15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Переговорный процесс
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Переговорный процесс

15 августа 2013 года
Переговорный процесс

     Читателям газеты «Звезда Поволжья», видимо, будет небезынтересно узнать некоторые моменты, связанные с переговорным процессом между Россией и Татарстаном, результатом которого стал исторический договор 15 февраля 1994 года. 
      О них уже немало написано. Писал и я, бывший тогда заместителем руководителя делегации, которую возглавлял вице-президент республики Василий Николаевич Лихачев. Сразу же скажу, что этот умный, образованный и дальновидный юрист-профессор внес огромный вклад в становление современного Татарстана.
      Поводом к написанию этой статьи стал недавний приезд в Казань директора института этнологии РАН, активного участника переговорных процессов, академика Валерия Александровича Тишкова. Вспоминается также прошедший «круглый стол» с руководителем российской делегации на переговорах 1991 – 1994 годов, тогдашним государственным секретарем Российской Федерации Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом.
      Работая в Государственном архиве Российской Федерации, научный сотрудник Института истории имени Марджани Алексей Бушуев выявил несколько новых неизвестных документов, в той или иной мере проливающих свет на переговорный процесс. Они в полном объеме будут напечатаны в журнале «Эхо веков». В данном случае я ограничусь лишь некоторыми их комментариями.
      До сих пор общественности была неизвестна причина того, что путь к этому договору оказался столь долгим, т.е. более трех лет. Одной из причин этого являются такие события, как мятеж ГКЧП, распад СССР, референдум по статусу Татарстана, случившиеся в промежутках переговорного процесса. Все эти события не могли не отразиться на них и не влиять на настроения людей, а в данном случае на руководителей государства и участников переговорного процесса.
      Документы, предлагаемые вниманию читателей, дают определенное представление о позиции некоторых членов российской делегации на переговорах, об их настроениях. Их беспокоила судьба оставшейся от СССР России. Казалось, что особая позиция Татарстана может привести к ее распаду. Понимание того, что этого не случится, а скорее наоборот, что она явится стимулятором для становления подлинно демократической федеративной России, в окончательном виде пришло лишь 15 февраля 1994 года. Именно тогда, когда был подписан исторический договор между Россией и Татарстаном.
      Первым из членов российской делегации, осознавшим это, был ее руководитель, государственный секретарь Российской Федерации Геннадий Эдуардович Бурбулис. Как мне уже приходилось писать, через год после начала переговоров он сделал вывод о том, что Россия должна стать асимметричной федерацией с элементами конфедерации.
      Его противоположностью был нетерпимый по отношению к Татарстану, один из советников Б.Н. Ельцина Сергей Борисович Станкевич, предлагавший «жестко поставить перед руководством Татарстана вопрос о том, является ли Татарстан субъектом Российской Федерации или независимым государством со всеми вытекающими из этого последствиями, то есть с необходимостью заключения иного, международного договора». Это проявлялось во многих аспектах взаимоотношений между Россией и Татарстаном. В публикуемых документах дипломатичным, дальновидным и тонко улавливающим характер и настроения татарского народа представлен председатель Комитета по национальным вопросам – министр В.А. Тишков.
      Одним из тех, кто воспринял позицию Татарстана, был тоже советник президента России, ставший затем заместителем правительства России, Сергей Михайлович Шахрай. Он в первый день переговоров 12 августа, столь же обеспокоенный судьбой страны, задал делегации Татарстана вопрос: «Вы, что, выходите из России?». Получив удовлетворивший его ответ, свое понимание этой позицией выразил следующими как бы от нашего имени сказанными словами: «Значит, мы из России не выходим, но в нее и не входим». «Вы правильно поняли нашу позицию», – сказал я ему. Это его как бы удовлетворило. Однако сомнения оставались, и они отражены в предлагаемых вниманию читателей документах. Они, разумеется, передавались и президенту России.
      Особое место в документах занимают президенты России Б.Н. Ельцин и Татарстана М.Ш. Шаймиев. Чувствуется, что на переговорах главную роль играли их взаимоотношения. Именно они принимали самые ответственные решения в вопросах взаимоотношений России и Татарстана.
      Шаймиев после распада СССР полагал, что Татарстан может и должен оказаться в числе независимых государств, тесно и особым образом связанных с Россией. Он никогда не ставил вопроса о выходе из России, добивался лишь особых отношений с ней и внутри нее.
