3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Размышления о вере (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Размышления о вере (ч.2)

2 апреля 2017 года
Размышления о вере (ч.2)

     Не могли не привлечь, не вдохновить народы - думающие и отсталые, неимущие и людей в рабстве аяты Корана: «Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного!»; «Лишь пред тобой колени преклоняю, И лишь к Тебе о помощи взываем»; «О справедливости и равноправии перед Всевышним».
     Хадисы Пророка Мухаммеда: «Идите! Все вы свободны!».
     И исламский ренессанс был огромного масштаба:
     - в государственном строительстве: создавались сильные государства, империи, одна из них Османская, 600 лет существовавшая на огромных территориях, где были установлены передовые для своего времени мир и порядок. Хотя очень много сделано, чтобы исторически и информационно ее опорочить. Надо также отметить мусульманские Испанию, Иран, Индию и т.д.
     И сегодня страны с исламской религией, Малайзия, Турция, Иран, находящиеся под огромным прессом противодействий, по темпам ускорения научно-технического, экономического развития занимают первые места в мире - ускорение выше, чем в США, Великобритании и др.
     - в строительстве: создавались великолепные архитектурные ансамбли, некоторые относятся к чудесам света. Таджмахал в Индии, мечети и мавзолеи, обсерватории, университеты в Бухаре, Каире, Дамаске, Багдаде, Самарканде, Испании и др.
     - что касается науки, образования, то в средние века Запад явно отставал в этом деле. Наследие античности, которое явилось базой для строительства западноевропейской культуры, Запад получил от раннего периода исламской цивилизации. Как утверждает Н. Кариев: «Достаточно именно вспомнить, что в эпоху Возрождения на Западе философию Аристотеля изучали в латинских переводах, сделанных с переводов арабских, и с толкованиями ученых мусульманского мира». Одним из крупнейших культурно-просветительских центров исламского мира являлась мусульманская Испания. Там было открыто множество новых школ и библиотек, а многие нуждающиеся учащиеся получали еду и одежду. В одной только Кордове насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ. Только в одной библиотеке Кордовы насчитывалось до 600000 книг.
     Мусульманские университеты Кордовы, Толедо, Саламанки и Севильи давали образование в области богословия, права, математики, астрономии, истории, географии, грамматики, риторики, медицины, ботаники, философии, т.е. по всем наукам, которые существовали в то время. В этих университетах получали образование студенты из других европейских регионов, в том числе христиане. Известно, что там получил образование будущий папа римский Сильвестр Второй. Там и закладывались основы Возрождения Европы.
     Какое развитие получали математика, астрономия и другие естественные науки - вспомним только обсерваторию в Багдаде, Улугбека в Самарканде.
     Медицина - вспомним только одного - великого Ибн-Сина (Абугалисина) - в мире многие века по его трудам учились врачебному делу.
     Развивались общественные науки, философия - особая роль раннего ислама в становлении и развитии представлений о справедливости тюркской средневековой утопической гуманистической мысли, а также содержание представлений о личностной, социальной, политической справедливости.

     «О вы, кто верует! Свидетельствуя пред Аллахом,
     Должны блюсти вы строго справедливость,
     Будь против вас направлена она
     Иль против ваших матерей, отцов иль братьев,
     Против богатого иль бедняка…»
 

    (Коран, 4:135).

     Средневековый просветитель, представитель тюркского утопического гуманизма поэт Ю. Баласагуни в XI веке в своем поэтическом произведении «Благодатное знание» задолго до европейских просветителей поднял проблему справедливости общества во имя всеобщего благоденствия и смог отразить представления своего общества о справедливости.
     Лишь спустя целых пять столетий после Ю. Баласагуни европейские просветители стали поднимать проблему справедливости общества. Европейские утопические учения XVI века связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Т. Мора (1479 - 1555), итальянского монаха Т. Кампанеллы (1568 - 1639).

     «Дает справедливость и славу, и честь,
     По сути, она человечность и есть,
     Но люди редки, человечность редка.
     Людей справедливых не много пока».

     (Ю. Баласагуни.)

