30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары на Дальнем Востоке (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Татары на Дальнем Востоке (ч.5)

17 октября 2016 года
Татары на Дальнем Востоке (ч.5)

     «Почему вы не взглянете на эту древнюю историю с тюрко-татарской точки зрения?» – поинтересовалась я у ученых. «Недостаточно материала», – ответили они. Материал есть, он валяется под ногами. Многие из этих городищ были воздвигнуты в тюрко-татаро-монгольскую эпоху, государства-империи процветали... Но, по мнению русских историков, древний народ этого края, в том числе и бохайцы, были монголоязычными, а в признании их «татароязычности» ученые воздержались.
     Я спросила и про черепаху: наследием какого народа, какой эпохи она является? Ответы были разные – XII или XIII век, 1230 год… По нашему мнению, эти даты тоже произносятся с целью утаить принадлежность древних памятников татарам, так как в 1234 году Дальний Восток переходит во владение татаро-монголов. Известно, что располагавшийся на месте нынешнего Уссурийска город Суйпин-Фурдан существовал до 1635 года, то есть до завоевания маньчжурами, только эта эпоха не изучена. Все же, по словам ученых, в этой местности были обнаружены и осколки посуды с руническими письменами, и пряжки от поясов татарских воинов, и памятники татаро-монгольского периода. На них мы еще остановимся при написании о Владивостоке.
     Посетили мы и краеведческий музей, который оказался маленьким каменным зданием бывшей церковной школы. Очень удивительно: в таком древнем городе музей был открыт всего лишь в 1999 году, а в 1916 – 1917 гг. это осталось только на словах. Музей небогат экспонатами, находки из раскопок древних городищ были переданы во Владивосток, Хабаровск и другие города, они заняли места и в Московских и Санкт-Петербургских музеях. Около местного музея валяются тысячелетние каменные ядра, каменные жернова, они были найдены в близлежащих горах – сопках. А внутри все то же Бохайское государство, мохэ, киданы, чжурчжэни... Здесь нет ни следов от тюрко-татар, искать их тоже не имеет смысла: услышав слово «татары», на тебя смотрят с удивлением, как будто с неба свалился...
     А корейцы «завоевание» этого края начали с культуры – один частный предприниматель-кореец в центре Уссурийска построил двухэтажный Центр корейской культуры. Такие современные залы-музеи я не видела даже во Владивостоке. Как видно из корейских и русских экспонатов, находящихся в этом центре, здешние земли как будто когда-то принадлежали корейцам... Китайцы утверждают то же самое: печатают географические карты с указанием Дальнего Востока как китайских земель. На одной из сопок вблизи Уссурийска они установили огромную фигуру Будды, то есть уже вбили первый колышек о принадлежности этих земель китайцам и корейцам. А у татар здесь даже нет офиса для общественной работы национальной организации, при необходимости народ собирается в доме у арских татар.
     Мое путешествие в Уссурийск тоже началось с этого дома, где я гостила у наших соотечественников Ахтяма и Розы Хасбиуллиных. Все у них по-нашему, национальному – сад, баня, блюда, одежда – и на краю земли они живут по татарским канонам! За свое пребывание в Уссурийске я бесконечно благодарна чете Хасбиуллиных, их помощницам Флере, Зиле, Василе, Зульфире. Пусть Аллах благословит меня на новые встречи с ними! Татар в городе немного, но все же есть. Они даже организовали свою общину, которая уже существует более 20 лет. Основоположниками татарского движения в Уссурийске являются именно Ахтям и Роза Хасбиуллины. Ахтям-эфенди родом из села Новый Мангяр Арского района. Сначала он получил образование в Казанском государственном ветеринарном институте, затем уехал на Камчатку, окончил Уссурийский сельскохозяйственный институт. Ахтям-эфенди на Камчатке работал в научно-исследовательском институте, изучал северных оленей, потом поступил в аспирантуру, в дальнейшем долгие годы был директором Института повышения квалификации работников сельского хозяйства. В 1990 году с Камчатки его перевели в Уссурийск на руководящую должность в Тимирязевском сельскохозяйственном научно-исследовательском институте.
