11 июля 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татары на Дальнем Востоке (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Татары на Дальнем Востоке (ч.3)

8 сентября 2016 года
Татары на Дальнем Востоке (ч.3)

     «В тесные взаимоотношения с тюрками были вовлечены и тунгусы, мохэские племена, обитавшие на Амуре и в Маньчжурии, – пишут историки. – Здесь они вплотную соприкасались с тюркскими племенами, предками тюрко-язычных народов Сибири и Центральной Азии. И не только соприкасались, но вместе с ними принимали участие и в политической жизни того времени, развертывавшейся от Желтого моря до Амударьи, Днепра и Дуная». (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое... стр. 322.)
     Известно, что у государства Бохай-Бокли было пять столиц. В изучаемом нами Приморском крае располагалась Шуайбинская область. Как уже говорилось, на месте нынешнего Уссурийска стояли древние городища Суйпин-Кайюан, а современного Партизанского района – городище Шайга. Мохэ считались образованным народом, они читали даже китайские книги. По утверждению некоторых ученых, у них была своя письменность, но большинство пользовалось тюркским руническим письмом, так как именно тюркский язык считался государственным.
     «Вместе с тем тесные культурные, политические и экономические связи бохайцев с тюркскими степными племенами обусловили и знакомство с еще одним, третьим видом письменности: тюркским руническим письмом», – пишут историки. (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое... стр. 349.)
     Как известно из истории, в те времена на Дальнем Востоке влияние тюрко-татар было очень сильным, это культурное могущество длилось веками, оно отразилось на жизни и быте местного населения. Даже сегодня малочисленные народности, проживающие на берегах Тихого океана, а также нивхи, уилты, эвенки, нанайцы, населяющие остров Сахалин, носят одежду по образцу, оставшемуся от тюрко-татаро-монголов: вышитые халаты и камзолы, ичиги и сапоги, национальные головные уборы.
     «Соответственно сказанному, С.В. Иванов полагает, что «из района Верхнего Приамурья, где древние тунгусы соприкасались с тюрками, а позже с монголами, указанные подвески вместе с поясом постепенно проникали к народам Нижнего Приамурья – предкам нанайцев, ульчей и нивхов». И дальше он пишет: «Рассмотренный материал приводит к заключению, что тюрко-монгольскому компоненту в культуре народов Амура принадлежала большая роль, чем это можно было предполагать прежде, и что влияние на них культуры кочевых скотоводческих племен началось за несколько столетий до образования Монгольского государства, по-видимому. еще в период киданской империи Ляо, а может быть, и ранее». (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое... стр. 326.)
     С ослаблением Тюркских каганатов среди племен Дальнего Востока начинаются столкновения, смута, правление переходит от одного народа к другому, возникают новые империи. В IX веке, в 926 году, Бохайское государство было уничтожено киданями. Но все же на территории Маньчжурии и окрестностях современного Уссурийска еще остались независимые владения бохайцев. В XI веке государство киданей тоже ослабло, правление перешло в руки чжурчжэней. Они тоже из племени мохэ – нюйчженьни, следовательно, с тюрко-татарскими корнями. Этот народ продолжил дело предков – восстановил государство, экономику. В истории империя Цзинь называлась Золотой империей. Эти племена отличались воинственным духом, кроме того занимались земледелием, держали школы, писали книги, строили города-крепости. По данным историков, религией чжурчжэней было шаманство, проявлялись и древние тюркские элементы. Вышеупомянутую мраморную черепаху ученые исследуют именно в качестве памятника той эпохи. Как пишут ученые, черепаха из современного Уссурийского парка была установлена в XII веке в честь чжурчжэньского царя Эсыкуя на его могиле.
     Чжурчжэньская империя Цзинь просуществовала 118 лет, она исчезла во время тридцатилетней татаро-монгольской войны, которая явилась бесподобным противоборством, бойней между племенами тюрко-татаро-монголо-китайцев за право владеть и править всем миром. На этой всемирной войне победу одержал Чингисхан, и татары стороны восхода солнца расселились по всему миру...
     «В 1210 году начался конфликт монголов с чжурчжэнями, – пишут историки. – Инициатором конфликта выступил Чингис. Он первый бросил вызов чжурчжэням». (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое... стр. 377.)
     Но до этого воинствующие чжурчжэни каждые три года совершали набеги на татарские земли и забирали детей для рабства.
     «С цзиньцами у монголов были старые счеты, – пишут историки. – (Император) Улу (1161 – 1189) ...приказал своим войскам раз в три года отправляться на север, чтобы истреблять и грабить татарские кочевья. Это называлось набором и истреблением рабов». «Поныне еще в Китае все помнят, – писал Мэн-хун, – что за двадцать лет перед этим в Шаньдуне и Хэ-бее в каждом доме были рабы – татарские девочки и мальчики – все захваченные в плен войсками... Татары ежегодно платили дань чжурчжэням, а те принимали ее за границей, не допуская татар в пределы Цзиньского государства. Татары убежали в Шамо, и мщение проникло в их кости и мозг». (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое... стр. 377.)
     Молодой, сильный Чингисхан принял решение поставить точку такому позору монголо-татар, но ему самому не было суждено увидеть эту победу. Он умирает в 1227 году, но оставляет завещание уничтожить своих заклятых врагов – чжурчжэней. Война длится еще около десяти лет, заканчивается победой татаро-монголов. Удивительно то, что русские ученые этот триумф татаро-монголов описывают лишь темными красками, словно после этого наступил конец света и исконная история Дальнего Востока для них перестала существовать.
     «Дальнейшая история Приморья и соседних с ним районов нашего Дальнего Востока мало известна, – пишут они. – В географии юаньской династии вместо цветущих городов и поселений упоминаются преимущественно развалины бохайских, ляоских (киданских) и цзиньских (чжурчжэнских) городов. Монгольским императорам, начиная с Хубилая, пришлось снова создавать населенные пункты в опустошенных ранее областях...» (А.П. Окладников, А.П. Деревянко. Далекое прошлое... стр. 416.)
     Да, татаро-монголов русские историки веками причисляли лишь к сокрушителям  и разрушителям. Хотя на Дальнем Востоке у берегов Амура существовало более 150 древних городищ, городов-крепостей татаро-монголов, только их никто не изучает. История Дальнего Востока с XIII до XIX века – неизученная пропасть, пустота, потому что это не русская, а татарская история. И Тюркские каганаты, и Бохай-Боклинские государства, и населявшие их многочисленные племена, и правившие этим краем в разные эпохи тюрко-татаро-монголо-китайцы – все это одна часть Большой Татарской Истории... Как я уже говорила, русская история здесь начинается лишь с 1860 года.
     У читателей может возникнуть вопрос: куда же делись эти великие татары Дальнего Востока, почему исчезли со страниц истории? С укреплением Китайского государства часть татар была вынуждена перейти в состав этой нации, остальные же с целью сохранения своих тюрко-татарских корней переселились к своим сородичам – сибирским и волго-уральским тюркам. На сегодняшний день большинство из них уже обрусели. Лишь малая часть продолжает жить здесь, храня в глубине души светлые лучи стороны восхода солнца, его великий дух и историческую память...

