15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Референдум
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Референдум

23 марта 2014 года
Референдум

      16 марта в Крыму состоится референдум по вопросу присоединения Крыма к России в качестве субъекта Российской Федерации. Для Путина принципиально важно, чтобы решение о присоединении к России было принято максимальным большинством голосов, потому что на кон в этой геополитической партии он поставил очень много. Путин не может себе позволить роскоши проиграть в этом вопросе, это было бы аналогично проигрышу в Русско-японской войне 1905 года для Николая II.
     Социологические опросы показывают, что в конце января в Украине в поддержку присоединения к Российской Федерации голоса распределялись так – в Крыму 43% опрошенных поддерживали присоединение к РФ, в Донецке 20%, в Харькове 15%, в Одессе 10%, в Киеве 5%. О чем свидетельствуют эти цифры – референдум о присоединении к России может быть успешным только в Крыму. С тех пор эти цифры, конечно, могли измениться, Путин, например, практически гарантирует увеличение пенсий для принявших российское гражданство в три раза. Но дело в том, что экономика России может не выдержать этих расходов. И добавляет это не много голосов, проценты. Кроме того украинские олигархи, естественно, не хотят «ложиться» под московских олигархов. 
     Присоединение 2 млн. человек в Крыму и 400 тысяч человек в Севастополе еще можно экономически выдержать. Александр Починок приводит такие цифры – для выплат пенсий примерно 100 тысячам пенсионеров нужно минимум 10 млрд. рублей в год. То есть ни Харькова, ни Донецка, ни Одессы единовременно взять на кошт не получится. Починок считает, что все расходы на операцию «Крым» составят для России примерно 2 триллиона рублей и даже больше. Это может привести к тому, что курс рубля уже в апреле упадет до 50 рублей за доллар. Цены на импортное продовольствие уже выросли в торговых сетях за два месяца на 15%. Когда в ход пойдут мировые санкции, причем дело может пойти до обрушения цен на нефть с помощью иранской нефти, это может привести к росту цен на продовольствие в России минимум в два раза. Что, кстати, не так плохо для Татарстана, где развит аграрный сектор. 
     Путину необходимо получить не менее 70% голосов за присоединение к России на крымском референдуме. Но в Республике Крым без Севастополя примерно 260 тысяч крымских татар, 550 тысяч украинцев, 1150 тысяч русских. Если крымские татары не поддержат вхождение в состав России, то референдум может провалиться. Поэтому поддержка крымских татар весьма необходима Путину, вследствие этого он буквально продавил через Верховный Совет Крыма закон о гарантиях для крымско-татарского народа (как сообщают крымские татары, парламент Крыма до последнего сопротивлялся принятию этого закона, и он был принят исключительно благодаря личному вмешательству Путина и Минниханова), где им гарантировано, например, 20% мест в парламенте. Это, кстати, совершенно противоречит законодательству Российской Федерации. Демократическая Украина при этом крымским татарам ничего не гарантирует, при том, что они занимают прокиевскую позицию.
     Конечно, если бы сразу 15 млрд. долларов вбухали не в Януковича, а в Крым (это примерно по 25 тысяч долларов на каждую крымскую семью), то успех референдума был бы обеспечен и не нужно было бы пугать население Крыма страшилками о мифических «фашиствующих бандеровцах» на позор всему миру. Так как Путин не уверен в результате референдума, то только этим можно объяснить, что наблюдателей ООН не пускают в Крым. Иначе, наоборот, Путин был бы заинтересован в максимальной открытости референдума. Путина не устроит результат в 51 – 52% за присоединение Крыма к России.
     На самом деле Путину, возможно, выгоднее всего как раз бойкот референдума со стороны крымских татар. Они не придут к урнам, не войдут в состав избирательных комиссий, не проголосуют за целостность Украины, не проконтролируют подсчет голосов и этим только увеличат количество голосов за вхождение в состав России. Скорее всего, не придут на референдум и крымские украинцы. Зато к урнам придут все 58% русского населения, они понимают, что отступать им некуда, если Крым останется в составе Украины, то руководство Киева вынуждено будет начать более активно «украинизировать» Крым, исходя из современного опыта.
     Самое интересное и проблемное начнется для крымских татар после референдума. Прежде всего нет гарантий для исполнения принятого закона о правах для крымских татар, парламент Крыма закон принял, он же может закон и отменить в 24 секунды. И здесь милли-меджлис крымских татар должен обратиться с просьбой о гарантиях выполнения закона к России, Турции, Азербайджану, Казахстану, Китаю, Германии.
     Второе – в качестве какого субъекта войдет в состав России Республика Крым? В качестве республики? Конституция РФ предусматривает только национальные республики. То есть это должна быть Крымско-Татарская республика или Украинская Республика Крым. Но такую формулировку на референдум не вынесешь, русские проголосуют против. Если это будет «безнациональная» республика в РФ, то это новация, прецедент для других русских областей. А почему тогда невозможны Кубанская республика или Дальневосточная, Уральская? Если Крым войдет в состав России в качестве русской области, что было бы логично, исходя из результатов референдума, это уже существенное понижение статуса.
     Русское население Крыма наверняка, голосуя за вхождение в Россию, надеется на сохранение статуса республики, на широкую автономию. Иначе через несколько лет возникнет обратное движение за возвращение в Украину, так сказать, возвращение блудного сына. Тем более что Запад результаты крымского референдума не признает и применит санкции. Они могут быть столь болезненны (как в случае сИраном), что в России неизбежно возникнет мощное лобби за то, чтобы возвратиться к докризисному состоянию. Позиции Украины будут со временем укрепляться, позиции России вследствие продолжительности санкций слабеть. Тем более в послепутинской России взгляд на крымский кризис может существенно измениться.
     Предоставление широкой автономии для Крыма сразу ставит вопрос о реальной широкой автономии для Татарстана. В свое время Татарстану было предоставлено столько суверенитета, сколько он может проглотить. Потом этот «проглоченный» суверенитет стали «медицинскими» подручными средствами последовательно извлекать обратно, эта фраза была признана политической ошибкой Ельцина. 
     Но в Крыму татары вновь стали востребованы. Наилучшим выходом для Путина было бы создание Крымско-Татарской республики в составе России с избранием Рефата Чубарова президентом Крыма. Тогда санкции Запада теряли бы смысл, была бы восстановлена историческая справедливость, это было бы «извинение» России как юридической правопреемницы СССР за депортацию крымских татар. При создании такой республики имидж Путина мог бы быть существенно «отремонтирован». Он и сам, наверное, не рад, что ввязался в такую авантюру. В резолюции конгресса США есть упоминание о санкциях против государственных банков России. А наш Резервный фонд размещен, как известно в ценных бумагах США. Это примерно 200 млрд. долларов. Да еще активов олигархов и крупных чиновников могут заморозить на 500 млрд. долларов. 
     Посмотрите, например, как напряжены были Назарбаев и Лукашенко на встрече с Путиным. Они молчали. У Назарбаева встает проблема Северного Казахстана – если и там начнутся волнения по типу донецких? Если русское население Северного Казахстана тоже начнет требовать присоединения к России? После Крыма этот вопрос встает довольно естественно. И в Белоруссии может возникнуть широкое движение за присоединение к более богатой России. Идея Таможенного союза рушится на глазах.
     Роль блестящих медиаторов сыграли Минниханов и Шаймиев. Крымские татары получили беспрецедентные преференции. Наверняка и Татарстан что-то получит от разруливания крымских проблем. Минниханову уже, как говорят, предложен пост первого вице-премьера правительства России, до крымского кризиса. Но, весьма вероятно, что ему предложат и пост премьера. Медведев, утверждают, неделю назад дал согласие возглавить Верховный суд России. Новому премьеру России придется работать в условиях жестокого экономического кризиса.

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (64)
Guest, 24.03.2014 в 09:15

Главная gричина присоединения Крыма - черноморский флот. Всё остальное лишь красивое прикрытие. Никакого альтруизма России по отношению к крымчанам нет и не будет.

УУСТИК, 24.03.2014 в 09:18

ай да пушкин!..

Роман, 24.03.2014 в 09:19

Референдум давно прошел и на нем крымчане проголосовали за воссоединение с Россией (97 процентов). Рашит Ахметов все пишет о подготовке к референдуму. Запаздывает.

Guest, 24.03.2014 в 09:27

Черноморский флот по существу не нужен. Это обуза, реликт прошлых столетий. Корабли уничтожаются ракетами очень быстро, удобная мишень. К тому же он заперт проливами. И не модернизирован. А в Средиземном море подавляющее превосходство США. Россия давно не сверхдержава. На хороший флот нужно 20 триллионов рублей, этих денег у России нет.

