15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Студенческие годы (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Студенческие годы (ч.4)

30 августа 2017 года
Студенческие годы (ч.4)

     Среди студентов РТО выделялись Ямил Сафиуллин и Рим Салихов. С Ямилем, принимавшим активное участие в общественной жизни, мы сдружились на всю жизнь. Его организаторский талант наиболее ярко проявился в бытность его заместителем секретаря партийного бюро факультета. По окончании университета его оставили в университете на преподавательской работе. А после разделения нашего факультета он стал деканом филологического факультета, а я возглавил исторический факультет.
     Деканом нашего факультета был Шакир Мифтахович Еналеев, которого вскоре заменил Рафик Измайлович Нафигов, заведовавший кафедрой истории КПСС. После него деканом стал филолог Николай Александрович Гуляев. Это был интересный человек. Мордвин с абсолютно облысевшей головой. Умный, доброжелательный и с чувством юмора. По поводу своей лысины шутил: «Густо бывает только на навозе». Он был очень прост в обращении. Жаль, что вскоре он покинул наш университет и уехал в Калинин.
     Деканом факультета после него был доцент кафедры истории СССР Сулейман Ихсанович Даишев. Он нам читал курс истории Татарской АССР. Даишев был холостым, любил езду на велосипеде. В свободное время посещал Ленинград и собирал в архивах документы и материалы о лашманах и служилых татарах. Очень жаль, что он успел по этой теме опубликовать всего несколько статей. Огромный материал, собранный им в архивах, бесследно исчез после его смерти.
     А последним деканом до разделения факультета на исторический и филологический факультеты была Диляра Гарифовна Тумашева, заведовавшая (после ухода Мирфатыха Закиевича Закиева на пост ректора педагогического института) кафедрой татарского языка. Она - сибирская татарка, и сфера ее научных интересов лежала в изучении диалекта сибирских татар. И в этом она достаточно преуспела, опубликовав несколько книг и немало статей. Однако как декан она была неоднозначна и весьма субъективна. Она находилась в состоянии систематических неутихающих перепалок с Энвером Махмудовичем Ахунзяновым. Энвер Махмудович - мужчина высокого роста, всегда одевался со вкусом. Это уникальный человек, острый на язык, прекрасно владевший как своим родным татарским, так и русским языками. Кроме этого он настолько хорошо знал немецкий язык, что в годы войны работал переводчиком в штабе армии. Но еще до войны он защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии. На факультете был сначала доцентом, а после защиты докторской диссертации стал профессором. Об этом изысканном интеллигентном и прекрасном рассказчике не скажешь, что он из башкирской глубинки. Мог он стать и заведующим кафедрой, однако ему не давали хода. Конечно, были у него и свои недостатки и, прежде всего, увеселительного порядка. Однако это ему не мешало быть хорошим ученым и педагогом. Он был прост в обращении, любил молодежь и всегда был готов прийти на помощь любому из нас. А вот с Тумашевой у него, как и у меня, отношения не сложились.
     Энвер Махмудович нам очень часто рассказывал эпизоды из своей армейской жизни. «Нас, новобранцев, - говорил он, - выстроил старшина и стал отбирать из нас людей, годных к его ротной хозяйственной работе. Тут и плотники, и печники, и сапожники. Старшина доволен. Вот доходит очередь до меня, и я говорю, что я кандидат наук. Разумеется, я ему не интересен. Но он, будучи аккуратным человеком, записал это. А через некоторое время меня взяли в штаб переводчиком».
     Ахунзянов всегда был очень оригинален. Однажды заходит к нам на кафедру истории СССР и видит этнографический плакат с изображением людей различных рас. Подходит к нему и, указывая пальцем на одного кудрявого аборигена, говорит: «Я понимаю, что это члены вашей кафедры, а вот как сюда попал Мустафа?». Об этом человеке я еще скажу отдельно.
