9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Русский вопрос
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Русский вопрос

27 сентября 2013 года
Русский вопрос

     Значительная часть этих ресурсов шла и для поддержания дотационных регионов, Азербайджан в течение нескольких десятилетий оставался единственным центром нефтяной промышленности и обеспечивал страну нефтепродуктами. Можно ли после этого утверждать, что русские области обеспечили «выживание и модернизацию всех республик»?
      К тому же нельзя, как это делает господин Вдовин, отождествлять понятия «русские», «народ» и «государство». В данном случае не о русских как общности в целом приличествует говорить, не они эксплуатировали республики, а государство. Что касается русских как народа, то они сами во все времена являлись объектом эксплуатации. Прав был историк, писавший, что «государство богатеет, а народ хиреет». Не надо делать народ соучастником этой политики.
      В результате отсутствия соответствующей эффективной политики как в старое, так и в советское время, центральные регионы с русским населением постепенно теряли свою самодостаточность.
      Между тем именно им как главному очагу русской жизни должно было уделяться гораздо больше внимания, чем это делалось на самом деле. В советское время часть средств для этого можно и должно было находить прежде всего за счет уменьшения колоссального финансирования мирового коммунистического движения и стран так называемого третьего мира, ибо это были деньги, брошенные на ветер.
      Так что русский фактор постепенно выдыхался главным образом по причине империалистических устремлений руководителей КПСС и СССР.
      Эти же устремления применительно к национальным республикам приводили к осложнению межнациональных отношений внутри самой страны. Усиливавшаяся миграция русского населения, особенно в прибалтийские республики, установившаяся монополия союзных ведомств на средства производства, притеснение национальных языков вызывали антирусские настроения населения этих республик. Антирусские тенденции по этой же причине проявлялись в Украине, Азербайджане, Казахстане и даже в Грузии. Нередки были лозунги «Русские, убирайтесь вон!». Порой они доходили даже до вооруженных столкновений.
      Это был сигнал к тому, чтобы, отказавшись от мессианства, дать позитивное направление русскому фактору в сторону налаживания межнациональных и межреспубликанских отношений. Так, как говорилось в 1989 году на «круглом столе» «Россия и Запад»: «Нам следует решительно отказаться от извечного российского «мессианизма, начиная с тезиса «Москва – третий Рим» и кончая положением о международной революционной гегемонии СССР».
      Только в результате во многом неординарных мер мог обрести новую энергетику русский фактор. Тогда не возник бы в нынешнем виде и русский вопрос. Оказалась бы ненужной и эта, поистине губительная идея Русской республики.
      Казалось бы, тем, кто возбуждает идею Русской республики в России, надо извлечь уроки из истории распада СССР. Однако она учит только тех, кто хочет учиться у нее. А тех, кто не делает этого, жестоко наказывает.
      Нынешние события в оставшейся от СССР России развиваются не в сторону укрепления ее единства. И потому выделение из нее каким-то путем Русской республики – это не что иное, как политическая близорукость.
      Допустим, что такая республика начнет обретать формы. Где в таком случае будет проходить ее граница? Исходя из наличия национальных республик, она, возможно, будет состоять из разрозненных территорий. А при их ликвидации отпадет надобность и в создании Русской республики.
      Поскольку это невозможно, постольку вопрос о территории этой республики остается открытым. По Вдовину – это все края и области нынешней России. В таком случае возникает вопрос о том, как она будет управляться? Не станут ли следом за этим некоторые из них провозглашать себя республиками. А ведь этот опыт уже был. Несколько областей, в том числе Свердловская и Вологодская области, провозглашали себя республиками.
      Не возникнет ли в силу этого несколько русских республик, которые, как это было в Древней Руси, будут конкурировать и даже враждовать друг с другом? Кто их будет усмирять? Хорошо или плохо в свое время на Руси с ее враждующими друг с другом княжествами эту роль играла ханская власть, которую В.О. Соловьев называл божьим батогом. Вряд ли в современных условиях найдется такой усмиритель.
      Поэтому, как говорят, прежде чем войти (в эту сумятицу. – И.Т.), подумай о том, как выйти.
      Мне представляется, что нынешний русский вопрос – это комплексная проблема, включающая в себя меры, связанные как с духовным, так и экономическим оздоровлением народа. И его решение возможно лишь на путях полномасштабного возрождения русской жизни.
      Тому, кто проезжает на поезде или в машине в направление от Москвы к Уралу и Сибири, хорошо видны запущенные деревни с ветхими домами. Вокруг домов штабеля заготовленных на зиму дров, ибо многие деревни не газифицированы. Нет дорог и стабильной связи. Некогда большие села пустуют, школы, клубы и медучреждения запущены, не хватает врачей и учителей, молодежь уходит в города. Такая же картина и в Центральной России.
      В запущенном состоянии находится и культурная жизнь. В деревнях она почти отсутствует. Ведь деревня, село составляли основу культурной жизни. Именно село давало как рабочую силу для промышленности, так и кадры для развития культуры, подпитывало культуру развитой художественной самодеятельностью.
