2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары: вопросы истории (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Татары: вопросы истории (ч.3)

1 августа 2016 года
Татары: вопросы истории (ч.3)

     – Но в то же время я знала, что у многих этих людей уже хроническое облучение, что они не только сами, но и их потомки будут больны на 40 поколений, что они татары, меченые атомом. Сегодня в селе Муслюмово каждый четвертый ребенок – мутант, то есть генетически искалечен. Каждый пятый ребенок страдает болезнями сердца или дыхательных путей. Каждый шестой ребенок страдает болезнями желудочно-кишечного тракта. 70 процентов школьников имеет дефекты умственного развития, у них не развивается мозг или там находится вода. Даже у родившихся после 1997 года в крови имеется атомная метка – облучение. Моя главная задача – на примере этих облученных радиацией татар показать всему миру опасность атомных предприятий для всего человечества. Мое главное требование – прекратить дальнейшую деятельность «Маяка», законсервировать атомное производство. Спасать других. Россия превратилась в мировую ядерную свалку, на «Маяк» завозят отработанное ядерное топливо из 22 стран. Здесь также имеется 231 ядерное захоронение, в 17 специальных хранилища сбрасываются жидкие радиоактивные отходы. Это очень опасное место для всего человечества, и челябинский метеорит, который недавно взорвался в 80 километрах от «Маяка» в воздухе, был предупреждением от Всевышнего.
     – В последнее время среди тюркского населения все больший интерес проявляется к древним верованиям татар – тенгрианству или, вернее, религии Ак-джан. В этой религии на высокий уровень духовных верований поставлено уважительное отношение к природе-матери. Как вы думаете, смогли бы наши исконно татарские верования помочь восстановить окружающую среду, ведь не секрет, что на наших глазах все окружение постепенно «техногенно» превращается в невосстановимый ядовитый мусор?
     – Тенгрианство – это уже пройденный этап, детство тюркских народов, в том числе и у татар. Впрочем, тенгрианство у татар не было ярко выраженным языческим, Кук Тэнре для них был небесным божеством. Татары не поклонялись природе, камням, речкам, для них верховным божеством было Синее Небо, они думали, что главная сила находится там. И за это они и ислам приняли легко, Всевышний Аллах для них находился там же. И татары поняли, что Создателем, Творцом и неба, и земли, и этой прекрасной природы, и самих людей является Аллах. Татары в исламе уже более тысячи лет, ислам у них уже превратился в образ жизни, в мировоззрение, в традицию и культуру. Они веками боролись, чтоб сохранить эту религию, тысячами умирали на этом пути, ислам у них уже на генетическом уровне, в крови. Даже тот, кто еще не соблюдает всех требований ислама, он знает, что есть Всевышний Аллах, что мы пришли оттуда и туда же вернемся. А что касается защиты природы – верующий человек как раз будет первым ее защитником, потому что и природа, и мы сами, и наше здоровье – это аманат-наказ Всевышнего Аллаха! И за это будем держать ответ перед Аллахом.
     – Вы являетесь членом Всемирного татарского конгресса. Какие вопросы вы бы хотели внести для рассмотрения в отношении улучшения жизни татарского народа в рамках международного сотрудничества?
     – Вот уже 12 лет как я стала членом исполкома Всемирного конгресса татар, я поднимаю вопрос о создании при конгрессе Всемирного комитета по защите прав татар. В 2003 году создали комиссию на общественных началах, она, конечно, не смогла работать, как хотели мы. Сейчас при конгрессе создали организацию европейских татар, но они никогда и нигде не поднимают вопросы по защите прав татар У нас, у татар, самое слабое место – это правозащитная деятельность, у нас ни в Европе, ни в России, ни в Татарстане нет ни одной правозащитной организации. Так дальше не пойдет, конечно. Придется обращаться то к московским, то к европейским правозащитникам, а им татарский вопрос не так понятен и близок. У нас пока от имени татарского народа на международном уровне выступают руководители Татарстана, официальные лица, а они сами находятся в российских рамках. За рубежом очень мало знают татарскую историю, сегодняшние проблемы татар. В дальнейшем нужны будут независимые средства массовой информации, сайты, журналы, книги, пропагандирующие татар.
     – Исходя из того что вы устойчиво выдерживаете позицию мусульман, встречались ли вам затруднения при проявлении вашей активности как женщины в татарском мусульманском обществе?
     – Я же давно нахожусь в оппозиции против системы, а от оппозиционеров многие отстраняются, в том числе и религиозные деятели. Я же давно в политике, в 1990 – 1995 годах была депутатом Верховного Совета Татарстана, в 1990 году участвовала в принятии Декларации о независимости Татарстана, в организации референдума по этому вопросу в 1992 году, сама создала независимое Духовное управление мусульман Татарстана в 1992 году. Когда Татарстан стоял перед потерей независимости, я в 1991 году объявила политическую голодовку прямо на площади Свободы, голодовка продолжалась 14 дней и закончилась нашей победой – президент России не был избран в Татарстане! И всегда боролась за Татарстан, за права людей, за права татарского народа, в том числе и мусульман. И люди знают об этом, есть уважение и понимание среди татарского народа, а это самое главное.
     – Каким вопросам вы хотите посвятить свою дальнейшую литературную деятельность?
     – Я сейчас издаю книгу о матери Чингиза Айтматова, всемирно известного писателя, мать которого была татаркой. Чтобы собрать материал для будущей книги, я была в Киргизии, работала в архивах города Кирова, посещала родину предков Нагимы-апы – деревню Мачкара Кукморского района Татарстана. Тема не простая, очень ответственная и сложная. Есть спорные моменты, но положительного больше. Также ждет на очереди книга об Абдрашите Ибрагимове, о сибирском татарине, о выдающемся религиозном деятеле – основоположнике в России политического ислама, еще в 1905 году организовавшего мусульманскую партию «Иттифак», об издателе многих газет и журналов в Казани, Петербурге, Турции и Японии, о первом муфти Японии до войны. Моя задача как историка, как писателя – показать татарские исторические личности на весь мир, поднимать дух народа через примеры этих людей, создать галерею татарских властелинов ума и борцов за свободу, как хан Кучум, как Батырша, как Абдрашит Ибрагим и другие. Я написала 40 книг, посвященных моему народу. Как политический и общественный деятель я ярый противник террора и насилия, за прогрессивное развитие и светлое будущее татар.
     На сегодня остается поблагодарить Фаузию-ханым Байрамову за откровенную беседу и пожелать всяческих успехов в жизни, деятельности и творчестве.

