9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения (часть 3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения (часть 3)

10 марта 2012 года
Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения (часть 3)

        В оправдание оскандалившегося священника Михаил Щеглов высказал мнение о том что «у отца Михаила действительно очень большие заслуги в восстановлении храма Параскевы Пятницы». По мнению председателя Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана, восстановление храма было бы невозможно если бы о.Михаил не вёл планомерной работы по привлечению меценатов. Деятельность о.Михаила на этом поприще действительно оказалась эффективной. Однако, по мнению Щеглова, «на определённом этапе отец Михаил видимо решил, что, имея заслуги по восстановлению храма, имеет право и сам пользоваться материальными благами». Михаил Щеглов напомнил собравшимся евангельскую истину: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Тем не менее, пояснил Щеглов, «в Церкви не существует канонических запретов, согласно которым священнослужитель не имеет права пользоваться материальными благами и окружать себя роскошью». Председатель Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана напомнил присутствующим о том, что буквально через несколько часов после телесюжета НТВ, стало известно, что архиепископ Казанский Анастасий после принял решение об отстранении отца Михаила от работы в храме Параскевы Пятницы. Михаил переведен в Высокогорский район, в заброшенный и недействующий храм в селе Каймары. Священнику поставлена задача заняться восстановлением разрушенного храма.
       Михаил Щеглов рассказал в своём докладе о ситуации с Храмом во имя Спаса Нерукотворного на реке Казанке, более известного как Храм-памятник русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Докладчик напомнил, что построенный в начале ХIХ века храм был лишен своего изначального предназначения и облика (Георгиевского креста на вершине, медальонов и надписей) при советской власти, но все же сохранялся как архитектурный объект и исторический памятник. Однако если в советскую эпоху храм находился в относительной сохранности, то с началом в Татарстане "суверенного периода" он стал подвергаться атакам вандалов. Даже кости павших воинов, собранные в подземном склепе, были разбросаны, а сам храм фактически превратился в отхожее место. После неоднократных просьб православной общественности в декабре 2001 года архиепископ Анастасий благословил создание прихода, который возглавил о. Фёдор (Ситкин). В заброшенном храме начались богослужения, а верующие стали добиваться возвращения храма в лоно РПЦ. После просьб и неоднократных выступлений СМИ республиканское руководство вынуждено было уступить – в канун так называемого "1000-летия Казани" 4 марта 2005 года храм был передан Казанской епархии РПЦ. Однако обещанные властями реконструкция и восстановление храма так и не были выполнены, несмотря на то, что перед «1000-летием Казани» из федерального бюджета выделялись огромные суммы на восстановление архитектурных памятников столицы Татарстана. Последние годы вялотекущий ремонт храма был возможен только за счет пожертвований прихожан, привлекаемых за счёт личного энтузиазма о.Фёдора. При этом татарские националисты неоднократно угрожали разрушить православную святыню (последний раз СМИ сообщали об этом в 2010 г.), поскольку символ русской воинской славы они считают «оскорблением» для Татарстана.
       В конце октября 2011г. православную общественность Татарстана и всей России взволновала новость о том, что Храм-памятник Казанская епархия возвращает государству, а службы в нём прекращаются. В сообщениях православных интернет-СМИ говорилось о том, что храм закрыт на замок и богослужения в нем не проводятся, а также приводились приписываемые архиепископу Казанскому Анастасию слова о том, что епархии храм не нужен. В те дни у православной общественности сложилось впечатление, что архиепископ Анастасий не заинтересован в том, чтобы в храме шли службы. Однако недоразумение с прекращением богослужений в Храме-памятнике благополучно разрешилось. Настоятелем прихода по благословению казанского архиепископа Анастасия стал настоятель казанского Кизического монастыря. По мнению Михаила Щеглова, это правильно, потому что монастырю легче обеспечивать работу храма. Кроме того, казанский владыка объявил о том, что им найден меценат-спонсор, который займётся финансированием восстановления храма.
       Как следует из слов Михаила Щеглова, бывшему настоятелю о.Фёдору приходилось разрываться между двумя приходами, ведь одновременно он является настоятелем храма в пригородном поселке Левченко, отдалённом географически от Храма-памятника. Фактически для священника были непосильной ношей (которую он взвалил на себя добровольно) заботы о разрушенном храме и прилегающей территории. По словам Щеглова, о. Фёдор Ситкин лично принимал участие в субботниках по уборке территории острова, на котором расположен храм, лично занимался ремонтом храма. Ему постоянно приходилось искать волонтёров для этих целей, и нередко все эти работы он вынужден был выполнять сам в одиночку. В связи с тем, что священник просто не справлялся с двумя приходами, он написал прошение об освобождении его от должности настоятеля Храма-памятника.
