11 июля 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Скандал вокруг казанской мечети ''Кул Шариф'': на пути к альтернативному муфтияту в Татарстане?
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Скандал вокруг казанской мечети ''Кул Шариф'': на пути к альтернативному муфтияту в Татарстане?

10 апреля 2012 года
Скандал вокруг казанской мечети

     Происходящие 3-6 апреля 2012 года скандальные процессы в столице Татарстана вокруг главной соборной мечети «Кул Шариф» вызваны желанием заместителя директора музея-заповедника «Казанский Кремль» по связям с общественными и религиозными организациями Рамиля Юнусова сохранить за собой пост главного имама этого культового учреждения.
      История разворачивающего последние три дня скандала вокруг «Кул Шарифа» имеет свою подноготную. Построенная в 2005 году главная мечеть Татарстана никогда в качестве мечети формально не числилась, а по документам проходила в качестве одного из музейных комплексов «Казанского Кремля». Точно такая же ситуация была с Благовещенским Собором, находящимся в 70 метрах от «Кул Шарифа»: православный храм также формально по документам проходил в качестве одного из музеев. Впрочем, вскоре Казанская епархия Русской Православной церкви обратилась в Казанский Кремль с просьбой разрешить эту чисто юридическую коллизию, что и было осуществлено путем заключения договора между епархией и музеем-заповедником, по которому Благовещенский Собор входит в состав епархии, ее руководство само решает кого из священников назначать для совершения богослужений в храме, которые проходят без каких-либо ограничений, а музей-заповедник берет на себя функции по содержанию и коммунальному обеспечению церкви. Точно такой же договор должен был бы по идее заключен между Духовным управлением мусульман Татарстана и музеем-заповедником, однако по каким-то причинам этого в бытность муфтием Гусманом Исхаковым сделано не было. Все это время функции имама исполнял музейный работник Рамиль Юнусов, не имея свидетельства духовного лица от ДУМ Татарстана. За это время «Кул Шариф» превратился в своеобразный мусульманский загс: как отмечают наблюдатели, ежедневно в мечети проводится от 20 и выше никахов (мусульманских бракосочетаний). В традициях татарского народа обычно никахи проводятся на дому, когда приглашается мулла, где в скромной обстановке совершается этот обряд. Но именно при Юнусове никах стал проводится помпезно в «Кул Шарифе», что не только идет в разрез с традициями татар, но и приносит его организаторам немалый доход. По разным оценкам наблюдателей выручка от этой услуги ежемесячно составляют несколько миллионов рублей. Тут можно сколотить приличное состояние. А значит есть за что и побороться.
       И вот когда между ДУМ Татарстана и «Казанским Кремлем» был заключен договор, аналогичный договору между епархией и музеем-заповедником, то тут же возник скандал, организованный заместителем директора музея-заповедника по связям с общественными и религиозными организациями Рамилем Юнусовым. Дело в том, что на основании договора муфтий Ильдус Фаизов, подобно другим муфтиям централизованных религиозных организаций мусульман, посчитал необходимым стать главным имамом главной мечети Татарстана, а Рамиля Юнусова и казыя (духовного судью) центрального района Татарстана Сулеймана Зарипова назначил своими заместителями по работе в мечети, легализовав тем самым в качестве имама Юнусова. Ильдус Фаизов намеревался выступать с проповедями и проводить богослужения по праздничным дням, а его заместители – в ежедневном режиме. Однако Юнусов решительно воспротивился этому решению, поскольку это тогда использовать немалые доходы мечети от проведения мусульманских бракосочетаний единолично не получится. Для демонстрации «народной любви» к Юнусову были организованы сходы его сторонников в мечети, где он с демонстративным рыданием на публике заявил, что, дескать, его гонят с поста имама (хотя никто его не лишал возможности быть имамом «Кул Шарифа») и что только президент Татарстана Рустама Минниханов может решить его разногласия с муфтием. Юнусов выдвинул следующие условия главе региона: только он и его заместитель Рустам Зиннуров, работающий также имамом в казанской мечети «Ислам нуры», должны быть имамами в «Кул Шарифе» и никто больше. Как это не странно, но сотрудники Аппарата президента Республики Татарстан не только пошли на переговоры с Юнусовым, но и приняли в итоге его условия.
