, мудрыми и спокойно реагировать на провокации.

Аналитик, 25.01.2015 в 04:11

В Башкортостане империя осуществляет все ту же политику "разделяй и властвуй", разжигая рознь между татарами и башкирами. Недалеким башкирским деятелям кажется, что они выигрывают на этом, а на самом деле выигрывает только империя, а проигрывают и татары и башкиры. Республика Башкортостан сейчас не существует как целостный политический организм. Чего уж говорить, если империя может назначать главу Башкортостана?!

Уфа, 25.01.2015 в 04:48

Республика Башкортостан сейчас не существует как целостный политический организм.
---
Все нормально у нас. Баланс сил позволяет сохранить стабильность. Каждая сторона заинтересована в сохранении другой. Посмотри лучше на Татарстан. Вот где раскол явный и уже непреодолимый, увы.

Роман, 25.01.2015 в 09:02

Все нормально у нас. Баланс сил позволяет сохранить стабильность. Каждая сторона заинтересована в сохранении другой. Посмотри лучше на Татарстан. Вот где раскол явный и уже непреодолимый, увы. ------------------------------------------------------------- Межнациональные вопросы в Башкортостане решаются лучше, чем в Татарстане. Это факт.

Guest, 25.01.2015 в 09:49

Межнациональные вопросы в Башкортостане решаются лучше, чем в Татарстане. Это факт.___________

Примеры !

Guest, 25.01.2015 в 10:30

Кунак, 24.01.2015 в 18:53

Судя по вашим проговоркам раньше, вы детство провели в Средней Азии, так?

Guest, 25.01.2015 в 10:47

роману все известно-где и что и как.
настоящий хазарин!

Уфа, 25.01.2015 в 11:00

Межнациональные вопросы в Башкортостане решаются лучше, чем в Татарстане. Это факт.
-----------------
Дело не в том, что межнациональные отношения решаются лучше. Их, если серьезно, вообще не решают. Дело в том, что все крупные игроки (русские - 35%, башкиры - 32 %, татары - 25 %) не заинтересованы в полном "поражении противника". Их интересы в чем-то пересекаются с теми или другими. То есть соблюдается баланс интересов. Поэтому ситуация стабильная. А в Татарстане явная пропасть между двумя конфликтующими сторонами и с каждым годом эта пропасть увеличивается.

Guest, 25.01.2015 в 12:03

из исконно татарского города УФЫ
видно татарскую пропасть?!
большое видно на расстоянии?
а мы тут не замечаем.
о какой-такой пропасти речь,милок?
у ВАС оптический омман здрения.

Guest, 25.01.2015 в 12:12

Исконно татарских городов нет. Вспомни кочевническую татаро-монгольскую историю своих предков. А вот Уфа - башкирский город, который в средние века именовался Башкорт, до начала воздвижения русской крепости.

Аналитик, 25.01.2015 в 13:00

Роман, 25.01.2015 в 09:02
Межнациональные вопросы в Башкортостане решаются лучше, чем в Татарстане. Это факт.
======================
Поскольку 1,5 миллиона татар Башкортостана лишены татарского государственного языка и татарских школ, с точки зрения русских нацистов, конечно, лучше лишить этого и татар в Татарстане. В общем, я вас понимаю, как-никак, русские высшая раса, им должно быть хорошо, а на всех остальных вам наплевать.

Guest, 25.01.2015 в 13:04

Гость12:12 " а вот Уфа- башкирский город, который в средние века именовался Башкорт"....ХАХАХА,а теперь поподробнее с этого места, пожалуйста, как же удавалось вечным кочевникам строить такие города?

Риф, 25.01.2015 в 22:24

Уфа - башкирский город, который в средние века именовался Башкорт ==================================================
Нет ни одного письменного источника, что город (условно) находившийся на месте Уфы, назывался Башкорт и о том, что его построили башкиры. Башкиры вплоть до начала ХХ века вели полукочевой образ жизни, а кочевникам города не нужны. Если даже город был и если даже это был город, а не большая деревня - он был построен не башкирами, а Шибанидами. Как известно, до присоединения Башкирии к Московии весь юго-восток Башкирии принадлежал сибирским татарам - сыновьям Кучума.
Ахмет-Заки Валиди писал,что на месте Уфы был центр владений шибанидов: «Во времена монголов страна башкир, также как Ибир-Сибир — часть Западной Сибири по течению реки Кама, называемой Чулман, принадлежала наследникам Шибана, одного из потомков Джучи. Эту страну называли Тура, а самих — туринскими ханами. Они правили этой страной до тех пор, пока ее не захватили русские».
По мнению Утемиш хажи, Тура означает Западную Сибирь и Башкурдистан… Эти туринские ханы, хотя и построили в Западной Сибири города, однако их настоящий центра находился в Башкурдистане, вблизи Уфы, особенными важными были местности с названиями «Ханская Орда» или «Мавзолей Тура хана», находящиеся вблизи станции Чишмы и деревни Тирме, а также гора «Тура тауы» рядом со Стерлитамаком, «Хан тубеси» (Ханская гора) рядом с Хажи Мечетью.
Одним из последних султанов, которого башкиры признают своим ханом, был "Карасакал" - пра-пра-пра-правнук Кучума, сын Хасян Султана - Байбулат султан. Так что, башкиры, орущие: у нас были свои ханы, Карахакал - башкирский хан, или не знают, или делают вид, что не знают, о том, что все башкирские ханы были татарами.


Татарин, 26.01.2015 в 08:00

Сколько можно ждать,чтобы Башкиры облагоразумились?! Нет ведь уже надеемся с 30-х годов.Сначало думали,что это у них от безграматности,но дальше-больше!Им когда выгодно-они считают себя потомками Чингизхана,даже фильмы снимают где их князья- Тарханы!А как дела касается Татар- то мы оказывактся пришлый народ на искуственно созданную Башкирию.

Guest, 26.01.2015 в 14:47

Previous Entry Share Next Entry
Ольмерт: Советские евреи развалили СССР

adonaris
March 22nd, 2011


Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт поблагодарил советских евреев за развал СССР и за то, что они сделали Израиль более богатым и преуспевающим. Это довольно циничное выступление израильского лидера прозвучало на торжественной церемонии, посвященной 40-летию начала борьбы советских евреев за право эмиграции в Израиль.




«Это не пустое бахвальство, — распространялся Ольмерт. — Советский режим не смог устоять перед мужественными евреями, борющимися за свое основное право — жить в стране своих предков». По его мнению, на требование выезда в Израиль советских евреев вдохновила «великая победа» Израиля в Шестидневной войне 1967 года против арабских стран, «снабженных лучшим советским оружием».


«Наша страна вдохновила их: великая победа в Шестидневной войне, освобождение Иерусалима и Стены Плача, победа израильских солдат в войне с враждебными армиями, снабженными лучшим советским оружием — привели к подъему национальной гордости среди советских евреев, чью национальную самоидентификацию безуспешно пытался стереть тоталитарный режим», — сказал на выступлении Ольмерта.

Кроме того, заметил премьер, советские евреи значительно изменили и сам Израиль, сделав страну богаче, разнообразнее и более преуспевающей.

Далее израильский премьер объяснил, что именно борьба евреев против СССР и стала «главным элементом развала советского режима». Такого циничного плевка в нашу историю и прошлое нашей страны мы давно уже не видели.



