17 июня 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Разделять и праздновать
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Разделять и праздновать

22 августа 2013 года
Разделять и праздновать

     День Крещения Руси в этом году обещал стать замечательным событием. Летнее затишье отменялось. Столица нашей Родины ждала гостей, что твой Южный берег Крыма. О том, что и как будет, начали писать и говорить задолго до первых жарких дней. Начало президентской гонки, приезд патриархов и глав государств, скандальчики и интрижки на тему «кого приглашать» и «кому приглашать», кто куда придет, где станет, с кем сядет и отчего воздержится – праздник, как могли, «раскручивали» заранее. Спорили, ругались, пытались угадать, какие готовятся «фишки».
      Споры о том, кто станет «хозяином праздника», увенчались до обидного банальным результатом – солировали московские гости. На фоне их «фишек» даже украинский президент, потративший немало сил своего аппарата и наших с вами бюджетных средств, дабы сделать «гвоздем программы» себя, любимого, сливался с пейзажем. Это не он, а патриарх Кирилл привез в Киев высоких гостей. Со свойственным себе медийным грохотом. Что там «мерцающий брегет»? Что «кадиллак»? А свой собственный бронепоезд с перевозным алтарем, богослужебной утварью, «православной бригадой», пятнадцатью делегациями со всех концов света, девятью патриархами в середине – не хотите? И на Владимирской горке собрались только те, с кем патриарху Московскому рядом стоять комильфо – ни тебе «раскольников», ни «униатов» на переднем плане. Ни даже просто не любой патриарху киевской толпы, вечно недовольной то перекрытыми улицами, то оцеплением, то еще чем-то, с ним, патриархом Московским, связанным.
      «Русского духа» празднику добавил визит Владимира Путина. Который в Киев заглянул вроде как проездом – по дороге к истокам Киевского христианства, в Севастополь, но праздновать он там намеревался День Военно-Морского флота. В Киеве он немало теплых речей произнес – о «славянском единстве», «предопределенном крещением», и о том, что именно «после присоединения к России Украина развивалась очень бурными темпами», и даже о товарообороте внутри Таможенного союза как-то к слову пришлось...
      В целом, можно сказать, что патриарх Кирилл исправил положение с этим праздником. Когда в 2008-м президент Ющенко его придумал, Москва оказалась как бы в стороне – патриарх Алексий до последнего сомневался, стоит ли ему туда ехать, но вынужден был присутствовать, чтобы Вселенский патриарх Варфоломей не выглядел хозяином положения. В этом году Вселенского патриарха на Киевских кручах не было вообще. А патриарх Московский стал генеральным продюсером мероприятия. Под его чутким руководством «славянское единство» победно гремело над Киевскими холмами, Киев выглядел всего лишь детской комнатой, которую с умилением посещает выросшее дитя, охватившее территорию от Владивостока до Калининграда. Во всяком случае, именно такое путешествие проделали ради праздника мощи Святого Владимира, символически очертив границы «Святой Руси». Кроме того, в эти же праздничные дни в российской Думе прозвучало предложение перенести на День Крещения Руси празднование Дня России. Чтобы уж никакой украинский дух и не пах.
      Да, о единстве, как и ожидалось, говорили громко. Но совсем не о том, на которое мы могли рассчитывать. «Процветать» в результате присоединения Украины к России – предложение, конечно, любезное со стороны российского президента. Но как быть с единством собственным, домашним, так сказать?
      Ах, не смешите. Единство? Празднование «десять-двадцать пять» (именно так назывался этот праздник на языке украинской власти) продемонстрировало его во всей красе – все были тщательно и продуманно отделены от всех. Каждая украинская конфессия праздновала свой собственный праздник – «официальная» церковь с официальными лицами оккупировала самое лучшее место, превратив Владимирскую горку в правительственную ложу и устроив там для себя вип-междусобойчик, который зачем-то называли «молебном». УПЦ КП праздновало во Владимирском и Михайловском соборах. УГКЦ почти не было слышно. Верные же УПЦ – те, кто оказался недостаточно «талантлив» для получения приглашения, праздновали перед телевизором, как им наказал глава церкви. Телевизор, как и полагается, радовал их видом днепровских круч, роскошью облачений, девятью патриархами и все избранным народом в дорогих костюмах, с которыми можно было бы почувствовать молитвенное единство, если бы благодать передавалась радиоволнами.
      УПЦ КП праздновала с размахом и получила самые благосклонные оценки наблюдателей. В исполнении УПЦ КП День Крещения Руси стал в полном смысле праздником Киевской церкви, праздником христиан, получивших возможность собраться в этот день всем вместе во имя Христово на общую молитву. По Интернету уже который день гуляют снимки в стиле «найди десять различий» – полуголая площадь перед Успенским собором Лавры на богослужении с участием девяти патриархов и металлоискателями на входах и праздничный Крестный ход от Владимирского к Михайловскому собору, собравший тысячи верных. Согласившись «не светиться» в вип-ложе, патриарх Филарет собрал взамен щедрый урожай. Он продемонстрировал свое численное превосходство. Но и моральное также, поскольку смог с полным правом послать упрек коллегам из УПЦ. Упрек, увы, абсолютно заслуженный.