      Об этом свидетельствует его письменное обращение 30 декабря 1991 года к президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину. В нем говорилось, что Верховный Совет Татарской ССР, рассмотрев вопрос о формировании Содружества Независимых Государств, «высказался в поддержку документов, принятых в гг. Минске и Алма-Ате, распустивших СССР и учредивших СНГ, и выразил желание, чтобы Татарстан вошел в Содружество Независимых государств «самостоятельно и непосредственно».
      Нам неизвестна реакция Ельцина на это письмо. По крайней мере, на него официального ответа не было. Однако его отрицательное отношение к этой инициативе Татарстана четко прослеживается по конкретным действиям членов его команды, задействованных в переговорном процессе.
      Об этом свидетельствует письмо заместителя председателя Госкомнаца РФ В.Е. Серякова вице-премьеру правительства РФ С.М. Шахраю с выражением несвоевременности подобной постановки вопроса республикой, расположенной в центре России. Он в ней предлагал решать этот вопрос «строго на конституционной основе», путем разграничения полномочий между органами власти различных уровней». По нему, к тому же, якобы «подобная постановка вопроса исходит не только от Республики Татарстан». Он их не называет, поскольку на самом деле, кроме Татарстана, такой республики не было.
      Неизвестно, какими конкретными знаниями обладал этот человек с зоотехническим образованием. Видимо, кое-какого опыта и некоторых поверхностных знаний обрел в ходе работы в различных руководящих структурах Тувинской АССР. Однако этого ему явно не хватало. Ибо то, что происходило, не имело аналога в истории, и потому требовался отход от имевшихся трафаретов. К такому отходу были более близки Г.Э. Бурбулис и В.А. Тишков. На путях адекватного восприятия ситуации находился С.М. Шахрай.
      В предлагаемых документах не упоминается имя председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова. Но он в них незримо присутствовал. Именно по его инициативе Верховный Совет РСФСР послал в Татарстан десятки машин с листовками с призывом к жителям республики дать отрицательный ответ на вопрос референдума. Почтовые ящики жителей Казани были переполнены этими листовками. И вовсе не случайно в дни референдума по статусу Татарстана Хасбулатов приехал в Волжск, как говорили, для того, чтобы в случае отрицательного ответа на вопрос референдума привезти Шаймиева в Москву в железной клетке.
      Пытаясь аргументировать свою позицию, он писал, что еще в Татарстане должен состояться референдум по статусу республики и что положение в республике сложное и потому необходимо поддержать «силы, стоящие на позициях сохранения единой и неделимой России». Расчет, как и у многих других, был на то, чтобы получить отрицательный ответ на вопрос референдума. Среди мер, направленных на это, он называет необходимость посещения республики Татарстан «рядом руководящих работников министерств и ведомств Российской Федерации, их встречи и беседы с лидерами национальных движений».
      Однако и без рекомендаций Серякова республику и официально, и неофициально посещали представители российского руководства.
      В первом полугодии 1992 г. в Казани побывали такие видные деятели российского руководства, как заместитель председателя Совета Министров РСФСР Р.Г. Абдулатипов и председатель Госкомнаца РФ В.А. Тишков. В публикуемых документах позиция Абдулатипова к позиции Татарстана не отражена. Однако по известным и опубликованным документам можно судить, что он был очень дипломатичным и никогда не занимал негативной позиции по отношению к Татарстану. Был всегда уважительным к татарам и Татарской республике. В то же время был и остается сторонником единой и неделимой России.
      Более четкой и ясной была позиция В.А. Тишкова, который после посещения республики 8 мая 1992 года в письме на имя президента Российской Федерации, охарактеризовав политическую ситуацию в республике, оценил ситуацию в Татарстане принципиально отличной от положения дел в целом ряде других регионов России, например, таких, как Дагестан или Якутия. Для их народов, как он писал, «сегодня характерна борьба за этнические ресурсы – материальные и социальные условия воспроизводства и развития этносов, а вопросы национального престижа имеют не первостепенное значение. Характеризуя оппозиционные силы, автор письма сообщал, что они, имея в виду ТОЦ, преследуют «вполне определенную цель – образование полностью независимого государства Татарстан» по типу Штата Идель-Урал. «Нетатарское население в целом выступает за расширение самостоятельности республики в составе России, но политически оно слабо организовано».
