3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество "Шайтанизм"
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

"Шайтанизм"

6 сентября 2013 года
"Шайтанизм"

     В «ЗП» от 15.08.2013 была опубликована статья Ф. Загидуллы под названием «Лидеры». К сожалению, газета не приводит каких-либо сведений о сфере общественно-исторической деятельности и результатах трудов автора. Однако очевидно, что пишет серьезный государственник с хорошо поставленным чиновным языком. Главная мысль автора сводится к идее передачи духовного лидерства татарского народа от национальной его интеллигенции к духовенству. Поскольку подобные рассуждения о «спасении народа» мы уже слушаем более 20 лет, здесь нет надобности останавливаться на общественно-политической или культурно-исторической стороне вопроса.
      В статье представляют особый интерес суждения Ф. Загидуллы о жизни и творчестве Г. Тукая. Уважаемый автор нам сообщает о том, что стихи Тукая, оказывается, «не бесспорны, если прямо сказать, то они корявы».
      Осмелюсь считать, что весь фокус статьи именно здесь. Ф. Загидулла ратует за возвращение серьезных кадимических ценностей, хотя и не раскрывает в статье их суть. И это, впрочем, совсем неплохая мысль. Но возникает вопрос: а Г.Тукай всей своей жизнью и творчеством разве не борется за эти ценности? Здесь можно отмахнуться словами: «Тукай – джадидист». Однако на это последует вопрос: «Вы изучали его творчество?». Ответ может быть любым, но суть его окажется отрицательной. Ибо цель автора другая – его задача получить власть любой ценой. Но это «шайтанизм», прошу прощения. Власть лучше заслужить своим тяжелым трудом, своим вкладом в общемировую копилку высших идеалов, что, впрочем, не было чуждо и кадимистам.
      Вернемся к вопросу об актуальности творчества Г. Тукая. Автор считает, что «апологеты Г. Тукая возносят его до небес по элементарному невежеству или будучи введенными в заблуждение». На это можно ответить тоже практикой, например, утверждая, что достаточно серьезно изучить сто его стихотворений, самостоятельно перевести их на русский язык, чтобы стать философом, способным написать совершенно оригинальный учебник философии. Пусть читатель судит сам, как пишет Г. Тукай детям о труде: «Трудись, деточка, нам Богом дан наказ трудиться днем…» Спрашивается, не скрыты ли цель и смысл бытия человека в этих словах? Но, как видим, уважаемого автора эти вопросы не трогают.
      Конечно, пользоваться государственническим интересом газеты для решения каких-то собственных целей, попытка ограничить общенародное сознание пределами узких интересов новоиспеченных мулл – тоже методы. Но это еще не методология, которая, к счастью, пока окончательно не убита у интеллигенции. И народ знает об этом хотя бы на чувственном уровне. И он хорошо знает и о том, что Аллаха не просто обмануть. Речь идет о высших психических функциях сознания народа, о чем никогда не забывал Г. Тукай.
 

Рамзи НУГМАНОВ,
профессор.


Комментарии (3)
УУСТИК, 06.09.2013 в 10:54

если бы дардманд был лучше,так бы все и сказали.нет же!тукай лучший

Guest, 06.09.2013 в 14:54

Наш Тукай ! Он положил начало издательству детской литературы. Его стихи, сказки - настольные книги для детей. К сожалению сегодня, в демократической России их днем с огнем не найдешь ! В СССР их можно было купить.

R. Nurgali, 09.09.2013 в 10:34

Несомненно, Тукай великий поэт и достояние всего тюркского мира. Но надо "возвращать" и наследие Дэрдменда и других поэтов, писателей и общественных деятелей. Тукай не "священная корова", чтобы рядом с ним не могли стоять и другие достойные представители нашей нации. Перекос в сторону одного только Тукая произошел в советское время (отчасти по причине его русофильства и положительного восприятия рабства татар под имперским игом). У других национальных лидеров (поэтов, писателей) не было шансов быть признанными (особенно в период репрессий), если ты не пел дифирамбы режиму. Татары опоздали с реабилитацией и Г. Исхаки, и Дэрдменда ((М)З.Рамиева))и многих, многих других... Русские и евреи реабилитировали "своих" в период 86-89 г.г. Наши же до конца 90-х даже не заикаились об этом. Перестраховщики, рабская сущность в действии,- все боялись прослыть националистами и сепаратистами и попасть в немилость барину...