15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Территориальный разрез
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Территориальный разрез

17 июня 2017 года
Территориальный разрез

     Полагаю, это только начало разговора: все большее значение он приобретает. Самого меня подвигли к участию выступления Натальи Зубаревич, одной из немногих, кто классно выступает по этой теме.
     Россия сегодня - 17 млн. кв. км, самая большая по территории страна на Земле. В то же время слабо заселенная: всего 146 миллионов человек населения. При этом 37,2 млн. чел. - сельское население, 106,1 млн. - городское (данные 2013 г.), т.е. доля сельских жителей - 26%, а городских - 74% (доли я определял по 2013 г., то есть численность населения без Крыма). Но вот более интересные данные. У нас 14 городов-миллионников с общим населением около 30 млн. чел. При этом Москва - 12 млн., Санкт-Петербург - 5 млн. Следующий по численности - Новосибирск - 1,5 млн. Хочу напомнить, что до войны у нас было на территории России только 2 города-миллионника - Москва и Ленинград. А население примерно такое же, как сейчас. Но росло все это время в основном городское население.
     К сказанному о миллионниках следует добавить, что в городах с населением от 250 тысяч человек до 1 млн. живет еще примерно 25 млн. чел. Всего около 55 млн. чел., а остальные, примерно 90 млн. чел. - это население сельское и малых городов, до 250 тысяч, на селе - 37,2 млн., значит, в малых городах 90—37,2=52,8. Напомню, что существенно, население села и этих малых городов все послевоенные годы постепенно сокращалось, люди переселялись в города. А из городов поменьше - в Москву, Петербург и другие миллионники.
     В тех же малых городах примерно столько же, сколько и в крупных.
     Зачем все эти цифры, если мы обсуждаем территориальный разрез?
     Дело в том, что мы вступаем в инновационную эпоху. Это связано с удорожанием полезных ископаемых, которые периодически будут падать в цене, но при условии роста населения и повышения уровня жизни в развивающихся странах. В России, видимо, как в большинстве развитых стран, скорее можно говорить о сокращении численности. В итоге вследствие разных процессов у нас будут расти крупные города и агломерации вокруг них, видимо таких агломераций будет где-то 15, на основе миллионников. И в них будут важнейшие интеллектуальные центры, университеты и другие сильные узлы высокой образованности, науки. А в эти города и агломерации будут перемещаться и люди из сельской местности и местных городов. Огромная страна, в территориально-климатическом плане похожая разве только на Канаду, будет пустеть, как это было до сих пор уже примерно 100 лет. При росте небольшого числа крупных агломераций. В этом процессе есть свои плюсы, но и, несомненно, минусы. Как быть?
     Мое мнение, что требуется поддержание малых и средних городов. В сельской местности люди будут удерживаться в основном на Юге, в Черноземном центре, в южной части Западной Сибири. Можно расширить сельскохозяйственные регионы (прежде всего я имею в виду растениеводство, в том числе, на экспорт). Но еще можно ожидать роста производительности и снижения потребности сельского хозяйства в рабочей силе. Обращаю внимание на малые города. Надо только иметь в виду, что они нуждаются в занятости, благоустройстве и, прошу прощения, в украшении.
     О занятости. Будущее обещает многое малым предприятиям, производящим инновационные продукты и услуги. Такие предприятия в основном будут размещаться в агломерациях, а порой в сельскохозяйственных регионах и вблизи с месторождениями полезных ископаемых.
     Об украшениях. Поезжайте по городам Золотого кольца, в Новгород и Псков. Их украшают исторические памятники. Но в других местах подобные украшения просто редкость. Даже в крупных городах. Сравните Челябинск и Кострому. А привлекательность города - важнейший фактор притяжения людей.
     Хочу сказать под конец о теме, которую мы уже затрагивали и, видимо, еще будем затрагивать: о местном самоуправлении. Оно активизирует население небольших городов, вовлекает в гражданские дела много способных людей.
     Территориальный вопрос - один из сложнейших для России. Надо думать.
     До встречи.

     Евгений ЯСИН,
бывший министр экономики,
научный руководитель ВШЭ.

    На снимке: Евгений Ясин.


Комментарии (17)
Guest, 26.06.2017 в 15:30

Башкирский язык в русскоязычных школах - добровольно!
Министру образования РБ
Шафиковой Г.Р.