       После разрешения недоразумения с прекращением служб в храме-памятнике состоялась встреча представителей правления Общества русской культуры Татарстана с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. Этой встречи русская общественность Татарстана безуспешно добивалось целых 20 лет. В этот раз трёх членов правления единственной русской национальной организации Татарстана архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий пригласил лично (после скандала вокруг Храма-памятника на реке Казанке). По словам Михаила Щеглова, «владыка сделал вывод, что нужно сотрудничать с русскими общественным организациями, поддерживающими православную церковь». Результатом встречи стало назначение о.Фёдора Ситкина духовником Общества русской культуры Татарстана. Священник, 10 лет занимавшийся восстановлением Храма-памятника, получил благословение правящего архиерея на духовное окормление членов русской общественной организации.
       На этой первой за 20 лет встрече, по словам Щеглова, были достигнуты некоторые договоренности о взаимодействии Общества русской культуры Татарстана и Казанской епархии. «Правление Общества русской культуры Татарстана надеется на дальнейшее развитие этих отношений во благо всех православных республики», – завершил своё выступление на оптимистической ноте Михаил Щеглов.
       После окончания доклада председателя Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана посыпались новые вопросы, и завязалась дискуссия. Комментируя слова докладчика о проводимой местными властями политике «невозвращения церковных зданий», участники конференции вспомнили о том, что в Преображенской башне Казанского Кремля, в помещениях, которые когда-то занимала башенная церковь – расположены тир, кафе и сувенирная лавка.
       Председатель Общества ревнителей истории г.Казани Василий Ордынский высказал мнение о скандале с казанским священником Михаилом Григорьевым: «Этот скандал очень отрицательно сказался на и без того низком авторитете Церкви в регионе». Эксперт напомнил о том, что в своё время приснопамятный патриарх Алексий II называл корыстолюбие священников «гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом».
       Обсуждая доклад Михаила Щеглова, участники конференции вспомнили некоторые эпизоды борьбы за возвращение колокольни Богоявленского собора. Письма Общества русской культуры Татарстана с требованиями о передаче колокольни Казанской епархии бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев регулярно пересылал тогдашнему мэру Казани Камилю Исхакову, а русской общественности от имени мэрии отвечал заместитель Исхакова Фаил Ахмадиев: «Считаем передачу колокольни нецелесообразной». При этом Ахмадеев не утруждал себя объяснениями: по каким причинам передачу колокольни чиновники считают «нецелесообразной».
       Когда представители русской общественности пришли на приём к бывшему министру культуры Марселю Таишеву, то чиновник честно сказал что, как мусульманин, не хочет, чтобы в центре Казани звучал колокольный звон. Данное высказывание было записано на диктофон одним из журналистов. После репортажа о том, что думают на самом деле о православных церквях некоторые чиновники Татарстана, возник скандал, и Таишев поплатился за свою прямолинейность. Однако «воз и ныне там»: возвращать колокольню Церкви городские власти не планируют, а глава Казанской епархии архиепископ Анастасий делает вид как будто всё так и должно быть. 
       В этот день собравшиеся много говорили о том, что архиепископ Анастасий обладает талантом «не замечать» враждебные выпады в адрес Православия. 
       Представители русской общественности вспомнили о крайне безобразном случае – бывший глава администрации Елабужского района прямо в церкви, на глазах прихожан, избил священника. Причиной было то, что священник ему сделал замечание – чиновник не снял в храме свою кепку. 
       Вопиющим фактом агрессии против Православия стало и разрушение строящейся православной часовни в г. Набережные Челны татарскими национал-сепаратистами.
       При этом архиепископа Анастасия часто можно видеть в Казанском кремле на встречах иностранных делегаций, где он демонстрирует "процветание межконфессиональной толерантности в Татарстане".
