12 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары на Дальнем Востоке (ч.6)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Татары на Дальнем Востоке (ч.6)

5 ноября 2016 года
Татары на Дальнем Востоке (ч.6)

     Например, по их словам, заместитель директора картонной фабрики – татарин, но связи с национальной общиной не поддерживает. Замдиректора ремонтного завода тоже наш соотечественник. Кроме того, заместитель начальника городской управы Рахима Миннеахметовна Саченкова по национальности – татарка, она поддерживает татаро-башкирскую общину. Я встретилась с нашими соотечественниками Рифом и Ридой Фаткиевыми, которым принадлежит Центр красоты и здоровья «Риф» в центре города, увидев, что татары нигде не пропадут, обрадовалась… Они оба из Башкортостана. Риф служил здесь военным офицером, так и остались жить, вырастили двоих сыновей, которые тоже обосновались рядом с родителями, помогают им. В Центре красоты и здоровья работает около 30 человек. Широко применяется лечение пиявками, народная медицина. Особенно часто используются лекарственные травы, а в уссурийских лесах их великое множество!
     Татары, с которыми я общалась, это в основном наши соотечественники, обосновавшиеся здесь в прошлом веке по разным причинам. Вот сестры Василя и Зульфира Хуснуллины. Они выросли в Иглинском районе Башкортостана, сначала сюда приехала по направлению Василя, а затем – сестра. Василя вышла замуж за украинца, теперь ее фамилия Давиденко, а Зульфира связала судьбу с русским, ее фамилия Губанова. У обеих есть дети. Эти женщины очень образованные, хорошие специалисты. Василя работает в Госнадзоре, Зульфира – в системе образования. Они самые активные члены татаро-башкирского национального движения. Все национальные праздники, сабантуи, фестивали проходят при их участии, сестры Хуснуллины и поют, и готовят чак-чак, кыстыбый, очпочмак, встречают гостей в красивой национальной одежде.
     Вот еще одна соотечественница с непростой судьбой – Флюра Галиуллина-Кан, она выросла в городе Талдыкурган в Казахстане. Ее предки, бабушка и дедушка – татары, еще в царские времена сосланные в эти земли, но в роду были также турки и ногайцы. Этот род жил в Андреевском районе Казахстана, в селе Лежинск – Берег Татарка. Рядом также находилось татарское село Чубар. Флюра с почтением вспоминает своих предков. «Они называли себя аристократами, то есть татарами благородного происхождения, – рассказала она. – Были очень аккуратными, чистоплотными. Воспитывали нас в строгости. Я выросла в большой семье под присмотром дядюшек и тетушек, с обеих сторон их насчитывалось десятки... Все они были очень старательными, ухаживали за огородом, держали скот, возделывали землю в поле. Во время каникул мы им помогали. Мои родственники также умели красиво развлекаться: помню, как они играли на гармони и задушевно пели. В то же время бабушка и дедушка не пропускали время намаза, учили и нас канонам ислама. Они всегда были терпеливыми, спокойными и открытыми, эти качества через отца и мать передались и нам».
     Да, Флюра – тоже удивительно добрый человек, готова отдать людям душу. Она замужем за корейцем, сосланным в Казахстан, поэтому и носит фамилию Кан, оба с высшим образованием. Воспитали троих сыновей, все учатся в университетах. В Уссурийск они переехали в 1998 году после реабилитации сосланных корейцев, но часто бывают в Казахстане, живут и там, и здесь. Флюра-ханум участвует во всех культурных мероприятиях татар, а на корейских праздниках угощает всех татарскими национальными блюдами. Ее муж основал корейскую деревню вблизи Уссурийска, а Флюра встречает гостей из Южной Кореи татарским чак-чаком, очпочмаком, азу. «Обычаи корейцев очень похожи на наши, – говорит Флюра. – Они тоже очень трудолюбивые, чистоплотные, с почтением относятся к старшим. Я же всю жизнь благодарна своим предкам, молюсь за бабушек и дедушек, родителей. Все равно родные татарские корни ближе...»