Guest, 24.03.2014 в 09:31

Путин выдвинул идею о русском мире,о России , как о защитнице русского мира, как о собирательнице русских земель. Под это определение подпадает весь прежний СССР. Но Калиниград,например, не подпадает. Пруссию нельзя назвать исконно русской землей. Да и Курильские острова тоже.

Guest, 24.03.2014 в 09:33

Сразу возникает вопрос о тюркском мире, о китайском мире.

Guest, 24.03.2014 в 09:40

Главная причина присоединения Крыма - неспособность сосредоточиться на внутреннем развитии действительно исконно русской земли в Нечерноземье. Внешняя экспансия в стиле XYIII века. Страна обращенная в феодализм. Не было у России забот, да купила порося.

Рафис Кашапов, 24.03.2014 в 09:43

Резолюция митинга, посвященного 22 годовщине референдума о суверенитете Татарстана


г. Казань 21.03.2014

21 марта 1992 года был проведен референдум о государственном статусе Татарстана. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» проголосовало положительно 61,4% граждан республики, принявших участие в голосовании. Это событие стоит в одном ряду с такими великими событиями, как принятие «Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан» 30 августа 1990 года и Конституции Татарстана 6 ноября 1992 года.

Референдум выражает волю народа, и отменить его результаты может только народ. Но в 2002 году в Татарстане произошел «тихий» государственный переворот. Уничтожили Конституцию Татарстана 1992 года, «вырезав» статьи « суверенное государство- субъект международного права», «земля и ее недра являются общенародным достоянием», «Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории». От государства Татарстан осталось только название.

Референдум 21 марта 1992 года прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами. Это подтвердили и многочисленные иностранные наблюдатели. 21 марта 1992 года народ Татарстана реализовал свое право на самоопределение. Право наций на самоопределение гарантировано Уставом ООН, «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларацией ООН о правах коренных народов».

Но власти РФ не намерены признавать «Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан» от 30 августа 1990 года и результаты референдума 21 марта 1992 года. Проводится политика уничтожения государственности, образования, языков коренных народов - запрет «латиницы» (Федеральный Закон № 130432-3), Федеральный Закона № 309, запрет сдачи ЕГЭ на языках народов РФ, Федеральный Закона № 430281-5, Федеральный Закона от 31 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», Указ № 1666 «О стратегии…». Делаются провокационные заявления о ликвидации государственности коренных народов (о «единственном президенте», о «укрупнении», о «губернизации»).

Мы, участники митинга, требуем:

1. Обратиться в ООН, ПАСЕ, к парламентам демократических государств с просьбой о признании результатов референдума 21 марта 1992 года.

2. От Президента РФ и Госдумы РФ - признания «Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан» от 30 августа 1990 года и результатов референдума 21 марта 1992 года. Признание легитимности референдума Автономной Республики Крым 16 марта 2014 года требует признания легитимности референдума Республики Татарстан 21 марта 1992 года.

3. От Государственного Совета РТ- восстановить Конституцию РТ 1992 года, статьи « суверенное государство- субъект международного права», «земля и ее недра являются общенародным достоянием», «Законы Республники Татарстан обладают верховенством на всей ее территории».

4. От Государственного Совета РТ - обратиться к Президенту РФ, Госдуму РФ с заявлением о признании результатов референдума 21 марта 1992 года.

5. От Президента РФ, Госдумы РФ, Президента РТ, Госсовета РТ - подготовить и принять новый «Договор о разделении полномочий и предметов ведения» между РФ и РТ.

6. От Парламентской Ассамблеи Совета Европы- исключить Российскую Федерацию из Совета Европы за этноцид коренных народов ( уничтожение государственности, языков, национального образования), за грубые нарушения «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» и «Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств».

Направить эту резолюцию в ООН, ПАСЕ, Президенту РФ, Госдуму РФ, Президенту РТ, Госсовет РТ.

Принято единогласно на митинге 21.03.2014

Президиум Всетатарского общественного центра.

Mustafa , 24.03.2014 в 10:00

НАРОДНОЕ ВЕЧЕ МАЙДАНА ВЫДВИНУЛО ТРЕБОВАНИЯ ПО КРЫМУ

23 марта на Майдане Независимости в Киеве состоялось Народное ВЕЧЕ, задекларированное Кругом Народного Доверия и оглашенное Русланой Лыжичко на пресс-конференции в «Майдан Пресс-Центр» (см. репортаж газеты «Твоя Правда!» от 22.03.2014).
Тематика Вече касалась оккупации Крыма и исполнения обещаний, данных политиками народу на Майдане Независимости.

Российский политэмигрант Нафис Кашапов
http://tvoyapravda.com/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%BB%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1/

Guest, 24.03.2014 в 10:01

Рафис Кашапов
Принципиальная разница между Крымом и Татарстаном в наличии (отсутствии) политической воли руководства субъекта на изменение статуса региона. Власти Крыма хотели выйти из состава Украины, а власти РТ выходить из России или не хотят или боятся.

Guest, 24.03.2014 в 10:20

Может и хотят. Но куда выходить?

Милли Меджлис, 24.03.2014 в 10:25

В ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ОБРАЩЕНИЕ МИЛЛИ МЕДЖЛИСА ТАТАРСКОГО НАРОДА

Новая ситуация, сложившаяся в международном геополитическом пространстве из-за событий в Крыму и Украине, вынуждает нас в очередной раз напомнить о некоторых важных аспектах современной истории казанских татар, которые Россия умышленно замалчивает. Речь идет о референдуме о независимости республики Татарстан, который был проведен 21 марта 1992 года. Согласно результатам этого референдума 61.4% населения Татарстана проголосовали «за» суверенное татарское государство, являющееся субъектом международного права. Международные наблюдатели не выявили никаких нарушений и констатировали, что референдум соответствовал всем международным нормам. Согласно международным нормам, каждая нация имеет право на самоопределение и на создание собственного государства, Этим правом воспользовался и татарский народ.

Однако Россия не признала результаты этого референдума. Еще до начала референдума начались нескончаемые угрозы санкций и давление со стороны Москвы. В результате чего руководство Татарстана сдалось, и вместо того, чтобы просить помощи у международного сообщества, подписало неравный договор с Москвой, отдав ряд своих полномочий. Сегодня Татарстан превратился в обычный, бесправный субъект федерации.

На сегодняшний день Россия превращается в тоталитарное, милитаристское и крайне шовинистическое государство. Несмотря на многонациональный состав, Российское государство поставило задачу сделать всех своих граждан русскими и русскоязычными. Идет открытая дискриминация в отношении всех нерусских народов: закрываются национальные школы, газеты, ведется планомерное истребление мусульман. В таких условиях для казанских татар в России мы не видим будущего.

При аннексии Крыма посредством фальшивого референдума, Россия прикрывалась темой угнетения русских новой властью в Киеве, часто упоминая о двойных стандартах. А разве Россия сама не применяет двойные стандарты, моментально признавая незаконный, но выгодный России референдум в Крыму и до сих пор не признавая законный референдум в Татарстане?

Татарские национальные организации выражают свое категорическое несогласие с политикой России в отношении других народов и религии ислам. Это означает, что во имя сохранения своей нации, языка и религии мы должны выйти из состава России. В связи с этим мы обращаемся к международному сообществу, в Организацию Объединенных Наций и Европейский Союз с просьбой признать независимость республики Татарстан, а именно результаты референдума 1992 года. Согласно Декларации о независимости, принятой республикой Татарстан в 1990 году и по результатам референдума 1992 года - Татарстан де юре давно уже является независимым государством. Мы просим мировое сообщество признать независимость республики Татарстан.

Фаузия Байрамова
Председатель Милли Меджлиса татарского народа.
22 марта 2014.

Guest, 24.03.2014 в 10:26

Еще Достоевский писал о противоречии между свободой и счастьем. То есть свобода связана со страданием, с несчастьем. Но это русская трактовка свободы. На самом деле только свободный человек может быть свободным. Свобода -это божественный атрибут. Человек тогда близок к Богу, когда свободен. Бог дал человеку свободу. Несвободный человек близок к злу. Человек, ограничивающий свободу, фактически служит злу, противоречит Богу и поэтому неизбежно терпит поражение. Зло локально, добро глобально.

Guest, 24.03.2014 в 10:29

Небольшая поравка следует читать -На самом деле только свободный человек может быть счастливым.