     Тюркские и огузские беки и народ, слушайте!
     Если бы небо вверху не обрушилось,
     и земля внизу не разверзлась,
     Тюркский народ, кто бы мог разрушить
     твою державу и твои законы?
     Тюркский народ, одумайся и раскайся!
     Из-за твоего неповиновения,
     Ты сам предал вскормившего тебя мудрого кагана,
     Свою независимую, прекрасную страну и принес ей зло!
     Откуда явился (тот), в кольчуге и обратил тебя в бегство?
     Откуда явился (тот), с копьем и изгнал тебя прочь?
     Народ Отюкенского нагорья, ты ушел и (там),
     обязанный идти на восток,
     ты шел, обязанный идти на запад,
     ты шел, и в тех местах, куда ты ходил,
     ты обрел то благо, что твоя кровь бежало рекой
    и твои кости лежали горой;
     твои сыны, должные стать беками, стали рабами,
     твои дочери, должные стать госпожами, стали рабынями.
     Тюркский народ, одумайся и раскайся!
     И весь простой тюркский народ сказал так:
     «Я был народом, имевшим свою державу,
     где моя держава?
     Для кого я добываю державу?» – говорил он.
     «Я был народом, имевшим кагана,
     где мой каган?
     Какому кагану я отдаю свои духовные и физические силы?» –
     говорил он,
     и, говоря так, стал врагом табгачскому правителю.

     Эти слова на могильных камнях Культягина и Билге-каганов через тысячелетия звучат как назидание и предостережение тюрко-татарскому народу.

     Уссурийск – самый древний город края

     Расположенный в ста километрах к северу от Владивостока, Уссурийск считается самым старинным городом в этом крае. Правда, русскими он был основан лишь в 1866 году и назывался селом Никольским. Но известно о существовании здесь древних городищ, которых называют по-разному: Суйпин, Суйфун, Кайюан, Шуайбин. Тысячи лет назад его населяли древние тюрки, местные племена, татаро-монголы, китайцы. Название города не имеет никакого отношения к реке Уссури, протекающей в 150 километрах отсюда. В царские времена эти края назывались именно так, вот и город был переименован. В 1935 – 1957 годах город назывался Ворошилов, затем снова стал Уссурийском. А на европейских картах XVIII века развалины городища, расположенного в этих местах, записаны как Фурдан.
     Уссурийск – второй по величине город Приморья, там проживает 166 тысяч человек, временами возникают разговоры о присвоении ему статуса столицы края. Но он расположен далеко от моря, на севере края, в низменности, недалеко от озера Хан, между сопками и горами.

     Фаузия БАЙРАМОВА,
     писатель, кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (3)
Михаил Щеглов, 10.09.2016 в 21:18

Поздравляю татар с погромом татарского, древнего кладбища! Ура! Казань - русский город. Казанская губерния - русская земля!
Изображение

Guest, 25.09.2016 в 12:16

Башист выдумывает всё более новые подходы для провокаций.

Мэнгел Олыс, 02.12.2016 в 14:57

В ответ на коммент "Щегла". У морального урода не может быть других мыслей, ибо его ущербность прет изо всех щелей, в том числе и из задней половой.