       Комментируя слова Михаила Щеглова о том, что татарские национал-радикалы угрожали в 2010 году разрушить Храм-памятник русским воинам, павшим при взятии Казани (конкретно об этом заявил председатель Татарского общественного центра Галишан Нуриахметов), собравшиеся вспомнили, что в комментариях к этому призыву на сайте татароязычного радио "Азатлык" («Свобода») откликнулись многие пенсионеры из числа активистов татарского национал-сепаратистского движения. Фаузия Байрамова, одна из лидеров национал-радикалов, назвала подобное обращение Татарского общественного центра (ТОЦ) "большим мужеством". С ней оказался солидарен и один из зарубежных членов «Милли Меджлиса» (самопровозглашённого «парламента» татарского народа), учёный-химик Виль Мирзаянов, с 1990-х годов проживающий в США (после того как сбежал в эту страну с военными разработками в области химического оружия). Призыв к уничтожению Храма-памятника он охарактеризовал как "святое дело", написав в комментариях, что " жалеет, что сам сейчас не в России". К слову сказать, что никакой реакции правоохранительных органов Татарстана не последовало, несмотря на то, что об этом факте писала федеральная пресса.
       Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат исторических наук Александр Овчинников выступил с докладом «Образ русских в исторической науке Татарстана». Александр Овчинников рассказал о современных концепциях теории этноса, подвергнув критике концепцию примордиализма, которой по старой советской памяти придерживаются многие представители гуманитарной науки Татарстана.
       Доцент Овчинников рассказал о феномене т.н. «национальных историй», которые за последние два десятилетия расцвели не только на территории Татарстана, но и на всём постсоветском пространстве. «Исторические» работы, выполненные в этом жанре, не относятся к разряду научных, это чистая идеология. По мнению казанского историка, типичным образцом «национальной истории» является появившаяся в широкой продаже в г.Казани в 2011 года книга академика Академии наук Татарстана Мирфатыха Закиева под названием «Правдивая история татарского народа».
       В политическом плане подобные писания нужны для обоснования исторической законности существования новых постсоветских государств, включая «национальные» государства которые являются субъектами Российской Федерации. Когда «национальная история» одна на всю страну, этот миф может быть полезен государству, но когда из-за наличия «национальных республик» существуют десятки национальных мифологизированных историй, это может просто «разорвать государство». Кроме того, считает Александр Овчинников, в национальных республиках сложилась жёсткая вертикаль: местная власть – местные историки. По работам местных историков можно чётко проследить их чёткую связь с Татарским обкомом КПСС и далее с руководством уже «суверенной» Республики Татарстан в постсоветское время.
       Институт истории Академии наук Татарстана представляет собой «корпорацию, обслуживающую интересы политического руководства республики». Казанский историк уверен: для того чтобы эта корпорация перестала фабриковать псевдоисторические труды в которых искажается роль русских в истории Татарстана, нужно чтобы глава корпорации получил приказ сверху, «по-другому прекратить эту деятельность просто невозможно». Александр Овчинников обратил внимание собравшихся на необходимость анализа региональных учебников истории и «научно-популярных» изданий в жанре «национальной истории» с целью выявления антироссийских и экстремистских тенденций, и координация научной общественности региона с целью недопущения издания и распространения подобной антироссийской литературы.
       С докладом «Мировоззрение русской молодёжи г. Казани» выступил председатель Общества ревнителей истории г.Казани Василий Ордынский. Доклад исследователя был основан на интервью проведенных среди следующих групп русской молодёжи: 
       1) футбольные фанаты, позиционирующие себя как «славянские язычники» (религиоведы обычно называют их «неоязычниками»),
      2) футбольные фанаты, позиционирующие себя как «православные»
      3) неоязычники-индеанисты (представители нового религиозного движения, приверженцы культа богов североамериканских индейцев),
       4) православные монархисты, 
       5) скинхеды.
       Проведённые исследователем биографические интервью с использованием информантов из молодёжной среды показали, что представители русской молодёжи крайне негативно относятся к государственному образованию «Республика Татарстан» и к государственному образованию «Российская Федерация». Кроме того, проведенное исследование подтверждает, что этническая принадлежность в Республике Татарстан играет существенную роль при устройстве на работу. Исходя из собственного жизненного опыта, респонденты делали вывод, что зачастую им не удалось устроиться на выгодную и престижную работу именно из-за своей принадлежности к русскому этносу. По их мнению, выходцы из татарских сёл, занявшие ключевые места не только в органах государственной власти, но и на различных объектах экономической сферы, склонны проявлять заботу о своих односельчанах и родственниках при устройстве на работу в ущерб всем остальным. 
