9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Пepвому заместителю премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратову
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Пepвому заместителю премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратову

25 февраля 2013 года
Пepвому заместителю премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратову

Уважаемый Равиль Фaтыхович!
 

     Во исполнение Вашего поручения относительно перспектив дальнейшего функционирования Института информатики АН РТ (от 23.11.2012 N55343-РМ) сообщаем следующее.
      Министерство считает, что академические учреждения, в особенности те из них, что добились весомых результатов в области привлечения ассигнований федерального бюджета для обеспечения научных проектов, нуждаются в статусе самостоятельных юридических лиц. Доводы, свидетельствующие в пользу данного вывода, изложены в аналитической справке, прилагаемой к настоящему письму.
      Следует подчеркнуть, что подобная точка зрения разделяется авторитетными представителями директорского корпуса научно-исследовательских центров АН РТ. Соответствующие обращения в Ваш адрес поступили от имени руководителя Института информатики Ф.М. Аблаева и Института истории им. Ш. Марджани Р.С. Хакимова.
      Напротив, включение подведомственных Академии наук организаций в состав ее центрального аппарата в качестве структурных подразделений приведет к угасанию и последующей ликвидации многих перспективных научных направлений, включая квантовую информатику.
      Приложение: указанное на 2 л. в 1 экз.
 

Э.Н. ФАТТАХОВ, министр.

      Аналитическая справка о предполагаемом юридическом статусе учреждений академического сектора исследований и разработок Татарстана
      Академические учреждения республики, специализирующиеся на проведении фундаментальных и прикладных изысканий в точных и естественно-научных областях познания, нуждаются в статусе самостоятельных юридических лиц.
      1. Общеизвестно, что по уровню финансового обеспечения НИОКР республика не занимает лидирующие позиции среди других субъектов Федерации.
      Так, удельный вес внутренних расходов на исследования и разработки в валовом региональном продукте Татарстана составляет 0,69%, в то время как в целом по стране значение данного индикатора равняется 1,12%, причем к 2015 году намечено его увеличение до 1,77%.
      Более того, по показателю, исчисляемому как отношение объема подобных затрат к численности научного персонала, республика в 2010 году занимала лишь 11-е место в Приволжском федеральном округе.
      Такое положение вещей обусловлено не только слабой заинтересованностью частного бизнеса или ограниченными возможностями регионального бюджета, но и недостаточной эффективностью усилий, прилагаемых для привлечения федеральных трансфертов, предназначенных для поддержки научной деятельности.
      Подтверждением тому служит ситуация, сложившаяся вокруг совместного конкурса научных работ, проводимого под эгидой Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Республики Татарстан.
      Согласно имеющимся договоренностям, стороны могут направить на финансирование проектов, признанных приоритетными по результатам научной экспертизы, до 60 млн. рублей в год на паритетных началах.
      В рамках последнего конкурсного отбора, состоявшегося в 2011 году, был сформирован массив из 57 тематик НИР, общий размер которого в стоимостном выражении не достигает и 40 млн. рублей.
      Иными словами, научное сообщество республики пока неспособно освоить довольно скромные лимиты фондирования, что предоставляются рассматриваемым федеральным институтом развития.
      При этом существуют весомые основания полагать, что научные учреждения, будучи интегрированными в АН РТ, окончательно утратят мотивацию, необходимую для активного привлечения средств федерального бюджета.
      В этом случае резко возрастут риски, что ресурсы, мобилизованные по федеральным грантовым программам, будут отвлекаться на оплату повысившихся административно-управленческих издержек, не имеющих отношения к научным нуждам.
      2. Консолидация в системе АН РТ ранее подведомственных ей научных организаций может обернуться для последних разрушением имеющихся научно-технических и экономических связей.
      Например, Институт информатики располагает устойчивыми и продуктивными деловыми контактами со структурами Федеральной службы безопасности и Министерства обороны России.
      Между партнерами достигнуто взаимопонимание по поводу выполнения ориентированных научных изысканий с последующим использованием полученных результатов для формирования защищенных каналов обмена данными.
      Учитывая специфику органов безопасности и военного ведомства, можно предположить, что смена контрагента обернется сворачиванием программ сотрудничества со всеми вытекающими отсюда последствиями имиджевого и финансового свойства.
      Такой сценарий представляется неизбежным, поскольку, являясь обособленным структурным подразделением Академии наук, институт не сможет выступать в качестве самостоятельного оператора каких-либо договоров и контрактов.
      3. Достижение весомых и тем более прорывных результатов в такой отрасли, как квантовая информатика, невозможно без использования современного экспериментального и лабораторного оборудования.
      Дело в том, что производительность труда любого работника и в особенности научного решающим образом зависит от уровня его фондовооруженности.
      Президент России В.В. Путин в своем выступлении на последнем заседании Совета по науке и образованию подчеркнул, что «важно выйти на ритмичный 5 - 10-летний цикл обновления материально-технической базы научных и образовательных учреждений».
      Стратегия инновационного развития страны на период до 2020 года предполагает существенное увеличение доли капитальных затрат во внутренних расходах на НИОКР.
      Находясь в составе Академии наук, Институт информатики не будет располагать возможностями, необходимыми для регулярной реконструкции и технологического перевооружения основных средств, задействованных в исследовательском процессе.
      По имеющейся информации, в эту организацию начиная с 2009 года не поступил ни один новый персональный компьютер, не говоря уже о более сложных и дорогостоящих приборах и установках.
      Таким образом, включение института в структуру АН РТ с высокой вероятностью приведет к фактической ликвидации в республике такого перспективного научного направления, как квантовая информатика.
 

