2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Слово о друге
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Слово о друге

18 декабря 2013 года
Слово о друге

     Приближается 85-летний юбилей известного историка и общественного деятеля Булата Файзрахмановича Султанбекова, человека, которому не подвластно время. Он в постоянном движении и непрерывной творческой деятельности. 
     Наверное, в республике мало людей, кои не знали бы этого неординарного человека. Он известен по многочисленным книгам, учебным пособиям, публикациям на страницах журналов и таких газет, как «Звезда Поволжья» и «Республики Татарстан». Людей, безразличных к его научной и общественно-политической деятельности, можно сказать, нет.
     Коренной казанец, он, получив прекрасное образование в Казанском педагогическом институте, прошел большую жизненную школу. Испытал на себе все прелести солдатской жизни, работал журналистом Сабинской районной газеты. Был инструктором Татарского обкома КПСС, руководил партийной организацией педагогического института. Накопив огромный опыт общественно-политической жизни, пришел в науку, в Казанский университет.   
     Моя дружба с этим замечательным человеком началась в бытность нашей аспирантской жизни на кафедре истории СССР КГУ. Нашим научным руководителем был профессор Иван Михайлович Ионенко. Пользуясь случаем, не могу не сказать об этом настоящем русском человеке, талантливом ученом и педагоге, которого все мы любили. Теплота и широта его души, равно как и его супруги Ольги Владимировны, всегда обогревали нас. В их квартире мы чувствовали себя как у себя дома. По многим научным вопросам Иван Михайлович обменивался со своими учениками мнениями как равный с равными. Студенты, преподаватели и аспиранты высоко ценили его как историка, глубоко знающего все периоды истории России, уважительно относящегося к нерусским народам и с особой любовью к татарам. 
     Булат Файзрахманович часто дискутировал с ним, иногда позволяя себе не соглашаться с рядом его рассуждений и научных положений. Вообще, надо сказать, что Султанбеков – великолепный полемист. Его отличают быстрота ума и мгновенная реакция на то или иное суждение своего оппонента.  
     Своим многогранным талантом Булат Файзрахманович обязан своим родителям. Он сын активного участника национального движения в годы революции и Гражданской войны Файзрахмана Султанбекова. Его хорошо знали в Средней Азии, где он сразу же после свержения самодержавия в 1917 году вместе со своими соратниками развернул агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения. Затем в 1917 – 1918 годы, будучи членом временного военно-революционного комитета Башкурдистана, внес свой вклад в регулирование татаро-башкирских взаимоотношений и становление Башкирской республики. Он один из тех, кому Татарская республика обязана своим возникновением.
     Булат такой же целеустремленный, столь же активный и инициативный, как и его отец. Ни одно событие общественно-политической жизни не проходит мимо его внимания. На все у него свое мнение, которое не всегда совпадает с официальным. Он его никому не навязывает, но в то же время умеет свойственным только ему путем внедрять его в общественное сознание. 
     Это его качество с наибольшей силой проявилось во время его активной работы в составе комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий. Так, благодаря Султанбекову, общественность осознала, что миллионы людей, кои были уничтожены или растоптаны сталинскими сатрапами, не нуждаются в реабилитации перед преступным сталинским режимом, а что им нужна общественная реабилитация. Султанбеков своими яркими статьями, которыми зачитывались люди, возвращал народу доброе имя тех, кто пал жертвой в борьбе за его счастье. О том, как он с этой задачей прекрасно справился, свидетельствуют десятки благодарственных писем в его адрес. 
     Султанбеков один из первых написал правду о Мирсаиде Султан-Галиеве. Издал стенограмму так называемого IV совещания 1923 года, посвященного его осуждению. Он показал этого выдающегося политического деятеля и мыслителя как одного из тех немногих людей, поистине пророческие предсказания которых сбылись и сбываются с удивительной точностью. Султанбеков не только выявил многие секретные документы об этом человеке и проанализировал их с ювелирной точностью, но и встречался с зарубежными исследователями, которые писали о Султан-Галиеве тогда. Это в то время, когда в СССР он представлялся как ярый националист, враг народа. В тесном контакте находился он с японцем Ямамучи, французами Бенигсенем и Келькеже. И установил, что такие выдающиеся деятели зарубежного Востока, как президент Египта Гамаль Абдель-Насер, президент Алжира Ахмед Бен-Белла, были последователями учения Султан-Галиева. Их кабинеты украшали портреты этого выдающегося человека двадцатого столетия, идеолога третьего мира.  
     Султанбеков не только историк, но и замечательный публицист, мимо внимания которого не проходит ни одно изменение в общественно-политической, научной и культурной жизни. Он незамедлительно реагирует на них. При этом он остается верным достоверности и объективности в оценке сложнейших событий истории и современности. Таковы, например, его публикации в «Звезде Поволжья» о фильме «Орда», созданном под покровительством Православной церкви, состоящего из сплошной фальши, неимоверных подтасовок и клеветы на татар. 