      Дискомфортно чувствует себя и значительная часть городского русского населения. Талантливая молодежь, лучшие умы, представители интеллигенции покидают страну. Безработица, низкая заработная плата, произвол чиновников, отток капитала за границу, коррупция, систематический рост платы за коммунальные услуги – все это вызывает нарастающее недовольство народа.
      Нам, татарам, все это не безразлично, ибо народа, более приспособленного к совместной жизни с русскими, чем татары, в России, пожалуй, нет. Во многих случаях их взаимоотношения воспринимаются как некое единство. Взять хотя бы упомянутый трагический случай в Пугачевске. Убитый десантник был татарином. В знак протеста против его убийства встал весь город, большинство которого составляют русские. Он был воспринят как свой.
      Не надо противопоставлять русских и татар, как это, к сожалению, делают в Казани члены Общества русской культуры. Они приглашают даже единомышленников из других городов, кои учат их, как нужно бороться против татар. Порой даже, не представляя ситуацию в республике, которая, так же как и другие республики, фактически приравнена к областям и краям.
      Сегодня само слово «суверенитет» оказалось под запретом. Создана вертикаль власти, главы республик, так же как и главы других регионов, назначаются президентом России. Подпевают этой политике активисты так называемого русского движения.
      Так, один из его гастролеров, приехав в Казань, начал перечислять перед активистами местного Русского общества какие-то несуществующие преимущества Татарстана и татар. Среди них назвал якобы наличие в Татарстане двойного гражданства.
      Между тем должно быть известно, что Татарстан лишен собственного гражданства, которое было даже в советское время. Жители Татарстана именуются теперь гражданами России, проживающими в Татарстане. Не нонсенс ли это, когда республика – государство, как это обозначено в Конституции России, не имеет своего гражданства? Вот таково на деле двойное гражданство.
      А активисты Общества русской культуры, коими движет имперский менталитет, вместо того, чтобы поправить их, только подпевают им. Разными путями, так же как они делали в 90-е годы прошлого столетия, добиваются от федеральных властей еще большего ущемления прав республики, на деле стремясь к их ликвидации.
      Однако кто бы как бы ни хотел, среди рядовых граждан все чаще проявляется единодушие по многим вопросам общественной жизни. И не только в дни таких трагических случаев, как в Пугачевске.
      Разве за успех Дины Гариповой на Евровидении не болело большинство телезрителей России? Разве прошедшая в Казани Универсиада не продемонстрировала лучшие образцы взаимоотношений татарской и русской культур?
      Кому-то не нравится, что в школах республики преподается татарский язык, что якобы служит помехой овладению русскими детьми своим родным языком. Стыдно должно быть этим господам нести такую чушь. Ибо полное взаимоуважение – это и уважение родного языка той земли, где живешь.
      Мне уже приходилось писать о том, что в Балтасинском, Сабинском, Кукморском районах, где проживают татары, русские и удмурты, большинство населения владеет двумя, а то и тремя языками.
      Есть факты, например, в Сабинском районе, когда дети-нетатары завоевывают первые места на конкурсах по татарскому языку и исполнению татарских народных песен. Более того, некоторые из них выражают желание поступить на татарское отделение университета. Видно, им татарский язык не помеха для изучения своего родного языка. Да и в Казани становится все больше детей, прекрасно владеющих татарским языком. Однако, как говорят татары, «кунел кузен курмаса, мангай кузе ботак тишеге!».
      Да, русскую культуру нужно развивать. И, разумеется, совместными усилиями, не спотыкаясь об некие надуманные притеснения и не в противостоянии с национальными культурами.
      И развивать ее надо как составную часть русской жизни, охватив вниманием не только город, но и село.
      Знамение времени таково, что страна нуждается в коренной перестройке. Первым ее шагом должно быть создание системы сменяющейся власти. Такой власти, которая бы не потворствовала Православной церкви, иерархи которой своими всякого рода безответственными заявлениями, созданием таких состоящих изо лжи и злобы фильмов, как «Орда», возбуждают в стране народофобские настроения.
      Нужны также реальные, а не нынешние марионеточные партии и лидеры, по-настоящему заинтересованные в процветании страны. Ни Компартия во главе с Зюгановым, ни ЛДПР с ее лидером Жириновским, ни даже «Яблоко» не являются такими партиями. Сколько бы и чтобы ни говорили эти партии, их в принципе устраивает существующее положение. Они выдвигают своих кандидатов в президенты, зная, что они не пройдут. И не хотят этого. Эти партии в принципе заодно с «Единой Россией». Они работают на нее, растаскивая голоса избирателей, обеспечивают ее победу.
      Руководитель страны Владимир Владимирович сам по себе личность яркая и харизматическая. Он полон сил и энергии. А вот партия, лидером которой он фактически является, загнивает на глазах общества.
      Учиться жить совместной жизнью нужно не у партий и их лидеров, а у самого народа. Не забывая того, что он в течение многих веков создал устойчивый взаимоприемлемый образ жизни.
      Политика официальных властей должна быть направлена не на обострение межнациональных отношений, а на преодоление нарастающего разрыва между бедностью и богатством с тем, чтобы активы олигархов и иных политиков текли не на Запад, а были направлены на обустройство внутренней жизни, в том числе и русской деревни. Уверен, что только тогда будет обеспечено позитивное развитие страны, сохранено ее единство, являющееся основой решения русского вопроса. И не только его, но и всех других вопросов общественной жизни многонациональной России.
 

