3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Студенческие годы (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Студенческие годы (ч.5)

3 октября 2017 года
Студенческие годы (ч.5)

     Именно тогда он дал мне рекомендацию для вступления в ряды членов КПСС.
     Его любили и уважали. Не случайно потому на его похоронах было очень много представителей творческой интеллигенции. Среди них был любимый певец татарского народа Габдрахман Рахимкулов. Оказывается, они были друзьями.
     Рахимкулова я сразу заприметил. Я тоже неплохо знал его, и мы часто встречались. Поскольку речь зашла о нем, расскажу, как произошло наше первое знакомство.
     Это было во время нашего отдыха в санатории «Казанский». Однажды во время обеда он, сидевший за соседним столом, подходит ко мне и говорит: «Ну и хорошо поешь ты!». Я, удивленный этими словами, говорю: «Вы ошибаетесь, Габдрахман-абый, я не пою». Оказалось, что он слушает цикл моих выступлений на радио, посвященных новейшей истории Татарстана.
     — Знаю я это, слушаю тебя, ты по-своему поешь, - говорит народный артист и добавляет. — А ведь и я тоже хорошо пою.
     Пел он прекрасно, это певец от Бога.
     Его нет сегодня среди живых, но песни его продолжают звучать.
     Артисты и вообще мир культуры всегда были близки мне. Люблю музыку и особенно народные песни. Мне посчастливилось знать многих их исполнителей. Зухра Сунгатуллина, Хайдар Бигичев, Венера Ганеева, Зиля Сунгатуллина, Резеда Шарифуллина, Рашид Вагапов, Ильхам Шакиров, Салават Фатхутдинов, Мирсаид Сунгатуллин, Рустам Маликов, Фердинад Салахов, Шамиль Ахметзянов, Искандер Биктагиров, Айрат Арсланов. Азгар Шакиров, Халим Заляй, Ренат Тазетдинов, Наиль Дунаев, Ирек Багманов - это только некоторые из тех, кто крепко врезался в мою память.
     Мы, не только я, но и другие преподаватели университета, всегда были близки с деятелями культуры и литературы. Среди этих преподавателей хочу особо выделить моего учителя и наставника Ивана Михайловича Ионенко, наизусть знавшего многие стихи наших поэтов, прекрасно исполнявшего на скрипке не только народные мелодии, но и произведения классиков.
     Прошло уже достаточно много времени с тех пор, как он ушел из жизни. Однако кажется, что он среди нас. Это потому, что оставил после себя яркий след в нашей жизни.
     Нас, его учеников, всегда восхищали его человеческие качества. Прежде всего его человеколюбие, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждался. Он был справедлив в оценке людей, никому не завидовал, никому не желал зла. Умел прощать даже тех, кто был не совсем справедлив к нему самому. Мы все это видели. Бывали моменты, когда его обижали, обходили вниманием. Он хотя все это и тяжело переживал, но не таил зла. У него не было чувства мести. Он старался видеть в людях не какие-то недостатки, а лучшие стороны их характера.
     Особое внимание уделял он студенческой молодежи, способствовал ее творческому росту. Вообще любил работать с ней. Порой подолгу бывал в студенческом общежитии, интересовался бытом студентов. «Снежный десант», - это его детище. Долгие и нелегкие походы по местам боевой славы закаляли студентов, способствовали их патриотическому воспитанию.
     Еще до того, как Ионенко стал заведующим кафедрой истории СССР, несколько раз подряд он избирался секретарем партийного бюро факультета. На этой работе его интересовало все - и состояние учебного процесса, и научная работа преподавателей и студентов. Он организовывал также и отправку студентов на осенние полевые работы в колхозы республики. Систематически и сам выезжал на место, через других преподавателей присылал продукты и обязательно с сопроводительной запиской. На одной из них, присланной мне как руководителю группы, были такие строки: «Продукты и обувь распределите между студентами. Держитесь, остались считанные дни!». И мы держались.