      Во многих отношениях он точен, хотя сообщение о стремлении ТОЦ создать независимое государство с перспективой реализации единого тюркского образования типа Штата Идель-Урал во всяком случае не совсем верно. Ибо, во-первых, в свое время идея Штата появилась не в виде независимого государства, а в качестве составной части Российской Федерации. И, во-вторых, ТОЦ, пока существовал СССР, добивался лишь превращения Татарстана в союзную республику. А после его распада добивался полномасштабного суверенитета республики.
      Тишков предложил ряд конкретных мер для дальнейшего развития отношений с республикой, среди которых принятие мер по поднятию национального престижа татар, назначения их представителей на различные должности в аппарате российского правительства, включать во время зарубежных поездок официальных делегаций их представителей. Предлагал он также организовать вещания радио и телевидения на татарском языке, необходимость выделения Татарстану части средств, полученных Россией по линии Международного валютного фонда. Допускал даже для несения почетных служб возможность создания национальных формирований.
      Тишков, уже обращаясь к руководителю российской делегации Г.Э. Бурбулису, писал: «Текст (договора. – И.Т.) нужно сделать не столь сходным с федеративным договором, содержательно и психологически более «протатарстанским», учитывающим позиции Республики Татарстан». Слово «протатарстанским» в документе зачеркнуто и в одну строку вписано «учитывающим позиции РТ».
      Известно, что Татарстан отказался принять участие в подписании Федеративного договора. В продолжение переговоров по статусу Татарстана руководителю делегации Татарстана вице-президенту республики В.Н. Лихачеву по инициативе заместителя председателя Верховного Совета Юрия Ярова было предложено подписать Федеративный договор хотя бы в тех пунктах, которые Татарстан признает.
      В ходе переговорного процесса российская сторона всячески учитывала процессы, происходящие в республике и особенно связанные с межнациональными отношениями и состоянием национальных организаций и особенно ТОЦ. Значительную информацию негласно поставляло республиканское отделение Демократической партии России. Они обозначались грифом «строго конфедициально». Успехи Татарстана в экономическом развитии авторами письма определены как «мнимое процветание», которое обеспечивает поддержку политики Шаймиева как в татарской, так и в русской этнических общинах. Однако тут же, в противоречие уже написанному, говорится, что «цены в Татарстане уже приблизились к среднероссийскому уровню и стали даже выше, чем в некоторых сопредельных республиках и областях, и уровень денежных доходов граждан Республики Татарстан ниже, чем в России».
      Впрочем, Валерий Тишков, более информированный в ситуации в Татарстане, сделал несколько иной вывод, а именно, что в республике «наблюдается стабилизация экономики, насыщение рынка товарами первой необходимости».
      Интересны рекомендации, содержащиеся в письме. Одно из них – предостережение не вступать в контакт с некоторыми организациями, такими как «Тан», возглавляемый Шашуриным.
      Или, например, следующая рекомендация: «Предлагаем изучить деятельность эмиссаров Татарстана в государствах Средней Азии, где проживает около 600000 татар. Не исключено, что у сепаратистского руководства РТ имеются планы дестабилизации положения в Средней Азии с тем, чтобы вызвать волну миграции татарского населения в Татарстан и тем самым радикально изменить демографическое соотношение этнических групп населения республики».
      Не буду пересказывать все содержание этого документа, скажу только, что данные, поставляемые местным отделением ДПР, использовались экспертами при подготовке рекомендаций участникам переговорного с Татарстаном процесса. Так, один из таких экспертов, работавший в аппарате президента России РФ, И.А. Харичев, предлагал опираться на данные «социологической службы КГУ» и рекомендовал членам делегации не уступать в проекте текста договора тех формулировок, которые подтверждают «пребывание Татарстана в составе Российской Федерации». Он предлагал, применяя тактику проволочек, затягивать подписание договора с тем, чтобы «предотвратить фактический выход Татарстана из России».
      Конечно, очень жаль, что пугало выхода Татарстана из России очень долго довлело над теми, кто был так или иначе причастен к переговорному процессу. Хотя было совершенно ясно что, во-первых, этому реальной помехой являлось геополитическое положение Татарстана, находящегося в центре России. Во-вторых, татары, большинство которых проживало вне Татарстана, были заинтересованы в сохранении единства России.
      Прошло уже более 20 лет после исторических событий, связанных с переговорами между делегациями России и Татарстана. Однако их значение не меркнет, поскольку взаимоотношения между Россией и Татарстаном проложили первые борозды демократизации, заложили основы для становления подлинной федерации в стране.
 