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Здравствуйте, уважаемая Гульназ Радмиловна!
Так получилось, что мы, участники родительского сообщества, которому небезразлично, чему и как учат наших детей в школе, пишем очередное открытое письмо уже третьему министру образования РБ, но воз, как говорится, и ныне там, хотя виртуальные, то бишь законодательные, подвижки уже имеются.
Наше сообщество родителей школьников, весьма интернет-активное еще несколько лет назад, с воодушевлением боролось за добровольное изучение башкирского языка в русскоязычных школах нашей республики, полноценное изучение русского языка и другие образовательные права. Мы все верили в скорую победу здравого смысла, но, к сожалению, оказалось, что принять непродуманные законы гораздо легче, чем потом их отменять или корректировать.
Поэтому, увы, переехали навсегда из Башкирии наши родители-активисты:
В Москве живут теперь коренные уфимцы Мартинсы, сына которых обязывали изучать башкирский язык против воли, а затем грозились оставить на второй год по причине неаттестации по башкирскому языку. И это несмотря на то, что глава Башкирии неоднократно заявлял, что никого принуждать изучать башкирский язык более не будут! (Кстати, сейчас грозят оставить на второй год двоих сыновей Лучкиной Галины - Лины Серегиной, из-за неаттестации по башкирскому языку, несмотря на хорошую успеваемость ребят по всем предметам)
Переехала в С-Петербург семья из Стерлитамака.
Переехала в С-Петербург семья из Уфы.
Переехала "в Россию" семья из Салавата, где мама собирала по 150 подписей за один день у себя в школе.
Уехали из республики в неизвестном направлении несколько семей друзей-предпринимателей, которые перед этим написали в письме, что вынуждены покинуть Башкирию, потому что дети растут быстро, обучать их надо на должном уровне, а законы у нас не меняются, потому что в Правительстве нас не хотят слышать.

Гульназ Радмиловна! Будете ли Вы все время просить о помощи человека, который ваши призывы просто пропускает мимо ушей? - Вот и наши родители школьников решили, что к властям на эту тему обращаться не имеет смысла, и каждый действует по-своему, а некоторые кардинально - переезжают "в Россию".
Доверие к власти упало, а проблема по-прежнему тлеет, рискуя в любой момент разгореться не на шутку - почитайте комментарии людей, как только где-то опубликуется статья на языковую тему – это же вторая Украина с проблемой обязательной мовы!
Мы с родителями на личном приеме не раз обсуждали эту тему с бывшими министрами, но они были совершенно глухи к нашему голосу, зато их слух значительно обострялся, когда в школы, в образовательный процесс, лезла политика, и политический ветер они очень хорошо улавливали. Политиканы, не посоветовавшись с народом, с экспертами, с психологами, с педагогами, с родителями, решили, что башкирский язык можно сохранить, лишь одним единственным способом: принудительно обучая ему русскоязычных детей в русскоязычных школах, а наше министерство образования тут же взяло под козырек и ринулось исполнять приказ, даже не подумав встать на сторону граждан и защищать их интересы, защищать образование, защищать русский язык и межнациональное согласие.
Вы только подумайте: "благодаря" политике, влезшей в наши русскоязычные школы, пять-шесть лет назад во всех образовательных учреждениях Башкирии дети начальной школы изучали русский язык всего ТРИ часа в неделю, а литературу - ДВА часа в неделю, а министерство образования молчало!
Почему министерство образования РБ способно лишь слепо подчиняться любым нововведениям - не понимаем до сих пор, но очень надеемся, что ситуация когда-нибудь поменяется и на пост министра образования вступит человек, действительно радеющий за образование, способный отстаивать образовательные права наших детей, способный услышать людей (а для этого надо их обо многом спросить) и убрать политику из школ. Хотелось бы верить, что именно Вы - женщина, мать, педагог, сможете многое на этом посту.
Да, в последние годы во многих начальных русскоязычных школах РБ наведен порядок с изучением русского языка и литературы, приняты Федеральные государственные стандарты, но средняя школа по-прежнему страдает от того, что закон об образовании не исполняется на должном уровне, мало кто знает о возможностях, которые открываются благодаря поправкам к Закону об образовании. И мы считаем, что виновато в этом министерство образования Башкирии, которое словно скрывает от участников образовательного процесса новые законы, дающие школам, родителям и учащимся огромные права, позволяющие выстроить образовательный процесс так, что не понадобятся ни репетиторы, ни дополнительные занятия на платных факультативах в школе.
Министерство образования РБ, по нашему мнению, основанному на опросах директоров и учителей, также скрывает от администраций школ, что государственный башкирский язык по закону можно изучать в любой школе на совершено добровольной основе, что теперь сама школа регулирует этот вопрос на основании запросов родителей.
Запросы родителей по этому вопросу в школах по-прежнему не выясняют.
Во всех образовательных организациях, по-прежнему, башкирский государственный язык вводится силовыми методами, что недопустимо.
Даже директора физико-технических лицеев и колледжей вынуждены ставить в расписание башкирский язык, потому что этого требуют чиновники РОНО! Никакие чиновники по закону не имеют права этого требовать.

