9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Очевидное… невероятное
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Очевидное… невероятное

30 марта 2013 года
Очевидное… невероятное

     (По поводу реплики Наиля Гильманова на статью В. Мирзаянова о татарской идеологии, опубликованную в газете «Звезда Поволжья» за 20 - 26 декабря 2012 года, N46)
 

      Содержание статьи с первых же строк вызывает недоумение.
      Начнем с того: нужна ли идея и идеология любому человеческому сообществу. Сразу выскажу свое отношение к этому непростому вопросу. По моему мнению – да, нужна. Напомню при этом очень популярную русскую поговорку: «Не хлебом единым жив человек…»
      Размышления автора реплики неоднократно вращается вокруг куска «черного хлеба», высокой зарплаты, хорошего жилища, пенсии, социальной защиты и т.д. Складывается мнение – больше человеку ничего не нужно (ни книг, ни газет, радио, телевидения, никакой информации). Автор уверен в том, что сегодня никто не читает, особенно он обрушился на татар (кстати, являясь сам татарином).
      Приведу его суждение (исключительно необоснованное): «Вил Султанович, дорогой, позвольте вам заметить, наш народ ничего не знает! Он неграмотен! Говоря по-татарски – «шыр надын»: он абсолютно не знает своей истории, он аполитичен».       В ХIX веке, например, в России русский народ был неграмотен, не умел читать, а в ХХI веке он книг просто не читает, в том числе и татары. Неправда, господин Гильманов! В течение этой статьи я постараюсь опровергнуть ваше утверждение.
      Теперь о «Татарской национальной идее и идеологии». В. Мирзаянова, на которую особенно обрушился автор. Идея, идеология как воздух нужна каждому человеческому сообществу, даже каждой семье, не говоря уже о целом народе, которым сегодня является татарский народ, - высокообразованный, интеллектуально развитый, талантливый. Вполне понятно, за разработку «Татарской национальной идеи и идеологии» взялся виднейший представитель татарского народа, крупный ученый, профессор одного из престижных университетов мира – Принстонского (штат Нью–Джерри, США) Вил Султанович Мирзаянов. Почему-то именно он взялся за это. По вашим суждениям: «В огромной стране под названием Российская Федерация люди рождаются и покидают этот бренный мир с чувством трусливости. С этим непристойным чувством здесь живут: рожают детей, трудятся, доживают до преклонных лет, и, не изменив своим принципам, ложатся в могилу».
      Слова-то какие циничные, неуважительные. Дальше размашисто: «Иностранцу этого не понять, у них по-другому…» Выходит, к людям со слепым преклонением перед всем иностранным вы причисляете людей, живущих в России, как бы причисляете их к людям второго сорта. Дальше еще хлеще: «Одним из этих народов, что с большим прискорбием приходится признавать, являются татары. Трусливее этого народа не сыскать: есть, конечно, русские, еще многие другие… (небрежно продолжаете рассуждать). Но татары впереди всех».
      Какие ужасные, глубоко оскорбительные слова лично для меня, для многих славных сыновей и дочерей татарского народа. Это абсолютно не соответствует действительности, жизни, многовековой истории татарского народа.
      Кто не хочет видеть очевидного – тому глаза застилает туман. Десятки, сотни тысяч примеров мужества, героизма, трудолюбия из истории не вычеркнуть, даже если кому-либо очень хотелось бы этого.
      Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. В годы Великой Отечественной войны, по словам очевидцев, в том числе боевых командиров самого высокого ранга – маршалов Советского Союза, татары-воины показали примеры героизма, преданности своей Родине. Видные советские военачальники отдавали дань признания героизму сыновей и дочерей татарского народа. «Боевая деятельность воинов-татар заслуживает самой высокой оценки. Воины-татары на полях сражений проявляют лучшие качества своего народа: великую любовь к Родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения» (Л.А. Говоров).
      «На многих фронтах Великой Отечественной войны прогремели имена бесстрашных сыновей славной республики на Волге» (имеется в виду Татарстан (А.И. Еременко).
      «Я как старый солдат много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою» (Р.Я. Малиновский).
      Защита Брестской крепости вошла в историю войны как яркий пример невиданного упорства и героизма советских людей. Командовал защитниками крепости отважный сын татарского народа Петр Гаврилов. Талантливый поэт Муса Джалиль организовал антифашистское подполье в логове врага (Берлин). За этот бесстрашный подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно) (Хайруллин Г.Т. История татар – Алматы. 2010).