      УГКЦ к «официальному празднованию» вообще не проявила особого рвения – несмотря на заверения в своей принадлежности к «Владимирову крещению». Основные силы священноначалие этой церкви решило приберечь до середины августа, когда будет торжественно освящен патриарший собор в Киеве, и тогда же состоятся мероприятия, посвященные, собственно, 1025-летию Крещения Руси. Во всяком случае, список гостей не придется подгонять под желания Министерства культуры, администрации президента и капризы Московской патриархии.
      Показательным стало также отсутствие Вселенского патриарха Варфоломея – что еще раз подчеркнуло отличие «10-25» от 1020-летия и внесло некоторую пикантность в шоу «единства канонического православия» от патриарха Кирилла. Присутствие в его «православном десанте» глав двух «древних патриархатов» – несомненная дипломатическая победа. Но отсутствие Вселенского патриарха, представляющего церковь, которая принесла Руси Крещение, выглядело нарочито. Любопытно, почему еще недавно крайне заинтересованный в украинских делах патриарх Варфоломей предпочел быть в этот день не на Днепровских кручах, а в Эстонии? Почему он ограничился (чтобы не сказать «отписался») посланием? В сумме это создало впечатление, что Украину он целиком и полностью оставляет на милость патриарха Московского. И то, что он – отсутствующий – получил от украинской власти награду более высокую, чем все присутствующие, выглядело едва ли не благодарностью за это самоустранение.
      Впрочем, надо сказать, что все те, кто избежал попадания в фокус и в середину кадра в качестве «участника государственных мероприятий», в результате только выиграли. Им не придется оправдываться перед «отлученной» от праздника паствой и отмывать пастырскую репутацию. Пускай их верным не привезли и не показали «целых девять патриархов» и четырех президентов. Диковинка, конечно. Но зато и не отвлекали от сути праздника заезженными банальностями о «славянском единстве» и проступающими сквозь них намеками на Таможенный союз.
      То, что самые большие моральные потери понесла УПЦ и лично митрополит Киевский, впрочем, тоже своего рода победа Московского патриарха. Как известно (или как привыкли думать), именно на личном авторитете митрополита Владимира держится «широкая автономия» УПЦ, колющая глаз Московскому патриарху и все больше нравящаяся украинской власти. На этот авторитет нападают «из-за угла» – посредством одиозных персонажей. Под этот авторитет делают неуклюжие подкопы, «подставляя» иерархов из окружения Блаженнейшего. В глазах людей, следящих за церковными событиями на Украине, митрополит Владимир уже окружен горькой аурой геройства – так много ударов ему пришлось выдержать за последнее время.
      Но где предел репутационным потерям? Где та грань, за которой компромисс уже невозможен? Призвав верных не приходить на Владимирскую горку, а «следить за молебном по телевизору», согласившись на унизительную процедуру досмотра для всех «простых», желающих принять участие в Божественной литургии в Лавре, митрополит Киевский сделал шаг в пустоту. Да, понятно, что не ему принадлежала эта идея. Возможно, ему лично она даже не понравилась. Но именно он обратился с призывом «смотреть по телевизору» к украинским христианам. Именно он дал им понять, что их присутствие нежелательно, что они будут «мешать», пока он и его окружение в полном составе будут обеспечивать «благолепие» вип-тусовки у памятника Владимиру Крестителю. Моральная ответственность за это разделение верных на первый и второй сорт легла именно на него.
      Чем объяснить эту готовность Киевского митрополита «подставиться»? Он этого не понимает? У него не осталось сил сопротивляться? Он делает это ради каких-то мифических «высших интересов» УПЦ? Мифических, потому что все заверения о том, что УПЦ – это «церковь украинского народа», как оказалось, не стоят выеденного яйца. Потому что священноначалие УПЦ в день рождения своей церкви предпочло отгородиться от этого народа кордонами и оцеплением. Чтобы их светские патроны чувствовали себя удобно, а московское начальство смогло в полной мере продемонстрировать, кто в доме хозяин.
      Когда на Украину приехал папа Иоанн Павел II, богослужение проводили на аэродроме и пустыре, и никто не упрекнул в недостатке «благолепия». И випы, если помните, считали за честь рядышком постоять. А народ валом валил – со всей одной шестой, не отмеченной, кстати, большим количеством католиков. Эта одна шестая считается «православной страной». И не было бы ничего удивительного, если бы ее жители валили валом на берега Днепра в этот день. Но железная дорога не обвалилась в эти дни от наплыва православных братьев со всей канонической территории – все – желающие поместились в патриаршем «православном бронепоезде» проездом в Минск. И никаких аэродромов, стадионов и тем более пустырей – ни Боже мой! Это же неблаголепно! То ли дело в окружении дорогих костюмов за спиной крепких ребят, не снимающих беретов с бритых голов даже при упоминании Святой Троицы.
 