Индус ТАГИРОВ,
академик АНТ.

 

      Письмо председателя Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике В.А. Тишкова президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину о положении в Республике Татарстан
     

8 мая 1992 г.
г. Москва
Исх. N01-271
 

      Глубокоуважаемый Борис Николаевич!
 

      Общественно-политическая обстановка в Республике Татарстан в настоящий момент отмечена напряженным поиском формулы отношений республики – с Россией или в России. В этой одной букве «в» или «с» Россией сегодня заключен главный смысл противоборства как с федеральным центром, так и между основными силами в самом Татарстане. Нынешнее руководство пытается лавировать на грани возможного в своей линии на утверждение максимальной хозяйственной самостоятельности и политического суверенитета. Вместе с тем оно понимает невозможность полного разрыва и ответственность за дестабилизацию мирной в целом ситуации, возможность утери относительного благоприятного экономического положения.
      Оппозиционные силы татарского национализма, которые представлены как в руководящих структурах, так и главным образом Татарским общественным центром (ТОЦ), имеют вполне определенную цель – образование полностью независимого государства Татарстан с перспективой более широкой тюркской коалиции или единого образования по типу Штата Идель-Урал, провозглашавшегося тюрко-татарами в ноябре 1917 г. Нетатарское население в целом выступает за расширение самостоятельности республики в составе России, но политически оно слабо организовано.
      Анализ содержания бесед с представителями высшего руководства республики, а также с лидерами национальных, общественно-политических объединений дает основание сделать вывод о том, что центральными для обыденного сознания народов Татарстана, в первую очередь татар, являются вопросы национального престижа. Прямо или косвенно эти меры направлены на восстановление национального достоинства татар, восстановление своей национальной государственности, утерянной в XVI веке.
      Однако главное, что показывает пример Татарстана, – это то, что стабилизация экономики и насыщение рынка товарами первой необходимости, что во многом и наблюдается в республике, является необходимым, но недостаточным условием снятия напряженности в сфере национальных отношений.
      Ситуация в Татарстане принципиально отлична от положения дел в целом ряде других регионов России, например, таких как Дагестан или Якутия, для народов которых сегодня характерны борьба за этнические ресурсы – материальные и социальные условия воспроизводства и развития этносов, а вопросы национального престижа имеют не первостепенное значение.
      На 18 мая намечено открытие сессии Верховного Совета Республики Татарстан, на которую президент М.Ш. Шаймиев внес проект новой Конституции, вокруг которого развернется острая политическая борьба. Учитывая расстановку сил в парламенте, ее возможный исход остается неясным.
      Необходим ряд срочных и действенных шагов со стороны российского руководства, подтверждающих его готовность признать суверенитет Татарстана в составе Российской Федерации, и содействовать осуществлению прав и интересов татар как одного из наиболее многочисленных народов России.
      Среди этих шагов могли бы быть:
      – достижение договоренности о двусторонних переговорах и постоянном диалоге на высоком уровне с целью до июня с.г. разрешить конституционную коллизию о статусе Татарстана;
      – с учетом нынешней обстановки принять ряд соглашений о сотрудничестве в области:
      а) экологии и использования ресурсов;
      б) развития образования, языка и культуры;
      в) военно-конверсионных проблем и др.;
      – срочно и полностью реализовать положение договора об экономическом сотрудничестве;
      – принять меры, способствующие повышению национального престижа татар как второго по величине этноса России: назначить профессионально подготовленных и авторитетных представителей татарского народа на несколько должностей в аппарат Российского правительства, а также МИД, МВД и других ведомствах, учитывая мировую известность г. Казани как научного и культурного центра, провести в Татарии ряд общероссийских или международных конференций, конгрессов, культурных мероприятий; в ходе создания Российской армии предусмотреть возможность формирования национальных воинских подразделений для несения почетной службы в охране Кремля, почетных караулах и т.п.;
      – предоставить возможность передач программ на татарском языке через каналы радио и телевидения России, а также коротковолнового вещания для татарской диаспоры за рубежом;
      – при формировании официальных делегаций России в страны зарубежного Востока предусмотреть включение в их состав представителей татарской национальности;
      – выделение средств Госкомнацу России для разработки и осуществления совместных с Татарстаном программ среди татарской зарубежной диаспоры.
      – в связи с проведением в мае-июне т.г. Съезда народов Татарстана и Международного съезда татар осуществить их широкое освещение в российских средствах массовой информации, было бы желательным официальное приветствие этих съездов со стороны высшего руководства России;
      – предусмотреть на приемлемых для Российской Федерации условиях выделения части средств по линии Международного валютного фонда непосредственно для Республики Татарстан;
      – крайне желательно уже до 18 мая т.г. до начала сессии Верховного Совета Татарстана установить регулярные контакты между высшими должностными лицами России и Татарстана и провести обмен мнениями, информацией о принципиальных положениях проекта Конституции Татарстана, а также по итогам проведенного в Татарстане референдума с целью недопущения очередного шага по окончательному оформлению выхода Татарстана из состава Российской Федерации.
 

