2 мая 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Полпред (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Полпред (ч.4)

2 мая 2018 года
Полпред (ч.4)

     Этноэкология и консолидация. Единство татарской нации

     (Материалы научной конференции
АН РТ - Казань, «Фэн», 2002 г.)

     Почти восемьдесят лет назад большевикам удалось обуздать революционное национально-освободительное движение народов Российской империи образованием национальных республик. Благодаря этой политике татарский народ после 1552 года на небольшой части исторических территорий Золотой Орды восстановил свою государственность.
     За последние 800 лет на евразийских пространствах современной Российской Федерации просуществовали две империи: образованная чингисидами тюрко-татарская империя - Золотая Орда, затем почти на этих же землях - Российская империя, которая благодаря системной ассимиляционной политике смогла создать из многих этнических компонентов доминирующий сегодня по численности русский народ.
     Даже во времена Петра I, когда проводилась первая перепись населения молодой империи, тюрко-татар было примерно столько же, сколько и славян, т.е. 50 на 50 процентов. Но благодаря интенсивной ассимиляции и постоянному вычленению из татар все новых тюркских народов процентное соотношение между русскими и татарами сегодня составляет 95 на 5 процентов. Согласно Бархатной книге о происхождении русского дворянства более 25 процентов из них имеют тюрко-татарские корни, а среди простого населения, в чьих жилах течет тюрко-татарская кровь (начиная с половецкой), эта цифра достигает до 40 процентов.
     Федеративные государства из таких огромных империй, как Россия, минуя этап распада, еще не создавались. Поэтому по мере развития федеративных отношений потребуется особая осторожность в национальном вопросе. Прежде всего необходимо остановить запретительные меры в образовательной программе, языковой политике, которые являются нескрываемыми формами жесткой ассимиляторской политики. Должна быть принята федеральная этноэкологическая программа по сохранению и развитию языков и культур народов страны. Согласно этой программе языки народов Российской Федерации должны быть взяты под государственную защиту, должна быть определена государственная языковая политика по формированию условий реального полилингвизма (многоязычия) в стране; определению статуса государственных, официальных, региональных и муниципальных языков; постепенному сближению алфавитов и литературных языков по языковым группам народов и т.д.
     Для татарского народа одним из путей этнического сохранения и развития является тюркская консолидация - взаимное сближение тюркских народов Российской Федерации и сотрудничество с внешним тюркским миром в рамках межгосударственных соглашений РФ. Например, работу можно было бы начать с разработки и принятия (восстановления) общего алфавита и литературного татарско-башкирского языка для тюрков Урало-Поволжья и Сибири. В экономическом плане слияние и укрупнение литературных языков народов Российской Федерации по языковым группам упрощает решение вопросов выпуска учебников и финансирования образовательных программ.
     Убежден, что тюркские народы для России - это ресурс, интеллектуальный потенциал, своеобразный мост с Востоком, который надо активно использовать во благо нашей федерации. Хотим мы этого или нет, но с распадом Советского Союза сформировался внешний тюркский мир. Наряду с Турцией на карте мира появились еще пять тюркских государств: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан. Мы, российские тюрки, должны иметь контакты с внешним тюркским миром, что принесет несомненную пользу нашей общей Родине - Российской Федерации. Кстати, на Руси до XVIII века татарский язык был вторым официальным дипломатическим языком. Государственные интересы молодой России на Востоке защищали дипломаты и купцы тюрко-татарского происхождения. Опыт наших предков можно использовать и сегодня.
     Татарстан - это единственная государственность современного татарского народа. Республика представляет национальные интересы татар, проживающих на всей территории Российской Федерации и всего мира. Все тюркские народы России, особенно не имеющие свои государственные образования, смотрят с надеждой на Казань. Сибирские, астраханские, даже часть крымских татар считают Казань своей духовной столицей. Существует ошибочное мнение, что татары - очень расселенный и разбросанный народ. Это не так. В основном они живут по 800 - 1000 лет на своих исторических территориях Тюркского каганата, Золотой Орды, относящихся сегодня ко многим регионам Российской Федерации. Этим дисперсным расселением по территории Российской Федерации объясняется и отсутствие территориальных сепаратических настроений у большинства российских татар. В Республике Татарстан проживает только двадцать пять процентов татарского населения страны. Поэтому мы хотим укрепить Российскую Федерацию, создающую условия для сохранения языка и культуры всего татарского народа.
     Около шести миллионов российских татар надеются, что руководство страны откажется от имперской ассимиляционной политики и возьмет курс на сохранение этносов - огромного богатства евразийских пространств нашей многонациональной федерации.

     Назиф МИРИХАНОВ.

    

     О праздновании «Куликовской битвы»

     (Для выступления в дискуссии
на российском телевидении, 06.09.2001 г.
Телепередача была исключена из программы показа.)