       Участвовавшие в интервью представители русской молодёжи демонстрировали крайне негативное отношение к государственному образованию «Республика Татарстан». По мнению респондентов, для Татарстана характерна «этнократия», русский этнос подвергается дискриминации, и русским практически невозможно сделать карьеру в госорганах. Василий Ордынский выразил озабоченность тем, что к государственному образованию «Российская Федерация» у респондентов также наблюдается отрицательное отношение. По их мнению, «Москве наплевать на интересы русских в Татарии и других национальных республиках», «государство не защищает наши интересы», «современная Россия – это не государство русских», «это государство не для русских».
       Кроме того, были проведены интервью в группе татарской молодёжи из числа футбольных фанатов, представители которой называют себя «булгаристы». Они также называют себя «тенгрианцами», поскольку являются приверженцами тюркского неоязычества («нового тенгрианства»). Кроме того, для данной группы характерно то, что свою татарскую идентичность они связывают с историей Волжской Булгарии, отрицая какую-либо преемственность своего народа от Золотой Орды, которую считают «государством монгольских оккупантов». По мнению председателя Общества ревнителей истории, данную группу татарской молодёжи целесообразно именовать «неоязычники-булгаристы», чтобы отличать их от других приверженцев «нового тенгрианства», которые занимают крайне русофобские позиции, а свою татарскую идентичность связывают именно с историей Золотой Орды, которую называют «государством татарского народа».
       Казалось бы, какая нужда интервьюировать татарскую молодёжь в рамках исследования, которое посвящено мировоззрению русской молодёжи? Но дело в том, что данная группа неоязычников-булгаристов и исследуемая группа славянских неоязычников являются союзниками. Показательно, что свои языческие праздники они празднуют совместно. Неоязычники-булгаристы считают, что у татарского народа «нет будущего вне союза с народом русским». Характерно, что у неоязычников-булгаристов также наблюдается отрицательное отношение как к государственному образованию «Республика Татарстан», так и к государственному образованию «Российская Федерация». Респонденты данной группы негативно оценивают сложившуюся в Республике Татарстан «этнократию» и считают, что пренебрежение интересами русского этноса отрицательно скажется в будущем и на ситуации в Республике Татарстан, и на ситуации в стране в целом. «Мы не хотим, чтобы Татария превращалась в Кавказ на Волге и нашим русским братьям пришлось бы уезжать отсюда»,- заявляют неоязычники-булгаристы. Представители данной группы татарской молодёжи согласны со своими соратниками из числа славянских неоязычников в том, что выходцы из татарских сёл на занимаемых ими постах в госорганах и объектах экономики при устройстве на работу склонны помогать преимущественно тем татарам, которые являются их односельчанами. Для тех представителей татарской молодёжи, которые являются неоязычниками-булгаристами, характерно следующее: они позиционируют себя именно как татар, не отказываясь от своей татарской идентичности, хотя и с поправкой на «булгарское происхождение». В этом одно из главных их отличий от тех татар, которые являются участниками «ультраправого» молодёжного движения скинхедов, которое в Татарстане обычно принято рассматривать как «русское движение».
       Для движения скинхедов, которые сами называют себя «ультраправыми», характерно что среди них есть этнические татары, однако они позиционируют себя как славяне и русские (даже имея татарские имена и фамилии, когда оба их родителя – татары). Татары-скинхеды позиционируют себя как выступающих за «славянскую идею» и за «интересы белой расы». Для «ультраправых» татар характерен полный отказ от татарской идентичности, данная группа татарской молодёжи является приверженцами славянского неоязычества, а не «нового тенгрианства».
       Василий Ордынский напомнил собравшимся о том, что 26 июля 2011 года суд Авиастроительного района г. Казани вынес приговор членам «ультраправой» молодёжной организации "Фронт казанских патриотов", в которую входили молодые люди в возрасте 18-20 лет. Шестеро участников данной неформальной молодёжной организации получили приговоры по ст. 282 Уголовного кодекса России. Неформальный лидер сообщества Рамиль Денюшев был приговорен к пяти годам и шести месяцам колонии общего режима. В своем обвинительном заключении старший помощник прокурора Авиастроительного района Рафис Габдельганиев отметил, что идеология данного «ультраправого» сообщества состояла в «декларировании превосходства славянской нации над всеми остальными», а также в «возбуждении ненависти к неславянским народам». В то же время сам Денюшев является чистокровным татарином, а его мать, которая ходила на все заседания суда в традиционном татарском платке, и обращалась к сыну в зале суда на татарском языке.