«Деятельность борцов за выезд в Израиль в Советском Союзе и их героическое противостояние попыткам властей заставить их замолчать вызвали широкий резонанс в еврейских общинах по всему миру», — провозгласил Ольмерт. «Многочисленные демонстрации, прошедшие в разных странах, а также протесты, заявленные многими правительствами на Западе, оказали давление на советский режим и принудили его облегчить процесс получения разрешений на выезд, — продолжал свою мысль израильский премьер. «Это облегчение доказало активистам-правозащитникам и другим противникам режима в Советском Союзе, что даже если невозможно победить систему на этом этапе, можно ее расшатать и приблизить ее конец. Таким образом, борьба за выезд в Израиль стала главным элементом развала советского режима», — подвел он итог своему выступлению.



«Операция по открытию запертых ворот СССР доказала, что ничто не может устоять перед мощью нашего единства, — провозгласил Ольмерт. — Все, что нам нужно сделать сейчас, — это направить громадную силу, заложенную в этом народе, в будущее — для достижения важных и не менее достойных, чем свободная репатриация в Израиль, целей и бороться за них так же непримиримо», — призвал премьер-министр Израиля.

Что это за цели и с кем дальше намерены непримиримо бороться евреи, он не уточнил. Хотя можно предположить, что под этими целями подразумевается «окончательное решение» палестинской проблемы, уничтожение тех группировок, которые Израиль называет террористическими («Хамас» и «Хезболла»), и свержение ненавистного для израильтян иранского режима. Либо, возможно, более глобальные планы описанные в Протоколах Сионских Мудрецов, после обнародования которых, они были официально объявлены подделкой.



Правда, на практике Израилю сегодня все больше приходится бороться за выживание. Своей политикой еврейское государство настроило против себя практически весь исламский мир. Многие силы в нем до сих пор открыто или тайно стремятся к ликвидации Израиля. Даже сами евреи в последнее время скептически смотрят в будущее своего государства. В этой ситуации руководители Израиля рассчитывают в т. ч. на новую волну миграции из стран бывшего СССР и не скрывают того факта, что хотели бы принять у себя всех русскоговорящих евреев.

Ну и, конечно, Израиль надеется на безграничную помощь своего «старшего брата» — Вашингтона. Впрочем, несмотря на свою силу и влияние, Соединенные Штаты тоже не всемогущи и отнюдь не вечны. В этой связи постоянная демонстрация лояльности к американцам и их геополитическим проектам со стороны руководства Израиля может в будущем больно аукнуться всему еврейскому народу. Не слишком дальновидно со стороны Ольмерта столь нагло плевать в наше советское прошлое и выставлять на свой счет сомнительную заслугу развала великой страны, в которой, кстати, и евреи являлись такими же полноправными гражданами, как и все остальные.

Напомню, cпикер парламента Чечни также обвинил евреев в развале СССР.

«Евреи захватили все мировые СМИ и теперь навязывают ложные представления о происходящем на планете. Результатом такой "подрывной работы", в частности, стали развал СССР, глобальный экономический кризис, всплеск терроризма в Чечне и прочие напасти». Так оценивает ситуацию спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов.

Отвечая на вопросы журналистов, председатель парламента Чечни согласился, что «развал СССР — результат очень сложных политических технологий», которые ныне используются и для распада России. Так, например, спикер уверен, что идея отсечения Кавказа от России запущена в русское общество теми же, кто запускал идею отделить от России Украину и Белоруссию.Развивая эту мысль, Абдурахманов предложил Проханову смотреть на ситуацию шире.

«Не вам, русскому, принадлежат средства массовой информации в мире, и даже в России. Не ваше мнение в них господствует. И мне, чеченцу, они не принадлежат. В чьих руках мировой капитал? В ваших? В моих?» - задается вопросом спикер и сам же отвечает, что во всем виноваты «представители Америки, Европы, да к тому же представители одной нации».

Нынешний экономический кризис, полагает Дукуваха Абдурахманов, получен Россией от этих самых "представителей", которые «заложили этот кризис своими экономическими преступлениями и действиями». Те же "представители", по его мнению, виновны и в том, что «мы наблюдаем всплеск терроризма в Чечне», так как после российско-грузинской войны «часть оружия и денег перешла в Чечню, попала к террористам».

http://nnm.ru/blogs/legionord/olmert_sovetskie_evrei_razvalili_sssr_1/
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/428895/
http://imperialcommiss.livejournal.com/42177.html

Аналитик, 26.01.2015 в 21:46

Опять русские нацисты запели ту же песенку - во всем виноваты одни евреи! А ведь 90% собранных в Татарстане налогов уходит не в Израиль, а в Россию, и законы, преследующие татарский язык, издаются в Москве, а не в Тель-Авиве! Что на это скажут русские нацисты? Что-то типа - давайте, татары, дружить с русскими и бить евреев? А зачем оно нам надо?

Guest, 26.01.2015 в 22:24

когда ЕВРЕИ нас всех построят :
русских,татар и прочих башкир-якутов-
-все перепалки между аналитиком и русказанцем,
с воспеванием НАВОЗА,школьными программмами
и прочее и прочее -
-все это окажется геранью на подоконнике.
НИКОМУ НЕ ДАНО БУДЕТ СВИСТЕТЬ О ЧЕМ-ЛИБО
без разрешения местного КАГАЛА(вместо верховного совета РТ).
будет НОВЫЙ ПОРРЯДОК!
а пока пусть вдоволь подискутируют,
пообливают друг друга на пользу КАГАЛУ.
в русле движемся.
таки и держать!
они нам скажут ДАНКЕ ШЮНЬ.

Guest, 27.01.2015 в 02:27

Изображение

Guest, 27.01.2015 в 07:15

Аналитик, 24.01.2015 в 11:42
Кто знает, почему Россия считает, что русские в Латвии и Эстонии, где их около 25%, имеют право на государственный язык, но не признает права татар Башкортостана, где их около 30%, на татарский государственный язык?

--------------------

А как насчет того, чтобы для начала в самом Татарстане добится реального государственного статуса для татарского языка. То что он формально называется государственным не делает его в реальности государственным. Например, президент Татарстана не обязан владеть татарским языком.

Guest, 27.01.2015 в 07:20

Любого кто пытается рассорить татарский и башкирские народы можно смело называть нациальным предатетелем татарской и башкирской нации. ЧТобы он вам не плел про права башкир ущемляемые татарами или права татар ущемляемые башкирами - он предатель или засланец русских шовинистов. Только вместе башкиры, татары и обязательно марийцы, чуваши, удмурты, эрзя и мокша смогут завоевать свободу для своих народов и республик и победить русский империализм. Только вместе!

Роман, 27.01.2015 в 17:28

роману все известно-где и что и как.
настоящий хазарин!-------------------------------------------------------------------------------------- Я вообще считаю, что в Казани живут татаро-евреи, а в Уфе татаро-башкиры. Такова реальность. И я против того, чтобы одни навязывали свои правила другим.

Guest, 27.01.2015 в 19:46

Можно в цирк не ходить,только перлы Романа читать.
Иногда проскальзывает сомнение в его адекватности.

Guest, 27.01.2015 в 19:47

так и Я-против.
а вот происходит!

Guest, 27.01.2015 в 19:51

товарищ курирует татаро-башкирские отношения.
служба.

Альберт Уфадан, 27.01.2015 в 20:02

Роман, 27.01.2015 в 17:28
Я вообще считаю, что в Казани живут татаро-евреи, а в Уфе татаро-башкиры. Такова реальность. И я против того, чтобы одни навязывали свои правила другим.
=====================
Роман, Уфа - это русско-башкирский город. Башкиры основали селение, русские сделали из него городище. А поднялась Уфа во времена Леонида Брежнева, который любил БАССР и с уважением относился к башкирам. Вообще, Уфа - символ единения русского и башкирского миров, православия и ислама. И никому не удастся наш мир нарушить, как-бы ни хотели этого в Казани или за рубежом.