Мы ни в коем случае не против изучения и сохранения башкирского языка, но нужно это делать грамотно и осмысленно, не идя на поводу у сторонников силовых методов.
Какое глубокое заблуждение думать, что башкирский язык можно спасти силовыми методами!
В то время, как русскоязычные школьники Уфы и Бирска, Стерлитамака и Салавата, русских, татарских, чувашских, марийских, удмуртских, украинских сел и деревень загоняются из-под палки на уроки башкирского языка, который им вряд ли когда-нибудь в жизни пригодится, в башкирских деревнях Республики Татарстан, Чувашии, Удмуртии, Челябинской, Самарской, Свердловской, Оренбургской и других областей нашей необъятной Родины башкирские дети не имеют возможности изучать свой родной язык, который они бы с удовольствием и учили, и развивали. Они бы учили свой родной башкирский язык, но учителя, которые их могли бы обучать, обучают башкирскому языку русских детей, живущих в русскоязычной среде!
Ведь можно направлять наших специалистов, учителей башкирского языка, туда, где они востребованы, для этого держать связь со всеми регионами, проводить опросы во всех башкирских селах и крупных городах страны, выяснять потребности людей.
Мы все ждем, когда же чиновники от образования поймут, что от красивых цифр башкирский язык не спасается! Он гибнет еще быстрее под бравурные отчеты и высокие показатели, потому что этот информационный шум мешает понять простую истину: чтобы язык не погиб, нужно, чтобы на нем разговаривали, чтобы его учили и развивали его НОСИТЕЛИ! На носителей языка, независимо от места их проживания, нужно делать весь упор, ПОКА НЕ ПОЗДНО, потому что ни русские, ни татары, ни чуваши, ни цыгане не спасут башкирский язык от вымирания, если сами башкиры не будут на нем общаться хотя бы между собой, если в каждой башкирской семье родители не будут со своими детьми общаться на башкирском.
Всеобщее обучение башкирскому там, где нет языковой среды или заинтересованности - фикция, причем не бесплатная, ведь сколько средств затрачивается впустую, сложно себе даже представить.
Но материальная сторона дела - полбеды. Вы послушайте старшеклассников - как они отзываются о башкирском языке, если их вызвать на этот разговор... Вот где настоящая беда подрастает! Этот плод хотели взрастить наши недалекие местные политики, якобы, желающие добра и процветания башкирскому языку? - Это гнилой плод! Здоровый плод здоровой межнациональной политики - межнациональное согласие, а принудительное обучение языкам там, где они не востребованы, это межнациональное согласие подрывает, и очень сильно.
Самый лучший эксперт по этой теме, Ольга Артеменко, руководитель - Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки Российской Федерации, кандидат биологических наук, доцент. Ольга Ивановна, уже более 15 лет изучающая языковые проблемы в регионах, на Конгрессе работников образования и науки, который проходил в конце ноября этого года в Москве, сказала вот что: "...Наша задача - думать о том, как снять негатив, который возник. Вот это наша задача. Понять, а в чем причина этого возникновения.
Я вижу одну причину, одну, - это обязательность изучения государственного республиканского языка. Обязательность изучения приводит к негативным явлениям. Это факт.
Коми была спокойной республикой, пока не ввели обязательность изучения государственного языка коми.
Поэтому я все время говорю: наша задача - сохранить РОДНЫЕ языки.
...когда у людей путаница в статусах (родной, государственный), возникают конфликты, и наша задача - снять эти конфликты.и предложить такие модели, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы интересы родителей и детей, интересы, а не "должен, обязан!", - и сохраняли языки с другой стороны.
Статус государственного языка республики должен обеспечивать условия для сохранения этих языков в полиэтнической среде, но никак не в обязательной форме.
Мало того, еще и форма изучения может быть различна, не только урочная. И все это республики ОБЯЗАНЫ были продумать, обязаны по законодательству, по разграничению компетенций. Просто легче всего сказать: О-БЯ-ЗА-НЫ! Всё. И всех посадить."