       Для еще большего подтверждения массовой поддержки «любимого татарскими бабушками Рамиля-хазрата» был организован приезд его сторонников из разных районов Татарстана в эту пятницу, среди которых оказалось много представителей нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама и татарских сепаратистов. Так, были замечены «шейх Умар» (настоящее имя – Айрат Шарипов) из Высокой Горы (районный центр в 19 км от Казани), которому неоднократно выносились предостережения прокуратурой о распространении ваххабитской литературы, лидер Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин, организовавший русофобские митинги с плакатами «Татарстан – это не Россия», «Чемодан! Вокзал! Россия!» и ряд других весьма характерных личностей. В итоге власти пошли на то, что потребовали от муфтия республики отменить свое решение и официально признать Юнусова имамом «Кул Шарифа», что и вынужден был сделать Ильдус Фаизов, пришедший 6 апреля 2012 года на пятничный намаз в мечеть. До прихода главы ДУМ Татарстана имамом казанской мечети «Нурулла» Габдуллой Галиуллиным, который в 2011 году активно устраивал митинги и пикеты против Ильдуса Фаизова, перед собравшимися на молитву сторонниками Юнусова было проведено открытое голосование за отставку Фаизова с поста муфтия. Естественно, что сторонники Юнусова единодушно поддержали эту инициативу Галиуллина, в прошлом самого занимавшего пост муфтия Татарстана (1992-1998). Когда же в мечеть зашел Ильдус Фаизов, то в его адрес сторонники Юнусова стали выкрикивать оскорбления. «Утихомирить» толпу вызвался лидер набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов, который в 1990-е годы регулярно наведывался в «независимую Ичкерию» для встреч с Басаевым и Масхадовым, чтобы выразить поддержку чеченским «борцам за свободу». Окончательно «усмирил» всех (и все затихли как по команде) Рамиль Юнусов. В мечети состоялось показательное голосование за избрание главным имамом «Кул Шарифа» Юнусова, которого в итоге пришлось и муфтию Ильдусу Фаизову признать в качестве такового.
       Запланируемого татарскими националистами митинга в поддержку Рамиля Юнусова перед Казанским Кремлем не состоялось. Как выяснилось вскоре, многих из тех, кто принесли на митинг плакаты против Ильдуса Фаизова, обещали материально отблагодарить: «Говорили, что дадут 500 рублей», – откровенно признался один из стариков, державший плакаты, оскорбляющие муфтия. Те же, кто регулярно ходят по пятницам молиться в «Кул Шариф», были удивлены появлению большого числа молодежи с густыми бородами и в укороченных и закатанных снизу штанах, которую ранее никогда не видели в мечети. Позже выяснилось, что мечеть наводнили специально съехавшие из Высокогорского, Кукморского и Нижнекамского районов Татарстана салафиты, громче других во время молитвы произносящих «Аминь». Похоже, что именно митинга с их участием, который должен был пройти как несанкционированный, испугались власти Татарстана, тем самым, согласившись на ультимативно выдвинутые имамом «Кул Шарифа» условия. Насколько известно, подобных случаев еще не было в истории региона. И, естественно возникает вопрос: если сегодня власти Татарстана пошли на поводу у музейного работника, банально не желающего просто терять свое доходное место и возомнившего, что построенная на пожертвования, в том числе и простых людей, мечеть – это его личная вотчина, то что будет дальше? А если завтра какой-нибудь имам-фундаменталист также пообещает организовать «площадь Тахрир» перед Казанским Кремлем, если его условия не будут выполнены, то власти Татарстана пойдут на встречу?