(«Зеркало Недели», Украина.)


Комментарии (8)
Ігор, Київ, 22.08.2013 в 21:47

Когда Русь крестили, Москвы еще не было. И крестили наверно без охраны по периметру князя и его бояр и народ без пропусков к месту крещения пускали. Дорогое шоу за счет налогоплательщиков не более того, очередной повод для Путина заехал в Крым к своему куму и ненавистная рожа надоевшего всем в Украине миллиардер Гундяева (Кирилла)с его русским миром. Брр противно...

Guest, 22.08.2013 в 23:43

Да... Эти московские фино-угры великая сила. Со своим "славянским" единением всех настоящих славян раком поставили. Когда политическая обстановка потребует, они найдут корни русско-эфиопского братсва посредством Пушкина.
Так и Африка, глядишь, станет "исконно русской землицей"!

Guest, 23.08.2013 в 09:39

А кто это "настоящие славяне"? Это украинцы что ли? Русские - это, в основе своей, славяно-угро-финский сброд, назвавшийся от варяго-норманов Русов, т.е. их непосредственных хозяев "русскими", а украинцы - это, в основном, славяно-тюркская помесь, под условным этнонимом "окраина-украина". Где они эти "настоящие славяне", да и есть ли они вообще. Болгары - это славяно-тюрко-фракийская помесь, перенявшая от тюрко-булгар, т.е. своих хозяев и основателей государства, их этноним "болгар". Чехи - славяно-германская помесь, сербы - славяно-понтийская помесь и так далее...

Guest, 23.08.2013 в 10:21

Сплошное Понтийское царство, от слова понты.

Guest, 23.08.2013 в 15:58

здесь реально происходит национализм.когда обратят внимание? отвечать даже смешно

Guest, 23.08.2013 в 16:53

Просто тебе ответить нечем, вот ты бедняга и желаешь, по вашей исконной и любимой традиции, скорее настучать и кому-нибудь на кого-нибудь быстрее донести. А-а-а национализм, спасите насилуют, помогите грабют...

Guest, 23.08.2013 в 17:11

Может и национализм, а у вас там в Московии происходит великодержавный шовинизм и расизм. Когда обратят на это внимание? Одни сплошные ксенофобы. Так и не дают в Москве строить мечети, хотя там проживают миллионы мусульман. А в Казани пожалуйста, как новый район, так обязательно одна новая мечеть и одна новая церковь, вот вам и национализм по-татарски!

Guest, 25.08.2013 в 00:27

"как новый район, так обязательно одна новая мечеть и одна новая церковь, вот вам и национализм по-татарски!"
=================================
Да уж, если бы у московских шовинистов был такой национализм, как у татар в Татарстане, то тогда это было бы чудо!
Но это даже представить трудно, чтобы в Москве шовинисты-имперцы думали и что-то делали для татар и вообще мусульман!
Тогда Россия была бы уже не тюрьмой народов, как выражался Ленин, а адекватным, демократическим государством.
Но это невозможно по определению, т.к. Россия авторитарная феодальная империя, и только когда она изменит свое государственное устройство на конфедеративное, тогда Татарстан будет самостоятельным и сможет нормально развиваться, а не гнить вместе с отсталой империей!