       Докладчик обратил внимание участников конференции на том, что исследуемые группы русской молодёжи крайне негативно относятся к Русской Православной Церкви. Крайне отрицательно к епископу Анастасию относятся не только неоязычники, но и православные монархисты, и та часть движения футбольных фанатов, которые позиционируют себя как «православных». «Епископ Анастасий прислуживает татарским нацистам», – процитировал исследователь высказывание одного из респондентов. Данное высказывание характеризует одну из двух основных претензий русской молодёжи региона к главе Казанской епархии. «Татарскими нацистами» представители русской молодёжи и неоязычники-булгаристы называют активистов татарского националистического движения: Фаузию Байрамову, Заки Зайнуллина, Рафиса Кашапова и др.
       Вторая главная претензия молодёжи – то, что епископ слишком сервилен по отношению к республиканским властям. По мнению представителей русской молодёжи, Казанская епархия выбрала соглашательскую позицию ко всем антиправославным и антирусским действиям местных властей.
       По мнению Василия Ордынского, «вполне понятно, что капитулянтская позиция правящего архиерея вызывает крайне негативную реакцию у русской молодёжи». 
       Докладчик напомнил о том, что 27 февраля 2011 года в столице Татарстана состоялось организованное Обществом русской культуры Татарстана и движением «Русские за здоровый образ жизни» мероприятие «Русский день», в форме шествия с флагами и транспарантами, на которых были лозунги призывающие к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Целью данного мероприятия было привлечение русской молодежи Татарстана к спорту, русской культуре и сохранению русского языка. Планировался и молебен «О призвании Святого Духа ко всякому благому делу», ведь в правлении Общества русской культуры Татарстана входят священники Русской Православной Церкви. Однако заявленный молебен не состоялся, поскольку пришедшему на мероприятие о.Олегу Соколову проводить его запретил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Священнику ничего не оставалось как просто присоединиться к шествию молодёжи, заявив, что «как член правления Общества русской культуры и просто как русский человек я не могу остаться равнодушным».
       По мнению исследователя, повод говорить о том, что «епископ Анастасий прислуживает татарским нацистам» дают события, прогремевшие в 1998 году на весь Татарстан и за его пределы. В тот год один из лидеров татарских националистов бывший полковник Советской армии Заки Зайнуллин потребовал от архиепископа Анастасия немедленно снять с крестов на куполах храмов "поверженный мусульманский полумесяц". По мнению председателя Общества ревнителей истории, ошибочным является широко распространённое мнение о том, что кресты «нависающие» над полумесяцем появились на куполах храмов после взятия Казани в 1552 году в ознаменование победы православия над исламом. Полумесяц на куполах храмов символизирует Богородицу, и одновременно – Церковь Христову, поскольку Богоматерь, через которую воплотился Христос, в богословии понимается как «храм Господень». Это не противоречит и толкованию, что полумесяц символизирует «корабль спасения», ведь Церковь и есть средство спасения.
       Заки Зайнуллин в 1998 году фактически выдвинул ультиматум: "Сегодня мы начинаем работу против Анастасия и русского ига... В случае, если Казанская епархия откажется выполнять наши требования, Татарский общественный центр намерен применить силу...". Далее был оглашен список храмов, на куполах которых находятся полумесяцы. И епископ Анастасий пошёл на поводу у татарских националистов, выполнив их ультиматум. Полумесяцы с куполов храмов были сняты.
       Таким образом, по мнению докладчика, получается, что Казанская епархия практикует соглашательскую позицию не только в отношении местных властей, но и в отношении татарских националистических организаций, которые не скрывают своего враждебного отношение к Православию и к русскому народу. 
       В Татарстане, по мнению эксперта, «выросло целое поколение русской молодежи, которое, наблюдая абсолютную лояльность руководства Казанской епархии по отношению к политике, проводившейся в Татарстане все 20 лет "суверенитета", крайне негативно относится к Русской Православной Церкви и все чаще уходит в неоязычество, которое считает "родной верой", и в другие новые религиозные движения». 
       При этом никакой просветительско-миссионерской и антисектантской работы Казанской епархией не ведётся ни среди русской, ни среди кряшенской молодёжи. «Дело дошло до того, что русская молодёжь начала поклоняться индейским божествам», – констатировал исследователь, имея в виду новое религиозное движение неоязычников-индеанистов. «И для той части молодежи, которая ушла в «родноверие», языческие праздники, которые они отмечают массово и с большим размахом, давно заслонили православные церковные праздники», - констатировал исследователь.
