4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Родной язык
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Родной язык

17 марта 2013 года
Родной язык

     Прочел заметку Р. Сулейманова, известного «защитника» русского населения в национальных республиках против «дискриминации» русских со стороны региональной этнократии, пользующейся поддержкой прикормленных ею местных национал-сепаратистов в «ЗП» N42 2012 г. О заседании экспертного совета Государственной думы совместно с самозваными экспертами по проблеме русского языка во главе с председателем ОРК М. Щегловым. Мероприятие организовал, по-видимому, сам Р. Сулейманов совместно с известной О. Артеменко, вероятно, на деньги налогоплательщиков, при этом, судя по количеству участников и месту заседания, расходы были немалые.
      Следом в «ЗП» N47 за 2012 г. появляется открытое письмо Р. Минниханову с ультимативным требованием «об изучении татарского языка на добровольной основе, как это было до принятия суверенитета». В противном случае в конце письма выдвигается требование переселения русских и русскоязычных жителей в равноценные города центральной России. Интересно бы узнать о добровольности подписания обращения подписантами. Не исключено, что обращение организовано лидерами ОРК совместно с Р. Сулеймановым. Как все же совмещается педагогическая деятельность активистов ОРК, зав. Кафедрой КХТИ А. Салагаева и доцента КАИ М. Щеглова и, например, пикет ОРК 13 сентября 2012 г. перед зданием Госсовета с провокационными лозунгами. Можно ли рассчитывать после этого на объективность преподавателей, которые занимаются разжиганием межнациональной розни. Оба документа в «ЗП» N42 и N47 объединяет скрытая татарофобия, неуклюже прикрываемая заботой о великом и могучем и требованием возврата в добрые времена СССР, когда не было ни суверенитета РСФСР, ни ТАССР, а «нефть и газ, сапфиры и алмазы» принадлежали государству, а не избранным олигархам. В эти добрые времена родители подписантов были заняты строительством коммунизма, который должен был наступить тем быстрее, чем скорее все заговорят по-русски, как высказался Н. Хрущев перед минскими студентами.
      Как раз в это время родители председателя ОРК М. Щеглова приехали в Казань молодыми специалистами: отец после окончания технического вуза в ГДР, мать с Украины. Сотни молодых специалистов с разных концов СССР принял новый НИИ близ КОМЗа. Всем семейным давали бесплатно квартиры на зависть аборигенам. Но цель стоила затрат государства.
Зарплаты хватало, работа не оставляла времени на заботу о русском языке. Только молодые специалисты-татары, в основном приезжие, были удручены состоянием национального образования. Они попытались организовать кампанию по открытию татарской школы в Дербышках, были на приеме в президиуме Верховного Совета республики, однако затем со многими из них провели беседу на Черном озере, и они вынуждены были успокоиться, правда, татарскую школу все же открыли.
      Это было время, когда нынешнему депутату Государственной думы Ф. Сибагатуллину, приехавшему из деревни на учебу в Казань, могли запретить разговаривать по-татарски в общественном транспорте, а во вновь созданном НИИ какой-нибудь начальник из приезжих мог грубо запретить разговаривать своему подчиненному по-татарски даже в курилке (за что имел прозвище «расист из Алабамы»), а толерантные татары считали неэтичным говорить по-татарски в присутствии хоть одного русского, хотя последние не стеснялись обсуждать нравы татар, считая дикостью поиск монеты в катыке на сабантуе (интересно, какова была их реакция, когда это проделал Путин). Логика приезжих была просто убийственной. По-русски, мол, алтын – медная монета, а по-татарски – золото. По-русски сарай – сарай, а по-татарски дворец. Местные русские в таких разговорах участия не принимали.
      Это было время, когда на концерт ансамбля песни и пляски крымских татар их Узбекистана во Дворце культуры Дербышек пришло около десятка человек из более чем 30-тысячного населения поселка, в то время, как в Узбекистане на их выступление было не попасть. Но аборигенам татарам это было не интересно. На концерте был ваш покорный слуга, который появился в это время в Казани, был поэт Хусни, которого перед концертом в автобусе злобно обзывал националистом пожилой татарин, услышав разговор Хусни по-татарски. При этом этот татарин кричал на весь автобус по-русски, и, конечно, на концерте его не было. Концерт был замечательный, была в восторге обслуга дворца. Больше, по-моему, ансамбль в Казань не приезжал. (Не проявили интерес казанцы и к выступлению ансамбля песни и пляски Чечено-ингушской АССР.) Что удивительно, этот же зал дворца был битком набит на концерте эстрады из Азербайджана на следующий день, а также на другом концерте через день. Билеты стоили копейки, и я посещал из любопытства все подряд. Но выступление ансамблю крымских татар помню до сих пор.
      Молодежный коллектив НИИ оправдал трудом понесенные страной расходы, вырастив высококлассных специалистов, кандидатов и докторов наук из своей среды. В лучшие времена коллектив насчитывал многие тысячи человек, от которых после развала СССР, а затем научных исследований осталось несколько сотен сотрудников. Как сказал С. Капица, чтобы возродить науку России, понадобятся многие десятилетия.
      Впрочем, вернемся к вопросу о защите великого и могучего, для чего предлагают вернуться к временам до суверенитета. Как видим, вернуть науку и технику к временам до суверенитета уже невозможно, и стране, похоже, это не надо. Что касается русского языка и литературы, молодые филологи с дипломами по центральному телевидению не могли ответить на вопросы, откуда цитируется фраза «не хочу учиться, хочу жениться», «рожденный ползать летать не может». Даже А. Кончаловский (в «Аргументах и фактах») приписывает фразу «Вы, жадною толпой стоящие у трона» А. Пушкину, а редакция это не замечает. Преподавание иностранных языков и в советской школе было слабым (когда хлынул в страну поток иностранцев, преподаватели языков не могли с ними изъясняться). Что касается татарского языка, то не создается языковая среда, в которой общались бы ученики без всяких грамматик, фонетик и синтаксисов. Почему-то в Казани считается неэтичным разговаривать по-татарски в присутствии хотя бы одного русского. Так считают не только русские, но и татары. Получается, в Казани вообще неэтично разговаривать по-татарски в обществе, поскольку обязательно находится хоть один не татарин.
 