     Супруга Ахтяма-эфенди Роза-ханум – тоже деятель науки, кандидат сельскохозяйственных наук. Она родилась в слободе Смолянино Приморского края в татарской семье, окончила факультет биологии Владивостокского государственного университета, по направлению уехала на Камчатку. Там и встретила будущего супруга Ахтяма-эфенди, в 1968 году они создали семью. Роза-ханум долгие годы работала в научно-исследовательских институтах на Камчатке и в Уссурийске, достигла уровня научного секретаря. Сейчас они оба на заслуженном отдыхе. Хасбиуллины воспитали троих сыновей, выйдя на пенсию, занялись бизнесом, на сегодняшний день вместе трудятся на благо нации. В возглавляемой ими национальной организации состоят более ста татар. Наши соотечественники участвуют во всех национально-культурных мероприятиях края, сами шьют национальную одежду, устраивают концерты. Каждый год 8 марта они собирают татаро-башкирских лидеров и активистов в роскошных залах Уссурийска, устраивают праздник для народа.
     Я тоже в здании администрации Уссурийска провела встречу с татарами, рассказала им об истории края, прочитала свои стихотворения, подарила книги. На другой день эта встреча транслировалась по местному телевидению. В городе воздвигается огромная мечеть, я побывала там, совершила намаз в действующем мусульманском храме. Строительство некоторых зданий из красного кирпича уже завершалось. «Лишь бы администрация под каким-либо предлогом не приостановило работы!» – подумала я тогда. Так и случилось. По сведениям из Интернета, воздвигнутую мечеть признали незаконной, приказали разрушить... Во время моей поездки мусульмане совершали намаз в здании дома, выкупленного специально для этого. В Уссурийске ведь и так на каждом шагу церкви да монастыри, а мусульманам не разрешили построить даже одну мечеть...
     И вновь вернемся в прошлое Уссурийска, так как здесь и в царские времена проживали татары-мусульмане! Вот в моих руках данные первой переписи населения от 1897 года. По этим данным, в то время в Уссурийском округе проживало 109 мусульман. 54 человека считали татарский язык родным. 22 человека записали себя мишарами, 22 – башкирами, было даже 2 киргиз-кайсака. Здесь речь идет не про Владивосток, он входил в Южно-Уссурийский округ. Там проживало еще 514 мусульман, 497 записали себя татароязычными, есть также 82 мишарина и 13 башкир. (Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Приморская область. – Санкт-Петербург, 1905, стр.61, 64.)
     У этих татар-мусульман здесь должна была стоять и мечеть, так как военный мулла жил именно в Уссурийске. В научных источниках часто упоминается о переселении мусульман в эти края еще в царскую эпоху, военных. Скажем, достоверно известно, что в казачьих полках вблизи Уссурийска служили десятки мусульман, татарские купцы здесь вели торговлю. Также переселившиеся из соседнего Китая уйгуры занимались земледелием и торговлей в Уссурийском округе. (Мусульманская община Уссурийска. Рукопись.)
     В другом источнике написано о назначении на Дальний Восток военного муллы и о его постоянном проживании в Уссурийске. «Появление мусульман на территории Приморского края непосредственно связано с историей освоения региона, – пишут историки. – Последователи ислама переселялись на дальневосточные земли в числе других народов Российской империи. Мусульмане были среди военнослужащих российской императорской армии. Для обеспечения их религиозных нужд на Дальний Восток был назначен военный мулла с постоянным проживанием в г. Никольск-Уссурийский. В первые годы XX века мусульмане составляли около 1% населения Приморской области, по этническому составу в основном были татарами и башкирами». (Религиозные организации Приморского края. Словарь-справочник. – Владивосток, 2009, стр. 137.)
     Следовательно, в этих краях всегда жили татары, они и сейчас живут здесь и стараются сохранить свою национальную самобытность, религию. Нам же необходимо оказывать посильную помощь нашим соотечественникам, живущим на краю земли. Написание их достоверной истории станет первым шагом на этом пути…
     Главные религиозные посты здесь занимают таджики и узбеки, среди них есть обучавшиеся в Казани и Альметьевске. К татарам они относятся хорошо, но говорят, что они редко ходят на намаз, мало помогают в строительстве мечети. Хотя в городе татар, способных оказать содействие в воздвижении мусульманской святыни, немало.

     Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (1)
Татар баласы, 17.10.2016 в 19:33

Удалено модератором.
Контент комментария (очень длинный текст не по теме поста и несколько десятков полноразмерных фото-файлов) расценен как ФЛУД.