Индус ТАГИРОВ,
 академик АНТ.


Комментарии (4)
Ильяс, 28.09.2013 в 12:46

Не пойму,в чём и где проявлялась "яркость и харизматичность" В.Путина? Вышел бы ,хоть разок, на дебаты и показал себя!

Аяз И.Таһировка, 28.09.2013 в 20:15

Хөрмәтле Индус әфәнде,

тик Сезне танылган, төпле, салмак, вакытның өч үлчәүен күзәтеп саллы фикер йөтүче һәм, кызганычка каршы әз калган, чын милләтне яклаучы шәхескә танудан язарга булдым.
Сез кагылган мәнгеле «урыс сорауы» тиз арада чишелмәс. Рус халкы үзенең бетмәс «смута» халәтенә чумган хәленнән тиз чыкмас. Бу аның язмышы (...«за ленность души, равнодушие к трудам и презрение к нижнему»...- Ф.Достоевский), яки кул астындагы халыкларның үпкәләү-каргышы. Ул үзенең милли кыяфәтен югалтып барса да, ә менә гасырлар аша тәрбияләнгән һәм канына сеңнән «биекдәүләтчелек», «биекмилләтчелек» хисе В.Ленин әйткәндәй ..«великоросский, великодержавный держиморда как явление истинно Российского свойства» әле дә какшамаган, мисалга Сез белгән ОРК җитә.
В.Путинга реверанс ясап үттегез, әммә ул бит безнең бөтен Үзегез катнашкан авыр көрәш аша табылган җимешләребезне кире тартып алды һәм өстәмә тагын авызлыкны каптырды. Кендеге Лубянкага бәйләнгән заттан нинди өмет? ... «МЫ НЕ ДОПУСТИМ ПОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ ЗАМКНУТЫХ ЭТНИЧЕСКИХ АНКЛАВОВ СО СВОЕЙ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИЕЙ, ЖИВУЩИХ ВНЕ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ СТРАНЫ, С ВЫЗОВОМ ИГНОРИРУЮЩИМ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ, ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА»… бу Путинның быелгы Федераль Җыелышка мөрәҗәгатьна -мәсеннән. Сорау бармы? Ул үзгәрде, шомарды, кай яктан карама – какшамас ышанычлык, тик менә тарихи үзгәрешләрен, замана таләпләрен, вакыт тибүын сизми, танымый, баса. Аның бар кайгысы «вертикаль», барысын кыска бауда тоту. Чын илбашы булу Һәм тик ул вазифаны биләү бик төрле хәл ләбаса. Киң карашта зыялы (һакыл иясе, алга карап фикер, шәм йөртүче) булу һөнәр түгел ич, аңа өйрәнеп бумый- ул Өстән бирелгән сыйфат.
Ә инде безнең «сорау», Индус әфәнде, нинди хәлдә? Русия кешелекле кыяфәткә килгәнен тамаша итеп көтәбезме? Кимеп барган саныбызга карап вакытыбыз бармы? Украин халкы әйткәндәй: «Пока солнце взойдет роса очи выест». Чынбарлыкны Үзегез беләсез. Вакытында безнең халык агылды читкә туган-токым җиреннән - ул колхоз- ачлыктан качу булды, ә хәзер, бугенге тук - имин тормышта, куркыныч, һәлакәт рәвештә миллилектән, татарлыктан агылып бара.