 Р. ЕНГАЛЫЧЕВ,
инженер.


Комментарии (13)
Guest, 17.03.2013 в 11:20

"Получается, в Казани вообще неэтично разговаривать по-татарски в обществе, поскольку обязательно находится хоть один не татарин." Нет не получается. Сейчас уже никто не обращает внимание если говорят по татарски на стоящих рядом русских.

Аналитик, 18.03.2013 в 00:53

Почему-то в Казани считается неэтичным разговаривать по-татарски в присутствии хотя бы одного русского. Так считают не только русские, но и татары. Получается, в Казани вообще неэтично разговаривать по-татарски в обществе, поскольку обязательно находится хоть один не татарин.
===========
Лет двадцать назад я начал открыто разговаривать с сотрудниками-татарами на родном языке. Когда одна русская работница вздумала было потребовать от меня, чтобы я не разговаривал при ней на татарском, я в ответ предложил ей не разговаривать при мне на русском. Сработало отлично, больше никаких подобных претензий ко мне не было. Всем рекомендую этот метод !

Кунак, 18.03.2013 в 10:23

Повторюсь. Первый раз на тему языка писал на другом сайте.
В студенческие годы за моей знакомой татарской девушкой ухлестывал один русский сокурсник. Она не очень отвечала его чувствам,но и не отвергала полностью. Со мной спорила, не соглашалась по поводу ориентации каждого татарина на национальный брак не очень уж принципиально. Всё витала в облаках иллюзий. Я говорил, если так, то проверь на вшивость каждого претендента на просителя твоей руки,а так же их родителей. Подошел случай. Однажды, возвращаясь с занятий,и проходя не далеко от дома сокурсника, полил сильный дождь. Промокли. Сокурсник пригласил к себе просушиться. Зашла,представлена родителям,переоделась в предложенный халат,чай. Сокурсник сорвался в магазин. Разговор, тары-бары. Вспомнила мой совет с проверкой на вшивость. Попросила разрешения позвонить с их телефона родне. Да пожалуйста. Стала говорить на татарском в живом темпе с шутками и смехом. Заметила пристальный и настороженный взгляд родителей парня. Далее к ней.
А как тебя по русски зовут? Ответ. Так как родители нарекли. Вопросы дальше с тревогой о сыне. А ежли у тебя муж будит русский, ты будишь принем говорить на своем? Да, я ему переведу, и буду учить. В лицах родителей тревога и перегляд. Платье высохло. Переоделась в ванной, поблагодарила за чай. Далее. Ты знаеш у нашего(назвала сына по-имени) есть девушка на примете, наверное они поженятся(пудра для мозгов).
Моя знакомая их успокоила. Ну, как говорится-любовь да совет. Не волнуйтесь. Ни каких видов на вашего сына я не имею. Зашла по настоянию вашего сына по случаю дождя. Поблагодарив за прием откланялась. На выходе из дома столкнулась с возвращавшимся с пакетом из магазина парнем. После недоумения на лице его и недолгих препирательств распрощалась с ним.
Ф как теб

УУСТИК, 18.03.2013 в 10:48

мороз крепчал,а шовинисты наглеют.такие вот времена(плагиат от познера).полный путинг!ведь сами по себе они не дураки возникать-есть,значит,собачья команда "ФАС!"