     Подробнейшим образом проанализировав реалии русско-татарских взаимоотношений периода Золотой Орды, сопоставив их с тем, как они преподнесены в этом фильме, оценил его как образец фальсификации исторических событий, подрывающий дружбу наших народов.
     Он враг всякого приспособленчества и низкопоклонства. Ему ненавистны фальшь, подтасовки в изображении общественных явлений, равно как и создающие их склочники и карьеристы. Иногда, возможно, что он при оценке людей и их поступков бывает вынужденно резок, но справедлив. 
     Впрочем, о достоинствах его научной деятельности можно было бы говорить много. В данном изложении не могу не сказать о его творческой лаборатории. Его стол всегда завален книгами, выписками из архивных документов, газет, журналов. Картотека на многих ученых и политических деятелей систематически пополняется новейшими данными. 
     Он в постоянной дружбе с архивами. Им проработаны сотни фондов центральных и местных архивов. Ему оказались доступными многочисленные документы секретных фондов ЦК КПСС, которые он смог довести до широкой общественности. Архивам и их документам посвящено несколько его работ, которые и сегодня являются учебным пособием для студентов и аспирантов. 
     Газеты прошлых лет также в центре его внимания. Они для него не просто источник информации. Он умеет их данные сопоставлять и сравнивать с архивными документами, воспоминаниями участников тех или иных событий и устанавливать таким путем их достоверность.
     У него немало собственных воспоминаний. Он систематически встречался и встречается с ветеранами и участниками многих знаменательных событий, многих из коих уже нет. Однако они живут на страницах публикаций Султанбекова. 
     У него великолепная память. Круг его интересов широк. И, пожалуй, нет такой области общественной жизни, которую он бы не затрагивал в своих исследованиях. Для него нет мелочей в истории. Или, как он сам любит говорить, в истории не бывает лишних страниц. Его отличает знание таких деталей исторического процесса, которые порой неизвестны многим профессионалам. Он не только знает, но и умеет интерпретировать их так, что многие события прошлой истории представляются в совершенно ином свете и создается цельное представление об историческом процессе. Стиль письма Султанбекова своеобразен и соответствует образу его мышления. Читая его, следуешь за его мыслительным процессом и становишься как бы его соавтором. А порой его оппонентом, критиком. Это говорит об особом его умении писать и мыслить оригинально. Такое не всякому дано.
     Личности и особенно те, кто стоял на решающих участках исторического развития, изучены им и изучаются с особым интересом. Ему не безразличен жанр политической биографии. В своих многочисленных статьях, написанных в этом жанре, он всегда на первое место выносит роль и место личности в истории. Выдающиеся деятели изучаются им в сравнении и сопоставлении, во взаимодействии и взаимоотношениях с другими фигурантами исторического процесса. Он пытается вникнуть в побудительные мотивы личности. И это ему удается. Таков, например, его труд, посвященный феномену Шаймиева М.Ш. – первого президента суверенного Татарстана.
     Ленин, Сталин, Троцкий, Султан-Галиев, Кемаль Ататюрк – вот далеко не полный перечень людей, представленных на страницах его сочинений. В них они показаны во всех своих основных проявлениях. Султанбеков никогда не находился в плену личных симпатий и антипатий. Для него правда истории важнее всего. Так, он хотя и не симпатизирует Сталину, высоко оценивает его творческие способности, ум и постоянное стремление к знаниям. Отрицательно относится он и к ряду деяний бывшего первого секретаря Татарского обкома КПСС Фикрята Табеева, однако в его публикациях он предстает как крупный политический и общественный деятель. 
     В сфере его интересов и лица, которые по тем или иным причинам оставались в тени, неизвестными широкой общественности. На страницах его сочинений предстал как настоящий патриот республики секретарь Татарского обкома КПСС по промышленности С.М. Князев. Он, как пишет Султанбеков, душой болел за то, что республика, добывая в свое время более 100 млн. тонн нефти в год, отдавая все центру, сама оставалась фактически без ничего. Открыто выступал против хищнической эксплуатации недр республики, наносившей непоправимый вред ее экологии.
     Широкое признание общественности получила его книга о Семене Даниловиче Игнатьеве, возглавлявшем республиканскую партийную организацию в один из самых критических периодов истории нашей республики, в политической биографии которого как в капле воды отражена история страны того периода. Тогда по всей стране под лозунгом интернационализации шел процесс вытеснения из сферы жизни родных языков и культур. Процесс этот затронул и нашу республику.