Guest, 24.03.2014 в 11:04

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 1992 г. N П-РЗ-I

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ДЕКЛАРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30 АВГУСТА 1990 ГОДА,
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 18 АПРЕЛЯ 1991 ГОДА
"ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО
ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН", ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН ОТ 29 НОЯБРЯ 1991 ГОДА "О РЕФЕРЕНДУМЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21 ФЕВРАЛЯ
1992 ГОДА "О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ВОПРОСУ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

Конституционный Суд РСФСР в составе Председателя В.Д. Зорькина, заместителя Председателя Н.В. Витрука, секретаря Ю.Д. Рудкина, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева с участием представителей сторон:
М.А. Митюкова - народного депутата РСФСР, председателя Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству - представителя Верховного Совета РСФСР;
Е.А. Данилова - главного специалиста Конституционной комиссии РСФСР, представителя группы народных депутатов РСФСР, направивших ходатайство в Конституционный Суд РСФСР;
(представитель Верховного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей нормативные акты, отсутствовал)
на основании части первой статьи 165 Конституции РСФСР, пункта 4 части первой и части второй статьи 57, частей первой, третьей, четвертой статьи 58 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан", Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан", Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан".
Основанием для рассмотрения Конституционным Судом РСФСР данного дела в соответствии с пунктом 7 части первой и частью третьей статьи 58 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года; статьи 1, 3, 4 и 7 Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан"; часть вторая статьи 1 и статья 33 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан" и Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" Конституции РСФСР с точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР статуса республики в составе РСФСР и разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Верховного Совета РСФСР и ходатайство группы народных депутатов РСФСР о проверке конституционности указанных нормативных актов Верховного Совета Республики Татарстан.
В ходатайствах содержится требование признать Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года; статьи 1, 3, 4 и 7 Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан"; часть вторую статьи 1 и статью 33 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан" и Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" не соответствующими Конституции РСФСР с точки зрения закрепленного ею разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР.
Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд РСФСР

установил:

1. Одним из основополагающих принципов построения РСФСР как суверенного федеративного государства является установление и развитие отношений между федерацией и республиками в составе РСФСР, разграничение между ними вопросов ведения на основе Конституции РСФСР и соответствующих ей конституций республик в составе РСФСР. Республика в составе РСФСР согласно статье 78 Конституции РСФСР вне пределов прав РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
В настоящее время идут процессы обновления федерации, направленные на развитие статуса республик в составе РСФСР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года подтверждает необходимость развития этих процессов.
Третий (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР, опираясь на Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, декларации республик, входящих в состав РСФСР, поддержал стремление народов строить РСФСР на принципах равноправия, добровольности объединения и сохранении целостности многонациональной РСФСР.
Принятая вслед за Декларацией о государственном суверенитете РСФСР Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан в статье 5 установила, что она является основой для разработки Конституции Республики Татарстан, развития законодательства Республики Татарстан. Тем самым Верховный Совет Республики Татарстан придает этому документу основополагающее юридическое значение.
Конституционный Суд РСФСР с пониманием относится к стремлению многонационального народа Татарстана развивать и укреплять государственность республики, которое выразилось в принятии Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Юридическое и соответствующее конституционным принципам значение имеют закрепленные в Декларации Республики Татарстан цели создания демократического правового государства, гарантии равноправия граждан республики, демократических принципов решения языковой проблемы.
Вместе с тем Конституционный Суд РСФСР не может оставить без внимания тот факт, что, в отличие от подобных деклараций других республик в составе РСФСР, Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан совершенно не упоминает о том, что Республика Татарстан состоит в РСФСР.
Исходя из Декларации, Закон Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан" дал новую редакцию преамбулы, названия главы шестой, статей 64 и 70 Конституции Республики Татарстан, из которых изъяты положения о том, что республика находится в составе РСФСР и о верховенстве законов РСФСР над законами Республики Татарстан.
Исключение из Конституции Республики Татарстан положения о том, что Республика Татарстан находится в составе РСФСР, не соответствует государственно-правовому статусу республик, закрепленному в статье 78 Конституции РСФСР, а также статье 71 Конституции РСФСР, определяющей состав РСФСР как федерации.
Отрицание принципа верховенства федеральных законов над законами субъектов федерации противоречит конституционному статусу республики в федеративном государстве, препятствует формированию правового государства. Провозглашение в Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан безусловного приоритета Конституции и законов Республики Татарстан на всей территории республики противоречит положениям статьи 78 Конституции РСФСР о необходимости соответствия конституции республики в составе РСФСР Конституции РСФСР, а также статье 81, по которой законы РСФСР в пределах полномочий РСФСР обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех республик в составе РСФСР.
Согласно статье 70 Конституции Республики Татарстан (в последней редакции) Конституция и законы Республики Татарстан по вопросам ведения Республики Татарстан обладают верховенством на всей территории Республики Татарстан, что соответствует Конституции РСФСР, так как тем самым признается верховенство законов РСФСР по вопросам исключительного ведения РСФСР и совместного ведения РСФСР и входящих в нее республик.
Положение части второй статьи 64 Конституции Республики Татарстан о том, что отношения республики с РСФСР и другими республиками строятся на основе договоров, не согласуется с частью третьей статьи 78 Конституции РСФСР, по которой республика в составе РСФСР имеет конституцию, соответствующую Конституции РСФСР и учитывающую особенности республики. Из статьи 78 Конституции РСФСР следует, что отношения между РСФСР и республиками в ее составе строятся прежде всего на конституционной основе. Однако это не исключает возможности заключения в рамках Российской Федерации на основе Конституции договоров между РСФСР и республиками в ее составе. Возможность заключения только таких договоров обусловлена и частью второй статьи 4 Конституции Республики Татарстан при условии, что она не отрицает верховенства законов РСФСР.
Положения части второй статьи 64 Конституции Республики Татарстан противоречат и части второй статьи 4 этой же Конституции, закрепляющей основной принцип федеративного конституционного строя, согласно которой государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РСФСР, а также статье 53 Конституции республики, предусматривающей обязанность гражданина Республики Татарстан соблюдать Конституцию РСФСР.
Учитывая, что в соответствии с Постановлением третьего (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР "Об основных началах национально-государственного устройства РСФСР (о Федеративном договоре)" разрабатываются новые основы организации Российской Федерации, государственного статуса республик в составе РСФСР и процесс этот еще не завершен, данный вопрос должен быть решен в процессе заключения федеративного договора и принятия новых конституций Российской Федерации и Республики Татарстан. В ходе этого процесса станет возможной окончательная правовая оценка положений Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан И Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан".
2. В ходатайствах ставится вопрос о конституционности статьи 1 и статьи 33 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан".
Статья 1 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан" предусматривает возможность проведения в республике референдумов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Республика в составе РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с разграничением полномочий федерации и республик, входящих в ее состав. При этом предметом референдума могут быть лишь вопросы, относящиеся к ведению республики.
Поскольку из Конституции РСФСР и Конституции Республики Татарстан вытекает, что на референдум Республики Татарстан не могут выноситься вопросы, не относящиеся к ведению республики, то в Законе о референдуме нет необходимости давать их перечень. Поэтому само по себе отсутствие в перечне вопросов, которые нельзя выносить на референдум, содержащееся в части второй статьи 1 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан", вопроса об изменении государственного статуса Республики Татарстан по отношению к РСФСР не является основанием для вывода о нарушении разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР, установленного Конституцией РСФСР.
Нельзя согласиться с содержащимся в ходатайстве утверждением о том, что отсутствие в указанном перечне вопроса об изменении государственного статуса Республики Татарстан по отношению к РСФСР противоречит статье 70 Конституции РСФСР, предусматривающей, что территория РСФСР не может быть изменена без ее согласия. Изменение государственного статуса республики в составе РСФСР может осуществляться и без изменения территории и границ РСФСР.
В ходатайствах ставится вопрос о проверке конституционности статьи 33 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан", которая предусматривает, что решение по вынесенным на референдум вопросам считается принятым, если за них проголосовало более половины граждан Республики Татарстан, принявших участие в референдуме, а референдум считается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме. Таким образом, как заявляется в ходатайстве, решение по вопросу, вынесенному на референдум, в том числе и о принятии, изменении или дополнении Конституции Республики Татарстан, может быть принято лишь одной четвертой частью от всех граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Между тем в соответствии со статьей 35 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР" при проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме.
Однако несоответствие статьи 33 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан" и статьи 35 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР" само по себе не означает несоответствия Закона Республики Татарстан с точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР. Как РСФСР, так и Республика Татарстан в равной мере обладают конституционно закрепленным правом назначать и проводить свои референдумы (статья 5, часть первая статьи 87, часть пятая статьи 104, пункт 25 статьи 109, пункт 6 статьи 114 Конституции РСФСР; статья 5, часть первая статьи 75, пункт 16 статьи 92, пункт 5 статьи 101 Конституции Республики Татарстан).
Несовпадение законов Республики Татарстан и РСФСР о референдумах не дает оснований для вывода о нарушении статьи 81 Конституции РСФСР, в которой установлено, что в случае расхождения закона республики в составе РСФСР с законом РСФСР действует закон РСФСР. У этих законов разные объекты регулирования. Закон РСФСР "О референдуме РСФСР" устанавливает правила и процедуры, касающиеся лишь всероссийского референдума. В нем нет положений о референдумах в республиках в составе РСФСР. Закон РСФСР "О референдуме РСФСР" не является актом типа основ законодательства РСФСР и входящих в нее республик. Республики в составе РСФСР самостоятельны в регулировании ими оснований и порядка проведения республиканских референдумов в пределах своего ведения. Законодательный орган республики в составе РСФСР в пределах своих полномочий не обязан принимать законы, полностью совпадающие с федеральными законами. В связи с этим нет оснований для вывода о том, что при расхождении тех или иных положений закона Республики Татарстан с законом РСФСР о референдуме должен действовать последний.
3. В ходатайствах утверждается, что Верховный Совет Республики Татарстан превысил свои полномочия, приняв Постановление от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан", которым на 21 марта 1992 года назначил в республике референдум с вопросом:
"Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?"
"Да" или "нет".
Принятием данного Постановления Верховный Совет Республики Татарстан реализует свои конституционные полномочия, связанные с практической организацией референдума. Однако Постановление выступает и как средство формирования важнейших правовых установлений. В содержащейся в нем формулировке вопроса получило воплощение новое нормативное определение государственного статуса республики, опирающееся на осуществленные в последнее время изменения в Конституции республики и закрепленное в Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Вынося это определение статуса республики на всенародное голосование, Верховный Совет Республики Татарстан стремится придать ему качество нормы высшего уровня - утвержденной народом. Поэтому указанное Постановление является не только правоприменительным актом, но и актом, имеющим нормативное значение, предопределяющим направление и содержание правотворческого процесса. Нормативный характер Постановления определяется также последствиями его реализации, прямым влиянием любых результатов референдума на дальнейшее конституционное развитие как в республике, так и в целом в РСФСР.
При оценке конституционности рассматриваемого Постановления Верховного Совета Республики Татарстан необходимо учитывать, что Республика Татарстан имеет право на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе, поскольку это право производно от права народа на самоопределение. В Постановлении третьего (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР "Об основных началах национально-государственного устройства РСФСР (о Федеративном договоре)" установлено, что в Российской Федерации гарантируется право народов на самоопределение (статья 3). Это право может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах.