Тимерче, 18.03.2013 в 21:12

По-русски, мол, алтын – медная монета, а по-татарски – золото.
=======================================
Название монеты алтын от татарского "алты тиен" - шесть денег (деньга тоже от татарского), а вовсе не от "алтын" - золото.
Две деньги равнялись копейке. Таким образом один алтын составляли три копейки

Василий, 18.03.2013 в 21:28

Статья - ни о чём.
Кстати, дети самого автора статьи - обрусевшие, по-татарски не говорят, старшая дочь - замужем за русским, православная.
Чего ж он тут рассуждает-то ?

Aqbars, 19.03.2013 в 20:09

Весь 20 век усиленно поддерживался миф о преимущества "великого и могучего". На самом деле у него нет ни малейших преимуществ ни перед европейскими языками, ни перед тюрскими, которые и древнее и поэтому лучше разработаны.
"Великий и могучий" - во многом искусственно сконструированный язык в конце 18, начале 19 веков. Он очень далек от совершенства и, поэтому, на нем практически никто не способен писать грамотно. Он излишне тяжеловесен и требует излишних согласований.
Он уступает как татарскому, так и английскому, например, системно.

Guest, 20.03.2013 в 00:33

Ну наконец то: в кои то веки от Акбарса вменяемый комментарий, по сути которого нечего возразить.

Добавлю еще, что первый, кто заговорил на этом "эсперанто" - это Пушкин. Вся русская словесность начинается с него. Пушкин большинство своих приемов и сюжетов заимствовал из западно-европейской романтической традиции. Вся русская словесность вторична по отношению к западной. Собственно, поэтому и популярны на Западе Толстой с Достоевским, что позволили посмотреть ему на себя немного со стороны. И тот и другой не умеют писать. У них нет дара "беллетристики". Они очень тяжеловесны. В попытке донести свою мысль до читателя они громоздят многоходовые словесные конструкции, через которые практически невозможно прорваться. Малоизвестный факт: Достоевский переводится на другие языки чаще всего не дословно. Переводчики пытаются его фразу сделать более изящной, удобоваримой.
Толстой прославился тем, что умудрился как то запихать в одно предложение 17 раз слово "есть", "быть" в разных вариантах. Лингвисты до сих пор хохмят на этот счет. Несчастные читатели!
Про себя могу сказать, что при всей любви к чтению, я возненавидел русскую литературу 19 века еще в школьные времена. Единственно, кто чего то стоит в ней - это Пушкин и Гоголь. Мое мнение, конечно.
И вот, татары вынуждены читать всю эту галиматью в ущерб собственной литературной традиции. Понятно, что она забита и затравлена, и читать там не так уж много можно. Но лучше уж свое, чем эти мертворожденные Франкенштейны, объедки западной культуры.

Aqbars, 20.03.2013 в 12:59

“И вот, татары вынуждены читать всю эту галиматью в ущерб собственной литературной традиции.”

Ситуация в реальности может оказаться существенно хуже. Вспомним слова академика И.Павлова:”Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека, он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами.” (Читай более подробно в интернете Об уме вообще, о русском уме в частности (fb2) | Либрусек)
Боюсь, что этот имеющий место быть в действительности феномен самым прямым образом связан с искусственностью русского языка и его грамматики. Они излишне детализованы и требуют лишних согласований, как будто бы заведомо рассчитаны на людей не очень сообразительных, которым нужно детальное разжевывание. Отсюда, скорее всего, и идет “слабость развития мозговой системы”.

Guest, 22.03.2013 в 01:02

"Они излишне детализованы и требуют лишних согласований, как будто бы заведомо рассчитаны на людей не очень сообразительных, которым нужно детальное разжевывание."

