9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Памяти Игоря Ярцева
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Памяти Игоря Ярцева

24 июля 2014 года
Памяти Игоря Ярцева

      Этот рассказ посвящается светлой памяти Ярцева И.В. – бывшего руководителя дорожной отрасли Республики Татарстан.
     Жизнь человека вообще, ярких личностей в особенности, – процесс  объективный. Одни люди рождаются, другие вступают в активный период жизни. Третьи… Для них  приходит неизбежное – уход с любимой работы, которой отданы лучшие годы жизни. И каждый человек вынужден понять свое нынешнее состояние и должен смириться с объективным процессом бытия.
     Сегодня наступило такое время, когда целое поколение, вступившее в рабочий строй, в самые нелегкие для родины годы, пережившие в детстве настоящий ад военного времени, на себе испытавшие голод, холод, разруху, потерю своих близких, ушли на заслуженный отдых. Многих уже нет среди нас, живых. Эти люди в свое время закладывали основы народного хозяйства. Они строили дороги, растили хлеб,  восстанавливали мосты после вражеской бомбежки, организовывали соцсоревнования, обеспечивали выполнение напряженных государственных планов. Это серьезное нравственное испытание общества сегодня ценить то, что оставило или оставляет нам в наследство уходящее поколение. Эти люди были, есть и останутся нравственным ориентиром для последующего поколения.
     Одним из многих таких ярких личностей, рано ушедших из нашей среды, был Игорь Васильевич Ярцев, руководитель дорожной отрасли Республики Татарстан – объединения «Татавтодор». 3 июля этого года ему исполнилось бы только 80 лет.
     Мне многие годы пришлось работать под его непосредственным руководством. Это были годы напряженного труда, когда всегда сопутствовали удачи и неудачи, победы и поражения…. Но в памяти особенно ярко сохранилось одно событие из жизни нашего коллектива. Если помнится, это было 18 апреля 1995 года. В кабинете Игоря Васильевича – весь аппарат Татавтодора, его заместители, специалисты, руководители отделов и служб. Он собрал нас на производственное совещание в связи с началом летнего сезона по строительству и эксплуатации автодорог. Нам стало известно, что до этого он был на приеме у премьер-министра Ф.Х. Мухаметшина. Прием у большого начальства всегда событие значительное. Тем более Фарид Хайруллович еще недавно был назначен на эту должность. Игорь Васильевич всегда был открытым, доступным для подчиненных человеком. Он всегда делился с коллективом необходимой информацией. Это всегда прибавляло в нас чувство непосредственной причастности к решению стоящих перед коллективом задач. И в этот раз, как нам стало известно, разговор руководителя Татавтодора с премьером был очень продуктивным и деловым. Словом, Игорь Васильевич пришел с совещания с Премьером довольным, нацеленным на решение стоящих перед нашим коллективом задач. Речь шла среди прочих вопросов о процентной ставке дорожного налога согласно «Закону о дорожном фонде Республики Татарстан». Предложение Татавтодора (точнее Ярцева И.В.) было установить его в пределах 1,8% против 1,2% – в 1994 году. Для сравнения с другими автодорами РФ: в Кировавтодоре – это составляло 3%, Воронежавтодоре – 4%...Словом, в соседних регионах не меньше, а больше нас. В этом смысле предложение Ярцева И.В. – 1,8% логично. Премьер поддержал предложение Татавтодора…
     Однако данный вопрос требовал согласования с президентом РТ. Игорь Васильевич тут же берет телефонную трубку и, степенно, не торопясь, начал разговор с самим Президентом РТ Шаймиевым М.Ш. Минтимер Шарипович, внимательно выслушав аргументы руководителя Татавтодора, сказал: «И так душим народ налогами. 1,8% дорожного налога не годится». После этого дорожный налог в РТ был установлен 1,5%. На совещании с Премьером Игорь Васильевич поднял и другие вопросы дорожного хозяйства. Одна из них  – проблема с «Акбарсом». Будет ли он нас, Татавтодор, обслуживать. Как бы нам в этом году хуже не работать. «Ак барс» задерживает деньги. А это будет означать в наших условиях, что из-за задержки денег мы вовремя не получим сырье, материалы. Строительство дорог будет сорвано… Аргументы Игоря Васильевича имеют основания. Премьер выслушал Ярцева И.В. и кое-что записывал себе.
     – А как с реорганизацией автодора? – выпалил неожиданно Премьеру Игорь Васильевич.
     – Какая реорганизация?-  словно ему, премьеру, этот вопрос новый и малознакомый…
     Мы, участники производственного совещания, внимательно слушали подробности встречи Ярцева И.В. с премьером РТ. После получения необходимой информации о встрече нашего руководителя с премьером, Игорь Васильевич, обращаясь к главному механику Тататодора Тазетдинову М.А.:
     – Все ли АБЗ работают?
     Главный механик задумался и посмотрел на главного инженера Шафикова Р.Х.
     – Все, – сказал Ринат Хабибович, кроме Муслюмовского.