     Иван Михайлович был еще и выдающимся ученым. Трудно переоценить его вклад в историческую науку. Здесь его интересовало все, начиная от самых древних времен до современности. Что бы он ни писал, что бы ни изучал, в центре его внимания был народ. Причем в отличие от ряда его коллег, создававших свои труды лишь на основе материалов большевистской партии и цитат из работ классиков марксизма-ленинизма, его исследования всегда базировались на первоисточниках. Бывало, что он месяцами просиживал в архивах Казани, Москвы, Ленинграда и ряда поволжских городов. Находил и вводил в научный оборот такие документы, которые порой меняли старые, давно сложившиеся представления по ряду принципиальных вопросов исторического развития.
     Это касалось, прежде всего, роли и места в истории российского крестьянства, которое справедливо считал основой российского общества. Вопреки официальной идеологии, по которой решающей силой общества был рабочий класс, он находил, анализировал документы, свидетельствовавшие о другом. При этом он не входил в какие-либо дискуссии, публично не опровергал и не отрицал роли рабочего класса в истории. Его труды говорили сами за себя.
     Не опровергал он и ведущей роли в историческом процессе партии большевиков и роли большевиков в целом. Однако в его трудах всегда находилось место другим партиям и прежде всего партии эсеров. Его книга, посвященная роли крестьянства в революции, является образцом проявления этой справедливости.
     Иван Михайлович уделял огромное внимание армии, ее роли в революции 1917 г. При этом исследователь всегда исходил из того, что она в своем большинстве была крестьянской. Его труды по истории армии и крестьянства не потеряли своей актуальности и сегодня.
     Вообще, нас учили талантливые, преданные своему делу учителя. Вот некоторые из них.
     Аркадий Семенович Шофман. Этот толстый, маленького роста человек читал нам историю Древней Греции и Древнего Рима. Читал он хорошо и очень увлекательно. Слушать его всегда было интересно. Он не произносил букву «л» и вместо нее произносил «и». И восстание илотов у него превращалось в восстание йотов. А мы за ним так и записывали в своих тетрадях. Он очень часто оживлял свои лекции рассказами из личной жизни таких выдающихся людей античности, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь и многих других. Однако это только украшало его речь, ибо нас увлекала не только манера изложения предмета, но и его личная увлеченность темой. Так и казалось, что он сам присутствовал в описываемых событиях.
     Заведующим кафедрой всеобщей истории был профессор Александр Иванович Данилов. Это был умный и талантливый человек. Читал он нам курс Средних веков. Круг его научных интересов - Средние века и методология исторической науки.
     Александр Иванович увидел в Измаиле Шарифжанове и Николае Смоленском тех людей, кои могли бы продолжить его дело. И когда стал ректором Томского университета, взял их с собой. Так что университет они окончили в Томске. Тем не менее судьба нас не разлучила. Измаил после защиты кандидатской диссертации приехал в Казань и начал работать в педагогическом институте. А Николай Смоленский, проработав несколько лет ректором Пензенского пединститута, оказался в Москве рядом со своим учителем Даниловым, который к тому времени стал уже министром просвещения Российской Федерации. Работал Смоленский и работает в Московском педагогическом институте. Мы его ввели в состав нашего докторского совета. Он часто приезжает в Казань, рецензирует и оппонирует докторские и кандидатские диссертации.
     Разумеется, все это потом. А пока мы студенты историко-филологического факультета Казанского университета.
     Все мы, так или иначе, занимались научной деятельностью, работали в студенческих научных кружках.
     Спецкурс по истории Октябрьской революции читал Иван Михайлович Ионенко. Он увлек меня темой установления Советской власти в Казани. Я написал по ней дипломную работу и выполнил кандидатскую диссертацию. Об этой теме, поскольку она стала главным моим научным интересом, будет особый разговор.
     Дипломную работу я посвятил историографии изучения этой темы. И она оказалась не совсем простой. Ибо в работах, посвященных ей, обнаруживались немалые изъяны. И самое главное — сложилась традиция рассматривать октябрьские события 1917 г. в Казани как петроградский Октябрь в миниатюре. В увидевшем свет в 1934 г. коллективном труде «Казанские большевики в 1917 году» этот подход был обозначен в полном объеме.

