4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Возрождение востоковедения
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Возрождение востоковедения

8 ноября 2012 года
Возрождение востоковедения

     «Многие люди думают, что Живую Этику можно читать и не принять. Вместо религий со временем придет наука. Надо исходить из обстоятельств сегодняшнего дня, возможностей. Говорить языком сейчас понятным. Хоть немного дать в жизнь. Единственная сила может сейчас приблизить человечество к духовности – наука». Ю.Н. Рерих.
      С 8 по 11 октября в Музее им. Н.К. Рериха (Москва) прошла Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха». Организатор конференции – Международный центр Рерихов (МЦР), соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Международная ассоциация фондов мира, Международная лига защиты культуры, Благотворительный фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк. При поддержке Информационного центра ООН в Москве.
      Ежегодно в день рождения великого человека Николая Рериха Международный центр Рерихов организует международные конференции, привлекая известных ученых, государственных и общественных деятелей из России и других стран мира. Эти форумы посвящаются памятным датам членов семьи Рерихов, изучению наследия семьи и значению Культуры для человечества и России. Знамя Мира и Культуры подняла над планетой семья Рерихов.
      Эта конференция была посвящена старшему сыну Николая и Елены Рерихов – Юрию. Юрий Николаевич Рерих – ученый-востоковед, лингвист, историк, этнограф, археолог, путешественник. «Великолепные профессиональное образование, интуиция, удивительная атмосфера семьи Рерихов и неустанный труд над духовным и творческим совершенствованием позволили Юрию Николаевичу стать одним из крупнейших востоковедов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. До сих пор некоторые современные политики противопоставляют Восток и Запад, в то время как Ю.Н. Рерих более чем полвека назад нашел неоспоримые доказательства того, что культура Востока и Запада имеет общие корни» (из приветствия участников конференции З.Р. Валеевой, директора государственного историко-архитектурного и художественного музея–заповедника «Казанский Кремль»).
      Надо напомнить читателю некоторые события из жизни Ю.Н. Рериха. Ю.Н. Рерих родился 16 августа 1902 г., оканчивает знаменитую гимназию К. Мая в Петербурге. Интерес родителей к культурному и историческому наследию Востока влияет на выбор профессии. И в 1919 г. после переезда родителей в Англию Юрий «начал занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте восточных знаний под руководством сэра Денисона Росса. …К этому времени он уже знал латинский, греческий и многие европейские языки» (из воспоминания С.Н. Рериха «Слово о брате»). 31 января 1921 г. он пишет: «Из лекции Ростовцева еще раз убедился, что Средняя Азия – это Египет будущего в смысле археологических открытий. Меня очень заинтересовали татары и монголы, особенно их былины и песни кочевий…» Затем он продолжает изучать индийскую филологию в Гарварде в США. С 1922 по 1923 гг. учится на среднеазиатском, монголо-тибетском и индийском отделениях Парижского университета, слушает курс китайского, персидского языков, а также занимается на военном и юридическом отделениях, получив блестящее образование. После переезда вместе с родителями в Индию Юрий Рерих в 21 год начинает самостоятельную научную деятельность.
      Во вступительном слове Л.В. Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, сказала, что «Ю.Н. Рерих, может, и не был похож на троих (Н.К., Е.И., С.Н. Рерихов. – Н.А.). Но он был настоящим ученым. Стал директором «Урусвати» (в настоящее время подписан договор между МЦР (Москва) и Международным мемориальным трестом (Наггар, Индия) о создании на базе дома Рерихов в Наггаре Мемориального музейного комплекса и возобновлении деятельности Института гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии после Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. – Н.А.). Вышла его работа «По тропам Срединной Азии». Ю.Н. был таким же талантливым и нужным в том деле, которое вел Н.К., но его отличала от трех… склонность к военному делу («…дух воинственный», – писала о нем мать, Е.И. Рерих; по материнской линии одна бабушка Юрия была татаркой, другая монголкой. – Н.А.). У него было много книг по военному делу, причем профессиональных книг. Он очень хорошо рисовал и был не только интеллектуально образован, но и физически подготовлен, хорошо сидел в седле на лошади, стрелял (однажды застрелил леопарда, который стал захаживать в поместье Рерихов в Кулу, представляя опасность для ее жителей; шкура зверя сейчас находится в музейной экспозиции. – Н.