     – Почему? – спросил Игорь Васильевич.
     – Нет некоторых запчастей. На днях запустим!
     – А как в Альметьевске? – продолжал Игорь Васильевич.
     И в это время зазвенел телефон от Тиханкова Владимира Михайловича, начальника Альметьевского ДУ.
     Ярцев И.В., обращаясь по телефону к начальнику ДУ:
     – Как дела? Почему не работает у тебя АБЗ?
     – Нет транспортера. Собираем из старого…
     – Кончай, грызун ты этакий, да ещё мелкий! Чтобы к завтрашнему утру завод заработал, территория блестела! Мы с премьером и его замом Денисовым будем там в 9.30! – и положил трубку.
     Сказано это было очень строго. Далее. Обращаясь к своему заместителю Исли В.Г:
     – Есть ли транспортер в УПТК? Почему не дали Тиханкову?
     – Дали столько, сколько просил сам – 30 метров.
     – Немедленно, сейчас же отправьте в  Альметьевское ДУ 100 метров транспортера! – распорядился Игорь Васильевич. Совещание по качеству, назначенное на пятницу, перенести на понедельник, 24 апреля!
     Во время производственного совещания Игорь Васильевич предстал человеком, наделенным государственным складом ума.  Он скрупулезно подходил к каждой проблеме, знал её изнутри, в деталях. Сам никогда не кривил душой, этого  и добивался и от своих подчиненных. Был по справедливости очень строг, но уважительно относился к кадрам. Строгость его всегда сочеталась с вниманием к насущным проблемам, к людям. Ему было чуждо стремление подмять под себя как можно больше людей, играть амбициями, изображать незаменимость, непогрешимость и приближенность к сильным мира сего.
     Поучительна и ярка судьба Игоря Васильевича. Он уроженец Бесплемяновского района Волгоградской области. После окончания в 1958 году автодорожного факультета Волгоградского института инженеров городского хозяйства молодой специалист Ярцев И.В. был направлен в распоряжение управления строительства и ремонта автодорог при СМ ТАССР. Был назначен старшим инженером дорожно-эксплуатационного управления №255 в село Тюлячи. С тех пор он прошел все этапы служебной лестницы – начальника производственно-технического отдела дорожно-строительного управления №1 (ДСУ №1), главного инженера Иркутского областного дорожно-строительного треста. Главного инженера и начальника объединения «Татавтодор». Он в числе целой плеяды дорожников, ставших гордостью и славой коллектива в разное время – Дубкова Михаила Ивановича, Теребилова Вячеслава Тимофеевича, Мавзютова Хасана Каримовича и многих других.
     Работа руководителем Татавтодора для Ярцева И.В. стала поистине звездным часом. При нем успешно проводилась политика интенсивного дорожного строительства. Этому в немалой степени способствовала в 1970 – 80-е годы система специального дорожного фонда. Уделялось большое внимание приобретению дорожной техники, асфальто-бетонных заводов, обучению и повышению квалификации кадров. В эти и последующие годы проводились месячники по заготовке материалов для дорожного хозяйства. За успехи в работе руководимый Ярцевым И.В. коллектив неоднократно занимал призовые места в соцсоревновании среди коллективов отрасли Российской Федерации. Переходящее Красное Знамя Минавтодора РФ оставлено у коллектива Татавтодора.
     С именем Ярцева И.В. связано решение сложных технических и организационных вопросов проектирования и строительства таких крупных народно-хозяйственных объектов, как автодороги Казань-Челны, Елабуга-Ижевск, северный обход Казани, автодороги Казань-Уфа, мостового перехода через Волгу и др. Он был одним из инициаторов начала строительства мостового перехода через Каму.
     Личность Ярцева И.В. получила широкое признание. Он был депутатом Казанского Горсовета, народным депутатом Республики Татарстан, почетным дорожником Российской Федерации, заслуженным строителем РТ и РФ. Он награжден многими государственными наградами. Незадолго до своего ухода из нашей среды, в дни своего 70-летнего юбилея, он искренне переживал за состояние дорожной отрасли РТ. Он говорил о важности для экономики республики состояния дорожного хозяйства, выразил беспокойство тем, что достигнутый потенциал может рухнуть, когда разбазаривали много заводов, сельхозпредприятий с началом так называемой перестройки. Он говорил о необходимости бережного сохранения кадрового потенциала. Организаторы производства, высококвалифицированные специалисты – золотой фонд любого коллектива. Так было, так должно быть и так будет всегда.
     После ухода Игоря Васильевича утекло много воды. За это время сменилось много руководителей Татавтодора. Однако Ярцев И.В. останется в нашей памяти как справедливый, порядочный и честный руководитель. В таких людях общество нуждалось и нуждается всегда.

     Ф.З. ЯКУПОВ,
ветеран труда.


Комментарии (1)
Guest, 26.07.2014 в 10:42

человек он,моге будь,и хороший.
да вот дороги в татарстане...
..во времена оны,да и ныне...
АЙ-ЯЙ!