     Беседовала Т. ФАТКУЛИНА.
     («Алтын Урда».)

     На снимке:  Фаузия Байрамова.


Комментарии (6)
zirek52, 01.08.2016 в 23:44

Дай бог Вам здоровья и долгих,долгих творческих лет,Фаузия-ханум!

Гость, 02.08.2016 в 10:18

В последнее время среди тюркского населения все больший интерес проявляется к древним верованиям татар – тенгрианству или, вернее, религии Ак-джан.
Что за чушь ?

Guest, 02.08.2016 в 13:37

этой чеппухнёй занимается от нечего делать
депутат государственной дуры сибагагатулин.
"не надо чесать там,где не чешется"(шаймиев).

Guest, 04.08.2016 в 18:45

А кто интересно бабки даёт чтобы он эту чепуху выдумывал и вещал?

из москвы, 06.08.2016 в 20:22

Долгих счастливых лет Вам Фаузия апа и творческих успехов, и, конечно же, успехов в борьбе за права татар. Зур рәхмәт Сезгә, я преклоняю перед Вами голову. Побольше бы таких как Вы

Кунак, 07.08.2016 в 15:51

Фэзия ханым. Ничик тэ булса бастрып чыгарыгыз уззегез язган китапларыгызны ике телдэ,юлларны табып.