     Игнатьев, собрав в отдельно взятой республике команду из своих единомышленников, задался целью создать пример реализации национальной политики в многонациональной стране. «Я пришел к такому убеждению, что дело у нас обстоит совершенно плохо. Мы оказались перед опасностью фактической ликвидации национальной школы», – говорил он. И это была правда, и она показана Султанбековым на основе многочисленных конкретных данных.  
     Знал Игнатьев, что идет вопреки официальному курсу партии, но шел на это вполне осознанно. Булат Файзрахманович, создав образ этого человека, смог показать его неоценимую роль в защите национальной культуры, татарского языка и литературы. 
     В публикациях Султанбекова нашли достойное место и такие соратники Игнатьева, как К.Ф. Фасеев, А.А. Скочилов, М.Т. Шмарев, внесшие свой вклад в социально-экономическое развитие республики. 
     Султанбеков сделал немало и для очищения от лжи и клеветы ряда выдающихся деятелей нашей культуры. Так, он воссоздал образ Назиба Жиганова как большого композитора и выдающегося организатора культурной жизни.
     В нашей общественности, разумеется, не без участия отдельных деятелей культуры, бытует его противопоставление Салиху Сайдашеву. Султанбеков, хорошо знавший его по совместной работе в консерватории, в своей публикации на страницах газеты «Звезда Поволжья» на основе конкретных данных показал действительные взаимоотношения этих корифеев нашей музыкальной культуры. Жиганов никогда не противопоставлял себя Сайдашеву, а, наоборот, давал ему высокую оценку, способствовал пропаганде его творчества. Назиб Гаязович Жиганов представлен Султанбековым как большой труженик, который, много лет находясь на посту ректора Казанской консерватории, вывел это учебное заведение в число ведущих центров музыкальной культуры страны, умело выявлял таланты из среды народа, воспитал сотни талантливых кадров музыкальной культуры.
     Талант и способности Султанбекова оказались востребованными в полном объеме, ибо он оказывает плодотворное воздействие на многие стороны общественно-политической жизни республики. Он является как бы связующим звеном между властью и общественностью. К его советам прислушиваются и власть имущие, и представители общественности. Он член редколлегии ряда журналов и газет, инициатор и первый председатель Татарстанского отделения Всероссийского общества историков-архивистов. Султанбеков – один из инициаторов создания журнала «Гасырлар авазы» – «Эхо веков». Если этот журнал в течение сравнительно небольшого промежутка времени нашел широкое общественное признание, то в этом немалая заслуга этого многоопытного ученого. Он систематически работает с авторами публикаций, способствует выявлению новых, до сих неизвестных документов по истории нашей страны. Мимо его внимания не проходит ни одна даже малейшая неточность на страницах этого журнала. Не говоря уже о серьезных оплошностях. 
     Особой оценки заслуживает педагогическая деятельность Султанбекова. Где бы он ни работал, в педагогическом ли институте, в Казанском университете или в институте культуры, он целиком отдавался работе, уделяя главное внимание воспитанию гражданских качеств студентов.
     Его всегда беспокоила и беспокоит судьба родного Татарстана и страны в целом. Он пропагандист дружбы народов, всеми доступными ему средствами добивающийся взаимопонимания между ними. Вовсе не случайно, что у него много единомышленников не только среди татар и русских, но и других народов, живущих в республике. Султанбеков дает достойный отпор любой попытке нарушить мир и взаимопонимание между ними.
     В то же время он достойный сын своего народа, защитник его традиций, языка и обычаев. В его сочинениях им уделяется особое место. 
     Булата Файзрахмановича отличает внимательность к людям, к их потребностям и нуждам. Он всегда готов прийти и приходит на помощь тем, кто оказывается в затруднительном положении. И особенно из числа молодежи. Он всегда умел и умеет выявлять таланты и способствовать их продвижению по ступенькам науки. Он научный руководитель многих дипломных сочинений и диссертаций, автор сотен отзывов, рецензий на научные труды молодежи.
     Большой вклад внес Булат Файзрахманович в становление института культуры, где заведовал кафедрой и был секретарем партийной организации. По его инициативе в институте возникли новые кафедры, выросли десятки кандидатов и докторов наук.
     Наш друг и сегодня в полной силе. У него много планов на будущее. Скоро увидит свет его новая работа, посвященная нашей истории и ее творцам. Не буду называть ее название, ибо он его может и изменить. Это тоже свойственно ему. Но не сомневаюсь, что она, как и прошлые его работы, будет столь же тепло воспринята читателями.
     Мы, его друзья и соратники, желаем ему крепкого здоровья, успехов в научном творчестве, долгих лет радостной и плодотворной жизни. Ты всегда был Булатом и оставайся им!
 

Индус ТАГИРОВ,
академик АНТ.

Комментарии (2)
Зөбәер Мифтахов, 18.12.2013 в 03:56

Не было никакого Булата Файзрахманова в бурной общественной жизни последних 25 лет... Он вам может и друг (а неучастие нигде – это вовсе не вина человека, если он, конечно, не "известный историк") – любите его как хотите, – но не наш друг, увы...

УУСТИК, 20.12.2013 в 16:36

смешной заголовок,с юмором,хоть и черным.