     И.Р. ТАГИРОВ.
     (Из книги «По жизненному пути».)
     (Продолжение следует.)

     На снимке: Индус Тагиров.


Комментарии (2)
Guest, 05.10.2017 в 20:51

ностальгия прям-таки сквозная по родному комсомолу и родной же партии..
да,какие там кадры один другого лудщее..

Пчёлы против мёда - татары из Уфы против татарского в Татарии, 18.10.2017 в 17:15

Национал-коллаборационисты среди татар праздную победу: татарский язык побеждён! Уфимский этнолог, бывший глава национально-культурной автономии татар РБ посмеивается над татарами, вышедшими в защиту татарского языка в Казани.

https://eadaily.com/ru/news/2017/10/16/na-465-y-god-posle-vzyatiya-kazani-v-ney-prizvali-ne-golosovat-za-putina

16 октября 2017
19:21
На 465-й год после взятия Казани в ней призвали «не голосовать за Путина»
Фото: novayagazeta.ru

14 октября в столице Татарстана прошел митинг по случаю так называемого «Дня памяти», ежегодно проводимого татарскими националистами из-за взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.

На этот раз мероприятие состоялось в городском сквере им. Карима Тинчурина, куда пришли около 200 человек. На митинг также приехали единомышленники-активисты из марийской националистической организации «Мари ушем» («Союз мари») и чувашского общества национально-культурного возрождения «Иреклех».

Согласованное с исполкомом Казани мероприятие началось с мелкой потасовки с полицией, которая, однако, к задержаниям не привела. Выступления были посвящены обязательности изучения татарского языка в школах Татарстана и «референдуму в Каталонии». Если последнее событие татарские националисты использовали, просто чтобы напомнить о референдуме в Татарстане в 1992 году (тогда на голосование был вынесен вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство?»), то языковому вопросу было уделено максимальное внимание.

Критике подвергся президент России Владимир Путин — за то, что объявил о недопустимости принудительного обучения неродному языку в национальных республиках и сокращения часов на преподавание русского. Об этом громче всех говорила «бабушка татарского национализма» 66-летняя Фаузия Байрамова, к настоящему времени уже дважды судимая за разжигание межнациональной вражды. В своей речи она также раскритиковала власти Татарстана за их нерешительность «в противостоянии Москве». На плакатах, которые держали участники, было написано «Долой имперскую политику ассимиляции!», «Требуем соблюдения конституции РФ и РТ — татарский язык как государственный в школах Татарстана», «Сколько воинов погибло при взятии Казани? Где памятник?», «Империя! Когда прекратятся зверства, начатые в 1552 году» и т. п.

После окончания митинга часть его участников собралась в конференц-зале гостиницы «Волга», где прошло учредительное собрание так называемого «Координационного совета народов Поволжья и Урала», в состав которого решили включить по три представителя от татарских, марийских и чувашских националистических организаций. От татарских в «совет народов» вошли сама Байрамова, местный апологет пантюркизма Рафаэль Мухаметдинов и бывший замначальника Управления образования исполкома Казани, сотрудник Института истории АНТ Марат Лотфуллин.

На собрании призвали не голосовать за Владимира Путина на предстоящих в марте 2018 года президентских выборах. «Во время выборов не нужно выбирать ни Путина, ни „Единую Россию“. Надо так и записать в резолюции собрания: раз Путин дал поручение об отмене национальных языков (о недопустимости принудительного обучения, а не об отмене нацязыков — прим. EADaily ), нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка, и „Единую Россию“. Лучше „Яблоко“, чем эти диктаторы», — заявила Фаузия Байрамова.

Следует отметить, что на митинг и последующее собрание явился муфтий Кировской области Зуфар Галиуллин, заявивший, что Россия «не состоялась как государство», что «это Московское княжество, которое грабит всю Россию». Он предложил собрать конгресс народов России в Казани, чтобы «напомнить Москве, что Россия — это федерация». Примечательно, что он был единственным мусульманским деятелем, поддержавшим своим визитом данные мероприятия.

В итоге, в проект резолюции внесли предложение о проведении в Казани «конгресса народов России», отмене распоряжений президента России «по языковому вопросу», а также призыв «не голосовать за Путина».

Корреспондент EADaily попросил экспертов прокомментировать последствия данных инициатив.

Политолог Аббас Галлямов полагает, что «большого влияния на голосование в марте 2018 года этот призыв не окажет». В то же время он не исключает, что «в долгосрочном плане, однако, такая позиция националистов опасна: по мере роста протестных настроений часть недовольных облекут свои претензии в термины национальных обид и встанут под знамёна националистов». «Надо понимать, что национальные меньшинства всегда чувствительны к поведению доминирующего большинства, поскольку подспудно чувствуют угрозу ассимиляции», — считает политолог.
Изображение
«Думаю, что эти националисты, которых никто не уполномочивал, но которые упорно выступают от имени своих народов, пытаются лишь воспользоваться моментом, однако их призывы не будут услышаны и ни на что не повлияют», — уверен этнолог Ильдар Габдрафиков. Он привел в качестве примера ситуацию в среде татар Башкирии, где, по его словам, «наоборот, восприняли слова Путина о добровольности изучения национальных языков с воодушевлением». «Ведь они на своей шкуре испытали, что принудиловка в этом вопросе ни к чему хорошему не приводит», — делает заключение эксперт. «Лучше, чтобы эти активисты работали и прилагали свои усилия над тем, чтобы дети нерусских народов, в т. ч. Урало-Поволжья, имели возможность качественно изучать свои родные языки, а не навязывать свои языки детям, которым эти языки не являются родными», — добавил эксперт.

Как сообщало EADaily, сегодня стало известно, что прокуратура Казани потребовала от директоров школ города исключить предметы «татарский язык» и «литературное чтение на татарском языке» из обязательной части учебного плана. О результатах и принятых мерах необходимо отчитаться до 23 октября.