     Вот такие судьбы, такая жизнь в этих краях... Все перемешались – русские, татары, украинцы, корейцы. И все происходящее отражается на судьбах наших соотечественников. Это уже необратимый процесс – на что только не решается человек для продолжения рода. Я не могу их ни оправдывать, ни обвинять, так как каждый сам творит свою судьбу, жизнь. Но рождение детей татар от этих русских-корейцев сомнительно, пусть матери у них и татарки с национальным самосознанием. Но я думаю, каждый из нас должен передать детям, потомкам свою историю, свою сущность, духом они должны быть татарами.
     Хочу написать хорошие слова также про башкирку Зилю Хисеметдиновну Гафурову, активно участвующую в национальном движении вместе с татарами. Она родилась в 1954 году в селе Апас Мелеузского района Башкортостана, окончила молочный техникум. Ее любимый парень служил в армии в Уссурийском крае, затем он приехал за Зилей. Молодая семья обосновалась здесь в 1978 году. Зиля-ханум всю жизнь проработала на местном молокозаводе, продолжает трудиться и сегодня, несмотря на то что вышла на заслуженный отдых. У них трое детей, все с высшим образованием. Уже более десяти лет Зиля-ханум является активным членом татаро-башкирской общины, организовала библиотеку, на мероприятиях выступает в башкирской национальной одежде, привлекла к этой деятельности и свою семью. Во время встречи в администрации мне очень запомнилась еще одна пожилая женщина – Ляля Мазитовна Попова. К удивлению, она даже не сфотографировалась с нами, сказав, что дочь муллы. По-моему, ей было чем поделиться...
     Человек, совершивший самое большее количество путешествий по Уссурийскому краю, исследовавший его и оставивший об этом научно-популярные труды – это географ, этнограф Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872 – 1930). Разумеется, он часто бывал и в Уссурийске, останавливался здесь, жил какое-то время. В городе и сегодня сохранился дом Арсеньева, там расположена аптека, на стене висит надпись «В этом здании в 1928 году работал над книгой «Сквозь тайгу» Владимир Клавдиевич Арсеньев». Я посетила это здание, а в книжном магазине купили труды Арсеньева. Эти книги надо изучать тщательно, внимательно, вооружившись ручкой, потому что в них содержатся точные топонимические названия этой местности. Они написаны именно так, как звучали более ста лет назад, среди них много и тюрко-татарских названий.
     Но в 70-х годах прошлого века, опасаясь нашествия китайцев и их претензий на эти земли, по постановлению правительства 80 – 90% топонимов Приморского края были переведены на русский язык или просто переименованы. Таким образом, горы Татан-шан стали называться Пржевальскими, река Даубихе была переименована в Арсеньевку, Сучан – в Партизанскую, Суйфун – Раздольную, Бичэ – Стеклянуху, Сандуган – Снегуровку, гора Таз – в Половинкино, скала Янтун – в гору Горелая, река Иман – в Большую Уссурку, Сибича – в Голубицу, Туганча – в Нижнюю Лимониху, хребет Самур – в Стрельниково, Силан – в Сахалинку, Табынды – в Верхний Перевал. Этот список можно было бы еще долго продолжать. Он был составлен Григорием Левкиным, написавшим комментарии к книге «Дерсу Узала». Для этого Г. Левкину пришлось не только  месяцами, а годами вести поисково-исследовательскую работу по местам пребывания Арсеньева. (В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. По Уссурийскому краю. – Хабаровск, 2011, стр. 548 – 570.)
     В своей книге «Быт и характер народностей Дальневосточного края» (В.К. Арсеньев, Е.И. Титов. – Хабаровск-Владивосток: Кн. дело, 1928. – стр. 82) к местному населению Арсеньев причисляет и тюрко-татар. «Книга написана в соавторстве с писателем и этнографом Е.И. Титовым и включает материал по этнографическим группам Дальнего Востока: русские (великороссы, украинцы, белорусы, молдаване), культурные народы Восточной Азии (китайцы, корейцы, японцы), аборигены (тунгусо-маньчжуры, тюрко-татары и палеазиаты), метисы (камчадалы)», – пишет он в аннотации к книге. Этот труд тоже должен быть изучен нашими учеными.
     Как я уже писала, в окрестностях Уссурийска было найдено очень много древних исторических памятников, среди них есть и тюрко-татарские. Об этом будем вести повествование в следующих главах.

     Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (11)
Кунак, 06.11.2016 в 17:48

Не радуют меня эти смешанные браки на Дальнем Востоке и вообще по всему миру. На них, и их детях обрывается нить продожения татарского народа. Йорәгем әрни. Допустимо ли такое, издать географические карты с воссозданием исторических топонимов, гидронимов,этнонимов,проживавших народов в далёком и не совсем, народов,начиная от времен расселения прото и, позднейших тюрков от западной Европы и до берегов Тихого океана. Нет ли на такую деятельность запрета. Или всё через Москву?

Guest, 09.11.2016 в 11:21

Никто ничего не запрещает. Подготовьте и издайте. Любое частное издательство это сможет издать. Нет проблем. Тюркские названия до русской оккупации все восстановимы. Этим должны заняться специалисты -историки, географы, лингвисты. Тюркские названия простираются и за пределами Тихого океана, включая территорию Сев. и Южн. Америки. Это давно известные, но не систематизированные должным образом сведения. Начало их изучению было положено Абраром Каримуллиным.

Guest, 09.11.2016 в 11:28

Татарскую топонимику имеет вся Сибирь, кстати.
Но, её восстановлением надо заниматься специально.

Guest, 10.11.2016 в 12:33

Множество названий в Сибири происходит от коренных жителей Сибири - ненцев, якутов, чукчей и т.д, когда никаких татар не свете не было. Например слово Енисей, как считают, произошло от эвенкийского слова Ионэсси. Эвенки жили в Сибири с незапамятных времен.

Автор, 10.11.2016 в 13:35

Енисей - это Ана Су, Мать Река (вода), Главная река

Guest, 11.11.2016 в 09:58

Автор, 10.11.2016 в 13:35
Енисей - это Ана Су, Мать Река (вода), Главная река
===================================================
Эвенки так называли Енисей тысячи лет назад. Никакого отношения к татарам это не имеет. На это название еще претендуют киргизы.

Автор, 11.11.2016 в 13:30

Татары и кыргызы - один тюркский народ...Правильно претендуют.

Guest, 13.11.2016 в 23:32

Названия штатов США имеют тюркское происхождение.

Guest, 14.11.2016 в 06:50

Возможно, но надо разбираться с каждым названием отдельно. Дело в том, что топонимика Америки формировалась на основе лексики коренных народов - индейцев. Как известно, происхождение индейцев напрямую связано с тюрками. Индейцы Америки, это составная часть древнетюркского этноса. Почитайте работу Абрара Каримуллина. В языке современных татар и индейцев до сих пор сохранилась общая лексика и символика. Например, герб г. Казани и символы майя и ацтеков являются идентичными. Примеров много. Общность по происхождению индейцев и татар доказана молекулярной генетикой. Почитайте работы Гезехус - Захарова из института Общей генетики РАН. (г. Москва).

марат, 14.11.2016 в 12:25

Нет адам-это армянин, а ева-еврейка. Ну а в принципе, если большинство населения -русскоязычное, то в течении 1-3 поколений эти татары станут русскими. Поэтому и надо по максимуму татар возвращать на родину-в поволжье и урал. Если в поволжье будет больше татарского населения, то и дети от смешанных браков будут скорее всего татарами. Кстати, Дальний Восток первыми в Российской империи начали заселять украинцы, которых сейчас там не так много, но много русских с украинскими фамилиями.

Траст, 02.12.2016 в 01:50

Невозможно запретить людям вступать в межэтнические браки. Также никак не запретишь уезжать в дальние края. На всё это следует смотреть с правильной точки зрения. На самом деле, и на родине не просто сохранять свою национальную идентичность от поколения к поколению.