В.А. ТИШКОВ,
председатель комитета,
министр Российской Федерации.

Строго конфиденциально
 

О положении в Татарстане
 

      После референдума 21 марта в Республике Татарстан наметилась тенденция к снижению напряженности в межэтнических отношениях и к определенной стабилизации социально-политической обстановки. Сейчас вероятность открытого конфликта меньше, чем когда-либо за истекший календарный год. Большая часть населения республики связывает эти благоприятные тенденции с политикой высшего руководства РТ, рейтинг которого за последние месяцы повысился. Это сочетается с уменьшением общественной поддержки политических партий и движений. Наиболее заметно снизился рейтинг татарских националистических организаций, которые ранее выступали в едином блоке.
      В конце 1991 года националистический блок (ТОЦ, «Иттифак» и т.п.) в целом по республике имел приблизительно такую же поддержку, как и блок российских демократов во главе с ДПР – каждый из этих блоков получил предпочтение 20% опрошенных граждан. Причем около 60% всех сторонников националистического блока выразили поддержку радикальному крылу националистов.
      В настоящее время националистический блок, по видимости, раскололся. По данным последнего социологического исследования, к началу лета ТОЦ имел поддержку 2% населения республики (падение популярности в 10 раз), а радикальные националисты («Иттифак» и т.п.) – 1%.
      Рейтинг ДПР понизился до 4,3% (или в 4,5 раза), одновременно значительная часть опрошенных отдала предпочтения политическим движениям, в деятельности которых участвует ДПР («Согласие» и ДДРТ), так что суммарный рейтинг общественных организаций российских демократов остался почти на прежнем уровне.
      Более внимательное изучение общественного мнения по конкретным политическим проблемам позволяет сделать вывод, что предполагаемые российскими демократами преобразования пользуются поддержкой 40 – 50% граждан Татарстана, а за сохранение целостности Российской Федерации по-прежнему выступают свыше 60% опрошенных – абсолютное большинство русских и относительное большинство татар.
      Затруднения российского демократического движения в Татарстане в большой мере связаны с однозначно негативным освещением экономического положения в России в средствах массовой информации и с пропагандистской демагогией вокруг мнимого «процветания» Татарстана. Это оказывает поддержку политике Шаймиева как в татарской, так и в русской этнической общинах.
      Одновременно в обществе постепенно усиливается понимание бесперспективности экономической политики М.Ш. Шаймиева. Люди по своему практическому опыту убеждаются в том, что цены в Татарстане уже приблизились к среднероссийскому уровню (и стали выше, чем в некоторых сопредельных республиках и областях), а уровень денежных доходов граждан РТ ниже, чем в России. Все более очевидными становятся негативные последствия сепаратизма для многих трудовых коллективов и предпринимательских структур Татарстана. Большая часть граждан осознает, что экономическая политика М.Ш. Шаймиева может привести к резкому обострению кризиса и создать условия для опасных социальных и этнических конфликтов.
      В сложившихся условиях существенно меняется стратегия (или, по крайней мере, тактика) политических сил РТ.
      Националистические организации объявили о своем переходе в оппозицию правящему режиму М.Ш. Шаймиева. Это можно считать положительным фактором, так как национал-коммунистическая номенклатура и так называемые «национал-демократы» опираются на одни и те же социальные группы, и разобщенность между ними отвечает интересам гражданского демократического движения. Однако надо иметь в виду, что до последнего времени действия всех националистических группировок явно режиссировались правящим режимом, и нынешний «кофликт» может быть лишь имитацией «раскола», нацеленной на получение большей свободы политических маневров.
      Радикальное крыло националистов («Иттифак» и т.п.) заявило о своем намерении развернуть борьбу против «капитулянтского» режима М.Ш. Шаймиева, опираясь на так называемый Милли меджлис, провозглашаемый единственным органом власти «татарского народа».
      В то же время ТОЦ в последнее время предпринимает настойчивые попытки к демонстративному сближению с партиями и организациями российского демократического движения в Татарстане. Крайне активное содействие в этом оказывают некоторые предпринимательские структуры, прежде всего президент ассоциации «Тан» С.П. Шашурин. Практической целью этих действий является подписание совместного заявления ТОЦ и демократических партий и движений. Причем явно заметно стремление максимально ускорить этот процесс и привлечь к нему внимание средств массовой информации -даже вопреки категорическому требованию ДПР и других демократических партий и движений о соблюдении конфиденциальности переговоров.
      Со своей стороны, мы не намерены участвовать ни в имитации «всенародной поддержки» политики М.Ш. Шаймиева, ни в беспринципных интригах против М.Ш. Шаймиева, способствующих усилению влияния националистических группировок. Однако Татарское отделение ДПР считает целесообразным политический диалог с умеренными националистами, если это будет в той или иной мере способствовать уменьшению межэтнической напряженности. Поэтому мы не считаем себя вправе уклониться от обсуждения возможности какого-либо соглашения.
      Обращаем внимание на необходимость твердой позиции Российской Федерации в переговорах с Татарстаном и на недопустимость любых уступок, ставящих под вопрос действенность решения Конституционного суда Российской Федерации.
      Рекомендуем проявлять осторожность в любых контактах с ассоциацией «Тан», лидер которой г-н С.П. Шашурин одновременно называет себя «личным другом А.В. Руцкого», «единомышленником ДПР и НПСР», «сторонником экономического фашизма» и заявляет о безусловной необходимости отгородить Татарстан от Российской Федерации.
      Предлагаем изучить деятельность эмиссаров Татарстана в государствах Средней Азии, где проживает около 600000 татар. Не исключено, что у сепаратистского руководства РТ имеются планы дестабилизации положения в Средней Азии с тем, чтобы вызвать волну миграции татарского населения в Татарстан и тем самым радикально изменить демографическое соотношение этнических групп населения республики.
 

