12 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество В зашиту Даши Намдакова и его творчества, против травли и мракобесия!
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

В зашиту Даши Намдакова и его творчества, против травли и мракобесия!

29 марта 2012 года
В зашиту Даши Намдакова и его творчества, против травли и мракобесия!

Открытое письмо татарской общественности


Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову,

Государственному советнику РТ М.Ш. Шаймиеву



Уважаемый Рустам Нургалиевич! 

Уважаемый Минтимер Шарипович!


 

     Как и Вы, мы ценим творчество Даши Намдакова.
      Он – признанный и выдающийся мастер. Его работы хранятся в ведущих музеях мира, в частных коллекциях В.В. Путина, («Стихия»), М.Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю.М. Лужкова, Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами обладают Герхард Шредер, Вилли Нельсон, актриса Ума Турман. Он ужинает с королевской семьей Британии, отливает для Лондона статую Чингисхана, его любят и ценят и во всем мире, причем как в массах, так и на высшем уровне. Имеет высокие награды, добился многого.
       Как известно, возможная установка Барса его работы в городе Болгаре у древних мечетей вызвала бурю эмоций среди части татарской общественности. Отчасти их можно понять – в том смысле, что установка такой скульптуры возле мечети, да еще в день принятия ислама, не совсем уместна.
       Но мы не можем согласиться с тем, что его работе вообще не место в татарском городе, или с теми, кто вообще против его творчества.
       Для того, чтобы Барс работы Даши Намдакова располагался в светской части, например, у музея и причала (о чем и было принято решение), нет ни религиозных, ни моральных, ни законных препятствий. Вашу позицию поддержали и ведущие муфтии России.
       Произведение Даши может нравиться или не нравиться, но великий художник отразил свое видение Барса, и имеет на это полное право.
      Правда, нам не нравится, что барса преподносят исключительно как символ Булгарии, ведь барс – это символ и Степи, и Золотой Орды, он обитает в Монголии, Алтае и Китае. В 1990-е годы со стремлением все свести к булгарам как-то боролись, сейчас это поощряется. Тем самым татарский народ лишается большей части истории и подрывается его единство.

       Подчеркнем, что среди противников установки «Хранительницы болгарской земли» возле мечети немало и достойных людей. Это их мнение. В конце концов, работа художника может нравиться или не нравиться.
       А вот осуществлять травлю, запрещать, оскорблять художника и творчество – совсем другое дело.
       Обратим внимание на несколько доводов части недовольных.
       1) Так, по мнению некоторых, барс – это языческая скульптура. В ней нашли даже некие признаки сатанизма, вселенского зла.
      Так и до взрывов буддистских статуй, как в Афганистане, недалеко? Не встанет ли вопрос о церквях в Болгаре и Татарстане в целом? Или о произведениях искусства вплоть до памятника Тукаю?
      2) Что характерно, во многих комментариях подчеркивалась национальная (бурят), расовая (монголоид) и религиозная (буддист) принадлежность – но не самой скульптуры, но автора – Даши Намдакова. Зачастую прямо подчеркивалось, что бурят-кочевник, да еще и буддист, не может выразить дух татарского народа, так как он бурят-монгол, буддист и авангардист, некоторые прямо называли это вражеской скульптурой.
       Такие доводы протестующих совершенно неприемлемы – это мракобесие, нетерпимость, это позорит Республику Татарстан и ее положительный имидж.
       Так же хотелось бы им напомнить, что татары, как тюрки, и буряты, как монголы, имеют общее происхождение – в рамках алтайской языковой семьи, общую колыбель – Великую степь. Скульптор и его Вселенная кочевника татарам не чужие, а родные.
       Поэтому мы поддерживаем Ваше решение установить работу Даши Намдакова в светской части города Болгара.
       Нет мракобесию и несвободе! Да – свободе творчества, дружбе народов, просвещенности и уважению!



