30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество В преддверии перемен
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

В преддверии перемен

27 июня 2016 года
В преддверии перемен

1. Ислам создает порядок       

     Бесконечные войны последних лет в этом сообществе говорят о глубоком кризисе в его недрах, связанном с несоответствием его идеологии, во многом связанной с исламом, с реалиями бытия, которые меняются с неумолимой быстротой.
     Начнем с истоков. Ислам появился в начале VII века. Его основной посыл как и всех религий был направлен на то, чтобы укрепить порядок среди племен, вечно воевавших друг с другом, распространить среди них веру в единого для всех бога Аллаха, создать твердые правила нравственности и норм семейной и межплеменной жизни, растолковать такие неизменные и вечные истины, как добро, зло, любовь, ненависть и т.д. То есть религия призывала вести праведный образ жизни и объясняла людям как это сделать. В Коране упор сделан именно на эти вещи.

2. Улум Наклия и Улум Аклия

     Все вышеуказанное в дальнейшем концентрировалось в «Улум Наклия» (традиционных знаниях), связанных с интерпретацией священных текстов. Но позднее появились и «Улум Аклия» (рационалистические знания), связанные с разумом, логикой и греческой философией. Аллах дал человеку две вещи: Коран и разум. Сказано, что Мухаммад – печать пророков, то есть последний пророк. Это указание на то, что в дальнейшем человечество должно в основном опираться на разум, что роль разума должна неизменно возрастать.
     –Хотя в Коране почти ничего не говорится на такие темы, как построение и структура государства, экономика, соотношение общества и государства, но благодаря Улум Аклия были созданы Арабский халифат, а затем Османская империя. Это были феодальные империи.

3. Европа делает крутой разворот

     Но после эпохи Возрождения, а также последовавшими за ней промышленной и буржуазной революциями в Европе, мусульманский Восток безнадежно отстает от Запада.
     Далее он становится ее колонией. (Более подробно об этом в моей статье в Интернете «Почему Запад впереди?»).
     Далее в Европе появляются такие понятия, как разделение властей, демократия и права отдельной личности. В XIX веке возникают нации. Все это происходит на фоне секуляризации общества. Религия становится частным и личным делом человека, делом его сердца и души, но не сферой государства. Свое своеобразие народы Европы сохраняли не за счет религии, а благодаря своей истории, языку, фольклору, литературе и такому светскому институту, как нация.

4. Светские диктаторы бегут за Европой

     В это же время Восток пребывал в стихии феодализма и традиционных святых текстов VII века. Наконец в некоторых мусульманских странах в ХХ веке появляется тонкий слой светской правящей элиты, которая пытается подражать европейскому пути. В основном они развились в стиле светских национальных диктаторских режимов. Все они в конце концов рухнули. Было три причины: во-первых, как диктаторы они были социально чужды народу, во-вторых, они не опирались на идеологию народа ислам, в-третьих, прослойка, их поддерживавшая, была очень малочисленной.

5. Исламский большевизм отрезает головы

     Таким образом, мусульмане как бы заявили: «Мы сами с усами, не надо нам копировать европейский путь, мы разовьем свою мусульманскую цивилизацию на базе ислама».
     На мой взгляд, не нужно изобретать велосипеда. У религии должна быть своя ниша, о которой говорилось выше, о которой больше всего сказано и в Коране (Улум Наклия). Все же остальное должно базироваться на Улум Аклия без всяких ссылок на религию. Но это требует упорного и длительного труда, некоторым же людям кажется более легким путь отрезания голов друг другу. Вместо перенимания опыта Европы и свежих аллегорически и философски трактуемых священных текстов, в массах пропагандируется буквальное понимание Корана и восстановление норм средневекового халифата. Такой ислам у меня ассоциируется с большевизмом с его кратким курсом ВКП(б). У такого ислама нет будущего. Независимость и оригинальность нельзя сохранить бегством в прошлое.