     Своеобразным центром татарской жизни было наше татарское отделение. Здесь работали Хатип Усманов, Мустафа Нугман, Зает Мазитов. Энвер Афлетунов, Мирфатыйх Закиев, возглавивший кафедру татарского языка. Когда он стал ректором педагогического института, работой кафедры руководила Диляра Гарифовна Тумашева.
     Кафедру татарской литературы возглавлял писатель-фронтовик Хатип ага Усманов, Это был не только крупный ученый, многие произведения которого получили всенародное признание. Примечательно, что он, находясь в огне войны, писал в Татарский обком партии о необходимости привлечения журналистов и художников для создания очерков о подвигах воинов-татарстанцев. В письме, написанном им в октябре 1943 г. в Татарский обком ВКП(б), есть такие строки: «Я прошу вас поднять этот вопрос как государственный, ибо увековечение памяти героев наших, правды об их подвигах, на мой взгляд, явилось бы неоценимой заслугой нашей перед настоящим и будущим татарского народа».
     На кафедре, возглавляемой этим человеком, много времени уделялось всем периодам истории литературы татарского народа. Усердно занимался изучением периода Великой Отечественной войны Зает ага Мазитов, поэт, влюбленный в поэзию Фатиха Карима, написавший несколько интересных книг, посвященных этому поэту, погибшему на фронте Великой Отечественной войны. Известный ученый-иранист Мустафа Нугманов был одновременно великолепным поэтом-песенником.
     Раз уж пошла речь о нем, забегая вперед уже к моей преподавательской деятельности, не могу не остановиться и на его интересной личности. Он был высок ростом, красив и с густыми кудрявыми волосами. Мы с ним были очень близки. Помню нашу поездку в Актанышский район для уборки картофеля. Он очень хотел поехать с нами, но его не пустила декан факультета Диляра Гарифовна Тумашева. Мустафа-абый - романтик, а потому и хотел ехать к берегам Агиделя, о которой сложено много песен. Я без него во главе нескольких студенческих групп отправился в этот очень интересный, чисто татарский район. Вот однажды, объехав ряд сел, где работали наши студенты, я вернулся в квартиру в районном центре. Меня ожидал сюрприз. Приехал Мустафа-абый. Оба мы очень обрадовались этой встрече. Все последующие дни мы были вместе. Здесь он создал ряд своих песен, таких как «Актаныш таннары» («Актынышские зори»), «Шаймарданов - комиссар» и некоторые другие.
     Однажды после рабочего дня председатель колхоза предложил нам выехать с ночевкой на берег Агиделя. Половить там рыбок, приготовить уху. Мы - несколько преподавателей - погрузились в кузов грузовой машины и поехали. Мустафу-абыя мы усадили в кабину рядом с шофером. По пути остановились у птичьей фермы, где нас снабдили куриным мясом. Вдруг рыбы не будет, а мясо пригодится. Так и случилось. Когда мы прибыли к месту, уже начало темнеть, и ни о какой рыбалке думать не приходилось. В котел над костром вместо рыбы положили кур, а сами, пока варилось мясо, беседуем на разные темы. Мустафа-абый декламирует стихи собственного сочинения, поем, веселимся. И так - до раннего утра. Спать располагаемся в кузове, а Мустафа-абый устраивается в кабине. Рано утром я встаю и проверяю наших товарищей: все ли на местах. Все, кроме Мустафы-абыя. Где же он? Иду к кустам, растущим прямо над рекой. Кричу: «Мустафа-абый!». Он быстро выходит из-за кустов и, прикладывая к губам два пальца, шепчет «Тсс, туып килэ! - «Тихо, не мешай, рождается!». Это, оказывается, рождались стихи «Актаныш таннары» - «Актанышские зори». За завтраком в доме председателя он нам прочитал их. Затем, как известно, на эти стихи композитор Сара Садыкова сложила музыку. Получилась прекрасно вопринятая общественностью песня. До последних дней его жизни мы оставались друзьями. К сожалению, в возрасте 61 года он ушел из жизни. А песни остались. Песни на его слова, особенно написанные на музыку Рустема Яхина, до сих пор не сходят с татарской эстрады.
     Образцом порядочности и справедливости был Василий Иванович Адо, читавший нам курс лекций по новой истории. Его лекции отличались и глубиной, и манерой изложения. Это был прекрасный лектор и вообще замечательный человек. Одно время возглавлял партийную организацию факультета.