      С уважением,
 

1. Искандер Ахмедов, член Совета Всемирного форума татарской молодежи, редактор Orda-online.ru, г. Казань
2. Римзиль Валеев, журналист и общественный деятель, сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии татар РФ.
3. Ильфак Шигапов, поэт, композитор, журналист, г. Казань;
4. Ильсия Бадретдинова, певица, лауреат премии «Алтын Барс», г. Казань;
5. Рушан Шамсутдинов, народный художник РТ, Заслуженный деятель искусств РТ; г. Казань;
6. Карина Кильдеева, группа «Мураками», г. Казань;
7. Илдар Тренгулов, директор Татарской национально-культурной автономии, г. Самара;
8. Гульназ Нургалиева, член Совета Всемирного форума татарской молодежи, г. Ижевск;
9.Дамир Наби, г. Ташкент;
10. Павел Мамаев, продюсер, г. Курск;
11. Ильшат Нигматзянов, аспирант Института Татарской энциклопедии АН РТ, г. Казань;
12. Гузель Максютова, журналист, г. Казань;
13. Асия Бикяшева, соискатель ИИ АН РТ, г. Казань;
14. Алия Хуснуллина, преподаватель, г. Казань;
15. Диана Башмакова, стилист, г. Казань;
16. Ильдар Даминов, руководитель молодежного клуба Центра татарской культуры, г. Томск;
17. Линар Хазиев, аспирант, преподаватель Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск;
18. Алексей Смольский, активист татарской общины, г. Минск;
19. Эльза Ильясова, г. Уфа;
20. Татар Тюрк, интернет-деятель, г. Уфа;
21. Эльдар Алиев, музыкант, Крым;
22. Галия Фаизова, дизайнер, г. Новосибирск;
23. Денис Витько, студент МФУ ТГУ, г. Томск;
24. Рамиль Халиков, рабочий, г. Димитровград.
25. Роман Горюнов, председатель Совета Евразийского молодежного союза, г. Томск;
26. Тимур Юнусов, г. Нижнекамск;
27. Анна Ковтун, основатель группы "Даши Намдаков" в соцсети Вконтакте, г. Москва
28. Роберт Аглямов, Чистополь;
29. Асия Биктабирова, Казань.
30. Арсалан Абдушеев, член Молодежного парламента Томской области, Бурятская национально-культурная автономия, Томск.
31. Руслан Сабиров, диджей, г. Москва.
32. Алия Сулейманова, частный pr-специалист, г. Казань.
33. Рамай Юлдаш, общественный деятель, культуролог, историк, этнограф, г. Йошкар-Ола, Марий Эл. 
34. Сергей Севрюгин, веб-дизайнер, г. Казань;
35. Рустем Ильясов, Татарстан;
36. КАмиль Аблязов, Иркустк.
37. Ландыш Абударова, журналист, г. Казань;
38. Тимур Чингизов, ХМАО
39. Фандас Зарипов, РТ.
40. Равиль Абжалилов, Баку.
41. Мурад Ардаев, г. Томск.
42. Регина Юлмухаметова, г. Уфа.
43. Эльдар Оразиманов, г. Уст-Каменогорск;
44. Аржаан Хертек, г. Кызыл.
45. Лена Батомункуева, г. Томск.

 

      Обращение открыто для подписания – на сайте Orda-online.ru (подписываться в комментариях).


Комментарии (3)
Гость, 31.03.2012 в 01:40

Дөрес эшләгәнсез егетләр.

Vil Mirzayanov, 01.04.2012 в 01:14

Поддерживаю обращение. Шельмование скультура и его работы выставляет Татарстан как страну средневекового мракобесия. Кто выступает против установления статуи барса в Болгаре, те по-меньшей мере не знают историю. Город Болгар до принятия ислама почти 200 лет столицей булгаров, одного из племен гуннов. Об искусстве гуннов можно познакомиться в специальной главе книги О.Маенхен-Хельфена "Мир гуннов". Там можно найти образцы гуннского т.н. анималистского искусства. Они поражают читателя своим высоким уровнем. Кстати, город Болгар был разрушен не язычниками татарами и монголами Батый хана, а мусульманином Аксак Тимером. Надо бы по этому поводу соорудить там специальную стеллу с соответствующей надписью.

Рашид, 04.09.2014 в 14:33

Мы против этого чертоподобного бесовского памятника!