6. Война между прошлым и будущим

     Внутренне мусульманское общество (как между странами, так и внутри каждой страны) глубоко расколото как в трактовке исламской идеологии, так и в этническом плане (яркий пример этого – внутрисирийский конфликт). Этой ситуацией пользуются страны, у которых есть свои глобальные проекты. Мусульманское сообщество сейчас вступило в фазу глубочайшего кризиса, связанного с поисками нового пути. Отсюда хаос, неразбериха и войны. Отсюда появление Талибана, Аль-Каиды и ИГИЛ (запрещенных в России террористических организаций).
     В русле этого кризиса очень симптоматична позиция нового президента Египта ас-Сиси. Его готовность к переменам стала очевидной в январе с.г., когда ас-Сиси обратился к преподавателям крупнейшего в стране исламского университета Аль-Азхар с призывом содействовать радикальным преобразованиям в вере. «Я обращаюсь сейчас к духовенству. Нам следует задуматься о вызовах, которые стоят перед нами. Это немыслимо, что образ мысли, который мы считаем священным, делает из всего сообщества мусульман источник тревоги, опасности и убийств для остального мира. Невозможно! Этот образ мысли – я не говорю религия – этот корпус текстов и идей, которым мы в течение многих лет придавали сакральный статус, так что отказаться от этого наследия стало казаться нам невозможным, он находится в радикальном конфликте с остальным миром. Он антагонистически противостоит всему миру!».
     По утверждению ас-Сиси, исправление неверного понимания ислама представляет собой моральный долг духовенства, а созидание обновленной мусульманской религии может начаться с Египта. «Я говорю и повторяю: нам нужна революция в вере, вы, имамы, ответственны перед Аллахом. Весь мир, я повторяю это, весь мир ждет шагов с вашей стороны. Разве это возможно, что полтора миллиарда мусульман, живущих на планете, выступали бы за то, чтобы убить всех остальных людей на Земле, чтобы жить самим? Нет, подобное истолкование религии недопустимо».
     На мой взгляд, очень большая проблема мусульманского мира в том, что экономика и сфера качественного образования не успевают за ростом народонаселения. По религии детей дает Бог, поэтому рождаемость нельзя регулировать. В этом ярком примере как в капле воды видны противоречия между рациональным подходом к проблеме и дословного следования религиозным установкам VII века. Затем еще один пример, почему практически не существует этимологических словарей арабского языка? Потому что считается, что не надо искать происхождение слов, так как они даны людям Аллахом. И вся наука, как говорится.

7. Великой реформе быть

     Дело в том, что реалии жизни сильней любой догмы, поэтому дальнейшие запреты на новые подходы в понимании и роли ислама приведут лишь к тотальному лицемерию и лжи в обществе, оно начнет загнивать изнутри. Все это мы видели на примере гибели СССР. Кстати, при разговоре с иранскими учеными я заметил, когда факты из жизни Ирана противоречат официальной идеологии страны, они эти факты просто не замечают и игнорируют, как ранее поступали работники наших обкомов компартии. От них в чем-то повеяло духом самого «передового» советского государства.
     Исламскому сообществу требуется великая реформа, и она, хотим мы этого или нет, обязательно произойдет. Таков закон истории.

     Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ.


Комментарии (13)
Guest, 28.06.2016 в 08:48

Ув. мухаметдинов Р., вы абсолютно правы. Это корректный тезис о состоянии исламского мира.
Что из этого следует для татар?
Полноценное Развитие науки, культуры и национального образования.

1) "Сказано, что Мухаммад – печать пророков, то есть последний пророк".
- Сам пророк Мухаммад такого о себе не мог говорить. Это приписывают ему комментаторы, в составленных ими же самими текстах.

2) Всевышний для "контакта" и посылов не использует языки людей. Следовательно, приписывать арабскому языку статус сакрального неверно. Это такой же язык, как и татарский.

3)"Затем еще один пример, почему практически не существует этимологических словарей арабского языка? Потому что считается, что не надо искать происхождение слов, так как они даны людям Аллахом."
Это абсолютное заблуждение и ЛОЖЬ.
Кстати, с татарским языком также. Татарские лингвисты не могут объяснить этимологию слов.
Самый простой пример. Объясните происхождение слова, означающего мужской половой орган на татарском и рус. языках. Без ханжества.
Ни один татарский лингвист, а также, русский лингвист объяснить не может.
Между тем, в татарской этимологии, это слово- метафора, и имеет три значения.
Значение как мужск. орган, является последним и простонародным. Его первичное значение пусть попробуют определить и объяснить лингвисты.
Этимологический словарь тат. языка крайне необходим.
В прошлом номере, некто Зарипов Р.-писатель в СП РТ, считает, что слово "кучтенеч" произошло от русского "гостинец". Очевидный бред. Не могут объяснить этимологию слова "стол" в рус. язе, хотя татарский корень очевиден. Таких примеров великое множество.