А.). Был не только переводчиком в экспедиции, но и ее хранителем». Затем Л.В. Шапошникова рассказала историю, когда в Кулу в 40-х годах воевали между собой мусульмане и индуисты. Жена младшего брата Святослава была индуисткой, ей угрожали. С.Н. Рерих увез Девику из Кулу. «Н.К. Рерих болел, … Ю.Н. Рерих охранял дом, нес вахту, и эта вахта спасла его родителей». Он был не только хранителем экспедиции, но и организатором. Значительная часть организационных дел легла на Юрия, и он справился успешно. Кроме того он вел свою научную работу на маршруте экспедиции. «Он один вернулся на родину. Ему предложили работать в Институте востоковедения. Те востоковеды были надрессированы на идеологию. И, конечно, ситуация была нелегкой (его считали буржуазным). Ю.Н., собственно, тогда еще в СССР привез Рерихов. Происходило знакомство страны с реальными Рерихами, а не то, что говорили об этой семье. Он читал лекции, устраивал выставки картин. И вот это была популяризация философии, картин, Пакта Рериха. Он был очень заметной фигурой в нашей стране, около трех лет прожил, в 60-м году он умер. На сердце никогда не жаловался (диагноз врачей: сердце, а накануне окружение видело бодрого, абсолютно здорового человека. – Н.А.). В стране были силы, которые не были заинтересованы ни в Ю.Н. Рерихе, ни в философии Живой Этики. Юрий Николаевич знал это и все же вернулся на родину, и сегодня мы поблагодарим его за это».
      Были зачитаны приветствия от С.В. Лаврова, министра иностранных дел РФ, постоянного председателя РФ при ЮНЕСКО, посольства Индии в России, С.М. Миронова, лидера партии «Справедливая Россия», Е.Г. Драпеко, первого заместителя председателя комитета Государственной думы по культуре. Также было зачитано приветствие участников конференции от А.М. Сибагатуллина, министра культуры РТ, которое заканчивалось следующими словами: «Юрий Николаевич пробудил в людях интерес к Востоку и его глубочайшим знаниям о человеке. Творчество Юрия Николаевича и его жизненный путь только начали изучаться нашими учеными. Уверен, что данная конференция станет важным и значимым событием в исследовании трудов великого мыслителя и нас ждет еще много интересных открытий».
     За неделю с небольшим до этой конференции в Казани прошел VIII съезд российских востоковедов, блестяще, на мой взгляд, организованный Институтом востоковедения и международных отношений КФУ (директор Л.Н. Латыпов). Это совпадение времени проведения двух конференций я считаю не случайным. Ведь возвращение Ю.Н. Рериха в Россию – востоковеда с мировым признанием, дало мощный импульс для возрождения востоковедения в России. На съезде ученые избрали нового председателя Общества российских востоковедов – казанского профессора Л.Н. Латыпова, и теперь на два года Центр российского востоковедения перемещается в Казань. Будем надеяться, что это благоприятный знак для подъема науки о Востоке в Татарстане и в России. В настоящее время изданы очень важные для ученых труды Ю.Н. Рериха. Например, роскошное издание «Истории Средней Азии» в 3-х томах, но, как сказал на московской конференции В.М. Плоских (вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики, который в последнее время проводит подводные поиски затонувшего дворца Тамерлана на Иссык-Куле), что для ученых востоковедов было бы лучше, если выпустить еще другое, более простого вида издание. Кроме того изданы на русском языке «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «По тропам Срединной Азии», и другие труды Ю.Н. Рериха. Прамила Шарма (Индия), выступая, сказала, что труды Юрия Рериха – духовное убежище. Докладчик В.Г. Соколов (Украина) в выступлении «Научный вклад Ю.Н. Рериха и Н.К. Рериха в изучение путей и истоков великих переселений народов» говорил о героизме и мужестве Ю.Н. Рериха, что «необыкновенная сила (достоинство духа присущее мудрецам) исходила от него. В нем гармоничное равновесие сочеталось с собранной подвижностью, а речь была насыщена огнем», человека, обладающего внутренней огненной энергией и служением общему благу. Готовность к героизму ощущается в картине Н.К. Рериха «Звезда героя», которая близка по духу Ю.Н. Рериху. «Он пишет повесть «Сказание о царе Кэсаре Лингском» (о герое народного эпоса Тибета, Монголии, Бурятии, восточных народов Гесэре; картина «Гесэр-хан» была написана в 1941 г. и подарена Н.К. Рерихом сыну, затем она находилась в Москве. – Н.А.). Народы Азии верят, что Гесэр опять воссоединит кочевников и устремит их в будущее. Это эволюционный фактор. Сама жизнь Ю.