       На фоне этого инициируемого Юнусовым скандала вокруг «Кул Шарифа» остался совершенно незаметным тот факт, что экс-муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым, окончательно вернувшимся из своих поездок по странам Персидского Залива, подана заявка на регистрацию альтернативного муфтията, причем это делается не лично им, а через «своих» людей: в частности, через Мурата Галеева, соучредителя кафе «Азу» и ООО «Шифа», приход мечети «Азан» в деревне Русский Акташ Альметьевского района и приход бывшего имама мечети «Эниляр» Шавката Абубакирова. У альтернативного муфтията уже есть даже название «Вакф Республики Татарстан». Заявка на регистрацию альтернативного муфтията уже подана в Минюст. Скорее всего, после регистрации (если власти и особенно абсолютно слабый и нерешительный человек Марат Гатин, начальник Управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями, этого допустят) к новому муфтияту поспешат примкнуть приходы мечети «Нурулла» (имам Габдулла Галиуллин), «Казан нуры» (имам Рустам Зиннуров) и ряд других из Закамья (Нижнекамского, Альметьевского и Азнакаевского районов Татарстана). В результате весь шум, поднятый Рамилем Юнусовым, на самом деле нужен для отвода внимания от создания альтернативного муфтията в Татарстане, который неизбежно приведет к расколу единства мусульманской уммы региона. К тому же не исключено, что альтернативный муфтият сразу поспешит примкнуть к Совету муфтиев России: не зря же в январе 2012 года их представитель тюменский муфтий Галимзян Бикмуллин наведывался в Закамье якобы под предлогом частного визита посещения, но при этом проводил агитацию в мечетях этого региона Татарстана. И нельзя исключать, что в случае создания альтернативного муфтията, мечеть «Кул Шариф» также примкнет к нему, а его главой станет Рамиль Юнусов уже в звании муфтия. Неслучайно же Габдулла Галиуллин активно принимал участия в выборах Юнусова имамом.
       Обучавшийся в Саудовской Аравии в 1992-1997 гг. Рамиль Юнусов (по имеющимся сведениям, не получивший по итогам своего обучения никакого диплома) известен, по мнению татарского богослова Фарида Салмана, как один из проводников нетрадиционных для татар форм зарубежного ислама в Татарстане. Он трижды организовывал в Татарстан визиты Ахмада Фарида Мустафу, занимающего скромную должность архитектора Медины, но воевавшего в составе саудовских моджахедов против советских войск в Афганистане. В 2005 году во время открытия мечети им был прочитан намаз по салафитскому канону, что вызвало многочисленные вопросы в местных СМИ, так и оставшиеся без ответов; в 2011 году им была дана положительная рекомендация на изданную книгу популярного в Саудовской Аравии ваххабитского проповедника Али бин Аби аль-Изза аль-Ханафи, наконец, в бытность его ректором нижнекамского медресе "Рисаля" (эту должность Юнусов занимал вплоть до 2011 года, хотя уже шесть лет жил и работал в Казани) среди преподавателей медресе значились люди, проходившие в конце 1990-х годов обучение в лагере Шамиля Басаева и Хаттаба в Чечне, а само преподавание велось по трудам ваххабитских идеологов Такиддина ибн-Таймия, Насруддина аль-Албани и Абдель Азиза ибн База. В бытность его председателем Совета улемов ДУМ Татарстана (2005-2010) при муфтии Гусмане Исхакове он самолично подписывал разрешения на издания религиозных книг, противоречащих ханафитскому мазхабу, хотя по правилам рекомендуемая для издания литература должна рассматриваться кворумом Совета улемов.
       Если произойдет появление альтернативного ДУМ во главе с Юнусовым, то тянущийся за ним «салафитский след» вполне вероятно приведет к легальному появлению ваххабитского муфтията в Татарстане при полном попустительстве республиканских властей, продемонстрировавших невозможность контролировать ситуацию в Татарстане.
 