     Формируя свою позицию по данному вопросу, мы исходим из установок президента Российской Федерации В.В. Путина, направленных на консолидацию общества.
     На наш взгляд, реализация данной задачи невозможна: праздновать победу русских над татарами, так и другие победы одних народов страны над другими народами сегодняшней Российской Федерации, где бы это ни произошло - на Куликовом или на каком-либо другом поле. Также нельзя праздновать победу татар над русскими, которых тоже было немало.
     С точки зрения сегодняшнего дня, столкновение на Куликовом поле между Московским княжеством, зависимым от Золотой Орды, и Южным улусом этой Орды, возглавляемым сепаратистом Мамаем, - это военная стычка между двумя субъектами одного государственного объединения.
     Если праздновать подобные случаи, то таких побед у Московии в своем становлении было много: победа над Тверью, уничтожение Новгородской Республики, взятие Смоленска и т.д. Кстати, эти победы были не менее кровавыми и доставались Московской Руси не без помощи татар. Так что у нашей страны битв, подобных Куликовской, может оказаться множество.
     Вопрос формирования новой концепции учебника «Истории Отечества» недавно рассмотрен на заседании правительства РФ. Минобразованием РФ будет произведена ревизия и отбор исторических дат и согласованы их трактовки исходя из задач консолидации современного российского гражданского общества. Мы надеемся, что наши потомки не услышат из уст своих школьных учителей негативной, разрушительной информации про «татарское иго» и «поганых татар».

     Н.М. МИРИХАНОВ,
эксперт.

    

     Воспоминания об одном двустороннем договоре

     15 февраля 2002 года прошла восьмая годовщина подписания Договора между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан по разграничению полномочий. Выполнив свою историческую роль в 1990-е годы, на сегодня договор оказался не востребован и практически аннулирован в одностороннем порядке. И это, конечно, не может пройти бесследно для республики. Даже Федеральная целевая программа развития Республики Татарстан до 2006 года, утвержденная правительством РФ и призванная обеспечить постепенное вхождение республики в единое экономическое и финансовое поле, является, по сути, отходом от былой экономической самостоятельности. Чтобы получать финансовые средства по этой программе, надо вновь регулярно обивать пороги федеральных министерств, десятков малых и больших кабинетов, доказывая и обосновывая очевидное. А ведь мы все это проходили в советское время. Механизм финансирования проектов усложнен и не гарантирован от серьезных сбоев. Торжествуют административный режим, пресловутое «умение строить отношения», имеющие мало общего с рыночным механизмом стимулирования и регулирования процессов социально-экономического развития.
     С изменением порядка формирования Совета Федерации, появлением федеральных округов и соответствующих федеральных структур в регионах, руководители субъектов федерации оказались практически отстраненными от участия в формировании федеральной политики. Работа в специально созданном при президенте России органе - Госсовете Российской Федерации - не компенсирует полномочия, утерянные с уходом губернаторов и региональных законодателей из Совета Федерации.
     В перспективном плане, в любом случае, в многонациональной и поликонфессиональной стране альтернативы федеративному развитию нет.

     Назиф МИРИХАНОВ,
полпред Республики Татарстан в РФ.
     («Российская газета», 05.03.2002 г.)

На снимке: Назиф Мириханов.


Комментарии (3)
Guest, 03.05.2018 в 06:56

-Благодаря этой политике татарский народ после 1552 года на небольшой части исторических территорий Золотой Орды восстановил свою государственность.
====================================
О какой государственности вы говорите? Автономная республика в составе РСФСР это по вашему татарское государство? Или нынешнее положение Татарстана вы считаете государственностью? Думайте своей головой, если, конечно, есть чем думать.

Гаяр, 13.05.2018 в 10:44

Как видим, все эти слова оказались пустым звоном. Считаю, что во многом из-за соглашательской политике руководства Республики, а также подавления им национального общественного движения.
Что касается трактовки Куликовской битвы, то следовало бы указать на то, что это была не битва между русскими и татарами, а подавление сепаратистского движения Мамая, инспирированного Западом через генуэзских купцов. Татары активно участвовали в подавлении этого мятежа, то есть активно участвовали в битве с двух сторон. Даже есть сведения о том, что Юрия Долгорукого, якобы руководившего русским воинством нашли после сражения спрятавшимся в укромном уголке.

Гаяр, 13.05.2018 в 10:54

Замечу также, что со стороны Татарстана вопрос об исключении Куликовской битвы из официального перечня памятных дней воинской славы России серьезно не ставился. И это несмотря на то, что сам В.В.Путин публично с иронией высказывался об этой битве, неизвестно где происходившей.
Спрашивается, каким образом это могло повлиять тогда на репутацию татарстанских властей? Ставил ли Полпред - вице-премьер этот вопрос перед руководством? Давайте разбираться.