Ха-ха-ха!, 27.01.2015 в 21:13

Альберт Уфадан, 27.01.2015 в 20:02
Уфа - это русско-башкирский город. Башкиры основали селение, русские сделали из него городище. Вообще, Уфа - символ единения русского и башкирского миров, православия и ислама.
==============================
Ну да, Уфа символ единения русских и башкир - на отобранных у башкир землях русские построили свое военное поселение, чтобы держать башкир в покорности и отобрать у них все остальные земли. Теперь башкиры у себя на бывшей своей же земле в меньшинстве и покорны русским. Вот вам и единение!


Аналитик, 27.01.2015 в 21:15

Роман, 27.01.2015 в 17:28
Я вообще считаю, что в Казани живут татаро-евреи, а в Уфе татаро-башкиры. Такова реальность. И я против того, чтобы одни навязывали свои правила другим.
=============
Надеюсь, вы точно также против того, чтобы русские навязывали свои правила нерусским народам, каким государственным языком пользоваться, а каким нет? Может быть, лучше предоставить самим нерусским народам решать, будет ли русский язык у них государственным или нет?

Guest, 27.01.2015 в 21:44

Ну да, Уфа символ единения русских и башкир - на отобранных у башкир землях русские построили свое военное поселение, чтобы держать башкир в покорности и отобрать у них все остальные земли. Теперь башкиры у себя на бывшей своей же земле в меньшинстве и покорны русским. Вот вам и единение!

Это неправда!

Роман, 28.01.2015 в 11:05

В Уфе 75 процентов браков межнациональные. На чисто национальные браки татарские, башкирские, русские остается по5-7 процентов. Исключаем браки марийские, еврейские армянские, чувашские. А раз 75 процентов браков межнациональные делаем вывод в Уфе живут единые русские татаро-башкиры.

Guest, 28.01.2015 в 18:21

у ромочки все таблицы и графики под рукой.
прямо кандидатская.

Guest, 28.01.2015 в 18:56

Роман, 28.01.2015 в 11:05
В Уфе 75 процентов браков межнациональные. На чисто национальные браки татарские, башкирские, русские остается по5-7 процентов
Guest, 28.01.2015 в 18:21
у ромочки все таблицы и графики под рукой.
прямо кандидатская.
===================
Помните, я много раз говорил, что у русских нацистов главное оружие - это ложь? В полной мере это относится к Роме тоже.
Цитата:В Башкирии каждая третья семья – межнациональная
По данным Управления записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан, в 2010 году в регионе зарегистрировано 34 819 браков, из них межнациональных – 13 222 или 38 процентов.

Вряд ли статистика в Уфе отличается от статистики по Башкортостану, согласно которой подавляющее большинство - 62% браков в РБ приходится на однонациональные браки. Так откуда же кандидат Роман взял 5-7%? Правильный ответ: из своей природной лживости. Или ему приказали лгать за соответствующую плату, вот он и врет напропалую. Какой из этих ответов верен, Рома? Или у тебя есть какая-то статистика насчет 5-7%? У тебя ее нет, ты лжец, как и все русские нацисты!

Guest, 29.01.2015 в 01:59

Роман своим преувеличением желает мира на башкирской земле, а аналитику нужна война.

Сдохнешь первым, если война случится! По списку!

Guest, 29.01.2015 в 06:08

Guest, 29.01.2015 в 01:59
---------------------------------------------------
Ты будешь тот кто будет нас расстреливать.Мы в этом не сомневаемся.

марат, 29.01.2015 в 13:07

Ну не печатают его в Уфе. Хрен с ними, напечатали бы в Казани. С удовольствием купил бы все его книги(вопрос- где можно купить? В книжных магазинах что-то не видел).
По поводу совместного проживания татар с башкирами, давно надо решить этот вопрос путем референдума. Я думаю что вместе с татарами к РТ не прочь будут присоединится большая часть так называемых "западных" башкир. А то теперешняя политика Москвы и Уфы как бы не привел к украинской модели.

Guest, 24.01.2015 в 14:26
Роман, это разные народы. Татаро-монголы появились здесь сами знаете когда. Башкиры - древний народ.

Башкиры-древний народ. Наверное себя так представляют "восточные" башкиры. Как были неадертальцами, так и остались ими.

Guest, 29.01.2015 в 14:08

башкиры-древний народ..
помнится,еще сам ГЕРОДОТ как-то упоминает,
что вот на краю ойкумены обитают
полулюди-полу не знаю кто,
с аккуратными хвостиками и без штанов.
про башкурдов,ессснно,а как же!

Расим, 29.01.2015 в 20:00

Очередная порция грязной татарской клеветы и оскорблений на башкир. Всё, на что способны татары.

Guest, 29.01.2015 в 20:20

давно надо решить этот вопрос путем референдума


///

С помощью референдума татары могут проснуться в Казанской губернии и автономном татарском Актанышском уезде, это максимум! Кроме "бумажных" татар в РТ живут еще 2,5 миллиона русских, чувашей и многих других. И заранее ясно, что при теперешней очень неумной политике татруководства обеспечить нужный результат референдума можно будет только через тотальную фальсификацию и террор.

Guest, 29.01.2015 в 21:25

"С помощью референдума татары могут проснуться в Казанской губернии ..." Это да, сейчас население не обманешь как в то время.

Guest, 29.01.2015 в 23:50

Guest, 29.01.2015 в 01:59
Роман своим преувеличением желает мира на башкирской земле, а аналитику нужна война.
Сдохнешь первым, если война случится! По списку!
=================================
Вот вам вся суть русского нацизма - трусость и лживость. Когда русского нациста ловят на лжи, он это объявляет доблестью! А потом, по своей природной лживости, приписывает своим оппонентам свои тайные мечты и начинает угрожать и клеймить других за свои же глупости. На самом деле о войне втайне мечтают русские нацисты и трусливое вторжение на Украину - это типичный пример войны за восстановление русской империи. Радует только то, что в этой войне русский империализм терпит поражение, опять-таки в силу природной трусости русского империализма, который способен нападать только при подавляющем численном превосходстве русских войск. А когда соотношение сил более или менее равное, тогда русский империализм сразу же терпит поражение. То поражение, которое Россия терпит на Украине, означает начало конца русской империи. Туда ей и дорога!

Guest, 30.01.2015 в 00:09

так нет империи, шалунишка
есть добрая, донельзя толерантная эрэфия

Guest, 30.01.2015 в 07:23

Добрая,толерантная эрефия со свистом посадила сибирских русских,как только они сказали,что мы не те русские паразиты живущие в Москве

Guest, 30.01.2015 в 16:37

Где в Москве русские то?

Guest, 03.02.2015 в 04:25

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Guest, 03.02.2015 в 04:28

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Guest, 03.02.2015 в 04:29

Изображение

Guest, 03.02.2015 в 04:40

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Guest, 03.02.2015 в 04:43

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Guest, 03.02.2015 в 06:53

Ну что ты нам выкладываешь свои наработки. История Казанского ханства вряд ли будет будет изучена с желаемой полнотой - М.Худяков. И вообще, вся история пока существует империя. Все источники или погибли, или запрятаны. В вопросах В.Болгарии, истории Казанского царства, истории Татарстана - важны источники западноевропейские, стран Востока ! Думаете, что кто-то читал такую обширную информацию ? Конечно, же нет. С такими наработками надо выступать с кафедры, если найдете аудиторию, ибо Наука начинается с критики, особенно историческая. Допускаем, это взгляд один на историческое прошлое, а их много !