Уважаемая министр образования!
Взываем к вашему здравому смыслу и предлагаем вместе с родителями, психологами и педагогами обдумать сложившуюся ситуацию, начать всесторонний диалог на эту тему, чтобы найти достойный выход.
Чиновники от образования и национальные политики давно скомпрометировали себя, нам необходимо точно знать запросы и чаяния людей, а не политиков, совсем не думающих о многонациональном народе Башкирии, которому вместе жить.

Со своей стороны предлагаем:
1. При помощи ежегодных опросов родителей на классных собраниях в школах выяснять потребность в изучении национальных языков
2. При помощи ежегодных опросов родителей на классных собраниях в школах выяснять потребность в углубленном изучении отдельных предметов
3. В каждой школе на информационной доске должны висеть варианты базовых учебных планов и информация о том, сколько часов относится к вариативному блоку, а также список предметов, которые можно изучать углубленно.
4. После зимних каникул на родительских классных собраниях совместно решать, что и как будут изучать дети в будущем учебном году, какие предметы будут изучать углубленно, а какие на базовом уровне. Кроме того, никто не отменял ИУПы - индивидуальные учебные планы, работа по которым по неизвестным причинам у нас мало где ведется (если ведется вообще)
Многие школы России уже давно работают по этому принципу и имеют прекрасные результаты, высокий уровень знаний, отсутствие родительских трат на репетиторов и здоровые нервы выпускников, которые спокойно сдают ЕГЭ и поступают в лучшие ВУЗы.
5. Для изучения родных языков и башкирского языка В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛАХ предлагаем выделить субботу, которая освободится, если убрать из расписания обязательное изучение национальных языков.
Пусть каждую субботу, начиная от ноября и до апреля, двери каждой школы будут открыты для всех, желающих изучать родные языки. Пусть в каждой школе изучается и башкирский, и татарский, и русский и другие языки. Нужно больше уделять внимания разговорному уровню, умению общаться, больше изучать на практике народные ремесла, песни, танцы, народную кухню. Пусть дети приходят в школу вместе с родителями, дедушками и бабушками, вместе учатся чему-то, вместе пьют чай, готовят театральные постановки. Хорошо приглашать на эти встречи интересных людей, артистов, музыкантов. Нужно, чтобы каждая школа стала очагом народной культуры - и русской, и татарской, и башкирской, любой востребованной в каждом конкретно коллективе.
В теплое время года нужно пропагандировать совместные поездки, походы, экспедиции по национальным селам, по родному краю, на что необходимо выделять деньги из бюджета - вот где будет воспитываться настоящия, а не основанные на цифрах и отчетах, любовь к малой родине и межнациональное согласие, вот где пригодятся знания разных языков.
Конечно же, все это должно быть на добровольной основе. А для того, чтобы люди потянулись в школу за живым общением (а люди очень соскучились по живому общению!) , нужно очень хорошо поработать, нужна творческая жилка, нужен креатив. Но мы уверены, что наши люди, наши прекрасные педагоги и деятели искусства могут многое, главное, не отдавать это дело на откуп чиновникам.

Очень хочется, чтобы Башкирия стала регионом, где процветает сильное школьное образование, где учатся самые умные выпускники, где способности каждого ребенка заботливо взращиваются, где политики не вмешиваются в учебный процесс, а родные языки с удовольствием изучаются, используются и процветают. Хочется, чтобы Башкирия стала в этом деле примером для всех.
Пусть в других республиках законодательно и иными путями гонят детей из-под палки изучать национальные языки, давайте мы будем умнее и дальновиднее, давайте бережно относиться к межнациональному миру, который нам достался от наших отцов, не допускающих подобного языкового насилия.
Давайте подойдем к разрешению этой острой проблемы гуманно, творчески, с любовью.
Фарсина Диана Рустемовна
Гирфанова Карина
Дельмухаметова Ринальда Флюровна
Разетдинов Лаис Каримович
Ахунов Рустэм
Якимчук Роман Павлович
Олешкевич Кирилл и др.

