9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Татарская история на Самарской Луке (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Татарская история на Самарской Луке (ч.5)

17 декабря 2015 года
Татарская история на Самарской Луке (ч.5)

     Все эти пришлые бояре эксплуатируют население и ресурсы Самарской Луки как только возможно, заселяя остров все новыми крепостными крестьянами, работающими задаром. «В 1710 году по приказу Петра I были переселены на Самарскую Луку из вотчины Г.Головина (Пензенского уезда) 700 крепостных крестьян», - пишет об этом Емельянов. (Указанный труд, стр. 4).
     На месте нынешнего города Жигулевска раньше было расположено село Моркваши. В трудах Палласа оно упоминается как Маркауш. По мнению ученых, этот населенный пункт тоже имеет корни булгарской эпохи, а наименование Моркваши оно получило еще в 17 веке. «По преданиям, Моркваши основаны булгарами еще в XIII веке, - пишет Емельянов. – Исторические данные подтверждает, что село Моркваши известно под этим названием с XVII века». (М.А.Емельянов, указанный труд, стр. 175). 
     В первой книге М.А. Емельянова имеются записи о существовании на Самарской Луке Ханского оврага, и пробивающегося из него Ханского источника (стр. 35). Выходит, здесь также жили и ханы? Автор пишет о трехметровых растениях на дне оврага, которые, оказывается, называются «короставником татарским» (48 стр.), хотя еще из трудов Лепехина и Палласа нам известно о присутствии в названиях здешних растений татарского компонента. О «каракульском дубе», в котором сохраняется живая и мертвая вода, упоминал в своих трудах фольклорист прошлых веков Д. Н. Садовников (Д.Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. – Самара, 1993, стр.42. Эта книга переиздана от экземпляра 1884 года). Самарская Лука была увековечена А.С. Пушкиным в его сказках под названием остров Буян, известный художник И. Репин, побывав в этих краях, создал свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге»… В начале 19 века около 300 тысяч бурлаков тянули здесь груженые баржи, и многие из них были татарами… За 75 дней они проходили расстояние между Нижним Новгородом и Астраханью, причем туда и обратно.
     Вторая книга М. А. Емельянова «Самарская Лука и Жигули» также посвящена Самарской Луке, и была издана 17 лет после первой но с еще большими дополнениями. В этой книге также содержится информация, касающаяся истории татар. В самом начале книги автор отмечает, что еще в 9 веке Самарская Лука полностью принадлежит древним булгарам: «В IX-XIII веках Самарская Лука входила в Болгарское царство, что подтверждается открытием археологической экспедиции под руководством профессора В.В.Гольмстена в 1923, 1928 и 1929 годах остатков ряда поселений, относящихся к этому периоду: на Лысой горе – у села Морквашей; на Белой горе – у села Подгор; на горе Ош Панда Нерь – у села Шелехмети.» (М.А.Емельянов. Самарская Лука и Жигули. Краеведческие очерки. – Куйбышев, 1955, стр.3-4.). 
     В отличие от первой книги, автор пытается дать объяснение происхождения названия «Муромский городок», связывая его с русским мифическим героем Ильей Муромцем. «В период Болгарского царства самым крупным центральным поселением на Самарской Луке был Муромский городок, - пишет он. - ... Легенда, рассказываемая местным населением о том, что русский богатырь Илья Муромец в битвах уничтожил здесь целый татарский город, видимо, и послужила основанием к наименованию городка”. (Указанный труд, стр.4). 
     Если читатель обратил внимание – речь идет об уничтожении русским богатырем ТАТАРСКОГО города, и ни о булгарах, и ни монголах речи нет! Следует полагать, что в основе данного факта может скрываться и истина, иначе в народном фольклоре бы ей не ужиться ... Как бы там ни было, позднее, ученые исключили из легенды историю завоевания Ильей Муромцем татарского города, сославшись на то, что скорее всего здесь жил некий народ под названием «муром». «С XVIII в. это урочище местные жители называют «Муромским городком», связывая с ним легенду о якобы жившем здесь некогда народе – муромце». (Муромский городок. – Самара, 2002, стр. 7. Текст А.Ф.Кочкиной). 
     Но давайте вернемся к самой книге. В отличие от первой своей книги, здесь М.А.Емельянов подробно останавливается на описании Муромского городка, чувствуется, что при этом автор использовал информацию из трудов не только Лепехина и Поливанова, но и из других источников. Самые свежие же данные, по данной тематике, как нам известно, могли содержаться только в архиве В. Гольмстен, которая в 20-х годах вела здесь археологические раскопки, но записи которой до нас почему-то не дошли. Возможно ли, что М.А.Емельянов был знаком с ее архивом? Как бы то ни было, сегодня архива В.Гольмстен по Муромскому городку не существует, поэтому кому верить больше - неизвестно.
     «Площадь городка по окружности была около восьми километров, - продолжает Емельянов. – На плане он имел форму овала, длинная ось которого превышала три километра... В центре городка находилась крепость – кремль с внутренним валом. Во время своего рассвета городок имел каменные здания довольно сложной архитектуры, постройки общественного значения». (Емельянов, указанный труд, стр. 5.). Далее автор подробно перечисляет местные находки, сообщает о том, что городское население вело добротную оседлую жизнь. И, конечно же, причиной разрушения этой счастливой жизни он называет … татар-монгол.
     «Случилось это в 1236 году, - пишет он. – Огромные орды татаро-монгольских племен под предводительством внука Чингизхана Батыя двигались из Азии в Европу». 

Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.

(Продолжение следует.)


Комментарии (7)
Guest, 17.12.2015 в 13:47

Чушь.

Guest, 18.12.2015 в 13:14

Чушь.
====
Докажи. Или только языком трепаться умеешь? В статье все сказанное подтверждено ссылками на исследования ученых историков - опровергни. Ну давай! Ждемс...!!!

Guest, 18.12.2015 в 18:48

в империи не бывает правдивой истории-
она может априори быть только фальшивой.

Guest, 19.12.2015 в 14:04

Спасибо автору

Guest, 20.12.2015 в 00:16

Спасибо за честный труд, талант и самоотверженность!
А эти шовинистические имперские тролли всегда говорят "чушь", когда не могут опровергнуть неопровержимые факты. Это их фирменный стиль работы.

Guest, 20.12.2015 в 20:59

http://regnum.ru/news/polit/1969371.html

«Идель-Урал» в Татарстане: с чего начинается героизация нацизма
Изображение

Нацистский легион «Идель-Урал».

Владимир Линдерман
Иллюстрация: cp14.nevsepic.com.ua
Нацистский легион «Идель-Урал».

Москва, 13 Сентября 2015, 13:34 — REGNUM

Один из двух главных призов на Казанском кинофестивале получил фильм режиссера Красильникова «Война непрощенных». Картина посвящена, как принято говорить, непростой судьбе волжско-татарского легиона «Идель-Урал», воевавшего в годы Второй мировой войны в составе вермахта. Легион состоял из татар и представителей других народов Поволжья и Урала.

«Война непрощенных» признана лучшим документальным полнометражным фильмом фестиваля. СМИ также сообщают, что кино снято при поддержке руководства Республики Татарстан.

Я фильм не смотрел. Историю легиона «Идель-Урал» знаю лишь в общих чертах. Читал, что легионеры не особенно рвались воевать с Красной армией, устраивали восстания, перебегали к партизанам. О трагической судьбе Мусы Джалиля тоже знаю. Этим мои знания и ограничиваются. Вторгаться в сферы, в которых не компетентен, не буду.