Guest, 03.02.2015 в 07:24

Это Брокгауз.
А он посильнее Исхакова.

Guest, 03.02.2015 в 09:07

Ладно бы,если бы эти исторические изыски оказывали бы какое-то действие на настоящую действительность.Черта с два.Во-первых все сведения противоречивы т.к.все пишется по заказу.Например история Романовых,абсалютно не вяжется с европейскими источниками,да и вообще вся русская история сбор каких-то эклектических сказок,особенно ранняя и начало средних веков.Для русского народа, имеющего свою государственность и поэтому могущего писать и трактовать свою историю в нужном для себя русле,подводя под сегодняшнюю действительность прошедшее прошлое и оправдывая себя этим прошлым,это одно.Пример Украина которой отказывают сейчас и в этничности и государственности.Для татар же все эти противоречивые писания, написанные не татарами,зачастую служат способом идеологической обработки народа,преследующими цели его разобщения,неверия в свои силы,отказа от своих скрепляющих сегодня народ уз.Примером могут служить булгаризм и тенгрианство,подкидываемые татарам. Поэтому татарам не надо комплексовать по поводу каких-то,навязываемых им исторических сказок,а делать что-то реальное для своего народа.

Guest, 04.02.2015 в 21:59

Брокгауз - 19 век, выводы и утверждения, благодаря новым исследованиям кажутся уже устаревшими, тем более, действительно, без учёта восточных источников, но всё же более честные, чем коммуно-большевистский татаризм.

Guest, 04.02.2015 в 22:55

Никогда никаких башкир в Башкириии не было до 1557 года. Читайте:
http://tatarfact.ru/?p=2305
Рус ельязмаларында нинди башкирлар турында язганнар?
Уфа галимнәре бик борынгы заманнардан ук Иделдән алып Табулга кадәр үк сузылган гаять зур җирләрдә олуг, бөек, күп миллионлаган санлы (кайбер авторлар 30 миллион дип тә язалар) башкортлар яшәве турында язалар. Тик гаҗәеп хәл: аларның күршеләре булган русларның ельязмаларында башкортлар турында бер искә алу да юк, Алтын урда чорында да, аннан алдагы дәверләрдә дә. Рус ельязмаларында татарлар да бар, марилар да, вотяклар да, ханты-мансилар да, Себер халыклары, Урта һәм Үзәк Азия, Кавказ халыклары да бар, хәтта кытайлыларда бар, һәм, әйтергә кирәк, Казанны алганга кадәр күптән алдан ук бар һәм күп тапкырлар бар, ә нишләптер менә башкортлар турында бер генә искә алу да юк. Чынлап та андый зур, олуг халык булган булса, рус ельязмаларында ул шиксез искә алынган булыр иде һәм теркәлеп калыр иде. Башкортларның эзе дә юк, исе дә юк, әсәре дә юк рус ельязмаларында, Иделдә дә юк, Табулда да, хәзерге Башкортостан җирләрендә дә юк. Ә хәзерге Башкортостан җирләренә нисбәтле рус ельязмаларында шул ук Казан ханлыгы татарлары һәм нугай яки себер татарлары сүзләре генә кулланыла яисә татарның Мангыт йорты. Иделдән алып Табулга кадәрге сүзләр дә соңгы вакытта гына кулланыла башладылар, элек, 90-чы елларда Уфа галимнәре башкорт иле Алабуга шәһәреннән Тәңгре-тауга (Тянь-Шаньга) кадәр дип яза иделәр, хәзер исә шул ук масштабларны саклап калып, бераз гына азимутны үзгәрттеләр бу авторлар, бусы инде Уфа галимнәренең андый язулары Казахстан, Үзбәкстан галимнәренең, җитәкчеләренең күңеленә хуш килеп бетмәве, аларның мондый версияне шундук кире кагулары аркасында булды.

Рус ельязмаларының татар ханлыклары чорында башкортлар бары тик бер тапкыр гына, 1467 елдагы вакыйгалар уңае белән Никонов ельязмаларында гына искә алыналар: “Казаннан әсир Коломятин аларга качып килде, Казан ханы Ибраһим, үзенең бар җирләре: Кама, Сыплински, Костяк (остяк), Агыйдел, Вотяк һәм Бакшыр җирләре белән аларга җыенуы турында сөйләде” (“И ту прибеже к ним ис Казани полоняник Коломнятин, сказываа им, что дополна собрался на них царь Казанской Обреим со всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою и с Костятцкоюи з Беловолжскою и Вотяцкою и з Бакшырскою”). Монда шунысын әйтеп китәргә кирәк, хәзерге Башкортостанның Уралга кадәрге җирләре ул вакытларда Казан ханлыгы составында булган, ул аның аерым бер Агыйдел олысын (Беловолжский улус) тәшкил иткән, анда Казан ханлыгы татарлары яшәгән, ә Урал һәм Урал арты – татар Нугай урдасы һәм Себер ханлыклары кулында, анда нугай һәм себер татарлары яшәгән. Шуңа күрә дә, рус ельязмаларында бу җирләр Казан ханлыгының аерым бер өлеше итеп, ханлыкның Агыйдел җире итеп күрсәтелгәннәр дә. Ә бакшыр җире ельязмада анннан аерым күрсәтелгән, димәк, ул хәзерге Башкортостанга тәңгәл килми, ул гомумән башка җирдә урнашкан булган, вотяк (удмурт) җирләреннән соң искә алынгач, ул бакшыр җирләре удмуртлардан ары, ягъни, Кама буенча өстәрәк урнашкан булырга тиешләр.

Рус ельязмаларында башкортлар турында аннан соңгы мәгълүматлар бары тик Казанны алгач, җәзалау отрядлары походлары аша гына күренәләр: “Казаннан кенәз Петр Иванович (җәзалау отрядлары җитәкчесе Петр Шуйский турында сүз бара), … башкирлылар баш орып, ясак түләделәр дип яза” (“А исъ Казани писалъ князь Петръ Ивановичь, … башкирьцы добивъ челомъ, ясакъ поплатили”, ПСРЛ. Т. XX, ч. 2. С. 583). Бу вакыйга кенәз Андрей Курбскийның хатирәләрендә дә урын алган: “… ул патшалыкта татарлардан тыш, тагын биш халык бар: мордва, чуашлар, чирмешләр, вотяклар яки арлар, бишенчесе –башкирлар, алар зур елга Каманың югары агымындагы урманнарда яшиләр; … безнең алгы полклар хәтта Уржумъ һәм Метъ елгалары артына, зур карурманнар артына кадәр, ә аннан соң хәтта башкорт теленә кадәр алар артыннан кудылар, ул (башкорт теле) Кама елгасыннан өскә таба Себергә сузыла” (“…ибо кроме татар в царстве том пять различных народов: мордва, чуваши, черемисы, вотяки или арцы, пятый – башкиры; те башкиры живут в лесах в верховьях большой реки Камы; …а предние полки наши гоняху за ними аже за Уржумъ и Метъ-реку, за лесы великие, и оттуду аже до башкирска языка, яже по Каме-реке вверхъ ко Сибири протязается” (Сочинения князя Курбского. СПб., 1914. Т. I. С. 218— 220).