Важное замечание. Таким образом, язык моделирует поведение - это обратная сторона вашего тезиса. Татары, изучая русскую литературу 19 века, по сути зомбируются теми смыслами и моделью цивилизационного поведения, что заложены в ней. Цивилизационный код русской литературы заложен в стране, где 90% населения было безграмотно и бесправно, жило в состоянии быдла, преследовалось с одной стороны манией величия и шапкозакидательством, а с другой стороны - комплексом неполноценности. С одной стороны мессианство и истовая вера, - с другой ксенофобия и подлейшее пьяное существование. Русская культура и ее составные части - литература и прочее - это яд для других народов. Этот яд разъедает цивилизационный каркас любой нации. Почему так? Русскость это вненациональный признак, это признак имперский, сборный. Имперскость подразумевает отказ от "приземленности" и стремление ввысь, к возвышенному. Обратите внимание, как похожи образцы графической пропаганды Третьего Рейха и СССР. И тут и там - идеально-мужественные профили мужчин и женщин, отрешенные от простых чувств. В их глазах проглядывает железная воля в достижении цели - господства арийцев или всемирного коммунизма.
Для чего был создан русский язык? Прежде всего для скрепления разнородных фино-славянских насельников в единый имперский этнос, который мог бы в силу своей вненациональности впитывать довольно безболезненно и другие нации в ходе постоянных захватов соседних территорий. Кстати, во многом поэтому затруднен процесс построения русского национализма. Ребята находятся перманентно в когнитивном диссонансе: кто такие русские и каковы их признаки? Потому что те кто называет себя сейчас русскими это такая солянка, что мама не горюй! Лично знал одну девушку, у которой отец татарин, а мать венгерка. На вопрос кем ее записать в анкете, татаркой наверно, она с возмущением ответила: я русская!
Как итог. Что нужно, чтобы противостоять русскому литературному яду? Любая сильная культура с развитой литературой. Желательно своя. Если же нет, то бессмертные образцы ОРИГИНАЛОВ. То есть, то от чего отталкивалась и где брала истоки русская литература. Иначе говоря, западно-европейская литературная традиция, начиная от Шекспира и заканчивая постмодернистами. Если нет языка, то в русском переводе. Если есть - в оригинале.
Ведь зачем копия, когда оригинал лучше?

Guest, 22.03.2013 в 11:36

Вы наверное рехнулись. Весь мир, все писатели мира отмечают как эталон русскую литературу, как мировой культурный феномен, преклоняются перед Толстым и Достоевским. Вы призываете не читать русскую литературу? Это воинствующее невежество, которое вредит культуре татарского народа. На путях изоляционизма возможно придти только к мракобесию. Конечно, если бы татарская литература родила Толстого и Достоевского, было бы отлично. Но по заказу такие гении не рождаются.

Аналитик, 22.03.2013 в 23:31

, 22.03.2013 в 11:36
Вы наверное рехнулись. Весь мир, все писатели мира отмечают как эталон русскую литературу, как мировой культурный феномен, преклоняются перед Толстым и Достоевским.
=============
Весь мир, все писатели мира - английские, французские, итальянские, японские и все прочие поручили вам сообщить, что почитают русскую литературу как эталон и преклоняются перед Толстым и Достоевским ? Удивительно ! Наверное, Соммерсет Моэм не принадлежит к мировой литературе, раз он весьма скептически относился к русским и русской литературе ? Кстати, вы всех мировых писателей опросили или выступаете от их имени без такого опроса ?



Вы призываете не читать русскую литературу? Это воинствующее невежество, которое вредит культуре татарского народа.
================
А как следует расценить выступления русских против изучения не что татарской литературы, но даже татарского языка ? Это не проявление воинствующего нацизма ?
Что касается меня, то я считаю, что русскую литературу татарам нужно изучать, но как пример того, как не следует жить. Учиться полезно и на своих ошибках, и на чужих. В частности, татарам не следует заниматься самокопанием, самотерзанием и прочим самоанализом, чему учит русская литература, а надо бороться за свои права, свободу и независимость, как подобает нормальным людям. Если русскую литературу и надо учить, то только под таким критическим углом анализа.

Guest, 23.03.2013 в 00:12

"Вы призываете не читать русскую литературу? Это воинствующее невежество, которое вредит культуре татарского народа. На путях изоляционизма возможно придти только к мракобесию."

Да, именно так: русская культура, как и русская литература прямо вредны татарам. Так же была бы вредна английская культура, если бы Англия была соседом татар и пыталась бы их ассимилировать.
А вы что предлагаете? Под видом приобщения к "высокой культуре" протянуть лапки и раствориться в "русском плавильном котле"? Вы - растворяйтесь. Я - не буду. Дети мои тоже не будут. А там дальше - как Аллах даст.
И еще. На путях изоляционизма можно сделать одну, но важную вещь: можно сохраниться как народ. А если как вы, АВЫЗНЫ АЧЫП жрать все что вам подадут, то недолго отравиться и копыта отбросить. Вы то вот точно отравлены: пропагандистские бредни русских, что якобы весь мир молится на их писателей, принимаете за чистую монету. Уважающие себя нации любят своих писателей. Северные русские бородачи известны там только среди интеллектуалов. И поэтому в Англии чтут Шекспира, а не каторжника-педофила Достоевского. И в Америке наследие Эдгара Аллана По гораздо более влиятельно и почитаемо, чем сексуально озабоченный посконно-домотканный русский граф-писатель.
И насчтет невежества: надо брать оригинал, а не дешевку копию. Русская литература зародилась из западно-европейского романтизма. Так читайте основателей того же романтизма, - Байрона, Шиллера, Гете. Или, если про них не сказано, что они "великие русские писатели", вы и не посмотрите в их сторону? Вы и есть невежа. И это прямое следствие влияния на вас русской культуры и русской литературы.