Бу шомлы хәлнең сәбәпләре бар. Халыкны гаепләп булмый. ул хәле килгәнче зыялы шәхесләрен таба, өметләнә сакчыларым бар дип. Ә бүгенге милләтнең сакчылары ни хәлдә? Ни дәрәҗәдә әҗәт-бурычларын халкына кайтаралар? Кайтаралармы? Быел очраклы рәвештә Киевта БТК башлыгы Р.Сабировтан сораган идем нигә Конгрессның көн тәртибенә 309 канун, ЕГЭ, милли университет сорауларын куймадыгыз дип. Авыр сораулар бирәсез дигән җавап буды!?
Хөрмәтле Индус әфәнде, әйтегез - бер изге, урыс дингезендә тиз арада тәмам батмас өчен кичергесез, шул милли университетны - милли утрауны халыкыбызның тарихи гадәте буенча өмә төстә бастырырга хәлебез калганмы? Халыкны берләштерү, өметләндерү, күтәрү өчен бер уртак эш булыр иде. Үзебезнең җирле «түрәләрне» дә оятка китерергә кирәк иде.
Сезне шул халык фондының кайгырту киңәшенең җитәкшесе булырга үтенер идем.
Үземә калса шул төзелешнең нигезенә бабаларыма бирәчәк әҗәтемне түләп бар малымны салар идем.

Исән-саулык теләп
Nail Asan



P.S.

Индус әфәнде, чилтәрдәге киштәгезне белсәм туры язар идем.
Элемтәгә керергә теләгегез булса минем e-mail: nailasan@ukr.net

Аналитик, 28.09.2013 в 22:34

Рассуждения типа "Россия облагодетельствовала нерусские народы русским игом" ничего, кроме презрения, не вызывают. Причина экспансии империй всегда экономическая, и если бы владение колониями было бы убыточным, от них сразу же отказались бы. В действительности Россия получила огромную прибыль от эксплуатации колоний, прежде всего за счет выкачивания сырья. Если бы Россия не вывозила бесплатное сырье из своих колоний, а покупала бы все на мировом рынке, она обанкротилась бы в течение года, поскольку у нее не было валюты для покупки громадного количества нефти, газа, алмазов, хлопка и многого другого, без чего ее экономика моментально встала бы. Например, если бы в СССР не было узбекского хлопка, Россия не имела бы тканей и пороха, если бы не было бы татарстанской и бакинской нефти, советские автомобили должны были бы ездить на импортном бензине и т.п.
Так что рассуждения о России-благодетельнице оставьте для легковерных идиотов!

Guest, 28.09.2013 в 23:36

Рассуждения типа "Россия облагодетельствовала нерусские народы русским игом" ничего, кроме презрения, не вызывают. Причина экспансии империй всегда экономическая, и если бы владение колониями было бы убыточным, от них сразу же отказались бы.
___
Совершенно верно!
Это удивительно, с каким упорством и настырностью имперцы продолжают вколачивать в головы татарстанцев мифы и сказки о благе и безумном счастье, которые империя Зла якобы принесла порабощенным народам! Ведь сами имперцы в это не верят, это же явно видно по их жалким и ущербным, не аргументированным комментариям. Но почему-то они наивно полагают, что татары и другие нерусские народы настолько доверчивы и наивны, что может быть даже и поверят в эти фантазии и небылицы.