     И.Р. ТАГИРОВ.
     (Из книги «По жизненному пути».)

     (Продолжение следует.)


Комментарии (16)
Guest, 06.09.2017 в 12:55

. А вот с Тумашевой у него, как и у меня, отношения не сложились.
_______________________________________________
Интересно.Какие же были причины для этого?
Может быть автор ответит на этот вопрос.

Guest, 10.09.2017 в 22:26

интим,посмотрите на его губы.
кудрявость к тому же.
не нужно было отказывать даме-
вот и не сложилось.
а жаль...

Guest, 12.09.2017 в 11:05

Это он сейчас такой.
В молодости вообще был ангел
с длинными вьющимися волосами.
К нему вообще все липли и любовались им.

Guest, 17.09.2017 в 10:27

отказать горячей сибирской девушке-
и не стыдно,профессор?!..

Guest, 20.09.2017 в 06:47

uest, 17.09.2017 в 10:27
отказать горячей сибирской девушке-
и не стыдно,профессор?!..________________________

А тебе и всем выше писавшим , не стыдно !

Guest, 20.09.2017 в 11:54

Дело в том, что И.Р. Тагиров очень интересная персона. Но, информации о нём очень мало. Кроме этого, он красивый человек и интересный мужчина.Более того, он талантливый учёный, скромный, порядочный и не злобный человек. Таких людей, увы, не много. Видимо, поэтому он интересен в разных проявлениях.

Guest, 20.09.2017 в 22:27

...все липли и любовались..(С)
-и чего это Я такой в тебя влюблённый?!
(свадьба в малиновке,попандополо).

Guest, 25.09.2017 в 11:35

Guest, 06.09.2017 в 12:55
Интересно.Какие же были причины для этого?
Может быть автор ответит на этот вопрос.
______________________________________________
Как мы поняли, автор не желает отвечать на заданный ему вопрос. Очень жаль.
Причина скорей всего в том, что по мнению Тумашевой Д.Г. в истории сибирских татар сохранилось больше древнетюркских элементов в обычаях, традициях и языке. Например, в их языке много древнетюркских слов, и "цоканье" в произношении. Некоторые современные лингвисты считают, что "цоканье", это - реликт древних языков и способов произношения. Этот феномен встречается также в речи некоторых африканских племён и народов.
У сибирских татар до сих пор в местах захоронения наряду с мусульманским надгробием, устанавливают также красное копьё с наконечником. Это на мужских захоронениях. Мы сами это видели на современных кладбищах татар Сибири. Как известно, у сибирских татар, стрела, даже после русской оккупации Сибири использовалась как способ передачи информации между татарами из разных поселений.
Тумашева Д.Г. считала, что эти и многие другие "архаизмы" в культуре сибирских татар недооценивают, и объясняют крайне односторонне и тенденциозно. Это наблюдается у историков Казани.
Она считала, что эти "архаизмы" являются древнетюркским наследием, и соответственно имеют значение для общей истории татар в широком смысле. Но, её не понимали, особенно молодые историки и лингвисты из Казани. Это её огорчало. Из-за этих недопониманий и могли быть какие-нибудь недоразумения. Тумашева Д.Г. понимала, что многие "архаизмы" в культуре татар Поволжья и Крыма не сохранились и утеряны знания об их значении и смысле, в связи с исламизацией их культуры.
Можно сказать, что Тумашева Д.Г. в своих предположениях и догадках была права.

Guest, 26.09.2017 в 11:08

"...красное копьё с наконечником."
_______________________________________
В этом явный сакральный смысл.
Уверен, что многие историки это не понимают.
Самые ограниченные из них назовут это язычеством.
Вот где раздолье для не критичных мусульман, не имеющих светского образования.
Для анализа древней татарской символогии и знаковой системы необходимо аналитическое мышление.
Институт Марджани будет теперь изучать историю татарских сельских поселений. На древнюю историю татар не тянут. Ею будет заниматься краевед из Самары.
Короче, это называется "приехали".
Самое невероятное в том, что ни одного собрания 7-ми томной истории татар (бумажной версии) нет в библиотеках ни одного региона РФ.