Татарское отделение ДПР.
 


Комментарии (18)
Все равно татар уничтожат скоро. , 16.08.2013 в 23:00

Не стоило мучаться тогда. Скоро ликвидируют республику и просто введут войска и всех татар-активистов перестреляют, а всех с татарской фамилией вышлют в сибирь. имущество разграбят, заселят хохлами и евреями.

Guest, 17.08.2013 в 05:38

Россия повторяет судьбу СССР. У нас стихийный шовинизм выдается за "духовные скрепы". Напридумывают в истории непонятно что, а народ эти мифы принимает всерьез.

Guest, 17.08.2013 в 05:41

Никуда татары не денуться, не пропадут. С русским народом вот проблема, а татары быстро развиваются. Кто бы что не говорил, а татарская Универсиада шокировала Москву.

Guest, 17.08.2013 в 15:44

Татар невозможно ни духовно, ни физически уничтожить!
Татары очень живучий, выносливый, стойкий народ, они всегда возрождаются, всегда развиваются, так как у нас сильный дух, Богом данный; сильный духовный стержень; мы не потеряли нравственность; у нас есть стимулы к возрождению и процветанию, потому, что мы знаем о Величии наших предков, об их высокой нравственности и справедливости, о Великих процветающих государствах, которые они построили своим умом и трудом, а не грабежом, убийством и насилием порабощенных народов, как это делала Россия!