Раис СУЛЕЙМАНОВ.


Комментарии (11)
Гость, 11.04.2012 в 11:48

Милый котик)

Рустам, 12.04.2012 в 00:11

Хе - хе...

Гость, 12.04.2012 в 10:09

Если Сулейманов защищает Файзова, значит того действительно гнать надо!

Нур, 12.04.2012 в 11:47

Как он все еще не устал сказки рассказывать? Достал уже своими сказками, котик! "Большое количество густых бород" - ты сам там был, котик, я сам не видел "массу" густых бород. А может ты перепутал этих мусульманских "густых бород" со священникослужителями, проходивших мимо мечети. Может бедные мусульмане испугались бородатых христиан?) Вы, котик, прочтите книгу нашего великого имама Абу Ханифы "Аль фикх Аль Акбар", и потом сравните этот труд с трудом "супер террориста всех времен и народов" Мухаммада Абдул Ваххаба. Если не умеете читать по арабский, эта книга есть и на татарском языке (в сокращенном виде). Думаю, умеете читать на татарском. Если нет, то попросите знакомых татар перевести. Вы там не найдете отличий!!!!!!! Представители ДУМа, пудряд мозги татарскому народу, что они следуют путем нашего имама Агъзама, а народ верит, ведь они же не знакомы с трудами Абу Ханифы, так как они власть, им верят!!! Они говорят "Мы следуем фикху Абу Ханифы, гакыйде - Матуруди!" Вопрос: а разве у нашего имама не было своей гакыйды (вероубеждения)? А почему нам не следовать вероубеждению самого Абу Ханифы, раз мы говорим "Мы ханафиты!". Не ханафиты вы, а лицемеры! Они, фаизовцы, запретили книгу тахавия, по причине, что там "содержиться материал ваххабитского толка". Там содержится материал по вероубеждению Абу Ханифы! (Абу Ханифы, а не тех, кто считает себя ханафитом, и позорят честь нашего великого имама).
Товарищ Сулейманов! Вместо того, чтобы печатать слухи и инфо, высасанную из пальца, сравните, пожалуйста, вероубеждение самого Абу ханифу и Матуруди, убеждению которого придерживаются "лже-ханафиты". После ознакомления, я думаю, вы напечатаете новую статью: "Ничего себе, Абу Ханифа - ваххабит!!!)))

Гость, 12.04.2012 в 15:07

Уважаемый Нур. Я противник Файзова, но ханафит. Кроме того, я не придерживаюсь акыды Матуриди, но считаю называть наших братьев из их числа лже-ханафитами - это уже слишком. Вас, салафитов, я тоже считаю братьями, но всему есть предел, надо думать что пишешь.

Зоозащитник, 12.04.2012 в 22:41

вообще-то у Сулейманова кот на коленях сидит, если кто невнимательно рассмотрел фотку))

Гость, 12.04.2012 в 22:48

Цитирую: "Они, фаизовцы, запретили книгу тахавия, по причине, что там "содержиться материал ваххабитского толка". Там содержится материал по вероубеждению Абу Ханифы! (Абу Ханифы, а не тех, кто считает себя ханафитом, и позорят честь нашего великого имама). "
Очередной ученый из народа что ли??? Может теперь каждый тролль будет интерпретировать акыду и давать рецензии книгам?Над этой книгой целая комиссия работала - Гуляма Шура, а не просто Файзову она не понравилась. А то, что она закамуфлированная ваххабитская книжка, было установлено специалистами, а не такими "всезнайками", как ты.

Гость, 12.04.2012 в 22:59

Дем в тему: http://keep4u.ru/full/557c7f1d1fd9a14957f4aec648368cd3.html][IMG]http://ib3.keep4u.ru/s/2012/04/13/55/557c7f1d1fd9a14957f4aec648368cd3.jpg

Гость, 13.04.2012 в 12:51

Гулама шура - это сказочник Батров что ли?
Который московское медресе закончил?
Или Файзов Ильдус, который на 2 курсе РИУ раз в год появляется?

Гость, 13.04.2012 в 17:28

Не надо резко выражаться в сторону Сулейманова!Он во иногом прав!Рамиль - хазрат держится за "бабло" и я не считаю его за истинного богослова и никогда не пойду к нему делать никахи!Многие не знают что он коммерсант и не более того!

Лексус, 14.04.2012 в 19:00

Опять сплошное вранье! Этот педик Сулейманов понасобирает слухов и пишет, пишет фигню всякую. Такой никчемный человек! О Аллах, дай ему ото удел, который он заслужил и оставь его вместе с его грехами!