В современной международно-правовой системе право на самоопределение включено в круг норм, регулирующих права и свободы человека (статья 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года). В соответствии с этими международными документами право на самоопределение имеют все народы и в силу этого права народы "свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и политическое развитие", все государства обязаны "поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право". Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 года, право на самоопределение является одним из основных принципов международного права. Способами осуществления права на самоопределение могут быть: "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".
Наряду с этим статья 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что при осуществлении прав и свобод необходимо обеспечивать должное признание и уважение прав и свобод других. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 41/117 от 4 декабря 1986 года "развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав". В противном случае при реализации любого права, в том числе и права на самоопределение, будет иметь место не осуществление права, а злоупотребление правом.
Международные документы подчеркивают недопустимость использования ссылок на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства.
В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН в разделе о принципе равноправия и самоопределения народов указывается, что ничто в нем "не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов... и вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны".
Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно - правовых актах.

Таким образом, не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением требований принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.
Согласно Конституции РСФСР Республика Татарстан является составной частью РСФСР (статья 71); территория Республики Татарстан входит в территорию РСФСР, и она не может быть изменена без ее согласия (статья 70); Конституция Республики Татарстан должна соответствовать Конституции РСФСР (статья 78); Конституция РСФСР должна соблюдаться государственными и общественными организациями, должностными лицами (статья 4); изменение национально-государственного устройства РСФСР требует внесения изменений в ее Конституцию, что относится исключительно к ведению РСФСР в лице ее высших органов государственной власти (пункт 1 статьи 72, пункт 3 статьи 104, пункт 12 статьи 109).
Конституция РСФСР не предусматривает права республик в составе РСФСР на выход из Федерации. Такое право в Конституции Республики Татарстан не предусмотрено. Одностороннее установление Республикой Татарстан такого права означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства и национального единства населяющих его народов. Любые действия, имеющие целью нарушение этого единства, наносят ущерб конституционному строю РСФСР и несовместимы с международными нормами о правах человека и правах народов.
Третий Съезд народных депутатов РСФСР объявил о том, что он гарантирует территориальную целостность Российской Федерации и всех составляющих ее субъектов. Республика Татарстан, являясь частью РСФСР и находясь с ней в государственно-правовых отношениях, не вправе в нарушение Конституции РСФСР в одностороннем порядке решать вопрос о своем государственно - правовом статусе. Единственно правомерным и справедливым в сложившейся ситуации средством решения данной проблемы следует считать основанный на законе переговорный процесс, участниками которого должны стать все заинтересованные субъекты РСФСР.
Вынося на референдум вопрос о государственно-правовом статусе Республики Татарстан в редакции Постановления от 21 февраля 1992 года, Верховный Совет Республики Татарстан нарушил требование о ясности и однозначности формулировки вопросов, выносимых на референдум. Затрудняет понимание смысла вынесенных на референдум вопросов и отсутствие в преамбуле Постановления Верховного Совета Республики Татарстан определения четкой цели проведения референдума.
По существу на референдум вынесено одновременно несколько вопросов, на которые предлагается дать один ответ. Не имя возможности раздельно ответить на них, граждане тем самым лишаются права на свободное волеизъявление. Это нарушает право граждан участвовать в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного значения, закрепленное в статье 42 Конституции Республики Татарстан и статье 46 Конституции РСФСР.
Часть формулировки, в которой указывается, что Республика Татарстан - субъект международного права, и утверждается тождество между договорами, заключаемыми между Республикой Татарстан и РСФСР, и договорами между Республикой Татарстан и другими республиками, государствами, противоречит как Конституции РСФСР, так и Конституции Республики Татарстан, поскольку отношения Республики Татарстан С РСФСР, а также с другими республиками в составе РСФСР могут строиться только на базе Конституции РСФСР и основанных на ней договоров. Это не исключает возможности международных связей республик в составе РСФСР.
Перевод отношений между Республикой Татарстан и РСФСР на международно-правовую основу квалифицирует Республику Татарстан как государство, находящееся вне РСФСР. Это подтверждается толкованием формулы и целей референдума, которое дано в Обращении Президиума Верховного Совета Республики Татарстан от 6 марта 1992 года к народу Республики Татарстан в связи с Обращением Верховного Совета Республики Татарстан к Верховному Совету, Президенту и народу Республики Татарстан. В этом Обращении, а также и в иных официальных документах и заявлениях руководителей Республики Татарстан Республика Татарстан рассматривается как суверенное государство, строящее свои отношения со странами Содружества, в том числе с Российской Федерацией, в соответствии с международными нормами.
Такое определение государственно-правового статуса Республики Татарстан противоречит не только Конституции РСФСР (статьям 70,71, 78 и другим), но и Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан (статья 5) и Конституции Республики Татарстан (статье 4, части второй статьи 53).
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью пятой статьи 32, пунктом 12 статьи 42, пунктом 4 части первой статьи 57, пунктами 1 и 2 части первой статьи 64 и частью второй статьи 65 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", Конституционный Суд РСФСР

постановляет:

1. Признать положения части второй статьи 5 и статью 6 Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, ограничивающих действие законов РСФСР на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР.
2. Отложить разбирательство вопроса о конституционности других статей Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года до завершения определения государственно-правового статуса Республики Татарстан в процессе заключения Федеративного договора и принятия новых конституций Российской Федерации и Республики Татарстан.
3. Признать соответствующими Конституции РСФСР статьи 1, 2, 3 и 7 Закона Республики Татарстан "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан" в единстве со статьями 4 и 53 Конституции Республики Татарстан, то есть при условии, что Республика Татарстан состоит в РСФСР.
4. Признать содержащееся в статье 4 Закона Республики Татарстан "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан" от 18 апреля 1991 года положение о том, что "отношения Республики Татарстан с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, Договора с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и Федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РСФСР и означает, что Республика Татарстан не состоит в РСФСР.
5. Признать часть вторую статьи 1 и статью 33 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан" (в единстве со статьями 4, 53 Конституции Республики Татарстан) соответствующими Конституции РСФСР с точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР.
6. Признать Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" не соответствующим Конституции РСФСР в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РСФСР и означает, что Республика Татарстан не состоит в РСФСР.
В соответствии со статьями 49, 50 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" данное Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" с момента вступления в силу данного Постановления все положения актов, признанные не соответствующими Конституции РСФСР, считаются недействующими.
В соответствии со статьей 84 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" данное Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано в "Российской газете" и во всех печатных изданиях, где было опубликовано Постановление Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан".