Метъ елгасының кайда икәнлеге билгеле түгел, ә менә Уржум елгасы, бер генә дә Башкортостанда түгел инде. Ул хәзерге Киров өлкәсендәге Уржумка елгасы. Димәк, башкир теле югары Камадагы ниндидер карурманнарда башлана, Шуйскийның каратель отрядлары, аңа барып җитү өчен, хәзерге Киров өлкәсендәге Уржумка елгасын үткәннәр, аннан тагын алга таба барып хәзерге Пермь краена килеп чыгып ниндидер Меть елгасын (Утъ яки Убытъ елгаларымы?) кичкәннәр, тагын да төньяк-көнчыгышка таба хәрәкәт итеп зур карурманнарны үтеп кенә башкирларга барып чыкканнар. Ул вакытларга Агыйдел елгасы да, Кама да, Каманың югары агымы да русларга билгеле булган инде. Димәк, инде алда әйтеп кителгәнчә, бу ельязмада һәм Курбский хәтирәләрендә искә алынган ул башкирларның җирләре бернинди дә хәзерге Башкортостанда түгел, ә Югары Камада булып чыга, 1552 елда Шуйскийның каратель отрядлары Каманы гомумән үтеп чыкмаганнар, хәзерге Башкортстан тирәсенә алар якын да килмәгәннәр, алар Казан тирәсендә һәм аның төньяк-көнчыгышында гына йөргәннәр.

Тагын бер кызыклы момент: Курбский:башкорт теленә кадәр барып чыктылар дип яза, димәк, Курбскийның ул башкирлары Казан ханлыгының төп халкы сөйләшкән татар телендә яки аңа якын торган башка бер төрки телдә сөйләшмәгәннәр, ә икенче бер телдә сөйләшкәннәр, бу очракта бердәнбер вариант – фин-угыр телләренең берсендә була инде. Моннан шундый нәтиҗә чыгарырга була: бу ельязмада һәм Курбский хатирәләрендә 1552 елда искә алынган башкирлар: я хәзерге башкортларның ата-бабалары түгелләр, аларның ул башкирларга бер катнашлары да юк; яисә, хәзерге башкортлар Югары Камадан хәзерге Башкортостан җирләренә (Казан ханлыгының Агыйдел олысы һәм татар Нугай урдасы җирләренең бер өлешенә) күчеп килеп утырып татарлашкан ханты-мансиларга якын торган фин-угырлар.

Шунысын да әйтеп китәргә кирәк: хәзерге башкортлар (Урал артының “чын башкортлары” турында сүз бара) – дала халкы, күчмә халык, аларның бар тормыш-көнкүрешләре, мәдәнияте, яшәү рәвешләре– дала халкыныкы. Ә Шуйский белән Курбский үтеп чыккысыз карурманнар эчендә яшәгән урман халкы турында язалар. Ә Казан ханлыгы җирләрендә яшәгән урман халкы – фин-угырлар, фин-угырлар өчен гомумән урман культурасы хас. Ә бу исә, хәзерге башкортларның хәзер Башкортостан дип аталган җирләргә Югары Камадан күчеп килеп татарлашкан фин-угырлар дигән версияне юкка чыгара.

Аннан соңгы рус чыганакларында да (16 гасыр) башкирлар күпчелек очракларда хәзерге Башкортстанда түгел, нигездә Кама буенда, остяклар (хантылар) белән бергә искә алыналар, мәсәлән, Строгановлар һәм Есипов Себер ельязмаларында 1572 елда, икенче Чирмеш сугышы вакытында чирмешләрнең Камага килүе, андагы остяк (хантылар) һәм башкирларны котыртулары, Строгановларның мөлкәтләренә һөҗүм итүләре, күп сәүдә кешеләрен кыйнаулары, үтерүләре турында язып калдырылган.

Игътибарга лаеклы тагын бер әйбергә тукталып китәргә кирәк: Петр Шуйскийга ул “башкирлар баш орып, ясак түләгәннәр”. Казан яулап алынып җәзалау отрядлары каратель операциясе үткәреп йөргән вакытта ханлыкның бар халыклары да аларга зур каршылык күрсәткәннәр, ә ельязма күрсәтүенчә, бары тик бер генә халык – башкирлар гына җәзалау отрядларын якты йөз белән каршы алганнар, карательләргә каршылык күрсәтмәгәннәр, аларга баш органнар, ясак түләп, аларның хакимиятен таныганнар. Яулап алучыларга татарлардан тыш, марилар аеруча зур каршылык күрсәткәннәр. Шул ук Курбский шул ук хатирәләрендә: “Ә иң ачысы болын чирмешләренең һөҗүмнәреннән булды” (А горче всех было от наезжания луговыя черемисы”), — дип яза. Казан ельязмачысы да Казанны алу вакыйгалары турында язган вакытта: “Алдагыларга, шәһәрдәгеләргә караганда, арттан, урман кирмәннәреннән килеп чыгып, станнарга кискен һөҗүм итеп, көнен-төнен борчып торып, сугышчыларны үтереп һәм тере калганнарны алып китеп, атларны куыпалып китеп безнең полкларны мәсхәрә иткән чирмешләр усалрак булдылар” (“Нозлее предних градцких, созади выезжая из острогов лесных, стужаще полком русским черемиса наезжая на станы , возмущающи в нощи и в день, убивающи отвои, и хватающи живых и стада конские отгоняющи”), — дип язып калдырган. Мариларның болай зур каршылык күрсәтүләре каратель отрядларының нык ачуын чыгарган, алар барысыннан да күбрәк кырылуга дучар ителгәнннәр. Алда искә алынган ельязмада “Бик күпсанда кешеләр үтерелде, вәхшиләрнең җирләре кан белән сугарылды, сазлыклар, карурманнар, күл һәм елгалар чирмеш сөякләре белән түшәлеп бетте” (“И быша убиения человеческая велика, и кровми полияся варварьская земля; блата и дебри, и езера и реки намостишася черемискими костми”). — дип язылган. Марилар 17 гасыр башына кадәр баш бирмиләр, ясак та түләмиләр, бер-бер артлы ихтилаллар күтәрәләр, ясак җыярга килүчеләрне кыйныйлар, үтерәләр, тарихта зур өч Чирмеш сугышы билгеле.

Ул заманнарда ясак түләү –ниндидер бер ханлык яки дәүләтнең хакимиятен тануны гына аңлатмаган. Ул үзеңнең җирләреңә һәм ясак түләгән ханлык яки дәүләтнең яклавына хокук алуны да аңлаткан. Казан ханлыгында да шулай булган. Ясак елына бер тапкыр җыелган, ханлыкның читтәге олысларында аның конкрет күләме үзара килешү буенча билгеләнгән. Шул ясак өчен ханлык аларның куркынычсызлыгын тәэмин итеп торган, шул исәптән олыс халкы да ханлыкның гомуми куркынычсызлыгын тәэмин итүдә катнашкан. Бу вакытта ельязмаларда күрсәтелүенчә – “бакшыр олысының” элек Казанга түләгән шул ук ясагын, аларны танып, яңа хуҗаларга түли башлавы турында сүз барган булырга тиеш. Шул ук ельязмада үз иптәшләре белән тагын бер кешенең ясак түләп баш оруы, биләмәләренә ярлык алуы турында языла.

