2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары на Дальнем Востоке (ч.8)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Татары на Дальнем Востоке (ч.8)

4 декабря 2016 года
Татары на Дальнем Востоке (ч.8)

     Да, моим самым главным делом здесь стала специальная встреча с историками в Институте истории, археологии и этнографии города Владивостока. В этой встрече приняли участие руководитель татаро-башкирской организации Приморского края «Туган ил» («Родина») Рамил-эфенди Кильмухаметов и председатель татаро-башкирской организации Владивостока Альфия-ханум Сафуганова. Местные ученые, доктора наук Вадим Тураев, Людмила Галлямова, Юлия Аргудяева, Александр Ивлиев, Галина Ермак и другие сделали обстоятельный анализ истории Приморского края, привели исторические факты, связанные с татарами. Безусловно, следы татар имеются, их никак не скроешь. Но никто здесь татарскую историю целенаправленно не изучал, не исследовал, научных трудов не писал. По словам одного уважаемого ученого, оказывается, «тема татар для них бесперспективна», то есть изучение истории края в связи с китайцами намного полезнее. Но я все же почувствовала желание этих историков поработать и в новом направлении – это тема древних тюрко-татар, тюрко-татарская история края. Однако у них совсем не оказалось связей с Казанью, а я оказалась первым историком-писателем, приехавшим в эти края в поисках следов наших предков... Приморских историков я пригласила в Казань на научно-практические конференции. Это очень важно для нового взгляда на древнюю историю Дальнего Востока – через тюркскую призму, так как при отсутствии тюрко-татарского фактора этой историей завладеют китайцы да корейцы, этот процесс уже начался…
     Наша беседа с русско-украинскими историками Владивостока получилась очень задушевной, открытой. Видно, что к татарам они относятся с уважением, как к равным. Их волнует отъезд большинства русских и татар в родные края, а их места занимают китайцы, вьетнамцы, корейцы, узбеки, таджики. «Меняется этническое поле, с ними приходит совсем другая культура», – говорили они, еще дали понять, что некоторые соседние народы претендуют на древнюю историю края. Да, китайцы и корейцы сначала претендуют на историю, а затем могут стать хозяевами земли, страны. Нежелание уступать древней истории тюрко-татарам, приписывание ее чужим приведут именно к таким горьким последствиям.
     Снова мы вернулись к истории. Во время нашего диалога местные ученые сказали, что тюркоязычные люди здесь жили, они находились в подчинении бохайцев. Тюркские каганаты имели связи с племенами мохэ, в VII веке совершили нашествие на них – подтверждением этому является сообщение Билге-кагана. В VIII веке племена мохэ очень окрепли и отказались как от тюрков, так и от китайцев. По утверждениям ученых, уже в 1215 году этот край завоевали татаро-монголы, они сделали многое для наведения порядка в стране – строили дороги, города, пункты ямской связи до устья Амура. Можно и сегодня в устье Амура, в окрестностях города Партизанск (Сучан) встретить руины татаро-монгольских городов XIII – XIV вв. Только, по словам ученых, их никто целенаправленно не изучает. Вот так: для утверждения, что это наше наследие, Казань далековата, местным это не нужно, а когда придут китайцы, будет уже поздно...
     Наш разговор от древней истории перешел к нашим дням, к современному положению татар. По словам ученых, в 60 – 70-х годах прошлого века сюда мигрировало очень много татар. Они были очень мобильными и сплоченными. Сказали, что в Приморье татары в основном живут в городах, в селах тоже встречаются.
     «Татары глубоко проникли в культуру России, у них нет этнической озабоченности, национальные признаки сохраняются лишь в рамках семьи», – сказали местные ученые. То есть татары не слишком беспокоятся о судьбе своей нации. «Абсолютное большинство татар этого края состоят в  браках с русскими, есть смешанные семьи с местными народностями, – продолжили ученые. – Татары, проживающие в сельской местности, записываются той нацией, которая составляет большинство в этом населенном пункте». Они также отметили бесперспективность изучения татарской истории, татарской проблемы, сказали, что для этого есть Татарстан. Все же, по их словам, какой-то аспирант все же приступил к изучению татарской темы.
     Это по их мнению тема татар бесперспективна, судьба татар безнадежна… Но я бы так не сказала, на Дальнем Востоке, в том числе и в Приморском крае, есть татарская история, татары там живут и сегодня, они сплачиваются, организуют национальные общины, строят мечети, об этом еще напишу. Я выразила ученым свое мнение о том, что историю этого края следует изучать и с тюрко-татарской точки зрения. Организаторы нашей встречи – лидеры татарского национального движения Рамил Кильмухаметов и Альфия Сафуганова – тоже отметили необходимость дальнейшего общения и работы над совместными проектами.
     В конце нам показали удивительно богатый музей Института истории, который в основном состоит из археологических находок, отражающих самый древний период края. Здесь тоже присутствуют тюрко-татарские следы, но об этом ничего не написано... А вот около выставки бронзовых зеркал мне не удалось пройти спокойно, так как они и способом изготовления, и узорами на задних стенках напоминали зеркала, найденные в нашем Булгаре. А бронзовое зеркало, окаймленное свастикой, является наследием рунического письма наших предков гуннов, обозначает движение солнца. Своим мнением я поделилась и с сопровождающим ученым – музейным работником, который очень удивился и сказал о том, что он первый раз обратил внимание на этот знак и впервые услышал такую версию.
     Далее наше путешествие продолжилось в Центральной краевой библиотеке имени Максима Горького, с богатым материалом по истории края. По предварительному договору, нам один за другим приносили труды, связанные с татарской историей и исламской религией в Приморском крае. Только успевай работать, читать, переписывать! Выяснилось, что заведующей краеведческим отделом государственной библиотеки Нине Семеновне Иванцевой эта тема хорошо известна, поэтому некоторые труды предложила именно она сама. Мы открыли для себя достаточно много новой информации, накопили необычайно богатый материал про жизнь татар за последние сто лет. Здесь также хранится информация переписей населения 1897, 1926, 1939 годов. Нам удалось изучить их достаточно глубоко, но в материалах 1926 года данные о национальности людей не были зафиксированы. Кроме того, справочник «Религиозные организации Приморского края», сборник «Восьмая Дальневосточная конференция молодых историков» (Владивосток, 2004), книга М.Б. Сердюка и С.М. Дударенок «Религиозная жизнь Советского Дальнего Востока (1941 – 1954)» (Владивосток, 2009), монография М.Б. Сердюка «История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографиях» (Владивосток, 2006), справочники Е.Л. Мотрич «Население Дальнего Востока России» (Владивосток-Хабаровск, 2006), «Населения и жилые места Приморского района. Крестьяне. Инородцы. Желтые. Перепись населения 1 – 20 июня 1915 года» (Владивосток, 1915) и другие научные материалы оказали мне большую помощь при написании этого исторического очерка. А материалы по древней истории края я получила из Дальневосточного филиала РАН во Владивостоке, также в других библиотеках и книжных магазинах.

     Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (0)