Председатель
Конституционного Суда РСФСР
В.Д.ЗОРЬКИН

Секретарь
Конституционного Суда РСФСР
Ю.Д.РУДКИН

Guest, 24.03.2014 в 11:34

Первый "национал-предатель" - крымский татарин
23 марта 2014, 18:10
Что ж, нас можно поздравить: в России уже начались разоблачения "национал-предателей". Начались, как того требует время, с представителя "народа-предателя" — крымских татар.

В подконтрольной прессе, как по команде, появились заказные статьи об одном из самых ярких (это мое твердое мнение, а не фигура речи) представителей крымскотатарского народа — Ленура Ислямова.

В лучших традициях сталинско-геббельсовской прессы, не утруждая себя никакими доказательствами, их "авторы" утверждают, что Ленур — русофоб, исламист и чуть ли не террорист. Еще немного — и его "назначат" эмиссаром Аль-Каеды в Крыму.

В Крыму — потому что Ленур Ислямов, абсолютно светский человек, гражданин России, москвич, предприниматель, решил помочь своему народу в возрождении культуры и языка на родине.

Вложив личные деньги, Ленур создал телеканал ATR — первое крымскотатарское телевидение. Которое всего за три года стало самым популярным в Крыму среди зрителей всех национальностей.

ATR вещает на трех языках (основной — русский), на канале выходят аналитические, культурные, просветительские, музыкальные, спортивные, кулинарные, детские и другие программы, лучшие ток-шоу в Крыму (зайдите на сайт atr.ua, посмотрите сами). Впрочем, тем, кто постоянно интересуется новостями, про ATR уже можно не рассказывать — в последние недели крымскотатарское ТВ смотрит не только вся Украина, но и весь мир, и думающие люди в России. Как самоотверженно сейчас работают журналисты ATR, каждый день ожидая закрытия новыми властями, тоже рассказывать не стоит: думаю, всем понятно.

А еще — в прошлом году Ленур исполнил мечту крымскотатарского народа, снял широкоформатный исторический фильм "Хайтарма" с участием известных российских и украинских актеров. Фильм — о трагедии депортации, в которой погибли четверо из десяти крымских татар. И о судьбе одного из лучших летчиков Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана.

Те, у кого повернулся язык назвать его русофобским, даже не посмотрев, — просто лишены совести. Это фильм о страшном сталинском преступлении, о любви и о чести людей всех национальностей.

Наконец, недавно Ленур запустил проект своей мечты — детский крымскотатарский телеканал LALE ("Тюльпанчик"), на котором дети слышат родной литературный язык. Чтобы было понятно, как это важно, поясню: из-за депортации и гонений своим языком хорошо владеет около 20% крымских татар. Вообразите такую ситуацию с русским языком — и придете в ужас.

И вот теперь за то, что Ленур делает для своего народа (а перечисленное — далеко не все, чем Ислямов помогает людям в Крыму), ему, похоже, придется заплатить.

Начались тотальные проверки в его московских предприятиях. Чем они закончатся — нетрудно предположить, несмотря на то, что Ленур законопослушный гражданин, и его бизнес прозрачен.

В заказных (приказных) статьях Ислямову фактически выдвинут ультиматум: или ты прекращаешь независимую работу ATR — или сядешь в тюрьму как лидер какой-нибудь радикальной исламистской группировки.

Принцип тот же, что при Сталине: был бы человек, а дело сошьется. По тем же лекалам, предполагаю, начнут шить дела и другим известным крымским татарам: исламский терроризм, подрывная деятельность, разжигание межнациональной розни — все то, чего никогда не было в Крыму. И о чем сейчас спешно лепят лживые телевизионные передачи.

Скоро Россия "узнает", что Крым — логово террористов, и начнется новый круг хождения моего народа по мукам.

Боюсь, это и есть ответ на вопрос о гарантиях защиты крымскотатарского народа, данных президентом России в разговоре с Мустафой Джемилевым. Если самого Джемилева, известного во всем мире человека, личность масштаба Сахарова и Манделы, "новые власти" уже подумывают не пускать в Крым (возвращению в который своего народа он посвятил всю жизнь, проведя 15 лет в советских застенках) — то о каких правах для всех остальных может идти речь?

Боюсь, мой народ будут не защищать, а зачищать. Сначала от его лучших представителей, от интеллигенции, а затем и от всех, кто посмеет высказывать свое мнение.

Если так дела пойдут дальше, то основными правами крымских татар на собственной родине окажутся:

— право жить в моральном гетто — оскорбления по национальному признаку уже начались, крымских татар унижают на улицах, в школах, в транспорте, люди стараются не ходить нигде в одиночку;

— право молчать на своем, ставшем "государственным" языке.

Если моя страна, Россия, присоединяла мой Крым вот для этого, — то в истории имеется термин, который это описывает, и который я не хочу произносить. Если на государственных телеканалах начали обвинять евреев в Холокосте, то произносить его уже нет необходимости.

Guest, 24.03.2014 в 11:37

Не принимайте астму за оргазм
24 марта 2014, 08:08
Военно-патриотический экстаз, охвативший множество граждан после аннексии Крыма, напоминает мне старый анекдот.
Жена читает медицинский справочник, и говорит мужу: «знаешь, то, что мы с тобой двадцать лет принимали за оргазм, на самом деле было приступом бронхиальной астмы».

И в 1968-м, и в 1979-м, и в 1994-м, и в 1999-м, и в 2008-м многие думали, что это оргазм. И сейчас так же думают.
А это астма. В специфической форме: резкое сужение сосудов, по которым поступает совесть.

Только при этом условии можно восторгаться тем, что не только подожгли дом соседа, но и стали воровать вещи, когда он загорелся.

Борис Вишневский

Guest, 24.03.2014 в 11:54

В Татарстане собрали 12,6 млн рублей в Фонд Крыма. Ранее сообщали, что предлагают предприятиям перечислять однодневную зарплату в Фонд Крыма с добровольного согласия работающих. В Татарстане примерно 2 млн работающих. Средняя зарплата 29 тысяч рублей. То есть в день примерно 1,2 тысячи рублей. Ну возьмем тысячу с вычетом налогов. То есть сдали деньги примерно 13 тысяч человек. Или 0,65%. Как видим, не очень много. Или это только начало? Да и зачем просить деньги у людей. У Татнефти в Крыму сто заправок. Для нее прямой резон оказать помощь.

Guest, 24.03.2014 в 14:12

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский некому
ненужен.

УУСТИК, 24.03.2014 в 14:30

от империи добрых дел ожидать татарам ни крымским,ни казанским,ни прочим- бесполезно,бестолково.

Guest, 24.03.2014 в 15:00

Первый "национал-предатель" - крымский татарин
23 марта 2014, 18:10
Что ж, нас можно поздравить: в России уже начались разоблачения "национал-предателей". Начались, как того требует время, с представителя "народа-предателя" — крымских татар. ____________________

Все это хорошо знакомо. Репрессивная машина тоталитарного государства не оставляет надежд народам. Поэтому "... ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое". Это слова Льва Толстого . Над ними стоит призадуматься.
В единстве сила ! А по поводу народов-предателей всем известно как это делалось ! Почитайте Солженицына !

Guest, 24.03.2014 в 15:05

На сегодняшний день Россия превращается в тоталитарное, милитаристское и крайне шовинистическое государство. Несмотря на многонациональный состав, Российское государство поставило задачу сделать всех своих граждан русскими и русскоязычными. Идет открытая дискриминация в отношении всех нерусских народов: закрываются национальные школы, газеты, ведется планомерное истребление мусульман. В таких условиях для казанских татар в России мы не видим будущего.___________________________________

у русаков очередной миф ! Который как мыльный пузырь сдуется и останется НЕНАВИСТЬ и РЕВОЛЮЦИЯ !

Guest, 24.03.2014 в 21:12

Прочитал все! Из всез комментариев ни один на стороне Путина!

александр, 24.03.2014 в 21:28

кто там у путина отвечает за пропаганду? РАССТРЕЛЯТЬ!!!