Казанны алганнан соң башкорт сүзенең киң таралып китүе нәкъ менә шул момент белән, Мәскәү хакимлеген тану, аңа баш ору, аның подданстволыгын алу, аңа ясак түләп, үз биләмәләреңә ярлык алу белән бәйледер дә. Чөнки, иң беренче булып баш орып үз биләмәләренә башкирлар ярлык алган булганнар, ул башкирский ярлык дип аталган булган. Ә аннан соң яңа хакимиятне танып, аңа ясак түли башлап, үз биләмәләренә ярлык алучыларның барысын да шул башкирский ярлык алулары аркасында башкортлар дип атый башлаган булырга тиешләр. Иң беренче башкирларның бернинди дә хәзерге Башкортостанда түгел, ә Казанның төньяк-көнчыгышында, югары Камада булулары, башкир атамасының аннан соң да бернинди дә хәзерге Башкортостанда түгел, ә Югары Камада, Урта Урал һәм Урта Урал алдында киңрәк кулланылуы моның шулай булуы турында сөйли. Баштагы чорларда ук хәзерге башкортларгабернинди дә катнашлары булмаган халыкларны башкирлар дип атый торган булганнар. Мәсәлән, чыгышлары Алтын урдага, ә аксөякләренең чыгышлары – чыңгызыйларга барып тоташкан карин татарларын да рус чыганакларында башкорт дип атаулар җитәрлек. Чыганакларда аларны нигездә татарлар дип күрсәтәләр, аксөякләрен морза дип түгел, ә, русчалап – кенәз дип язалар, ә шул ук исемдәге, шул ук фамилиядәге бер үк чыңгызый татар кенәз карин татарларын, салым мәсьәләләре, Мәскәү белән финанс мөнәсәбәтләре турында язган вакытта башкортлар дип атыйлар. Рус чыганакларында географиясе буенча хантыларга, удмуртларга туры килгән Урта Урал алды, Урта Урал халкын язган вакытта да, бер урында остяк дип язсалар, икенче урында аларга карата башкорт термины кулланалар. Димәк, башкортлык, бернинди дә этниклыкны аңлатмаган, ә үзенең беренче көннәреннән үк Мәскәүгә хезмәткә күчүне, үзеңнең элекке илең, ватаныңнан ваз кичеп, яңа хакимиятне тануны, шуның нәтиҗәсендә җиңеләйтелгән салымнарга, киң җир биләмәләренә ия булуны аңлаткан. Ә бу исә, инде алдан әйтеп кителүенчә, Мәскәү хакимиятең иң беренче булып нәкъ менә башкирларның тануы, аларның үз биләмәләренә башкорт ярлыклары алуы белән бәйле булырга тиеш.

Шулай итеп, рус ельязмаларында искә алынган башкирларның хәзерге башкортларга, гомумән төркиләргә бернинди катнашларыда юк, алар – фин-угырлар булганнар, иң ихтималлысы – мадьярларның Паннониягә күчеп китми калган бер өлеше яки аларның ук хантылар яки удмуртлар белән катнашкан бер төркеме, яисә башка фин угырлар, шул ук хантылар яки удмуртларның бер өлеше. Һәм гомумән ул башкирлар хәзерге Башкортостанда түгел, ә Югары Камада, удмуртлар белән хантылар арасындагы җирләрдә яшәгәннәр.

Guest, 04.02.2015 в 23:02

Башгирдами, басжирдами в средние века называли венгров, а через них всех фин-угров. Родина венгров - северный Урал, они жили рядом с хантами и манси, в начале н.э. от них отделились и перекочевали на юг. Венгры западной Сибири во второй половине 1 тысячелетия переселились на Среднее Приуралье, но под натиском болгар вынуждены были уйти оттуда. Ученые считают, что некоторое время они кочевали по Самарским и Зауральским степям, ибн Фадлан как раз этих венгров и встретил на своем пути. Вот этих венгров и тогдашние арабские и прочие источники называли башжирдами, баскирдами, маджардами, маджарами. А дальше, они, под натиском печенегов, были вынуждены переселиться сначала в Приазовье, а потом - на Паннонию. Но венгры уехали не все, небольшая их часть пошла вверх по Каме и осталась там жить. Когда Идриси и другие средневековые авторы пишут о басширдах, они именно их имеют и в виду. Например, на карте Идриси басжирды расположены как раз на Верхнем Прикамье, выше удмуртов. Прикамье и вот как раз эти башкиры-венгры первыми приняли русское подданство и получили ярлык на свои земли. Далее, всем, кто перешел на сторону Московии, начали раздавать башкирские ярлыки и без разбора их национальности начали называть башкирами.
Башкирами во второй половине 16 века (и 17 веке тоже) стали называть и остяков-хантов, и удмуртов, и татар, - всех тех, кто начал служить белому царю. Даже часть марийцев Алатырского уезда были башкирами и с первых же дней после взятия Казани. Эти черемисы со своими отрядами воевали на стороне Москвы при подавлении черемисских восстаний. После подавления восстания, который известен в истории как Первая Черемисская война, восставшая часть черемис была вынуждена бежать из Алатырьского уезда и они бежали в основном на земли современного Башкортостана (на земли тогдашней Ногайской орды), а те черемисы, которые участвовали в подавлениии этого восстания, получили чины башкир и ярлыки на владение земель, причем ярлыки и на собственные земли и на земли восставших и потом бежавших черемис (вотчина черемисского башкира Ямаша – ныне село Ямашево и близлежащие к нему марийские деревни).
На месте современной Башкирии до 30-х годов 16 века был Беловолжский улус Казанского ханства, только в результате постоянных походов Московии граница Ногайской орды дошла до реки Ик. На этих землях никогда никаких башкир не было и теперешние "башкиры" к тем средневековым башкирам не имеют никакого отношения. Когда была завоевана Ногайская орда, Казанский наместник всем татарам, которые добровольно принимали подданство Московии за счет небольшого ясака, раздавал башкирские ярлыки, а те татары, которые участвовали в движении сопротивления, были вынуждены уехать на Кубань и на Казахстан. Таким образом ногайские татары превратились в башкир, а Ногайская орда – в Башкирию. О том, что башкиры ранее были ногайскими татарами и просто изменили свое имя, очень подробно пишут Рычков и Урусов. Что касается зауральских "башкир", они – самые настоящие монголы-татары, такие как как катайцы, табынцы, барынцы, минцы и др. Все они прибыли к нам вместе с войсками Бату хана.

Guest, 05.02.2015 в 18:50

Достали всех своими процентами, взятыми с потолка. Татар максимум 15 % в Башкортостане.
- - -
Башкир в Башкирии - 0,00 %. Точнее, там нет никаких башкир. Кто перешел на сторону Москвы – тому давали чин башкир, налоговые льготы, обширные земелные владения. Как не бывает народа с названием власовцы, так и не может быть имя коллаборационистского сословия названием народа. Есть полмиллиона оболваненных уфимской пропагандой ногайских татар, а население до Урала - те же татары Казанского ханства, татары его Беловолжского улуса.

Guest, 05.02.2015 в 19:16

Роман, 24.01.2015 в 14:13
О чем спор ? Проблема высосана из пальца. Есть один народ татаро-башкиры, проживающий от Казани до Уфы.
Guest, 24.01.2015 в 14:26
Роман, это разные народы. Татаро-монголы появились здесь сами знаете когда. Башкиры - древний народ.
- - -
Роман, это не разные народы. Татары – действительно народ и древний народ, Паркер в книге «Татары, история великого народа» («A Тhousand Years of the Tartars») пишет, что в китайских династийных хрониках о татарах упоминается с 3 тысячелетия до н.э. Что касается башкир – это просто коллаборационистское сословие, в котором были и татары, и ханты-остяки, и удмурты, и марийцы и другие народы.

Guest, 05.02.2015 в 19:24

Guest, 25.01.2015 в 12:12
Исконно татарских городов нет. Вспомни кочевническую татаро-монгольскую историю своих предков. А вот Уфа - башкирский город, который в средние века именовался Башкорт, до начала воздвижения русской крепости
-
Если ты Башгорт, то твои города и земли в Верхнем Прикамье. В Ногайской орде никогда никаких башкир не было.

