11 июля 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Оттепель и застой
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Оттепель и застой

16 июля 2015 года
Оттепель и застой

     60-е годы – один из самых противоречивых и сложных периодов нашей истории. Они вмещают в себя годы руководства страной, казалось бы, двух противоположных личностей: Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. С именем первого ознаменована так называемая «оттепель», а с именем второго – застой. Если Хрущева можно назвать реформатором, то Брежнева нужно обозначить как контрреформатора.
     Годы правления Хрущева – это определенные попытки отказа от тоталитарного прошлого, разоблачение культа личности Сталина. Приход к власти Брежнева характеризуется стремлением реанимирования сталинских начал и пересмотром хрущевских реформ.
     «Подлинное величие хрущевского характера оказалось в том, что он не побоялся поставить на карту свою судьбу, судьбу своих приближенных, потому что Берия олицетворял, как сейчас бы сказали, другую ветвь власти – КГБ, которая конкурировала с партией и временами брала над ней верх». Так писал Федор Бурлацкий, бывший советником Хрущева и Андропова, и полагаю, что в немалой мере был прав. Несомненно, нужно было обладать не только политической волей, но и готовностью поплатиться жизнью, идя на такой решительный шаг, как разоблачение культа личности Сталина и деяния многих его соратников. Вовсе не случайно, что один из них В.М. Молотов уже после свержения Хрущева называл его «реакционного типа человеком», который «только примазался к Коммунистической партии». Разумеется, это не соответствует истине, хотя отрицательных черт характера у него было предостаточно. Впрочем, об этом подробнее.
     Основным содержанием периода так называемой оттепели вплоть до свержения Н.С. Хрущева была именно попытка «рывка» в коммунистическое завтра, стремление немедленно оказаться в коммунистическом обществе. 
     Поиски велись в рамках марксистско-ленинской теории и при полном сохранении руководящей роли КПСС. Период этот отмечается определенной «оттепелью» в общественной жизни страны, которая стала возможной после смерти И.В. Сталина. Первая реальная перемена была заметна уже в том, что Н.С. Хрущев, пришедший к руководству партией и страной, не стал отстреливать своих политических противников. В 1964 году его самого убрали так же тихо и мирно, не прибегая к репрессии.
     Фигура Н.С. Хрущева весьма противоречива. Это был человек деятельный и склонный к рискованным, порой авантюрным шагам. При нем в стране, с одной стороны, ощущались демократические веяния, с другой – преобразования, основанные на субъективных, необдуманных подходах, нанесшие немалый вред экономическому развитию страны. XX, XXI, XXII съезды КПСС взяли курс на ускоренное коммунистическое развитие. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», — так решила партия. Новая программа КПСС, принятая на XXII съезде, детально расписала этапы перехода к коммунизму. Всюду в стране изучали Моральный кодекс молодого строителя коммунизма, брали повышенные коллективные и личные обязательства. Все это сопровождалось бесконечными преобразованиями в области экономической, культурной и административно-партийной жизни. Были ликвидированы МТС, и вся техника была передана колхозам. Сами колхозы в массовом порядке укрупнялись или преобразовывались в совхозы. Причем в Татарии без учета мнения жителей объединялись в один колхоз татарские, русские, чувашские деревни. Так, в результате ликвидации Цильнинского района и его слияния с Буинским колхоз «Мир» с русским населением вошел в новый район и слился с колхозом «Кызыл байрак», где проживали татары. В письме в Москву колхозники «Мира» сообщали, что чувствуют себя ущемленными и что жизнь их стала хуже. 
     В связи с этими преобразованиями возникли большие затруднения, когда многие предметы в татарских сельских школах начали преподаваться на русском языке.
     В городах также был взят курс на ликвидацию татарских школ. В Казани с большим трудом удалось сохранить одну-единственную татарскую школу.
     В стране, в том числе и в Татарской республике, были ликвидированы районы, а вместо них созданы административно-территориальные управления. Бывшие райкомы переименованы в парткомы. Областные партийные организации были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Для управления экономической жизнью страны были созданы территориальные совнархозы.
     В Татарии также был создан республиканский совнархоз, который позже вошел в Средневолжский совнархоз с центром в Куйбышеве. Республика тем самым потеряла контроль над собственной экономической жизнью. Одна из старинных железных дорог страны – Казанская – также была ликвидирована и объединена с Горьковской железной дорогой. Управление Волжским речным пароходством также перешло в Горький. Получилось так, что преобразования, начатые с целью приближения экономической жизни к конкретной территории и в противовес существовавшей до этого системе отраслевого управления народным хозяйством, на самом деле лишили многие республики и области возможности самим заниматься решением важнейших хозяйственных проблем.
     Хрущевская «оттепель», с одной стороны, давала определенные надежды на будущее, с другой – зажимала людей в тиски коммунистических начал. В деревне оказывалось давление на частный сектор и делался упор на колхозно-совхозное хозяйствование. В городах чинились всяческие препятствия стремлению людей иметь собственные земельные участки за городом. Предпочтение отдавалось коллективам садоводов и огородников. Постановление Совета Министров N1346 от 30 декабря 1960 года за подписью Н.С. Хрущева, замещавшего с постом первого секретаря ЦК КПСС и должность председателя Совета Министров, было целиком посвящено индивидуальному дачному строительству. Его первый пункт содержал в себе следующие слова: «Запретить повсеместно отведение гражданам земельных участков под индивидуальное дачное строительство». Второй пункт запрещал продажу гражданами, государственными и коммунальными организациями дачных строений. В постановлении были предусмотрены и меры по недопущению продажи земель под видом продажи строений и применения наемного труда для обработки земель. За это виновные привлекались к ответственности и лишались права пользования отведенными им участками.
     Непростые процессы происходили и в духовной жизни общества. Хотя и были определенные послабления по отношению к представителям интеллигенции, тем не менее преследования по политическим мотивам не прекратились. Борьбу с так называемым диссидентством возглавил сам Н.С. Хрущев, что нашло яркое отражение в его встрече с группой творческих работников 17 декабря 1962 года. Тогда стало ясно, что никакой творческой свободы деятелям культуры не будет предоставлено.
     По примеру и велению центральных партийных органов местные руководители также держали всю духовную жизнь в своих руках. Писателей учили, как надо и как не надо писать. Научных работников держали в жестких рамках марксистско-ленинской идеологии.
     Так что в период «оттепели» не всем и не во всем было тепло. Многих пронизывал холод, веявший из руин прошлого. 
     В Татарии это нашло отражение в ходе кампании по обсуждению новой Конституции СССР, когда пробудилась мечта о придании республике статуса союзной республики. Деятелям культуры была небезразлична судьба нации, ее языка, традиций и обычаев. 
     Поэт и писатель Салих Баттал написал стихотворение «Письмо Батый-хану». Редактор журнала А. Гумеров, получив текст стихотворения, запер его в собственном сейфе и рекомендовал автору нигде его не читать, а концовку стихотворения принести для обсуждения в узком кругу. Суть стихотворения заключалась в осуждении культа личности вообще, начиная от хана Батыя, кончая Сталиным, Хрущевым. Баттал предупреждал, что поклонники культа начинают «Да здравствует генералиссимус Сталин, и заканчивают… Хрущев». В то же время он восстал против второсортности своей республики. «Мы, – писал он, – должны жить самостоятельно, дышать своими легкими, а не жить в утробе матери России». 
     5 января 1963 года на партийном бюро Союза писателей состоялось обсуждение персонального дела Салиха Баттала. Присутствовали А. Гумеров, М. Амир, Г. Абсалямов, З. Нури, Р. Ишмуратов, Т. Журавлев, И. Гази, Г. Батталов. Присутствовал представитель Бауманского райкома КПСС. Заседание несколько раз откладывалось, ибо обвинить человека в клевете на русскую культуру и русский народ, на чем настаивал Т. Журавлев, называвший Баттала махровым националистом, было не так просто. Оскорбленный нападками на него своих же собственных коллег-писателей, Салих Баттал написал письмо в Центральную избирательную комиссию по выборам в Верховный Совет ТАССР, в котором заявил, что с клеймом националиста на выборы не пойдет, и потребовал от газеты «Социалистик Татарстан» опровержения «гнусной клеветы» на него.