       По его мнению, «тем не менее, именно христианство в виде Православия на самом деле является родной верой для русских людей, в отличие от искусственно созданного в последние десятилетия «нового язычества». Однако до русской молодёжи трудно донести эту истину в условиях когда «Казанская епархия РПЦ заняла откровенно капитулянтскую позицию в отношении политики местных властей и татарских националистов».
       Уже более 20 лет в Республике Татарстан татарские молодёжные организации пользуются поддержкой республиканских органов власти, и эта поддержка осуществляется на деньги налогоплательщиков республики. Из средств госбюджета финансируются съезды татарской молодёжи, различные мероприятия, направленные на формирование этнического самосознания у молодых татар. Так, в июне 2011 года, в молодежном лагере "Волга" под Казанью прошли очередные Дни татарской молодежи. Мероприятие было организовано Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Участники изучали основы татарского языка и историю татарского народа, для них были организованы мастер-классы по вокалу, хореографии, журналистике, интернет-технологиям. Однако никаких аналогичных мероприятий для представителей русской молодежи данным министерством в республике не проводится и даже не планируется проводить. «В том, что татарская молодежь получает поддержку от государства, ничего плохого нет, – высказал своё мнение Василий Ордынский. - Однако избирательная политика поддержки одного молодежного национального движения (татарского) и полное игнорирование другого молодежного движения (русского), позволяет говорить о привилегированном статусе татарского этноса в ущерб русскому. То есть, дает повод для критики Татарстана, вопреки декларируемому официальными властями республики «равноправию и толерантности».
       Поддержка этнических организаций «титульных» народов республик в ущерб русским – это ситуация, свойственная практически для всех национальных регионов России. Оставленная без поддержки государства русская молодежь чувствует свою невостребованность, что вызывает у нее закономерный протест. При таком отношении русская молодежь Татарстана в последнее время предпринимает попытки стихийной самоорганизации, вливаясь в ряды различных неформальных околофутбольных и неоязыческих организаций, а иногда и в организации крайне радикального толка, свидетельством чему было недавнее дело "Фронта казанских патриотов". Равнодушие властей к проблемам русской молодёжи создаёт питательную среду для различных экстремистских течений.
       По мнению Василия Ордынского, власти Республики Татарстан, наряду с татарскими молодежными организациями, должны поддерживать и русские. В качестве примера можно взять существовавшее до 1917 года в Казани русское молодежно-патриотическое движение "Беркут".
       Комментируя слова докладчика о том, что Казанская епархия «слишком сервильна» по отношению к местным властям, участники конференции вспомнили, что владыка Анастасий в 1990-е годы неоднократно в выступлениях по местному ТВ говорил о том, что «Церковь поддерживает суверенитет Татарстан, выступает за отношения с Россией на равных договорных основах».
       Профессор-политолог Владимир Беляев высказал мнение о необходимости сотрудничества с архиепископом Казанским Анастасием. Не давая оценок деятельности архиепископа, профессор Беляев высказал следующее суждение: представители русской общественности должны любыми путями привлечь архиепископа на свою сторону, дабы он был их активным союзником в деле возвращений церковных зданий верующим, а не безучастным наблюдателем. Однако многие из присутствующих скептически отнеслись к самой возможности подобной метаморфозы со стороны казанского владыки.
       Корреспондент информационного агентства «Регнум» Алексей Дёмин, комментируя историю о снятии полумесяцев с куполов православных храмов, рассказал о том, что в православной традиции полумесяц рассматривается также и как «символ евхаристической чаши и крещальной купели». Журналист напомнил о том, что в Православии полумесяц также трактуется как «якорь, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной». В этой связи один из гостей конференции напомнил рассуждение апостола Павла о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий». Все присутствующие согласились с тем, что ошибочным является распространённое в кругу татарских националистов мнение о том, что кресты «нависающие» над полумесяцами на куполах храмов являются символами «победы православия над исламом».