Guest, 05.02.2015 в 20:19

Роман, Уфа - это русско-башкирский город. Башкиры основали селение, русские сделали из него городище. А поднялась Уфа во времена Леонида Брежнева, который любил БАССР и с уважением относился к башкирам. Вообще, Уфа - символ единения русского и башкирского миров, православия и ислама. И никому не удастся наш мир нарушить, как-бы ни хотели этого в Казани или за рубежом.
- - -
Живу в Уфе с 70-х годов. Первого живого башкира в Уфе видел только 91-м году, только тогда татарский город Уфу Рахимов стал заселять этническими башкирами.

Guest, 06.02.2015 в 06:02

Хоть плачь,хоть смейся. Два народа находящихся в рабской зависимости,устраивают разборки между собой.За деревьями не видят леса.Пока будут разбираться между собой,не поднимая головы и не видя причины своего рабства,могут сойти на нет.

Расим, 06.02.2015 в 08:54

Guest, 05.02.2015 в 20:19
______
Живу в Уфе с 70-х годов. Первого живого башкира в Уфе видел только 91-м году, только тогда татарский город Уфу Рахимов стал заселять этническими башкирами.
______
Ваш единственный татарский талант - пи3деть как дышать. И больше ничего. До чего гнилой народец.

Расим, 06.02.2015 в 08:55

Guest, 05.02.2015 в 19:24
______
Если ты Башгорт, то твои города и земли в Верхнем Прикамье. В Ногайской орде никогда никаких башкир не было.
______
Ногайской орды не стало давно. И Татарстана не станет.

Расим, 06.02.2015 в 08:56

Guest, 05.02.2015 в 19:16
_____
Роман, это не разные народы. Татары – действительно народ и древний народ, Паркер в книге «Татары, история великого народа» («A Тhousand Years of the Tartars») пишет, что в китайских династийных хрониках о татарах упоминается с 3 тысячелетия до н.э. Что касается башкир – это просто коллаборационистское сословие, в котором были и татары, и ханты-остяки, и удмурты, и марийцы и другие народы.
____
Татары - народ-кличконосец. Коллаборационисты. Готовые креститься. Позорную свою историю прикрываете сказочками.

Аналитик, 06.02.2015 в 08:56

Guest, 06.02.2015 в 06:02
Хоть плачь,хоть смейся. Два народа находящихся в рабской зависимости,устраивают разборки между собой.За деревьями не видят леса.
========================
Положим, татары как раз прекрасно понимают, где лес и знают, что за систематическим разжиганием вражды между татарами и башкирами в конечном счете стоит русский империализм. Проблема в том, что башкирские деятели близоруко не видят этого и сами разрушают политический организм Республики Башкортостан.

Расим, 06.02.2015 в 08:58

Guest, 05.02.2015 в 18:50

______
Башкир в Башкирии - 0,00 %. Точнее, там нет никаких башкир. Кто перешел на сторону Москвы – тому давали чин башкир, налоговые льготы, обширные земелные владения. Как не бывает народа с названием власовцы, так и не может быть имя коллаборационистского сословия названием народа. Есть полмиллиона оболваненных уфимской пропагандой ногайских татар, а население до Урала - те же татары Казанского ханства, татары его Беловолжского улуса.
______
Коллаборационисты - это татары - народ-кличконосец. Которые крестились, стоя в очереди за маленький медный крест и штаны. А башкиры имеют героическую историю восстаний. А кто у вас? Крещёный Тефкелев? Предатель Муса Джалиль? Фантазёр Гаяз Исхаки? Одно чмо.

Расим, 06.02.2015 в 09:00

Аналитик, 06.02.2015 в 08:56

Guest, 06.02.2015 в 06:02
_______________
Положим, татары как раз прекрасно понимают, где лес и знают, что за систематическим разжиганием вражды между татарами и башкирами в конечном счете стоит русский империализм. Проблема в том, что башкирские деятели близоруко не видят этого и сами разрушают политический организм Республики Башкортостан.
________________
Татары всегда были проститутками русских. Дружат со своими крестителями.

Guest, 06.02.2015 в 10:01

потомки проданных киргизят и калмычат
и есть сегодняшние чистокровные башкиры.
посмотрите на фото РАХИМОВА.

Guest, 06.02.2015 в 12:40

Расим, 06.02.2015 в 09:00-ты и не башкир даже,собачка на московском поводке.

Guest, 06.02.2015 в 15:53

Ногайской орды не стало давно. И Татарстана не станет.
- - - - -
Ногайской орды не стало из-за колаборационистов-башкир. Это они предали своиз соплеменников – ногайских татар, шли с поклоном и подарками к Казанскому наместнику. Потом воевали вместе с московскими отрядами против тех, кто участвовал в движении сопротивления, выгнали их на Кубань и присваивали ихние земли.

Guest, 06.02.2015 в 16:44

Коллаборационисты - это татары - народ-кличконосец. Которые крестились, стоя в очереди за маленький медный крест и штаны. А башкиры имеют героическую историю восстаний. А кто у вас? Крещёный Тефкелев? Предатель Муса Джалиль? Фантазёр Гаяз Исхаки? Одно чмо.
К - - - - -
Сам ты чмо, башкир монгольской национальности. После строительства Оренбурга часть монгол-калмыков и ногайцев перешли на службу Московии, сменили имя на коллаборационистов-башкир, именно их и называли верными башкирцами. Именно эти верные башкирцы заставили капитулировать Киргиз-кайсацскую орду со своими постоянными набегами, -мужчин у них они поголовно убивали, скот захватывали и угнали, женщин насиловали и увезли в плен, - короче вдоволь разбойничали. А киргиз-кайсаки им не смогли отвечать, так-как за ними стояла Российская империя.
Это «верные башкиры» участвовали в походах на среднеазиатские ханства и эмирства, именно они почти полностью вырезали население Ак-мечети Кокандского ханства во время похода Перовского. Именно эти башкирцы, цепные псы Российской империи, подавляли татарские восстания с невиданной жестокостью. Население татарской деревни Суянтус полностью была вырезано верными башкирцами (Рычков).

Guest, 06.02.2015 в 16:49

Татары всегда были проститутками русских. Дружат со своими крестителями.
- - -
Башкирами называли тех, кто предал родину и стал воевать против своих соплеменников. Башкирство - самая позорная страница в татарской истории.

Guest, 06.02.2015 в 18:22

Башкиры – выдуманная советами социальная общность, ничего не имеющая общего с этничностью, - смесь монгольских, печенежских, ногайских и болгарских племен. В средние века башкирами-басжардами-маджарами называли венгров, фин-угров, и проживали они на Верхнем Прикамье (смотрите на карту Идриси), вот они и первыми приняли подданство Москвы и получали башкирский ярлык на свои земли. После завоевания Казанского ханства башкирами стали называть всех, кто перешел на сторону Московии. Никакого тюркского народа с именем башкиры никогда и нигде не было. Особенно в тех землях, которые сейчас называются Башкирией. Для понимания всей лживости этой теории достаточно прочитать Кузеева. Кузеев самым наглым образом первыми башкирами называет «ПЕЧЕНЕГОВ» Приаралья.
Согласно ему, в конце 9-го века некие «протобашкирские» племена оказывается перекочевали на Южный Урал. С какой стати эти племена Кузеев называет «протобашкирскими», - непоняно, - это часть печенегов, которых выгнали из Приаралья, и их всего 3-4 и не в одном источнике относительно их не применяется термин башкир. Даже по нему, в Волжско-Уральском регионе до 10-го века не было никаких башкир, «башкиры» (читай объявленные Кузеевым «башкирами» печенеги) появились на Южном Урале только в конце 9-го века и там они жили не постоянно – кочевали по степям современного Казахстана, Узбекистана и западной Сибири. Далее, по версии Кузеева, в 13-м и 14-м веках к ним примкнули пришлые монгольские племена, а их более 10-и. И странным образом они все без исключения вдруг стали «башкирами», потом столько же – ногайские племена (читай татары Ногайской орды, татары Золотой орды); далее –по его терминологии башкирами вдруг стали – «булгарские» племена (татары Беловолжского улуса Казанского ханства, а их более 30-и и они никакие не племена, а просто названия волостей Уфимской губернии, уфимские лжеученые названия этих волостей объявили некими мифическими «башкирскими родами»). Кроме них, оказывается три-четыре фин-угорские племена вдруг перестали стать фин-уграми, из-за сильной притягательной силы башкирского рода, отказались от своей фин-угорности, и сменили свои названия на башкир (отатарившиеся фин-угры, в основном марийцы). Вот и получается, даже по Кузееву, сами то башкиры в этом коктейле менее 5 %-в, и даже они никакие не башкиры, а ПЕЧЕНЕГИ. Что касается тех монгольских племен, которые почему-то стали башкирами в 13-м и 14-м веках, то они почти все, так называемые «зауральские истинные башкиры».

