9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Самобытность
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Самобытность

10 февраля 2017 года
Самобытность

     Русской самобытности хотят не только те, кому положено по службе, но и некоторые из тех, кто не одобряет власть. Вторых несравнимо меньше, о них не знает широкая публика, иначе оказалась бы совсем сбитой с толку, ведь в своих пожеланиях они идут намного дальше, чем казенные проповедники русской духовности. МИД, церковные чины, думцы, телевизионные пропагандисты, народные артисты и не менее народные писатели обходятся общими словами: «скрепы», «основы», «устои», «традиции». Ну, брякнет-звякнет кто-то «русской цивилизацией». Всем им далеко до таких выражений, как «деколонизация знаний», тем более что они не верят и в собственные общие, сравнительно безобидные, слова.
     «Деколонизаторы знаний», эти наследники незабвенного доктора Саида, ставят своей целью не какой-то там расцвет русского своеобразия, а полный разрыв России с «модерностью», в которой пребывает Запад уже полтыщи лет. Их угнетает, что мир до сих пор имеет дело только с западной наукой. Все научное, что мы читаем не о Западе, написано людьми Запада и/или с западной точки зрения. «Деколонизатору» нестерпимо, что западные знания, скажем, об Узбекистане чувствуют себя в этой стране как истина в последней инстанции, пусть и затиснутая цензурой. Западная наука не сомневается: если там, в Узбекистане, жизнь устроена не так, как в США или Франции, то это временно; рано или поздно узбеками будет усвоена демократия, равенство полов, западные судебные порядки и пр., тогда как узбекской науки, которая утверждала бы, что этого никогда не будет, не существует. «Деколонизатор» считает безобразием, что не узбек изучает Запад и трактует его со своего узбекского шестка, а его, узбека, изучают и трактуют со своего шестка евроатлантические умники.
     Призывая покончить с этим положением, «деколонизатор» ожидает, что узбеки предъявят миру собственные не просто исследования, а термины, понятия, подходы, приемы и методы - все то, чем отличается научный способ познания мира. Все должно быть у каждого свое! До сих пор мы имеем дело с двумя картинами мира: ненаучной и научной. Теперь, мол, должен быть целый ряд картин: ненаучная, научная по-евроатлантически, научная по-узбекски, научная по-чеченски, научная по-палестински - наконец, научная по-русски. У каждого, следовательно, по собственному анти-Декарту. Не хило? Интересуетесь, почему и «по-русски»? Потому что, как нам объясняют, после распада СССР нечто похожее на «колонизацию знания» и «самоколонизацию» произошло и в России. Даже хуже: теперь, мол, ни она себя не изучает, ни ее не изучают. Когда же она примется, наконец, изучать себя, то делать это должна будет по-своему: «поехать по деревням с лозунгом «каждой деревне - по теории!», убеждая местных жителей, что им нужна собственная наука, отличная от городской». Так социолог Смолькин насмешливо расшифровывает этот поход. То же и с городами, областями, краями, не говоря о республиках. Каждому и каждой - по теории, к чему, собственно, кое-где и подошло, в той же, например, Чечне, на Кубани, Белгородчине.
     На первый взгляд, писания и речи «деколонизаторов знания» представляют собою достаточно невинную наукообразную графоманию людей с профессорскими званиями. Тип хорошо знакомый. Лысенки наших дней от социологии и прочих не совсем точных и не вполне естественных наук. Узнаем этот тип по двум таврам. Во-первых, намерение объять и вразумить весь мир: «Вновь появившийся двуглавый орел на российском гербе, одновременно смотрящий на Запад и Восток - не здесь ли символика и настоятельность построения именно в нашей стране общесоциологических концепций, формирующих новую методологическую основу мировой науки западных и восточных стран?». Раз вы хотите осчастливить весь мир, кто-то обязательно должен вам мешать. Отсюда - второй признак лысенковщины: наличие таких сетований (в научных статьях!), которые очень похожи на обращения в инстанции. Нам с негодованием сообщают, например, что в очередном ученом собрании центральноазиатские исследователи отказались «ставить под вопрос общепринятую западную научную терминологию и подходы». Так и видишь похожий документ в распоряжении компетентных органов какого-нибудь будущего ханства на той или иной части бывшего СССР. Впрочем, такого добра хватает сегодня и на Лубянке. Таким образом, «деколонизация знаний» легко может стать одним из лозунгов «национально-освободительной борьбы» не только отдельных частей России, но и самой России, а затем - частью культурной политики победителей. Это значило бы окончательно отгородиться от мира - состояние, которое может поддерживаться только полицией и зомбоящиком. Кто осмелится утверждать, что двуглавый к этому совершенно не готов?
     Еще не очень интересно? Тогда примите во внимание, что данная программа самоизоляции России подается вкупе с жесткой критикой именно этого курса, который обозначается такими словами, как «радикальный шовинизм», «позиция осажденной крепости», «культурно и религиозно фундаменталистское полицейское государство». Ну, вот что это такое? Как можно осуждать то, к чему призываешь? Перед нами - одно из свидетельств всеохватного кризиса, переживаемого страной. Отсюда, например, решимость социолога Кирдиной «восстановить единство представлений о человеке, обществе и мире на основе идеи Троицы», а жизнь всех государств свести к двум «матрицам»: восточной, включающей Россию, и западной. Восточная - она женская, «покоящаяся, принимающая». Западная, сами понимаете, мужская, «агрессивно-технологическая, передовая». Люди никак не решат, чего они хотят. Только в такой атмосфере по-своему счастливый профессорский ум способен представить себе благополучное существование общества, заменившего социальную науку шарлатанством.

     Анатолий СТРЕЛЯНЫЙ,
писатель и публицист,
ведущий программы
Радио Свобода «Ваши письма».


Комментарии (0)