9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары на Дальнем Востоке (ч.7)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Татары на Дальнем Востоке (ч.7)

20 ноября 2016 года
Татары на Дальнем Востоке (ч.7)

     Владивосток – город моряков

     Если вы посмотрите на карту, заметите, что Владивосток похож на полуостров, почти со всех сторон окружен водным пространством. Расположенный среди вод и заливов Амура и Уссури город через них присоединяется к Тихому океану. Китайские и японские названия этого места тоже означают лукоморье – бухта. Отсюда рукой подать до Китая, Кореи, Японии, даже Америка ближе, чем Москва. Хотя до 1860 года эти края считались китайскими землями, именно в этом году, вследствие российско-китайского договора в Пекине, они стали считаться русской территорией. Как военный пост Владивосток был основан в 1860 году, а в 1880 году получил статус города.
     А что касается древней истории, здесь освещаются то же Бохайское государство, господство киданей и чжурчжэней, татары-монголы упоминаются лишь как завоеватели. «В древности территория современного Владивостока входила в состав государства Бохай (698 – 926 гг.), начиная с X века она принадлежала киданям, а затем чжурчжэням. В начале XIII века на территории современного Приморья существовало несколько городов чжурчжэньского государства Восточное Ся. Все они были разрушены монголами в результате нападения 1233 года, после чего территория пришла в запустение. Позднее из-за споров между маньчжурами и ханьцами южное Приморье обезлюдело и практически не упоминалось в источниках вплоть до XIX века», – написано об этом на сайте «Википедия».
     К сожалению, большая татаро-монголо-китайско-манчьжурская история края – история после 1234 года – почти не изучена. Русская история этих мест берет начало только с 1860 года. Татары Дальний Восток стали заселять заново одновременно с русскими – во второй половине XIX века. Не стоит забывать об основании самого Владивостока лишь в 1860 году, начало архивам тоже было положено именно в это время. Татары попадали сюда разными путями – и добровольно-принудительно, и приезжали по своему желанию, кого-то отправляли в ссылку, а кто-то хотел спастись от преследований и наказаний. В Приморской краевой библиотеке я изучила данные переписей населения области за последние сто лет. Скажем, по итогам первой переписи 1897 года, в Приморской области (в ту эпоху этот огромный край так назывался) насчитывалось 1185 мужчин и 85 женщин мусульман. Это еще не означает, что все они были татарами, похоже также, не все женщины взяты на учет. В Южном Уссурийском округе эти числа составляют 510 мужчин и 4 женщины, 148 из них проживали во Владивостоке. А в Уссурийском округе проживали 109 мусульман (мужчины). В этой переписи зафиксирован и язык общения населения. Например, в 1897 году в Приморской области зарегистрировано татароязычных 979 мужчин и 55 женщин, мишары записаны отдельно, из них 23 мужчины. В том числе 495 мужчин и 2 женщины татары жили в Южном Уссурийском округе, 54 татарина проживали в Уссурийском округе. Зафиксировано, что во Владивостоке в то время жили 139 мужчин и 2 женщины татары, по-видимому, тоже не все женщины записаны. Если учесть, что в одной большой области проживало всего около ста тысяч человек и русское население Владивостока составляло около десяти тысяч человек, число татар кажется не таким и малым: в области около 2 тысяч, в городе около 200. В 1923 г. в области уже насчитывалось 6532 татарина. Предположительно, это были беглые татары, которые перебрались сюда из-за послереволюционного голода и преследования…
     Хотя Владивосток и переводится на татарский язык как «Владей Востоком!», он долгие годы считался городом военных и тюрем. После объявления острова Сахалин в 1869 году каторжной зоной России, всех заключенных туда отправляли через Владивосток. Сюда эти несчастные годами добирались босиком, в кандалах через всю Сибирь пешком, затем их на пароходах отправляли на Сахалин. Даже в советское время Владивосток продолжал выполнять роль центра ссылок и тюрем, все сосланные на Дальний Восток проходили свой долгий путь через него.
     «В 1930 – 1940-х годах Владивосток служил транзитным пунктом на пути доставки заключенных и грузов для Севвостлага советского супертреста «Дальстрой». В городе располагался известный Владивостокский пересыльный лагерь, куда со всей страны свозились заключенные. Здесь из них формировались этапы для дальнейшей отправки в дальневосточные ИТЛ. Время содержания заключенного во Владивостокском пересыльном пункте, как правило, длилось от нескольких недель до нескольких месяцев. Здесь умер поэт Осип Мандельштам, через этот лагерь прошли будущий актер Георгий Жженов, писатели Варлам Шаламов и Евгения Гинзбург, «космический» академик Сергей Королев и еще сотни тысяч других политзаключенных. Этот лагерь располагался в районе Моргородка», – пишут об этом сайты Интернета.
     По утверждениям ученых, только водным путем на Дальний Восток было сослано, отправлено в тюрьмы более 1 миллиона человек, среди них было свыше 7 тысяч татар. В самом Владивостоке тоже были тюрьмы. Только лишь во Владлаге около 60 тысяч заключенных строили город, дороги, рубили лес, ловили рыбу, среди них было много татар. После войны сюда стали направлять людей в ссылку, побывавших в немецком плену, власовцев, легионеров, среди которых было 427 татар. (Е.Н. Чернолуцкая. Принудительные миграции на Советском Дальнем Востоке в 1920 – 1950-е гг. – Владивосток, 2011, стр. 373.)
     В одном лишь городе Артем, расположенном вблизи Владивостока, действовало 7 лагерей-тюрем ГУЛАГа, после Второй мировой войны сюда привезли татарских легионеров организации «Идель-Урал». Народ называл их «американскими татарами», потому что они были переданы СССР Америкой. После окончания срока заключения часть татар обосновалась здесь, работала на шахтах, заключила браки с татарками, их дети и сегодня живут в этом краю. Нужно отметить и то, что до 1991 года Владивосток был закрытым городом, куда въезд иностранцам был запрещен.
     А сегодняшний Владивосток – это уже совсем другой город, город моряков, интеллектуалов! Здесь я тоже встретилась с соотечественниками, посетила музеи, библиотеки, исторические места, пообщалась с историками, даже выходила на катере в море! Владивосток понравился мне. Это современный город, чувствуется влияние как соседства со странами Азии, так и влияние культуры и просвещения Европы. Здесь множество музеев, вузов, работают консульства многих европейских и азиатских государств. О связях с Кореей, Китаем и Японией даже говорить не стоит, народы этих стран чувствуют здесь себя как дома. Кажется, местное население тоже отдает предпочтение ведению дел с соседями-азиатами, чем с далекой Москвой.
     На сегодняшний день во Владивостоке живет около 600 тысяч человек, приблизительно 5 – 6 тысяч из них – татары. Конечно, их должно быть намного больше, но в городе около ста процентов смешанных семей, все они записаны русскими. Владивосток в основном город моряков, он считается самым большим портовым городом Дальнего Востока. Большинство из наших соотечественников тоже работают в море. В городе также очень развиты рыбная промышленность, машиностроение, легкая промышленность. Раскинутость города среди сопок препятствует движению транспорта, много пробок, постоянно случаются аварии. Лето здесь дождливое, муссоны – обычное явление, поэтому часто бывают наводнения. Несмотря на все это, народ живет неплохо, отдаленности от большого мира не чувствуется, нищеты не видно. Мне показалось, что люди ценят море, леса и горы, наслаждаются этой благодатью...
     В Приморском историко-краеведческом музее пришлось увидеть довольно интересные находки. Оказалось, что многие древние экспонаты были доставлены сюда из Уссурийска. В 1889 году их обнаружил историк Лопаткин, а ученый Буссе передал музею. А вот каменные фигуры, считающиеся памятниками истории XII – XIII веков, драконы, тигры, древние надгробные изваяния – балбалы. Все это предлагается вниманию посетителей как наследие Бохайского государства, чжурчжэней, а тюрко-татары и словом не упоминаются. Все же я высказала свое мнение о том, что все эти древние реликвии идентичны тюрко-татарскому наследию: крылатый дракон сегодня является символом Казани, барс – официальный символ на государственном гербе Татарстана, а каменные балбалы разбросаны по всем тюркским степям... Но сотрудники музея не сами пишут историю, а работают по информации, предоставленной учеными. Поэтому следующую встречу запланировали провести с основными историками края, поднять там эти вопросы.

     Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (8)
Амина, 23.11.2016 в 07:28

Фаузия, здравствуйте! Пишу Вам от лица Клуба татарской молодежи города Хабаровска. В мае мы планируем организовать и провести первый татарский форум в нашем городе. Цель - сплочение татарской молодежи и обучение нашей истории и языку. Мы сейчас как раз собираем информацию об истории татар-дальневосточников. У Вас такое замечательное исследование! Мы бы хотели Ваши статьи осветить на форуме, если это возможно. Если мы можем как-то с вами связаться, дайте, пожалуйста, знать. Мой эл.адрес: anna.savostina@inbox.ru Заранее Вас благодарю.

Guest, 23.11.2016 в 08:31

Интересный текст. Я служил на Дальнем Востоке во времена СССР. Об истории края там и речи не было.

Guest, 23.11.2016 в 08:39

Амина, почему не контактируете с татарами г. Новосибирска? Это всё же ближе, чем Казань.
С нами связаться можно набрав: ** | ВКонтакте vk.com
У нас проходят мероприятия для татар всей Сибири.
Вы тоже присоединяйтесь.
Будем вам очень рады.

Guest, 23.11.2016 в 12:11

anna.savostina

Фаузия ханум Байрамова раньше терпеть не могла носительниц таких имен и фамилий, людская молва закрепила за ней нехорошие фразы про детей от смешанных браков и про сами смешанные браки.
Если бы ваша почта была Habibullinagulnur и т.д - было бы совсем другое дело.

Guest, 23.11.2016 в 12:28

Фаузия ханум Байрамова раньше терпеть не могла носительниц таких имен и фамилий, людская молва закрепила за ней нехорошие фразы про детей от смешанных браков и про сами смешанные браки.
Если бы ваша почта была Habibullinagulnur и т.д - было бы совсем другое дело.
=========================
Не надоело эту тухлую жвачку жевать?

Guest, 23.11.2016 в 12:36

людская молва...
______________________________________
Что за бред?
Мы уже получили ответ от Амины из Хабаровска.
Она указала адрес своей подруги по службе.
Ничего особенного.
Не надо гнать дуру.

Guest, 23.11.2016 в 13:29

Давно пора понять,что здесь присутствуют определенные лица,с определенными целями.И они будут гнать такую дурость и бред,пока этот сайт будет существовать.

Амина, 24.11.2016 в 04:57

Люди пишут и говорят злые вещи не от хорошей жизни, поэтому я от всей души желаю вам добра. Добавлю лишь, что мои родители - это святое, я горжусь своими корнями - татарскими и украинскими. Никому этого у меня не отнять. Остальным участникам этого диалога хочу сказать большое спасибо за поддержку. К сожалению, не могу обратиться к вам поимённо,но благодарю каждого, кто не остался равнодушным.