       Один из лидеров казанского сообщества «Русские за здоровый образ жизни», студент Дмитрий Павлов выступил с сообщением, рассказывающим о деятельности этого молодёжного движения г.Казани. Все участники движения ведут трезвый образ жизни, не курят и призывают к тому же других своих сверстников. Члены движения «Русские за здоровый образ жизни» регулярно посещают атлетический зал, практикуют силовые тренировки с гантелями и штангой. Многие участники движения занимаются в секции лёгкой атлетики, занимаются различными зимними видами спорта. Одними из их последних акций движения «Русские за здоровый образ жизни» стали проведенные при поддержке Общества русской культуры Татарстана мероприятия «Русский ключ» и «Русская дубрава», во время которых были осуществлены расчистка заброшенного родника и уборка лесопарковой территории. В обоих случаях акциям предшествовали спортивно-оздоровительные пробежка и разминка, устроенные парнями и девушками из движения. После очистки родника о.Фёдором Ситкиным был проведен водосвяnbsp; nbsp;тный молебен, источник был освящен. 
       Дмитрий Павлов рассказал о сложных взаимоотношениях движения «Русские за здоровый образ жизни» с местным антирусским молодёжным движением «Антифа-Казань». По мнению Павлова, несмотря на то, что члены данного движения своей идеологией объявили «антифашизм», их реальной идеологией является антирусский фашизм. Студент напомнил присутствующим о событиях произошедших в Казани 16 января 2011 года. В этот день на мероприятие в центре города собрались участники движения «Русские за здоровый образ жизни»: около 25 человек в возрасте 13-18 лет, которые были одеты в спортивные костюмы и не имели при себе ни плакатов, ни других посторонних предметов. Маршрут кросса составлял около 5 км. Во время бега участники забега скандировали "Русские - за спорт!", "Трезвость – выбор сильных", "Русский, значит трезвый!", "Россия!", "Казань!". Когда участники акции подбежали к станции казанского метро "Козья слобода", возле пункта охраны общественного порядка МВД на них с криками "Антифа!" и «Дагестан!» и с нецензурной бранью напали члены движения "Антифа" в количестве около 50 человек, вооруженные травматическими пистолетами, бейсбольными битами, резиновыми дубинками и кастетами. Завязалась драка, но поскольку силы были явно неравны, то юные спортсмены вынуждены были разбежаться в разные стороны. После этого тех участников забега, которые разбежались по окрестным дворам, вылавливали сотрудники полиции (которая тогда ещё называлась «милицией»). Они были доставлены в ближайший отдел внутренних дел, где с них сняли отпечатки пальцев. По завершению этих процедур участников спортивного мероприятия.
       Дмитрий Павлов заявил о том, что русские люди должны быть «сильными, как морально, так и в физическом плане, потому что из каждого сильного человека складывается сильная нация». По мнению студента, будущее России – именно в здоровом образе жизни русских людей, « без алкоголя, табака и других наркотиков».
       Присутствующий на конференции лидер немецкой диаспоры г.Казани Виктор Диц крайне положительно высказался о деятельности движения «Русские за здоровый образ жизни». «Русская молодёжь движется в правильном направлении», – так Виктор Диц прокомментировал выступление студента.
       Присутствующие на конференции представители русской общественности вспомнили о том, что 16 января 2011 года, в день нападения группировки «антифа» на участников пробега «Русские за здоровый образ жизни», в социальной сети "В контакте" в группе "Антифа Казань" было размещено заявление представителей «антифашистского» движения. В этом заявлении говорилось, что члены группировки «Антифа» с уважением относятся к идеям проведения мероприятий, пропагандирующих здоровый образ, но считают, что у данного мероприятия была «националистическая подоплека». Поэтому, как было сказано в заявлении «антифа» в социальной сети, «мы не могли допустить продолжения данного мероприятия, и не допустим его проведения вновь». Однако на самом деле никаких националистических и ксенофобских лозунгов участниками спортивного мероприятия во время пробега не скандировалось, а единственное, что было у них в руках – это государственный флаг России. По мнению присутствующих, у проведенного мероприятия не было никакой ксенофобской подоплеки, которую им приписывает «антифа», хотя бы уже потому, что «около половины участников движения «Русские за здоровый образ жизни» – татары по национальности».
       Здесь стоит отметить, что когда русская молодежь начинает вести спортивный образ жизни, то она разрушает стереотипные представления о русских как о пьяницах. Именно поэтому сам факт проведения подобных русских пробежек в Татарстане вызывает бурную ненависть у татарских национал-сепаратистов, которые привыкли везде писать о русских как деградирующей нации, а появление здоровой русской молодежи резко разрушает миф о пьянстве как «национальной традиции русских».
 

Василий Ордынский
(Продолжение следует).


Комментарии (0)