     Огромное развитие получило искусство - у каждого султана, шаха считалось честью иметь при дворе поэтов, открывать учебные, философские школы. Появилось много великих поэтов, мыслителей, ученых по философии и эстетике. Вот только наиболее выдающиеся, которые вошли в историю восточной и мировой литературы: Фирдоуси, Рудаки, Омар Хайям, Низами, Д. Руми, Хафиз, Саади, Джами, татарские Кул Гали, Утыз Имани, Мухаммадъяр, Г. Кандалый и др.
     Появилось множество университетов в центрах ислама в Багдаде, Каире, Бухаре, Кордове, Дамаске; богословов-философов с именами Аль Багдади, Аль Бухари, Аль Андалусия, Аль Болгари и т.д. Особенно отрадно, что много великих богословов-философов, просветителей было из татар - Утыз Имани, Курсави, З. Камали, Марджани, М. Бигиев, К. Насыри, Ахмад-Хади Максуди, Баруди, Р. Фахретдин.
     Интересны суждения Чаадаева об исламе и пророке Мухаммеде, которого он называет «великим человеком, достойным всякого почитания, одним из тех людей, которые наиболее способствовали выполнению плана, предначертанного божественной мудростью для спасения рода человеческого». Очень уважительные высказывания оставили А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой.
     Здесь необходимо отметить, что арабам и другим народам, живущим в язычестве, первоначально ислам принес огромное благо - вызвал исламский ренессанс, но тюрко-татарам, исповедующим уже тысячи лет единобожие-тенгрианство, - и противоречия. Если на ранних стадиях ислама эти противоречия были не столь ощутимы - скорее комбинировались древнее верование тенгрианство и ислам, то с укреплением ислама, шариата, основанных на арабском образе жизни, эти противоречия стали тормозить развитие тюрко-татарских обществ.
     До сих пор многие элементы тенгрианства сохранились у татар-тюрков - это праздники науруз, сабантуй, нардуган, поклонение духам своих предков, посещение и установка памятников на их могилах, часто с фотографиями, обращение к Тенгре с просьбой дождя при засухе, облагораживание и почитание родников, озер, речек, отдельных деревьев, долин-кираматов и т.д.
     Но и ислам постепенно отходил от первоначальных основ - от Корана. Толкование Корана, Сунны (поведение и образ жизни и хадисы - изречения Пророка) жестко контролировалось - появилось искусственное разделение на суннитов, шиитов, появились многочисленные мазхабы и сектантские направления. Все шло к ужесточению правил, законов шариата. Некоторые знатоки хадисов утверждают, что существует около 2 миллионов хадисов - высказываний пророка Мухаммеда - получается по 200 хадисов в день за 23 года его пророчества! Наиболее авторитетные и сегодня почитаемые составители сборников хадисов: Аль-Бухари, составил свое собрание из 600000 хадисов, Муслим - из 300000, Абу Давуд - из 500000, Абу Малик - из 100000, Муснад Ибн Ханбаля - из 750000 хадисов. На все случаи жизни, для подтверждения своих наставлений, требований, указаний, главное - очень часто противоречащие главному вероуставу - божественному Писанию - Священному Корану и противоречащие друг другу. Не зря при жизни самого Пророка и при праведных халифах Абу Бакре, Омаре, Османе и Али - сподвижников Пророка категорически было запрещено собирание, записывание, тем более издание хадисов. Хадисотворчество расцвело во времена правления династий Омейадов и Аббасидов. Только шииты напридумывали более 300000 хадисов про халифа Али. Так же десятки тысяч хадисов для обоснования своих мазхабов Абу Ханифа, Шафи, Малика и Ханбаля.
     Это объясняется еще и тем, что ислам во многих странах стал идеологической основой государства, стал придворным, служа властям, помогая управлять, успокаивать, удерживать народ, когда властителями делается все, чтобы люди «смотрели в корыто, а не на звезды». Ислам - дословный перевод с арабского «покорность», превратили в покорность народа. 
     При этом объявляя, что земная жизнь - это несущественное мгновение и только подготовка к вечному раю на том свете, ослушавшихся ждет вечный ад - тамуг. Правда, сами «успокаивающие» проживали и в земной жизни в земном раю с райскими садами и родниками, ели райские фрукты, многие пили райские вина, имели многочисленных райских красавиц…
    Появились жестко централизованные, не предусмотренные первоначально в демократичном исламе, его вероуставе Коране многочисленные «посредники» между богом и верующими - мечети, муллы, имамы, ишаны, алимы, сеиды, муфтии, шейхи и другие. Они стали строго контролировать поведение и мысли прихожан, не допуская инакомыслия, хотя ислам допускает и поощряет «иджтихад» - размышления, сомнения, попытки найти истину.
     И сегодня интересны их проповеди: власть от Бога, вы должны их любить и подчиняться, вы не имеете права их осуждать, за свои грехи они ответят только перед Богом в Судный день (Кыямат коне). Это значит, что властители, держащие свои народы в горе, угнетении и нищете, порой убивая их своей властью тысячами, миллионами, преспокойно должны умереть и ждать Божьего суда в Судный день, который может наступить через год, а может, через несколько тысяч или миллионов лет.

    Зиннур ЗАКИРОВ,
заслуженный врач,
почетный ветеран здравоохранения РТ. 
(Продолжение следует.)


Комментарии (4)
Guest, 02.04.2017 в 11:43

Все религии и придуманы только для обеспечения властителям власти над народом.

Guest, 02.04.2017 в 17:07

а где восхваления пророка сибгатуллина?!
или я опять пропустил самое ценное?..

Guest, 05.04.2017 в 14:53

Религии необходимо постепенно демонтировать, а людей обращать в атеизм.

Guest, 06.04.2017 в 14:07

религии придуманы подлецами-
они очень удобны для манипулирования населением
в нужных властям целях.
а такие ПАИНЬКИ-закировы, подпевалы -
самоутверждаются болтовнёй,
ВИНЕГРЕТОМ...