Кунак, 26.06.2017 в 18:36

Всё очень сложно. Но никто из сказанного не упомянул об отмене пресловутых приказах №309 и ЕГЭ только на русском. Почему не преподаются и другие предметы на нац языках,а только на русском.

Guest, 26.06.2017 в 21:54

Зависит от школы.

NETCAT_BBCODE_IMG

Кунак, 27.06.2017 в 10:49

Guest, 26.06.2017 в 21:54
Зависит от школы.
----------------------------
Если бы так,но в реальности иначе. Походил по школам в тн национальные, и, что же? 2-3 часа татарского, а остальное всё на русском. Может быть где-то что-то уцелело, как показано на картинке. При союзе в начале ещё при Ёське Сталине были полноценные татарские школы с татарским языком преподавания,русский как предмет. Потом при других генсеках и президентах удавка на шее национального образования начала стягиваться,что и продолжается в более в изощеренном виде. Массовые закрытия татарских школ под видом оптимизации.
Да, а чем объяснишь действия дискриминационных законов №309 и ЕГЭ только на русском?

Guest, 28.06.2017 в 23:27

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 28.06.2017 в 23:29

NETCAT_BBCODE_IMG

Кунак, 29.06.2017 в 08:38

Guest, 28.06.2017 в 23:29
---------------
Одни картинки давно прошедших времен.
Автор учебника по физике АВ Перышкин, ЕМ Гутник. Это я еще в школьные года учил в школе физику. Новых видимо нет, дискриминационные законы ограничивают.

Guest, 29.06.2017 в 19:49

Кунак, 29.06.2017 в 08:38

Guest, 28.06.2017 в 23:29
---------------
Одни картинки давно прошедших времен.
Автор учебника по физике АВ Перышкин, ЕМ Гутник. Это я еще в школьные года учил в школе физику. Новых видимо нет, дискриминационные законы ограничивают.
=============================
Может быть, оно и к лучшему, а то в новых православных учебниках все сводится к воле божьей, не говоря уже об огромной массе грамматических и фактических ошибок. Недаром новые русские ракеты в отличие от старых советских все чаще летят в океан, чем в космос. Видимо, бьются о твердь небес, описанную в Библии, но не предусмотренную в старых советских учебниках.

Guest, 30.06.2017 в 00:35

Это переплеты книг, выпущенных в 2016 году.
Ой вы и странные же люди!
То нет обучения на татарском.- Вот учебники. - Учебники плохие. - Ну так напишите хорошие, попросите индустагировых, их у татарского народа больше, чем крестьян уже.

Guest, 30.06.2017 в 10:19

Guest, 30.06.2017 в 00:35
Это переплеты книг, выпущенных в 2016 году.
------------------------------------
Был при союзе период, когда функционировали полноценные татарские школы с учебниками, но ведь учебники остались, переиздавались, и вот учебники за 2016г как показаны. А где полноценные школы? Приказ №309 в действии ЕГЭ только на русском, и никакого пояснения, массовые закрытия школ, татарско-турецкие лицеии, и об этом ни гу-гу. Можно какие угодно напечатать учебники, и тыкать носом всех. Вот мол, есть, а они вечно чем то недовольны.

Guest, 30.06.2017 в 14:35

Казань

Авиастроительный район:

Татарская гимназия №10 ул. Копылова, д. 11, тел. 571-36-64
Татарская школа №26 ул. Ленинградская, д. 30, тел. 571-15-60
Татарская гимназия №5 ул. Гудованцева, д. 26, тел. 571-78-86
Татарско-русская школа №134 ул. Котовского, д. 2, тел. 571-84-64
Русско-татарская школа №62 ул. Шатурская, д. 5/28, тел. 571-24-88
Русско-татарская школа №115 ул. Беломорская, д.144 , тел. 570-93-49
Русско-татарская школа №147 п. Кадышево, тел. 8-265-75-266
ЧОУ "Школа "Усмания" ул. М.Бигиева, д. 28, тел. 511-93-64

Вахитовский район:

Гимназия №12 с татарским языком обучения ул. Г.Тукая, д. 73а, тел. 293-02-20
Лицей №30 с татарским языком обучения ул. Г.Тукая, д. 73а, тел. 293-11-05
Русско-татарская школа №13 ул.Ахтямова, д. 26а, тел. 293-40-50
Русско-татарская школа №14 ул.Братская, д. 1, тел. 277-46-12
Татарская гимназия №1 ул. М.Гафури, д. 34а, тел. 293-38-67
Татарская школа №21 ул. Нариманова, д. 113, тел. 293-37-69
Татарско-русская школа №80 ул.Татарстан, д. 40, тел. 293-07-21

Кировский район:

Татарская гимназия №15 ул. МалоМосковская, 12, тел. 541-39-30
Татарская гимназия №3 Горьковское шоссе, д. 24, тел. 555-04-03
Татарская гимназия №4 ул. Димитрова, д. 17, тел. 555-00-21
Татарско-русская школа №73 ул. Чкалова, д. 8, тел. 555-40-01
Татарско-русская школа №81 ул. Гладилова, д. 24, тел. 555-07-23
Татарско-турецкий женский лицей №4 ул. Забайкальская, 3а, тел. 555-75-13

Московский район:

Татарская гимназия №2 ул. Ш. Усманова, д. 11, тел. 543-31-03
Татарско-турецкий лицей-интернат №2 ул. Ш.Усманова, д.11, тел. 542-01-81
Татарско-русская школа №65 ул. Ш. Усманова, д. 25а, тел. 555-50-53
Татарско-русская школа №66 ул. Химиков, д. 55, тел. 571-84-21
Татарско-русская школа №34 ул. Короленко, д. 26, тел. 543-90-71
Русско-татарская школа №87 ул. Серова, д. 12а, тел. 542-44-12
Русско-татарская школа №55 ул. Тверская, д. 2а, тел. 543-38-83
Русско-татарская школа №92 ул. Рахимова, д. 23а, тел. 543-72-32

Ново-Савиновский

Татарско-русская школа №46 ул. Гагарина, д. 8, тел. 543-79-11
Татарско-русская школа №71 ул. Волгоградская, д. 39, тел. 544-52-41 (несоответствие, отсутствует обучение на татарском языке)
Татарско-русская школа №85 пр. Ямашева, д. 100а, тел. 556-05-61
Татарско-русская школа №113 ул. Адоратского, д. 36а, тел. 556-27-22
Русско-татарская школа №103 ул. Адоратского, д. 41а, тел. 556-05-51
Татарско-турецкий экономический лицей №7 ул. Четаева, д. 37, тел. 557-52-10
Татарская гимназия №13 ул. Адоратского, д. 36а, тел. 556-32-40
Татарская гимназия №155 ул. Четаева, д. 29, тел. 541-00-22

Приволжский р-н

Татарская школа №10 ул. Бр. Касимовых, д. 14, тел. 224-13-89
Татарская школа №42 ул. Габишева, д. 27а, тел. 263-08-14
Татарско-русская школа №48 ул. Актайская, д. 5, тел. 278-60-41
Татарская школа №68 пр. Победы, д. 1а, тел. 268-66-21
Татарская школа №160 ул. Авангардная, д. 159б, тел. 278-52-48
Русско-татарская школа №114 ул. Фрезерная, д. 2, тел. 278-60-08
Русско-татарская школа №150 ул. Дубравная, д. 45, тел. 268-13-93
Русско-татарская школа №136 Оренбургский тракт, д. 4. тел.277-80-19
Русско-татарская школа №129 п. Мирный ул. Ново-Давлекеевская, д. 90. тел. 264-03-00
Русско-татарская школа №47 Ферма-2, тел.261-82-24
Русско-татарская школа №97 п. Борисково ул. Якты юл, д. 4, тел. 277-05-53
Татарская гимназия №18 ул. Кул Гали, д. 13
Татарская гимназия №16 ул. Дубравная, д. 57

Советский р-н

Русско-татарская школа №15 ул. 8-е марта, д. 10, тел. 272-15-14
Татарско-русская школа №90 ул. Комарова, д. 12, тел. 298-90-21
Татарско-русская школа №167 ул. Сахарова, д. 9, тел. 263-86-40
Татарско-русская школа №171 ул. Вагапова, д. 11, тел. 276-36-67
Русско-татарская школа №161 ул. Закиева, д. 31, тел. 262-73-06
Русско-татарская школа №29 ул. Красная Позиция, д. 8
Русско-татарская школа №59 ул. Боевая, д. 13, тел. 554-18-88
Русско-татарская школа №111 ул. А. Кутуя, д. 4а, тел. 295-66-06
Русско-татарская школа №121 ул. Космонавтов, д. 19
Русско-татарская школа №124 п. Нагорный, ул. Дорожная, д. 32а, тел. 234-07-02
Татарско-турецкий лицей № 149, тел. 262‑01-18
Татарская гимназия №11 ул. Начальная, д. 15, тел. 234-43-41
Татарская гимназия №20 ул. Пионерская, д.13а, тел. 272-36-42


NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 30.06.2017 в 14:35

А зачем татары в 91 г боролись против КПСС и СССР за некий суверенитет, если при СССР им было хорошо? Партия тогда заботилась о народе, а нынешние буржуи-кровопривцы - нет. И никогда не будут! И поделом Вам!.

Guest, 30.06.2017 в 18:47

Так татары думали о своде народа,но русские снова обманули нас.

Кунак, 30.06.2017 в 19:14

Guest, 30.06.2017 в 14:35
Казань
------------------------------------
Опять повтор списка тн татарских гимназий, русско-татарских школ,а эти школы ваще русские. Татарско-турецкие лицеи были намного совершеннее обычных школ, выпускники которых в большинстве своем успешно поступали в престижные вузы. Могли бы и в англоязычные, турецкие. Но за это и закрыли под надуманным предлогом.
Гульнара Зайнутдинова. "Мы согласны учить татарский......" Это получается как одолжение, а не желание. Ну, что ждать от махровой манкуртки, тем более вне РТ ей родной не нужен. Скорее ей и сейчас не нужен. Такие будут прятать свою национальность, при сохранности языка боязливо озираться по сторонам чтобы никто ненароком не застукал говорящую с кем нибудь из татар. Есть представители многих народов, обучившиеся на национальных языках быстро осваивают языки пребывания в других странах, не теряя своего национального лица. Создают свои национальные сообщества, что особенно выражено у закавказских народов, дагов,чечено-ингушей. Русские в Прибалтике были возмущены, когда в русских школах убрали из программы обучения предметы, требующие мыслительные процессы:математика, физика, химия и тд Не удовлетворены тем что пение, рисование, физкультура, язык и литература оставлены. ГД вякала, гавкала. Были манифестации, сборы на крышах домов. Делается так, себе не желаем такого вне Раши,а для неруси, пусть перемеливаются в быдломассу. Большая часть татар осталась вне Татарстана(ТАССР)после рисования границ советами. Ито на заре советской власти везде были полноценные школы, пед училища в местах компактного проживания, радио передачи.

Guest, 30.06.2017 в 20:16

Когда человек теряет свое национальное Я,он всегда будет ненавидеть свое. Это по всему миру так.Такой человек понимает свою ущербность,и хочет быстрее раствориться в том субстрате,который преобладает. Я прекрасно помню,как во время попыток Татарстана ввести латинский алфавит,по русскому ТВ постоянно показывали таких манкуртов,которые говорили,что наступит чуть ли не конец света,если татары будут пользоваться латинским алфавитом.Во всех колониальных странах была такая прослойка,отошедшая от своего народа и служившая колонизаторам.Индия,Алжир,Сенегал и др.страны,когда освободились от колониализма,тогда освободились и от ренегатов,прислужников колонизаторам.Вернее они сами покинули свои независимые государства,кто боясь за свое содеянное против народа,кто уже привыкнув к культуре и образу жизни колонизаторов.Они и составили первую волну эмигрантов,во Франции и Англии.

Guest, 01.07.2017 в 00:00

NETCAT_BBCODE_IMG

Кунак, 01.07.2017 в 09:25

Guest, 01.07.2017 в 00:00
------------------------
В 2008г вступил в силу приказ №309 Несколько позже приказ ЕГЭ только на русском. А где же равенство ? Далее под видом оптимизации закрыли в массовом порядке татарские школы в самой РТ и вне. Пример. В Перемском крае было 64 татарские школы, и все закрыли. Так и повсеместно по Раше. Я давно не был В Татарстане. Возможно еще существует татарский лицей смешанный когда то с какой нибудь школой для разбавления этно компанента,и не знаком о качестве полученных знаний по сравнению с выпускниками первозданных татарско турецкими. Обязательно что то сохраняется чтобы показать, вот, есть, а на ответ почему закрывают массово школы, приказ №309 слов вразумительных нет.