Н. Рериха была эволюционной», заключил свое выступление докладчик. Та же идея единения народов в творчестве Ю.Н. Рериха через взаимообмен энергий и проникновение культур акцентировалась в выступлении «Творческое наследие Ю.Н. Рериха и современные интегративные процессы в Евразии» А.В. Иванова. Профессор из Барнаула говорил, что единство евразийцев Юрий Николаевич открывал через единый звериный стиль, затем буддизм и связь между буддизмом и христианством. Привел интересное высказывание Ю.Н. Рериха своему ученику А.Н. Зелинскому, когда, обращаясь к храму, он произнес, что здесь крестили первого евразийца – Александра Невского. Также привел основной принцип жизни Ю.Н. Рериха, что надо жить так, как будто от тебя зависит жизнь человечества.
      Интерес вызвал рассказ о Ю.Н. Рерихе 90-летнего академика РАН Е.П. Челышева (коллеги по Институту востоковедения, в котором Ю.Н. Рерих стал работать после возвращения из Индии. – Н.А.). Он вспоминал, что когда в Мюнхене проходил съезд востоковедов, к нему подошел посол из Шри Ланки, профессор-буддолог, и сказал, что получил письмо от Ю.Н. Рериха, где он писал, что должен приехать в Россию. И еще, в Индии собирался Комитет по защите мира, и в маленькой гостиной в Дели шло общение, и тут его вызывает Тихонов, глава нашей делегации, и говорит, что его спрашивает внизу какой-то человек. Это был Шибаев, секретарь Н.К. Рериха. Он сказал, что Николай Константинович собирался вернуться на родину и что Юрий Николаевич хочет вернуться в Россию. Он все рассказал Тихонову, и они решили написать письмо об этом в комиссию по подготовке поездки российской делегации в Индию, возглавляемой Н.С. Хрущевым, и вот вскоре после этого Ю.Н. Рерих приехал в Россию. Встречала его Фурцева. Ю.Н. Рериха привезли в Институт востоковедения, где он начал работать. Так началась эпоха Рериха. Его окружало много людей. Академик сказал, что «это была жажда людей увидеть другого человека, и всегда он был приветлив, он открыл подлинное значение Востока, и это была значимая фигура для нашей науки и культуры».
      В.А. Воропаева, профессор (Кыргызстан), сделала выступление «Проблема ориенталистики в творческом наследии Ю.Н. Рериха». Она акцентировала внимание на процессе, в котором Ю.Н. Рериху удалось найти общее и индивидуальное в культуре кочевых народов, которых Запад считал варварами. Исследование кочевого Востока мало изменилось со времени средневековья и, чтобы ответить на многие вопросы, в том числе что двигало степными народами, говоря о Великом переселении народов, Ю.Н. Рерих предлагал создать в институте специальный отдел номадистики – науки, посвященной изучению кочевых народов.
      Выдающийся ученый Л.Н. Гумилев видел причину столь мощного движения степных народов в импульсе, который называл «пассионарностью». Некоторые ученые считают, что это связано с повышением интенсивности солнечной энергии. Возможно, это связано с местами силы. Одним из таких мест считают Гималаи. Там происходит, по– видимому, божественное озарение, которое и ведет к действию. Восток – это действие, постоянная импровизация, постоянно новое, это сама жизнь. В этом отличие восточной культуры от западной. Недавно я посмотрела фильм «Орда». Впечатление? Жалкое и вредное в своем невежестве представление о культуре восточных народов. Ни художественного воздействия, ни исторического осмысления, на мой взгляд. И вспоминаются слова Н.К. Рериха: «О татарщине (недоумевает Рерих) остались у нас только воспоминания. Как о каких–то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку о чудесах, которые знали когда-то хитрые арабские гости Великого пути в Греки» – В.Н. Иванов, «Рерих, художник, мыслитель».
      Участники и гости конференции посетили выставку картин Н.К. Рериха из частных собраний и зал Ю.Н. Рериха, которые специально открылись в дни форума.
      По итогам конференции была принята резолюция, в которой содержится призыв к защите наследия Рерихов, а также общественных деятелей и мецената Б.И. Булочника.
 

Найля АБДУЛЬМАНОВА,
к.т.н.,
председатель Казанского общества Рерихов
.


Комментарии (2)
Гость К.А.Молчанова, Эстония, 12.11.2012 в 14:08

Хорошая статья, нужная. Что касается выступления академика РАН на конференции в МЦР, то хотелось бы поговорить с автором статьи о подробностях, известных мне и отражённых в воспоминаниях о Ю.Н.Рерихе. kira.molchanova@mail.ee

Халиль Гайнутдинов, 13.11.2012 в 18:11

К Этике Космоса нам всем придется вернуться, единственно верный путь. Видимо, пока до предельной точки не дойдем, не осознаем правоту и гениальность Рерихов.