Guest, 26.09.2017 в 13:51

Историки РТ - это каста прибилиженных к кормушке зависимых от власти лизоблюдов и ждать от них настоящей истории не стоит. Чего только стоят "научные" исследования родословной Шаймиева. Оказывается, хоть он и татарин, но род его восходит к монголу Чингисхану. Поэтому сибирские татары относятся к казанским с недоверием и некоторым высокомерием. Среди сибирских татар нет такого чинопочитания и лизоблюдства, которое имеет место быть в Казани. Казанское общество во многом еще в 14 веке. А сибирские татары росли и жили в свободной от рабства сибирской морально-этической атмосфере. Как и русские в Сибири, среди которых до сих пор сохранился дух вольнолюбства! В Казани писатель, например, Яхина, должна согласовывать сюжет своего романа с общественным мнением группы малообразованных националов. А в Сибири этого, слава Аллаху, нет!

Guest, 28.09.2017 в 08:09

Манкурт,не знает уже как бы,что нибудь про татар понаписать похуже.То татфилфак с татарской интеллигенцией никуда не годятся,то обрусевшая сказочница Яхина образец для всех.Теперь нашел свободолюбивых сибирских татар,о которых и понятия никакого не имеет.Татарстан у него общество 14 века.Только непонятно,чего все так в Татарстан лезут жить. Вот и одна русская тетка,громче всех орущая про засилье татарского языка в школах Татарстана,говорит,что недавно переехала в Татарстан из Омской области,а вот там русского языка больше в школах.Ну так спрашивается,зачем ты переехала в Татарстан. А татары омские,уже давно лишены обучения на родном языке,т.к. все татарские школы закрыли.А когда то в Омске был педагогический техникум,готовивший учителей для татарских школ.Закрыли в 1953 году.Вот такое государство эта рашка. Тюрьма народов,фабрика насильственной ассимиляции народов.

Guest, 28.09.2017 в 09:59

Россия должна следовать по европейскому пути. И брать пример с Украины, которая есть Европа и все, что делается на Украине, поддерживается Европой. В частности, недавно принят закон об образовании, где запрещаются образование на всех языках, кроме украинского. Национальные языки будут изучаться только в начальной школе. И преподавание в школе всех предметов, в том числе изучение языков нац. меньшинств, и преподавание ВУЗах должно вестись только и исключительно на государственном, т.е. украинском языке. Европа одобрила. Значит, и нам надо идти по этому европейскому пути. т.е. везде должен применяться только один - государственный русский язык. И в Прибалтике давно запрещено образование на всех других языках, кроме титульных. С точки зрения цивилизованной Европы это правильно. А почему нас критикуют за то-же самое? Давайте узучим и примем опыт передовой европейской страны Украины.

Guest, 28.09.2017 в 13:03

Для вас баранов,оказывается Украина которую хаяте уже три года,пример оказывается.Ты хоть слышал,что нибудь о Европейской Хартии языков.
Глупец,еще на Европу киваешь.

Guest, 29.09.2017 в 09:48

Европа закон об образовании, подписанный Порошенко и запрещающий все языки, кроме украинского, одобрила. Значит, это хорошо, и никакая хартия тут не при чем.
А что хорошо для Украины, то хорошо и для России, ибо Украина - цэ Европа. Этот закон надо применить и в России.

Guest, 29.09.2017 в 11:45

Брехло редкостное.Европа предупредила Украину о последствиях планируемого закона о образовании.Украине будет закрыта дорога в ЕС
А этот брехун пишет,Европа одобрила.Врет везде и во всем.Настоящий русак.

Guest, 29.09.2017 в 12:40

Европа через неделю простит Порошенко. Союзников не сдают. А дорога в ЕС давно уже закрыта, как говорят немецкие эксперты, лет на 50.