гость, 17.08.2013 в 19:12

Все равно татар уничтожат скоро. , 16.08.2013 в 23:00
Не стоило мучаться тогда. Скоро ликвидируют республику и просто введут войска и всех татар-активистов перестреляют, а всех с татарской фамилией вышлют в сибирь. имущество разграбят, заселят хохлами и евреями.
--------------------------------------------------
Сказка про белого бычка !

Аналитик, 18.08.2013 в 23:03

Все равно татар уничтожат скоро. , 16.08.2013 в 23:00
Не стоило мучаться тогда. Скоро ликвидируют республику и просто введут войска и всех татар-активистов перестреляют, а всех с татарской фамилией вышлют в сибирь. имущество разграбят, заселят хохлами и евреями.
==========
Опять ванька-провокатор за свое, опять выдает желаемое за действительное. А главное желание русского нациста - что не было больше ни татар, ни Татарстана, а была очередная русская разваленная губерния.

Вил Мирзаянов, 19.08.2013 в 02:32

Очень долго повествует автор о событиях переговорного процесса. Однако, почему то обходит вопрос, кем был подписан договор между Татарстаном и Россией. Разве президентами Б. Ельциным и М. Шаймиевым? Нет же. Просто напросто канцелярями президента. И отсюда и цена договора, которого никто так и не попытался ратифицировать. Так что все это иллюзии с тем, чтобы ввести татар в заблуждение. Правда лишь в том, что ТОЦ, видимо, боялись не только в Москве, но и в Казани. По этой причине было сделано все, чтобы его полностью выхолостить. А затем уже имеем то, что имеем, т.е. ЗЕРО -НОЛЬ.

Guest, 19.08.2013 в 06:36

Господин Мирзаянов! Подпсали Договор Ельцин и Шаймиев в Кремле. Также было подписано 10 соглашений, приложения к Договору. По соглашениям доходы от нефти полностью оставались в Татарстане, также Татарстан не входил в налоговое поле России. И мог вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Создавался Национальный банк Татарстана. Соглашения опубликованы. Сама процедура подписания очень долго согласовывалась. Есть фотоснимки подписания.

Гость, 19.08.2013 в 07:00

Все было ! Но затем трусливая политика руководства РТ и депутатов Гос. Совета шаг за шагом сдали позиции . Вместо того, чтобы наполнять достигнутое,укреплять позиции. Это есть форменное предательство. Вспомните статью Ф.Сафиуллина Мы не предавали, нас заставили ! В. Мирзаянов прав ! Это была политическая игра. Народ обманули ! История не прощает такое !

Вил Мирзаянов, 19.08.2013 в 18:49

Guest, 19.08.2013 в 06:36
И как договор назывался? Если он был, как вы утвеждаете президентами, то почему не был ратифицирован? Раз вы такой знаток, то скажите: нератифицированный договор является ли легитимным? Странно, что никто не видел фотографии церемонии подписания.

Guest, 19.08.2013 в 19:10

" а была очередная русская разваленная губерния." Пока что казанская губерния оченьдаже не плохо живёт--"Татарстанцы довольны своим местом жительства, начальством и протестовать не собираются

В составленном Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), рейтинге, показывающем насколько обитатели того или иного региона России довольны своим местом жительства, татарстанцы занимают третью позицию.
Довольство или недовольство россиян своей республикой, краем или областью, определялось при помощи опросов. Ученые задали 56900 человекам из 79 регионов России, четыре вопроса, касающихся их отношения к общей ситуации в их малом отечестве, начальству, а также их возможному участию в акциях протеста.

При этом жители таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург опрашивались отдельно от жителей Московской и Ленинградской областей. А также из-за отсутствия данных в рейтинге не были представлены такие субъекты как Ингушетия, Чечня, Ненецкий и Чукотский автономные округа.

Как говорилось выше, Татарстанцы занимают третью строчку этого рейтинга, уступив только обитателям Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, и поделив свою позицию с Белгородской областью. Выяснилось, что большинство татарстанцев устраивает ситуация в их регионе, они наблюдают изменения к лучшему, довольны местным начальством и не намерены протестовать против чего либо."

Guest, 19.08.2013 в 19:24

Сын президента Татарстана 23-летний Ирек Минниханов женится на француженке Антонии Гишар, которая старше его на два года. Познакомились молодые люди несколько лет назад на учебе в Швейцарии, пишут татарстанские СМИ.