Индус ТАГИРОВ,
академик АНТ.
(Продолжение следует.)


Комментарии (7)
Guest, 17.07.2015 в 10:52

кроме салиха,не удается назвать НИКОГО,
кто хоть чють-чють подходил бы под БУНТАРЯ.
в родной республике стояла глубокая тошнотворная тишина,все-все стояли смирно.
даже в таком климате нужны были
жертвенные БАРАНЫ,и ответработники
время от времени изыскивали таковых
и заставляли публично КАЯТЬСЯ.
С ТЕХ ВРЕМЕН НИЧЕГО В ЦЕЛОМ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.
ПРОВИНЦИЯ,МАТЬ ЕГО..

Guest, 17.07.2015 в 14:36

Как бы не называлась страна - она антинародна. Во все времена! Демократия - на словах, а на деле тюрьма народов.

Guest, 20.07.2015 в 16:17

Если выражаться грубо и прямо Хрущев был самодуром, а Брежнев маразматиком. Именно их период правления и привел к распаду СССР. Еще можно добавить что Сталин был уголовником. Об образовании. У Сталина незаконченная духовная семинария, Хрущев учился в Промакадемии и до конца жизни писал с ошибками, Брежнев окончил вечерний институт. Малограмотность и бескультурье.

Guest, 20.07.2015 в 19:12

империя выдвигает на руководство
наиболее жизнеспособных особей,
как и везде в природе.
народ при этом безмолвствует.
кстати,образование(академическое или классическое)
только мешает достичь вершины,
поскольку обыкновенно у хорошо образованного
человека имеются в наличии такие излишние
свойства,как МОРАЛЬ,как ЧЕСТЬ,как,например,
СОВЕСТЬ.

Аналитик, 22.07.2015 в 19:11

империя в колониях выдвигает на руководство не самых жизнеспособных, а самых покорных и аморальных. Еще император Август говорил про царя Иудеи, что лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном. При этом выродок Ирод всегда, до самой смерти, поддерживался римским империализмом, потому что он исправно платил дань Риму.

Nfj, 23.07.2015 в 08:37

Ну как так, что не образованные правят образованными

Guest, 23.07.2015 в 13:06

Nfj, 23.07.2015 в 08:37
Ну как так, что не образованные правят образованными_____________________________
Вот уж впрямь, как таких земля носит ?