Э.Н. ФАТТАХОВ,
министр образования и науки РТ.

 

Министру образования и науки 
Республики Татарстан
Фаттахову Э.Н.

Уважаемый Энгель Навапович!
 

      Относительно «Аналитической справки о предполагаемом юридическом статусе учреждений академического сектора исследований и разработок Татарстана» к Вашему письму (1.5834/12 от 22.12.2012) сообщаю следующее.
      1. Заявление «общеизвестно, что по уровню финансового обеспечения НИОКР республика не занимает лидирующих позиций среди других субъектов Федерации», несомненно, является двусмысленным, так как не закреплено фактами. Удельный вес внутренних расходов на исследования и разработки в валовом региональном продукте Татарстана, представленный в документе, не имеет ссылки и времени его определения. Цифра об 11-м месте Республики Татарстан в Приволжском федеральном округе относится к 2010 году, и точное определение этого показателя опять не указывается. Вместе с тем, по данным статистики, Татарстан занимает устойчивое третье место в ПФО по численности персонала, занятого исследованиями и разработками, а также по размеру внутренних затрат на научные исследования и разработки (после Нижегородской и Самарской областей).
      Что касается ситуации вокруг совместных конкурсов научных работ, на сегодняшний день в Российской Федерации существуют два крупных государственных научных фонда, которые поддерживают региональные фундаментальные научные исследования: «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ) - в области естественно-технических наук; «Российский гуманитарный научный фонд» (РГПФ) - в области гуманитарных наук. Именно Академия наук РТ инициировала и начиная с 2002 года организовывает в Республике Татарстан региональные конкурсы проектов РГНФ и РФФИ, они в соответствии с соглашением между фондами и правительством РТ финансируются на паритетных началах. Академии наук РТ по согласованию с фондами и правительством Татарстана удалось довести сумму финансирования в 2010 г. по линии РГНФ до 20 млн. (10+10) и в 2012 г. по линии РФФИ - до 60 млн. (30+30) руб.
      В 2012 году очередной региональный научный конкурс РФФИ был объявлен с опозданием из-за подготовки нового соглашения об увеличении суммы. Поэтому было подано всего 168 заявок на сумму 69 млн. 860 тыс. рублей.
      По установившейся традиции РФФИ отбирает до 30% из представленных проектов. В результате было поддержано 57 проектов на сумму 39 млн. 340 тыс. руб.
      На оставшиеся 20 млн. 660 тыс. руб. был объявлен дополнительный конкурс, который завершен в конце декабря 2012 года. Было подано 152 заявки на сумму 107 млн. 317 тыс. руб. Таким образом, общая сумма заявок в 5 раз превышает имеющуюся сумму. Сомнения о неспособности республики освоить большие суммы не соответствуют действительности.
      2. Заявления о том, что «ресурсы, мобилизованные по федеральным грантовым программам, будут отвлекаться на оплату повысившихся административно-управленческих издержек, не имеющих отношения к научным нуждам», также не соответствуют действительности. Законом запрещено использовать грантовые средства не по назначению.
      3. Заявление в документе о том, что «консолидация в системе АН РТ... может обернуться... разрушением имеющихся научно-технических и экономических связей» со ссылкой на секретные исследования совершенно не понятно. Как известно, вузовские кафедры, выполняя научные исследования, связанные со спецификой органов безопасности и военного ведомства, будучи несамостоятельными юридическими лицами, не испытывают трудности ни правового, ни финансового плана. Специфика органов безопасности и военного ведомства предполагает наличие определенных ограничений, связанных с режимом секретности. Как раз эти ограничения директор Института информатики АН РТ категорически не желал и не желает на себя возлагать. Только с приходом зам. директора по науке, который получил соответствующие допуски, дела в этом направлении сдвинулись в положительном направлении. Неправовые действия директора института, выразившиеся в увольнении зам. директора по науке и подготовке к увольнению руководителей отделов, не согласных с политикой директора на отделение института от АН РТ, привели к сворачиванию ряда важнейших работ. Есть четкое заявление руководителя «Санкт-Петербургского национально-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» о невозможности продолжения совместных работ по формированию защищенных каналов обмена данных с директором Института информатики.
      4. Заявление в документе о том, что «...включение института в структуру АН РТ с высокой вероятностью приведет к фактической ликвидации в республике такого перспективного направления, как квантовая информатика», сделанное на основании того, что Институт информатики, будучи самостоятельным юридическим лицом, не приобрел никаких дорогостоящих приборов и установок, также лишено всякой логики. Самые простые установки для исследований в этой области стоят не менее 1 млн. долларов.
      С 2007 по 2012 годы Академия наук РТ приобрела для институтов и центров, финансируемых АН РТ, 232 компьютеров и 39 ноутбуков. В таблице приведено количество вычислительной техники (компьютеры/ноутбуки), приобретенной по годам и организациям:
 