По случаю торжества Ирек и Антония удалили свои аккаунты в социальных сетях, но создали в интернете сайт – своего рода свадебное приглашение: "Мы будем счастливы разделить этот знаменательный день с вами - нашей семьей и нашими друзьями", - написали влюбленные.

Церемония бракосочетания состоится в Казани 16-го августа в 16:00. В 19.30 - торжественный ужин. А на следующий день молодожены обещают зажигательную вечеринку.

Для родственников и друзей невесты, которые прибудут из Франции, уже забронированы номера в гостинице.

Кунак, 19.08.2013 в 20:37

Guest 19/08/2013 19^10
Выяснилось что татарстанцы всем довольны и протестовать против чего либо не собираются. Да это было у народа и раньше и теперь. При царизмах, генеральных секретаризмах, и при теперешних президентизмах народ приучен довольствоваться малым веками. Чуть лучше живется чем соседу, то готов ходить гоголем. Если начинается ропот пенсионеров из-за нищенской пенсии то гасят недовольство подкидыванием жалкими рубликами. Всё, недовольство утихло, и так до следующей подачки. Так и Москва,Питер с Казанью довольны, оглядываясь на другие регионы, которые живут хуже, и даже хуже некуда. По РСН передавали что в С. Осетии г Владикавказе была забастовка врачей скорой помощи из-за мизерной зарплаты в 5 тыс в месяц. Центральные города со своей жизнью не отражают реального положения по стране. А Татарстан и татары есть конформисты. Слава Всевышнему, лишь бы не хуже чем есть.

Guest, 19.08.2013 в 21:50

сGuest, 19.08.2013 в 19:24 "...сайт – своего рода свадебное приглашение: "Мы будем счастливы разделить этот знаменательный день с вами - нашей семьей и нашими друзьями", - написали влюбленные.
Церемония бракосочетания состоится в Казани 16-го августа в 16:00. В 19.30 - торжественный ужин. А на следующий день молодожены обещают зажигательную вечеринку".
__________________________________________________
Поздравляю. Обязательно посмотрю. Вот только починю свою машину времени - и обязательно буду.))

Уважаемый Вил Мирзоянов, 19.08.2013 в 23:06

А как с вами будет можно связаться ? Напишите свой емайл пожалуйста.Айрат

Аналитик, 20.08.2013 в 00:39

Guest, 19.08.2013 в 19:10
" а была очередная русская разваленная губерния." Пока что казанская губерния оченьдаже не плохо живёт--"Татарстанцы довольны своим местом жительства, начальством и протестовать не собираются
=========
Послушай, ванька, говори, пожалуйста, за себя, а не за татарстанцев. Или вообще не стесняйся, отбрось ложную скромность и говори от имени всех жителей Земли, да что там мелочиться, от имени всей Вселенной. Валяй, ванька, а мы послушаем и посмеемся над твоей глупостью и мегаломанией.

Вил Мирзаянов, 20.08.2013 в 20:10

Айрат, оставьте сообщение на Фейсбуке.

Guest, 21.08.2013 в 07:52

Да все фото церемонии подписания договора видели, это вы делаете вид, что не видели. Вся официальная пресса в республике была полна снимками.Договор опубликован, приложения опубликованы. Приложения подписывал Сабиров, разработал Тагиров.Хорошо бы приложения опубликовать на сайте. Договор не ратифицирован, потому что в Думе того времени большинство было у комменистов и жириновцев, они этот договор не хотели пропускать и заявили, что будут голосовать против, мол это победа сепаратизма в Татарстане. Ельцин договор подписал исходя из позиции "берите суверенитета столько, сколько можете проглотить". Договор кстати был выгоден и России, в Татарстане были свои методы приватизации и мягкое вхождение в рынок, цены были раза в 2-3 ниже московских, уровень жизни не так сильно упал.Тогда в Зеленодольске даже начинали строить свой танкерный флот река-море для экспорта нефти из республики по распоряжению премьера Сабирова.Республика была практически самостоятельной, правоохранительные органы подчинялись властям Татарстана. Вспомните также, что все это происходило на фоне событий в Чечне. На Ельцина сильно давили, требуя ввести войска в Татарстан. У руководства Татарстана был даже план эвакуации из Казани в Челны и организации там движения сопротивления в случае ввода войск.