Guest, 24.03.2014 в 22:43

Ну, вы не правы. А постановление Конституционного суда России? Даже и его в антипутинские запишите?

Guest, 24.03.2014 в 22:49

"Именно за искание совершенноф жизни, за обличение жизни дурной и грешной, черная сотня и призывала к убийству Толстого. Этот гнойник русского народа, осмелившийся называть себя союзом русского народа, ненавидел все, что есть великого в русском народе, все творческое, все, что свидетельствовало о высоком призвании русского народа в мире" Н. Бердяев

Guest, 25.03.2014 в 11:58

Крыма хотели выйти из состава Украины, а власти РТ выходить из России или не хотят или боятся.
_________________________________
Не власти не хотят, а народ не хочет выходить из состава РФ,будь сейчас в Татарстане референдум не думаю что даже 20% проголосуют за выход республики из РФ.

Московский татарин, 25.03.2014 в 12:21

За Татарстан! За Россию!Мы вместе!

Guest, 25.03.2014 в 16:04

Не власти не хотят, а народ не хочет выходить из состава РФ,будь сейчас в Татарстане референдум не думаю что даже 20% проголосуют за выход республики из РФ._____________________________________________

Ты уверен ? Перечисли хотя бы несколько причин за и против !

Guest, 25.03.2014 в 16:32

Guest, 25.03.2014 в 16:04
Не власти не хотят, а народ не хочет выходить из состава РФ,будь сейчас в Татарстане референдум не думаю что даже 20% проголосуют за выход республики из РФ.
_____________________________________________

Ты уверен ? Перечисли хотя бы несколько причин за и против !
_____________________________________________
Даже если подсчет голосов на референдуме будет честным, то логично предположить:
1. Никто из русских (40% от числа избирателей) не проголосует за выход из России.
2. Как минимум половине татар (25%-30% от числа избирателей) тоже не нужна независимость. Потому что в сказки про "честную" власть в независимом Татарстане и про "налоги будут оставаться на нужды людей" здравомыслящие татары не верят. Наоборот, прекрасно понимают, что станет только хуже.

Отсюда вывод, что 35% это предел возможных голосов за отделение от России. Повторяю, это при ЧЕСТНОМ подсчете голосов, который в реальности, сами понимаете, едва ли возможен.

Guest, 25.03.2014 в 18:05

Сказки все эта независимость,как то уже здесь писали,так как у нас нет выхода к морю,то априори уже независимому Татарстану не быть,сегодня в виде налогов мы отдаем деньги в федеральный бюджет,а при гипотетической независимости те же деньги будут уходить в оплату за перекачку нефти,а может и больше.Вообще это бессмысленный разговор,все видели что сейчас в Латвии,Литве,при Союзе это были развитые промышленные регионы,а сейчас превратились в аграрные,а большой процент населения уехал шабашить в Евросоюз.

Guest, 25.03.2014 в 18:17

Да и татарам в России тоже ненужна эта независимость.

Адиль, 25.03.2014 в 19:37

Вопрос независимости для татар,это вопрос выживания народа.При существующем статус-кво, татарскому народу отведено на лице Земли не более 50 лет существования или 2 поколения.Так что вопрос независимости,в форме полного независимого государства ли или независимого в составе настоящей федерации,это вопрос жизни или смерти.

Guest, 25.03.2014 в 20:13

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен.

Guest, 26.03.2014 в 05:40

Сказки все эта независимость,как то уже здесь писали,так как у нас нет выхода к морю,то априори уже независимому Татарстану не быть,сегодня в виде налогов мы отдаем деньги в федеральный бюджет,а при гипотетической независимости те же деньги будут уходить в оплату за перекачку нефти,а может и больше.Вообще это бессмысленный разговор,все видели что сейчас в Латвии,Литве,при Союзе это были развитые промышленные регионы,а сейчас превратились в аграрные,а большой процент населения уехал шабашить в Евросоюз.____________________________________________

У многих стран в том числе и Европейских нет выхода к морю, но они независимые. Это с одной стороны. С другой, у тех же Прибалтийских стран есть выход к морю, но они по твоим словам, стали аграрными. Ты сам себе ПРОТИВОРЕЧИШЬ и пишешь ЕРУНДУ !

Guest, 26.03.2014 в 06:25

Не власти не хотят, а народ не хочет выходить из состава РФ,будь сейчас в Татарстане референдум не думаю что даже 20% проголосуют за выход республики из РФ.
_____________________________________________

Ты уверен ? Перечисли хотя бы несколько причин за и против !_________________________________

Ты не ответил на вопрос! Занялся арифметическими раскладами ! Проведи экспресс-опрос - и может быть, кто то тебе поверит.
У татарского народа тысячелетняя история. Татарский народ - Свободолюбивый народ. " Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за счастье в бой идет "!- ДЕРЖАВИН. НАРОД во все века не забывал КТО ОН и БОРОЛСЯ ЗА СВОБОДУ-АЛИ АКРАМ,ДИНАСТИЯ - (мировых аналогов нет)ТЮЛЕКЕЕВ -КУСЮМ,АКАЙ,АБДУЛЛА, БАТЫРША,УСАЕВ,ГУМЕРОВ и многие другие, а сегодня -Ф.Байрамова,братья Кашаповы.
У нашего народа есть ПРАВО на СВОБОДУ,оно закреплено во Всеобщей Декларации прав народа,закреплено в Рамочной Конвенции.
В независимом государстве вовсе необязательно иметь выход к морю, существуют различные межгосударственные способы взаимодействия: вот их и надо развивать на взаимовыгодной, равноправной основе, а не на грабительской политике с клеймом "Н-ЗЯ". У тебя рабская позиция и не надо протаскивать ее, тем более здесь. Газета выходит под эпиграфом - ЗА ПРАВДУ, ЗА РОДИНУ ! Так как называется твоя РОДИНА ?

Guest, 26.03.2014 в 07:40

Что-то ни одно государство СНГ обратно в Россию не просится. Даже Белоруссия. Приняли бы с удовольствием, как Крым. Наоборот, идет процесс отдаления от России. А внутри России на Нечерноземье идет процесс деградации. Все бегут в Москву.Сибирь тоже обезлюдела. Страна держится на доходах от нефти.

Guest, 26.03.2014 в 07:45

Об Олимпиаде кажется совсем забыли, словно и не было. Зачем потратили 50 млрд долларов? Лучше бы сегодня их на Крым потратить и сделать образцовый курорт.

Guest, 26.03.2014 в 07:48

Россия все время старается играть роль европейской Вандеи. Но все равно сегодня ситуация гораздо лучше, чем в СССР.

Guest, 26.03.2014 в 07:49

Прогресс истории еще никому не удалось остановить.

Guest, 26.03.2014 в 10:00

Guest, 26.03.2014 в 06:25
У татарского народа тысячелетняя история. Татарский народ - Свободолюбивый народ. " Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за счастье в бой идет "!- ДЕРЖАВИН. НАРОД во все века не забывал КТО ОН и БОРОЛСЯ ЗА СВОБОДУ-АЛИ АКРАМ,ДИНАСТИЯ - (мировых аналогов нет)ТЮЛЕКЕЕВ -КУСЮМ,АКАЙ,АБДУЛЛА, БАТЫРША,УСАЕВ,ГУМЕРОВ и многие другие, а сегодня -Ф.Байрамова,братья Кашаповы.
У нашего народа есть ПРАВО на СВОБОДУ,оно закреплено во Всеобщей Декларации прав народа,закреплено в Рамочной Конвенции.
В независимом государстве вовсе необязательно иметь выход к морю, существуют различные межгосударственные способы взаимодействия: вот их и надо развивать на взаимовыгодной, равноправной основе, а не на грабительской политике с клеймом "Н-ЗЯ". У тебя рабская позиция и не надо протаскивать ее, тем более здесь. Газета выходит под эпиграфом - ЗА ПРАВДУ, ЗА РОДИНУ ! Так как называется твоя РОДИНА ?
------------------------------
Бла-бла-бла... Сколько пафосных слов, а конкретики ноль.
Я тебе про невозможность проведение честного референдума (это объективная реальность), а ты мне про свободолюбивых татар. Ну, допустим есть право на свободу. И что дальше? Как ты собираешься реализовать это право на практике? Звездить конечно легко в интернете, а ты попробуй в жизни сделай что-то.