Расим, 07.02.2015 в 15:30

Guest, 06.02.2015 в 16:44

Коллаборационисты - это татары - народ-кличконосец. Которые крестились, стоя в очереди за маленький медный крест и штаны. А башкиры имеют героическую историю восстаний. А кто у вас? Крещёный Тефкелев? Предатель Муса Джалиль? Фантазёр Гаяз Исхаки? Одно чмо.
К - - - - -
Сам ты чмо, башкир монгольской национальности. После строительства Оренбурга часть монгол-калмыков и ногайцев перешли на службу Московии, сменили имя на коллаборационистов-башкир, именно их и называли верными башкирцами. Именно эти верные башкирцы заставили капитулировать Киргиз-кайсацскую орду со своими постоянными набегами, -мужчин у них они поголовно убивали, скот захватывали и угнали, женщин насиловали и увезли в плен, - короче вдоволь разбойничали. А киргиз-кайсаки им не смогли отвечать, так-как за ними стояла Российская империя.
Это «верные башкиры» участвовали в походах на среднеазиатские ханства и эмирства, именно они почти полностью вырезали население Ак-мечети Кокандского ханства во время похода Перовского. Именно эти башкирцы, цепные псы Российской империи, подавляли татарские восстания с невиданной жестокостью. Население татарской деревни Суянтус полностью была вырезано верными башкирцами (Рычков).
____________________________
Ну до чего примитивная ложь. Сеянтус - башкирская деревня, вырезанная русскими при науськивании участии Тефкелева и татар.

Расим, 07.02.2015 в 15:32

Guest, 06.02.2015 в 16:49

Татары всегда были проститутками русских. Дружат со своими крестителями.
- - -
Башкирами называли тех, кто предал родину и стал воевать против своих соплеменников. Башкирство - самая позорная страница в татарской истории.
________________________________
Когда Ванька Грозный за день взял казань, у этого придурка хватило ума не брать башкир, а дать им вотчинное право. Башкиры к татарской истории отношения не имеют, так как татарами не являются.

Расим, 07.02.2015 в 15:33

Guest, 06.02.2015 в 15:53

Ногайской орды не стало давно. И Татарстана не станет.
- - - - -
Ногайской орды не стало из-за колаборационистов-башкир. Это они предали своиз соплеменников – ногайских татар, шли с поклоном и подарками к Казанскому наместнику. Потом воевали вместе с московскими отрядами против тех, кто участвовал в движении сопротивления, выгнали их на Кубань и присваивали ихние земли.
______________________________
Ногайцы были захватчиками. Тоже случится и с другими захватчиками.

Guest, 07.02.2015 в 22:29

Ногайцы были захватчиками. Тоже случится и с другими захватчиками.
- - -
Ногайцы - коренные жители, татары Ногайского улуса Золотой орды. В Башкирии никогда никаких башкир не было и нет, если уж назвались коллаборационистами башкирами-басжирдами ищите вашу родину в Верхнем Прикамье.

Guest, 07.02.2015 в 23:28

Башкир в Башкирии не было никогда. Башкирами в средние века называли фин-угров. Даже у Фазлана. Каким богам поклонялись башкиры Фазлана? Змеям, водным источникам, деревьям и прочим. Разве они тюркские божества? Тотем у тюрков – волк, но такого божества у фазлановских башкир нет. Все ихние божества – фин-угорские, лесные. Башкиры Башкирии к тем фазлановским башкирам не имеют никакого отношения. Это мнение авторитетнейших ученых, академиков. Сегодняшние башкиры Башкирии - это те же ногайские татары, которые сменили имя на башкир. Читайте у Урусова: «Башкирский ваш народ был один съ с ногайцами ... Вы ныне башкирцы ... Земли вам даны были почти все те, где ногайский народ жилище свое имел». Об этом же говорит и Рычков, что они до этого были татарами, частично татарами Казанского ханства, частично Сибирского и частично – Ногайской орды.

Guest, 07.02.2015 в 23:53

Когда Ванька Грозный за день взял казань, у этого придурка хватило ума не брать башкир, а дать им вотчинное право. Башкиры к татарской истории отношения не имеют, так как татарами не являются.
- - -
Как насчет того, что о башкирах в Башкирии нет не единого упоминания и до середины 18 века?
Никаких башкир в Башкирии не фиксированы ни в писцовых книгах XV—XVI вв., ни переписных книгах XVII в., ни в первых ревизиях населения, начатыми в России с 1719 г. Башкиры в Башкирии появляются в единичных числах только в 3-й ревизии, и только с 5-й ревизии 1795-го года можно говорить о каком –то башкирском присутствии в регионе. К примеру, до 5-й ревизии 1795 года в Мензелинском уезде не было ни одного башкира. Читай Р.Янгужина «Башкирские роды», 4 стр.

Guest, 08.02.2015 в 00:37

Ну до чего примитивная ложь. Сеянтус - башкирская деревня, вырезанная русскими при науськивании участии Тефкелева и татар.
- - -
По башкирски Сеянтус будет Хеянтус, следоваиельно там никаких башкир не было. Да и название волости - Балыкчинская - тоже татарское, по башкирски будет Балыксинская. Это уфимские горе-ученые название Балыкчинской волости объявили каким-то мифическим "балыксинским башкирским родом". До 3-ей ревизии в Балыкчинской волости не было ни единого башкирца. Да и писцовых книгах 16 века там нет никаких башкир, да и переписных книгах 17 века. Балыкчинские татары записались в башкирское сословие только из-за его привелегий и только в 18 веке.
Что касается отряда Тефкилева. Приведу конкретную численность его карательного отряда (войска Оренбургской экспедиции):
Регулярные войска 4467 чел, верные башкирцы 4455 чел, казаки, крестьянское ополчение, прочие 2315 чел. Половина карателей – верные башкирцы. Вот что пишет Рычков: “Близ тысячи человек с женами и с детьми их во оной деревне перестреляно, и от драгун штыками, а от верных башкирцев копьями переколото. Сверх того сто пять человек забраны были в один амбар и тут огнем сожжены. …И таким образом вся деревни Сеянтус жители с их женами и с детьми от мала до велика чрез одну ночь огнем и оружием погублены а жилища их в пепел обращено”. Верные псы империи, кровожадные верные башкирцы вырезали и вживьем сожгли население целой татарской деревни.

Тор, 15.06.2016 в 21:41

в топку татар, тут жалуются на башкир, там жалуются на русскихбольшая улыбка