N п/п  Организации 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Итого
1 Институт Татарской энциклопедии 4/1 5/0 11/3 0/0 28/6 2/0 45/10
2 ИПЭН - 1/0 13/0 5/1 7/1 27/1 53/3
3 ИЯЛИ 18/0 12/1 6/1 6/2 - 5/0 47/4
4 Институт истории 1/1 11/0 7/1 1/1 5/0 2/0 27/3
5  Центр- исламоведческих исследований  - - - - 2/2 0/3 2/5
6 Институт информатики 8/3 2/0 0/0 0/0 0/2 0/0 10/5
7 НИЦ семьи и демографии - - 4/0 2/0 1/0 0/0 7/0
8 НИИ прикладной семиотики - - - - - 2/0 2/0
9 Аппарат презииума 9/7 7/0 2/0 6/1 2/0 7/0 33/8
10 ЦПЭИ 6/1 - - - - - 6/1
  Итого             232/39

      Уважаемый Энгель Навапович! Заключение в Вашем письме, сделанное на основе данной «Аналитической справки», о том, что «включение подведомственных Академии наук РТ организаций в состав ее центрального аппарата (?) в качестве структурных подразделений приведет к угасанию и последующей ликвидации многих перспективных научных направлений», является абсолютно ошибочным. По новому уставу АН РТ институты сохраняются как самостоятельные научные учреждения под теми же названиями (например, как Институт информатики Академии наук РТ), но потеряют статус юридического лица. При этом они будут пользоваться теми же правами, каковыми пользуются сейчас: иметь лицевой счет в казначействе, самостоятельную бухгалтерию и отдел кадров, право заключать договоры и т.д. Академия наук РТ и дальше намеревается развивать те перспективные научные направления, которые были заложены ранее.
      Но самое главное в том, уважаемый Энгель Навапович, что «Аналитическая справка» составлена в форме электронного документа и может попасть в СМИ. В результате у широкой общественности может возникнуть мысль, что у нас в республике наука в загоне и такого мнения придерживается министр образования и науки РТ. Прошу Вас указать подчиненным на недопустимость использования недостаточно проверенных данных при подготовке официальных документов.
 

С уважением
А.М. МАЗГАРОВ,
президент АН РТ.


Комментарии (3)
Guest, 27.02.2013 в 09:19

Судя по всему Академия наук Татарстана - это сугубо гуманитарная организация. Все естественные науки сосредоточены в КНЦ РАН. Отдача от АНТ слабая, хотя на нее тратят в год примерно 400 млн. рублей. Это скорее имиджевый атрибут суверенитета, реликт эпохи. Просуществует ли она еще 5 лет?

Guest, 27.02.2013 в 09:20

А сколько получает академик и член-корреспондент АНТ?

Guest, 27.02.2013 в 10:37

"Но самое главное в том, уважаемый Энгель Навапович, что «Аналитическая справка» составлена в форме электронного документа и может попасть в СМИ."
Да, эта небольшая приписочка в конце письма полностью характеризует нынешнее руководство Академии наук РТ. Страшно они бояться открытых дискуссий о состоянии дел в академии. Ответить им нечего. Стоит обратить и на тон этого письма, которое направлено крупному чиновнику - министру образования республики. Тон-то, вообщем, оскорбительный. Видимо, дела в АН РТ хуже некуда.