Guest, 26.03.2014 в 12:17

Guest, 26.03.2014 в 05:40
Сказки все эта независимость,как то уже здесь писали,так как у нас нет выхода к морю,то априори уже независимому Татарстану не быть,сегодня в виде налогов мы отдаем деньги в федеральный бюджет,а при гипотетической независимости те же деньги будут уходить в оплату за перекачку нефти,а может и больше.Вообще это бессмысленный разговор,все видели что сейчас в Латвии,Литве,при Союзе это были развитые промышленные регионы,а сейчас превратились в аграрные,а большой процент населения уехал шабашить в Евросоюз.____________________________________________

У многих стран в том числе и Европейских нет выхода к морю, но они независимые. Это с одной стороны. С другой, у тех же Прибалтийских стран есть выход к морю, но они по твоим словам, стали аграрными. Ты сам себе ПРОТИВОРЕЧИШЬ и пишешь ЕРУНДУ !______________________________
любая страна не имеющая открытых коммуникаций,зависит от того кто эти коммуникации контролирует,а разное международное право это так,шелуха.Да прибалты выход к морю имеют,но вся их экономика завязана на Россию,поэтому они зависят от РФ,поставок энергии и газа.

Свободлюбивый Татарин., 26.03.2014 в 13:12

Подскажите пожалуйста. как Татарстану стать Независимым? А то мы татары нечего незнаем.

Guest, 26.03.2014 в 13:50

Свободолюбивому татарину!

Прочитай ком-ты выше, м.б. и аукнится !

Guest, 26.03.2014 в 13:52

Свободлюбивый Татарин., 26.03.2014 в 13:12
Подскажите пожалуйста. как Татарстану стать Независимым? А то мы татары нечего незнаем.
-----------------------------------
Можете тебе еще ключ от квартиры, где деньги лежат?

Ну а если серьезно, то мирного пути к независимости Татарстана не существует, на мой взгляд. Делайте выводы...

Guest, 26.03.2014 в 19:38

Мирный путь к независимости Татарстана существует только через мирный распад России.

Guest, 26.03.2014 в 21:59

Слёзы реваншиста

То, что делает мою страну больше, хорошо. То, что делает её меньше, плохо
Автор: Шамиль ВАЛЕЕВ, член регионального штаба «Общероссийского народного фронта»

Потоки разнородной информации разрывают в клочья мозг — собирал его обратно после «крымской войны» большим усилием воли. Интернет-жителю очень легко отвлечься с важной темы на ерундовую. Крепкого умом человека можно отвлечь от многотысячной толпы, искренне скандирующей «Рос-си-я!», одной лишь фоткой умильного котика или лысой поющей узбечкой — теперь живем так: чувства перебивают разум по какому-то графику. Кажется теперь, что власть над умами и душами у придумывателей рубрик, декораторов, программных директоров и прочих модераторов. Или у тех, кто им ставит задачи. И потому все, что было до речи ВВП, воспринималось как шоу. Потом все стало по-другому.

Вместе со всей страной слушал Путина и смотрел на улыбающегося небритого мужика в черном свитере — «народного мэра» Севастополя. Боялся, что вот-вот нам скажут добрым и сочувствующим голосом: «О том, присоединились ли к России Крым и Севастополь, смотрите после рекламной паузы». Слава Создателю, матадор Эрнст был занят тем, что придумывал стране информационную победу — ему пока было не до рекламы пасты от морщин.

Плохо, конечно, что разучились отличать важное от неважного, но не всем же работать в генштабе. Я прослезился тогда перед ящиком, это были чувства искренние, может, глупые, но — большое облегчение, выдох.

Меня больше 20 лет парила моя личная и коллективная беспомощность перед распадом и унижением страны, в которой я жил и готовился жить дальше: э, але, а чо страна-то? Куда? Погулять? Самоопределение? Придете обратно? Эй! Ну, ладно, жаксы-жаксы, вам виднее, лаба диен, как говорится, до побачення. А вот вы, уважаемые, идите на фиг, куда шли, обратно не приходите. А, уже из Германии войска выгоняем свои? Да ладно, пускай объединяются, соскучились же, наверное, друг по другу Фридрихи и Брунгильды, чего нам свечку держать. А офицерам ГСВГ куда с одеялом под мышкой идти и тревожным чемоданчиком — нуууу, ничего, поживет товарищ подполковник на военной кафедре БашГУ. А вот там восстали какие-то зажигательные люди, но ничего, пусть резвятся, ну у них такой адат — людей резать, как баранов.

Головной мозг либерально-интеллигентский норовил все объяснить «цивилизованно», чтобы не было так обидно. Надо толерантнее. Ничего не поделаешь. Мучился только упрямый спинной мозг, которому было противно в прогнувшемся перед снисходительными мировыми державами позвоночнике.

В общем, я спинным мозгом имперский. Унитарный. После добровольного вхождения Кры-ма и Севастополя окончательно понял и головным. Не хочу, чтобы моя страна сжималась снаружи и раздергивалась внутри. Хочу, чтобы разжималась и крепла. Мне мало татарской и башкортостанской самоидентификации. Нужна боль-
шая.

Когда растараканили страну моей пионерии — меня лично кинули. Жаловаться тогда было некому и глупо. Только к 16 годам собрался жить в самой сильной и большой стране мира, а тут осталось какое-то РСФСР, с синей полоской у древка. Кто помнит, как правильно Российская Федерация называлась тогда? И где сейчас кучмы-шушкевичи, а особенно Ельцин, который — я сам видел по телеку и живьем — очень хотел быть начальником, пер, как зомби, на трибуну, отжимая Горбачева. Ну какое на фиг РСФСР, разве эти буквы могут быть целой страной? Стали.

Усилием воли заставил себя сформулировать позицию по Крыму. Придумал.

Пока во всем мире страны не распались на маленькие кусочки и не смешались в однообразно пузырчатый коктейль-смузи. Границы реально существуют — я сам их раз 6 — 8 пешком и на арендованной таратайке переходил в разных направлениях всего-то две недели назад. Простые, как амеба, инфраструктурные интересы никто не отменял — вода, еда, воздух, рынки.

В общем, так: то, что делает мою страну больше, и есть хорошо: то, что делает ее меньше, плохо. Страна должна быть большой и сильной. Со времен Ермака, Бартоломеу Диаша и Колумба мало что изменилось. Разве что география давно закончилась, а вот геополитика и экономика началась.

Это страна, из нее не уволишь, не сократишь. Ну да, Сахалином трудно командовать, фиг доедешь, звонить надо в 4 утра, чтобы кому-то поручение дать. Ну и что? Отдать что ли японцам теперь?

Равно ли «больше» и «лучше», «эффективнее». Я не знаю. Не всегда. Но лучше свое неэффективное, чем чужое эффективное. Никто же не отказывается от интересов своих стран. Кроме нас, дураков, в 1990-е. И предателей.

Мой личный опыт отступлений и самосдач показывает, что все проблемы за счет своей тактичности не решишь. Окружающие перестают видеть тебя, когда ты поджимаешься, сокращаешься, потом на одной ноге стоишь. Они думают, что ландшафт так естественно сложился и тебе удобно так незаметно стоять, собравшись в комочек. И не заметят, как ты, тактичный и вежливый, хороший, сожмешься до нуля. В один момент понимаешь — уже хватит. Пора становиться «плохим человеком». Неудобным.

Ни одна нормальная страна так себя не ведет. Пора разжиматься и оглядываться по сторонам, дышать полной грудью и послать самого наглого и противного, выписать ему пендаль. Хочется реванша за унижения. Про Веймарскую республику и угрозу фашизма после мирового чморения — знаю, Ремарка читал. Все равно хочу жить в сильной и большой стране. Немцы же во второй раз не стали нацистами.

Мы предъявляем себя миру. Получается по подростковому задиристо. Пусть через похудание рубля относительно разноцветных бумажек. Пусть Япония откажется продавать нам тоеты. Если сможет.

Но я уже расправил грудную клетку еще на два субъекта бывшего РСФСР и больше не хочу дышать тактично.
Опубликовано: 26.03.14 (10:32) Республика Башкортостан

Guest, 26.03.2014 в 23:48

"В общем, так: то, что делает мою страну больше, и есть хорошо: то, что делает ее меньше, плохо. Страна должна быть большой и сильной...
Но лучше свое неэффективное, чем чужое эффективное...
Но я уже расправил грудную клетку еще на два субъекта бывшего РСФСР и больше не хочу дышать тактично".
------
Дело не в размерах страны и не в количестве ее субъектов, а в качестве страны и в качестве жизни, в уровне жизни народов в ее субъектах.
А грудную клетку народ сможет расправить и дышать полной грудью только тогда, когда у него будут равные права во всех областях - и в образовании на родном языке, и в реальном применении родного языка во всех сферах, и в распоряжении своими налогами, и в применении наиболее подходящего алфавита и т.д.