Guest, 29.06.2016 в 09:37

дальнейшие запреты на новые подходы в понимании и роли ислама приведут лишь к тотальному лицемерию и лжи в обществе,
_____________________________________________
Это уже происходит, в том числе среди татар.
Муллы в мечетях очень слабо подготовлены. Они пытаются что-то делать используя устаревшие подходы и методы.
Выпускники Исламского универа в Казани, увы, это те, кто не смог поступить в светские универы, из-за слабой подготовки и низкого общего уровня знаний. Это, в основном, двоечники или неуспевающие учащиеся в школах.Чему они могут научить прихожан в мечети ? Только догмам, и средневековым стереотипам поведения и взаимоотношений между людьми. У них нет, к сожалению, развивающего ЗНАНИЯ. Большинство из них даже и не пытается понять что это такое. У них нет креатива. Без этого развитие Ислама невозможно. Как известно, "золотой век" Ислама длился 300 лет, включая годы жизни пророка Мухаммада.
Необходимо прежде всего изменить систему подготовки мулл. Без высшего светского образования по специальностям "естествознания" в Исламский универ никого не принимать. Это должно быть требованием при приёме документов. Нет универского образования, ну и до свидания. Идите и учитесь. Научитесь логически и системно мыслить и анализировать. Изучите математику, физику, философию и т. д. Затем можете прийти.

Guest, 29.06.2016 в 11:31

кучтэнэч-гостинец.
не надо изобретать колесо
и велосипед впридачу!
татарских заимствований,бесспорно,большинство.
но имеются также русские заимствования
на нашем родном материнском,
и их тоже немало.
взаимообогащение соседствующих языков-
закон природы и более ничего.

Guest, 30.06.2016 в 07:58

Guest, 29.06.2016 в 11:31
кучтэнэУдалено

Guest, 30.06.2016 в 11:05

от какого другого слова выво
Удалено.

Guest, 01.07.2016 в 07:13

Учитывая то, что ты считаешь себя "татарским писателем", мы дадим тебе лишь подсказку.
Начни с сравнительного анализа корней этих слов.
Определи корни слов и их первичный смысл.Затем сравни их.
Мы оценим твою способность к логическому мышлению.
Если будут хотя бы намёки на способность к анализу слов, далее, перейдём к суффиксам.
Так что, приступай к делу.
Результат покажи нам, и мы узнаем, кто же здесь в действительности засранец.

Guest, 01.07.2016 в 15:48

корень и само слово-рускага произходжения.
на родном-чисто фонема того русского слова.
и не стращай суффиксами,невежда.

Guest, 04.07.2016 в 06:31

Guest, 01.07.2016 в 15:48
...рускага произходжения.
--------------------------------------------
Теперь тебе, надеемся, понятно,
кто засранец и невежда.
Суффиксами тебя никто не стращает.
До них ты ещё не дорос.
Русский язык является вторичным и производным по первичной (базовой) лексике от ТАТАРСКОГО.
Татарский язык является фундаментом для рус. яза и других.

Guest, 05.07.2016 в 14:49

теперь мне понятно,кто ЗАСРАНЕЦ и кто НЕВЕЖДА,
хотя это было заметно с первых ТВОИХ слов,сынок.
можешь ли как-то обосновать свой БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ,
кроме бахвальства на ровном месте?!
провокатор,притом ВТОРИЧНЫЙ и ПРОИЗВОДНЫЙ..

Guest, 06.07.2016 в 06:54

ХА-ХА-ХА!!!!!!!!!!
Можешь сколь угодно брызгать.
Вторичный статус руск. яза
от этого не изменится.
Ну, никак!!!

Guest, 07.07.2016 в 15:43

ыфторичность рузскага по отн.к ТАТАРСКОМУ,
говоришь?..
суффикссы давай суды,
доказательства!
голое ХА-ХА-ХА не катит.
мирфатых академик уже отказался
-не по сеньке шабка.
шта в переводе с первичного означаит:
-не по суляйману чаплашка.

Guest, 08.07.2016 в 08:27

До суффиксов, увы, ты ещё не дорос.
Научись для начала разбираться с корнями.

Guest, 11.07.2016 в 13:56

и что ты,милок,всё время трясешь суффиксами?!
это что же такое страшное у тебя оружие?.
если чеаик глуп-никакие сюффиксы не помогут.