Но кое в чем я разбираюсь очень неплохо. Я отлично помню, с чего начиналась героизация латышского легиона СС: с призывов к гуманизму, к человечности. Легионеров изображали несчастными людьми, жертвами истории, попавшими в клещи непреодолимых обстоятельств. Давайте их помянем, пожалеем и т.п. Как возразишь против гуманизма?

От сострадания перешли к политической реабилитации. Оказалось, что легионеры воевали не за Третий рейх, а за независимую и даже демократическую Латвию. То есть их тела, одетые в эсэсовскую форму, исправно служили нацистам, но их души были верны Латвии и европейским демократическим ценностям. Такой вот тонкий дуализм.

По сути же короткая и бесславная история легиона СС стала ключевым мифом, формирующим мировоззрение латышской молодежи. Из жертв легионеры превратились в героев. Результат — большинство латышских старшеклассников и студентов поддерживает неонацистов из «Нацблока».

Не дай бог, если антирусский национализм восторжествует в Татарстане, увлечет за собой молодежь. Это будет внутренняя Украина, с фатальными последствиями для Российского государства.

Не сам по себе фильм, реабилитирующий легионеров «Идель-Урал», опасен. Опасно то, что фильм получил явную, демонстративную официальную поддержку с самого политического верха республики. Значит, это политика. Возможно, режиссера Красильникова интересовали трагические судьбы конкретных людей, но политических режиссеров интересует иное. Они строят свой государственный миф. Прогнозирую, что следующим этапом «реабилитации» станет утверждение: легионеры «Идель-Урал» чисто условно воевали за Германию и так же условно, переходя к партизанам, воевали за Советский Союз. А на самом деле они сражались за свободный процветающий Татарстан. И те татары, что воевали на советской стороне, тоже сражались за Татарстан… Ну, вы помните — про бандеровцев, воевавших на два фронта, про украинцев, освобождавших Освенцим, и т.п.

Если бы только фильм… Тревожные вести приходят о школьном обучении в Татарстане. В русских (!) школах количество часов, отводимых на изучение татарского языка, вдвое больше, чем на предмет «русский язык». Опять же под вроде бы разумным предлогом: живешь в Татарстане, надо знать татарский. Мы в Латвии все это слышали миллион раз. А потом вдруг оказалось, что надо не только учить язык, но и учиться на этом языке. То есть не языковой комфорт является целью, а ассимиляция детей из русских семей.

В российских СМИ мельком прошла информации о беженцах из Донбасса, которым отказали в пребывании на территории Татарстана. Ладно бы, обычное бюрократическое свинство или сами беженцы что-то сделали не так. Но нет — официальное лицо им вежливо разъяснило: «Здесь национальная республика. Вашим детям придется учить татарский язык. Вы этого хотите? Мы предпочитаем приезжих из Средней Азии». Вот уже и своя демографическая политика.

Не пушками и танками Украина угрожает России, хотя и военную угрозу нельзя скидывать со счетов. А угрожает она, прежде всего, вирусом «украинства», убивающим русскость в русском человеке. Говоря метафорически, народы перестают осознавать себя ветвями общего дерева, вдруг ниоткуда возникает свое особое великое прошлое, служащее гарантией не менее великого — и опять же отдельного от России — будущего. Так русский мир разбирают по частям.

И никаких систем ПРО Западу не понадобится. Просто влить в нужный момент несколько миллиардов долларов в рост «национального самосознания».

Как те же татарские националисты воспринимают события на Украине? Вряд ли их интересуют тонкие геополитические комбинации, «хитрые планы» и проч. Они видят только то, что важно для них: Москва не смогла, говоря языком сталинской эпохи, сломать хребет украинскому национализму. Значит, думают они, и у нас есть шанс. Вирус украинства еще не закончил свою работу на сопредельных с РФ территориях, но в любой момент его можно ждать и в России.

Рига

Guest, 22.12.2015 в 09:14

ув.фаузия ханум
выполняет работу целого института гусударсвенного
с рафой хаккимовым-тунеядцем-грантоедом.