Guest, 27.03.2014 в 06:19

Но я уже расправил грудную клетку еще на два субъекта бывшего РСФСР и больше не хочу дышать тактично._____________________________

В полную грудь РЕВАНШИСТ тебе уж точно не придется.
Россия - страна рабов- Н.Г.Чернышевский !
Где свободно дышит человек в маленькой Швейцарии или большой, заплеванной России ?

Адиль, 27.03.2014 в 06:53

То, что делает мою страну больше, хорошо. То, что делает её меньше, плохо
Автор: Шамиль ВАЛЕЕВ, член регионального штаба «Общероссийского народного фронта»
----------------------------------------------------
В телескоп смотреть не надо.Вырастила и воспитала эту особь система,советская система.И родителей его вырастила и воспитала та жа система.Но не про таких систем-зомби хочется сказать сейчас,а про то, что та прошлая система пропаганды и лжи никуда не исчезла.Как советская империя,слегка ужавшись, трансформировалась в русскую империю,так и система пропаганды и лжи из советской стала российской.Просто теперь функции отделов агитации и пропаганды бывших рай.,обл.,край.,респ.-комов,осуществляют разные политические ток-шоу на ТВ,институты и фонды типа РИСИ,российская школьная программа и пр.Апофеозом их деятельности в последнее время стали события на Украине.И альтернативы этой системе лжи в империи нет и не будет,она не позволит никому доносит до народа слово правды.Репрессии не заставят себя ждать.Дальше будет еще хуже.

УУСТИК, 27.03.2014 в 09:54

полполковника шамиля поздравляем:пристроился,нашел-таки свой хлеб-член генштаба "народного фронта"специальность хорошая,должно быть:человек радуется,ликует и делится,как ему стало лучше-ощущения улетные!правда,мы тут подозреваем,что ликует шамилек по команде(имперский,военный парень). для нас,татар как раз национал-предатель,о которых глаголил главнокомандующий шамилевский-президент путин.

..., 27.03.2014 в 19:38

Лондонская Daily Telegraph рассказала о последствиях нападения России на украинский Крым:



— Россия в долгосрочной перспективе значительно пострадает экономически от приобретения Крым. Путин совершил серьезную стратегическую ошибку, порвав книгу международных правил, не заручившись при этом одобрением Китая. Любые надежды заполучить Пекин в качестве союзника, чтобы противостоять западным санкциям, обречены на неудачу. А значит, обречены на неудачу и шансы Кремля на легкую победу или вообще какую-либо стоящую победу.



Путин в своем обращении поспешил поблагодарить Китай за поддержку, а министр иностранных дел Лавров заявляет, что мнения России и Китая по ситуации на Украине совпадают.



Это отчаянная ложь. Китай не встал на сторону России в совете безопасности ООН при голосовании по Крыму, как это было по Сирии. Нам неизвестно, что сказал китайский лидер Си Цзиньпин Бараку Обаме во время их встречи в Гааге, но представители Белого дома затем выглядели довольными, утверждая, что Россия потеряла своего традиционного союзника.



Если это так, то Путин не может надеяться, что ему удастся избежать финансового удушения со стороны финансовых регуляторов США, если он решится на дельнейшие действия на востоке Украины.



Китайцы не простили России захвата при царях Восточной Сибири, «потерянных территорий». Они хотят вернуть свою собственность и они ее получают путем переселения китайцев через Амур.



Также ему не стоит надеяться на изменение правил игры с Западом, объединив силы с Китаем для создания совместного «Евразийского блока» с общей валютой. На самом деле Китай периодически оспаривает русский контроль над газовыми месторождениями в Центральной Азии. Если раньше туркменский газ отправлялся на север, то теперь его поставляют на восток.



Путин уже наверняка понял, что остался в одиночестве. Даже всепрощающая Меркель более не может терпеть, о чем она открыто заявила. Прошедший саммит ЕС стал своеобразным призывом к мобилизации. Европейские страны должны в течение 90 дней разработать план сокращения зависимости от поставок газа из России.



При этом русский президент начинает понимать, что мировая финансовая система больше опасается американских регуляторов, чем русских танков. Любые санкции против какого-нибудь олигарха, могут лишить возможности участия в финансовых рынках для связанных с ним компаний.



Он выбрал не самое лучшее время для игры. Газовые хранилища Европы заполнены. Цена на нефть будет продолжать падать благодаря увеличению поставок из Ирака, дополнительным вливаниям из резервных запасов США и увеличению добычи в Ливии. Путин рассчитывал бюджет, исходя из цены в 110 долларов за баррель. Вскоре ему, возможно, придется исходить из цены в 80 долларов за баррель.



Можно сказать, что Путин разрушил Россию. Прибыли от высоких цен на нефть были потрачены впустую. Индустрия и промышленность находятся в плачевном состоянии, потому что основная прибыль в страну поступает от продажи нефти и газа, и при этом курс рубля переоценен.



«Он направил ружье на Украину и выстрелил прежде, чем переходное правительство совершило какие-либо серьезные злоупотребления или потеряла доверие в мире. Это был поразительно неуклюжий и нетерпеливый путч для человека из КГБ.



Он посчитал Германию за простофилю и решил, что Китай автоматически будет на его стороне. Он получил Крым, но обратил Кремль в отверженного на следующее десятилетие, если не на целое поколение, и, возможно, навсегда потерял Украину. Это была поразительно плохая сделка», заканчивает статью газета.

Guest, 27.03.2014 в 20:10

"Всем крымским школам по их желанию будет предоставлено право выбора языка обучения из трех языков, являющихся государственными", - заверила она. По словам Гончаровой, в настоящее время в 15 школах ведется обучение чисто на крымско-татарском языке, есть четыре школы с украинским языком, что составляет 3% от общего числа учебных заведений. Также из 505 дошкольных учреждений - только одно с крымско-татарским языком, в 11 имеются отдельные смешанные группы с украинским языком. (регнум)

Guest, 27.03.2014 в 21:20

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен. Казань это русский город

Guest, 27.03.2014 в 21:21

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен. Казань это русский город

Guest, 27.03.2014 в 21:21

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен. Казань это русский город

Аналитик, 27.03.2014 в 21:46

Бедняга, видимо, извилина у него только одна и вмещает только одну примитивную мысль "по-татарски никто не разговаривает". Таковы все русские нацисты - у них мозги устроены также примитивно. Простейшие, однако! Амёбы!

Guest, 28.03.2014 в 00:20

Не обращайте внимания на убогого, это весеннее обострение. Он даже полезен для иллюстрации состояния сознания оппонирующей группы. Ну кто из здравомыслящих может поддерживать людей, которые ведут дискуссию подобным образом. Титушки и есть титушки, что могут то и делают.

Guest, 28.03.2014 в 00:26

В России до сих пор актуальна пьеса "Горе от ума".

Guest, 28.03.2014 в 11:12

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен. Казань это русский город !!!!!!!!! Жалко татарский язык.действительно".Горе от ума."

Guest, 28.03.2014 в 12:01

Guest, 28.03.2014 в 11:12
В Казани потатарски некто
неразговоривает
==================
Бедняга, видимо, извилина у него только одна и вмещает только одну примитивную мысль "по-татарски никто не разговаривает". Таковы все русские нацисты - у них мозги устроены также примитивно. Простейшие амёбы и то их умнее!

Guest, 28.03.2014 в 13:37

"...Но я уже расправил грудную клетку еще на два субъекта бывшего РСФСР и больше не хочу дышать тактично".
-
Кто на самом деле расправил грудную клетку, тот не вещает то, что ему поручено, а искренне говорит правду, говорит о том, что волнует и беспокоит его народ, а не зарабатывает на пропаганде!
Так что информация на счет расправленной грудной клетки у таких "экземпляров" - это большое преувеличение!
Скорее всего это имитация свободного дыхания Не расправленной грудной клеткой ради получения материальных благ - ведь ложь и неискренность всегда бросаются в глаза!

Guest, 28.03.2014 в 15:49

В Казани потатарски некто
неразговоривает________________________________

В Казани говорят по- татарски! К тому же он МИРОВОЙ ЯЗЫК. А потому, татары в тюрском мире поймут другие языки, а вот русский - только в России.
Guest, 28.03.2014 в 11:12 - написано не для тебя !

kz, 10.04.2014 в 22:51

Салем из Казахстана.Что вы так зациклились на том что у вас нет выхода за границу, просто станьте отдельным членом таможенного союза и не каких затрат на транзит не будет (мы же гоним через РФ все подряд). Так же вы кажется не являетесь членом союза тюркских стран ,что гарантировало бы вам сбыт вашей продукции в страны этого союза и еще много чего.