      Пример из личной жизни: незадолго до своей безвременной кончины (где-то во второй половине 80-х годов ХХ столетия) мой родной брат Юныс-абый рассказал мне удивительный случай. Он на протяжении 30 лет (будучи первоклассным газоэлектросварщиком) работал в НГДУ «Бугуруслан-нефть (Оренбургская область). На газопроводе, идущем через Самару на запад в одно время произошла авария (образовалась брешь, произошла утечка газа). Руководство собрало несколько самых высококвалифицированных газоэлектросварщиков, и они приехали на место аварии. Сначала один из них спустился под землю, подождали минут 15 - 20, он не поднимается наверх. Почуяв что-то неладное, начали проверять – он задохнулся и погиб, случилась трагедия. Руководство, озабоченное случившимся, обратилось к Юныс-абыю с такими словами: «Конечно, после случившегося трагического случая мы вас заставлять не имеем права. Если добровольно – то попробуйте». Юныс-абый решительно кивнул головой, сказал: пойду, постараюсь ликвидировать аварию и спустился вниз со своим снаряжением… Через 15 минут Юныс-абый поднялся наверх и сообщил радостно: «Все, авария ликвидирована». Храбрее этого уже в мирное время мало встретишь.
      Автор реплики повесил ярлык «труса» на весь татарский народ.
      Еще один пример теперь уже 100-летней давности из истории татарского народа. Это Великий Тукай, не доживший даже до полного возраста 27 лет отроду, но, несмотря на это, оставивший потомкам огромное поэтическое (высокохудожественное) наследство. Творчество Тукая оказало огромное влияние на творчество литераторов последующих поколений, особенно тюркоязычных стран и народов.
      Категорически не согласен я с такими строками из реплики: «Конечно, одураченному мозгу волжских татар после долгого искажения истории в советский период лестно внимать незнакомые сюжеты из своего далекого прошлого». В противовес такому высказыванию смею утверждать: уже в постсоветское время вышло немало (десятки, сотни) книг, освещающих подлинную правдивую историю великого татарского народа. Среди них (с которыми я сам хорошо знаком) такие: «История татар», вышедшая в Алматы, 2010 г. Автор: Гриф Хайруллин, доктор педагогических наук, член двух международных академий. Книга Гали Еникеева «По следам черной легенды» серии «Татарский след в истории России и Европы» вышла в Москве – Нижнем Новгороде в 2009 году. Самая содержательная научная, капитальная книга «Историческая судьба татар» в 2-х томах. Автор: Камиль Аблязов, вышла в Саратове, 2012. Эта книга – плод многолетних изучений истории татарского народа из различных источников: исторических книг русских, татарских и зарубежных авторов, воспоминаний современников, результатов археологических раскопок и т.п. Я – библиотекарь-библиограф высшей квалификации, получивший образование в Московском государственном библиотечном институте, не мог пройти мимо таких факторов, как библиографические и выходные данные книги. Книга издана довольно большим (4000 экз.) тиражом, написана простым, популярным языком, и думаю, наконец она дойдет до широкого читателя. В книге меня поразило количество названий в списке использованной литературы: более 1000 названий исторических книг на русском, татарском, иностранном языках. Даже просмотреть такое количество литературы требуется время, а судя по содержанию 2 томов книги, автор многие из них сам прочитал.
      Теперь о суверенитете Татарстана. Ведь принимали же они какую-то декларацию в 1990 году, по-моему, «Декларацию о независимости», небрежно восклицает автор реплики. Закончилось все это автократией, продолжает он: «Лозунг этот, на мой взгляд, устарел, как и сам автор». Нет, господин Гильманов, не устарел. Эта идея глубоко сидит в душе каждого татарина, разделяющего чувство гордости за многовековую славную историю татарского народа. Эту проблему автор реплики считает утопической идеей. Автору, если он достаточно образован, должно быть известно: в Конституции любого цивилизованного многонационального государства есть положение о праве нации на самоопределение. Далее автор реплики заявляет: «Сегодня независимо от национальной принадлежности, вероисповедания… всем охота кушать, иметь хорошую зарплату, социальную защищенность, пенсию». «Почему только татары должны иметь все!» - восклицает он.
      А разве автор татарской национальной идеологии требует особых привилегий для своего народа?
      Уважаемый Вил Султанович Мирзаянов хочет лишь одного – поднять национальное самосознание всего татарского народа.
      Дальше автор реплики такими словами, как «в Подмосковье, например, под соломенной крышей сегодня зябнет русский, а татарин - у себя на своей исторической родине» – приводит нелепое сравнение.
      Еще в 1958 - 1962 годах я учился в Москве, часто бывал в Подмосковье, в том числе и в деревнях, что-то я не встречал домов с соломенными крышами. Сегодня в Подмосковье живут мои родственники, и они никогда не рассказывали мне о таком, казалось, редком явлении.
      Автор реплики все время вращается вокруг неграмотности татар. Откуда такие убеждения?
      Господин Гильманов, вы просто не знаете подлинную многовековую историю татар, их сегодняшнюю жизнь. В своей книге воспоминаний «Полвека служения книге», вышедшей в 2010 году в Москве, я, восхищаясь, привожу пример своей матери, в детстве она у супруги муллы научилась писать и читать (арабский алфавит). Несмотря на это, она в своей жизни показывала себя интеллектуально развитой женщиной, разбиралась в политике, культуре, знала многие татарские традиции и обычаи, была мастерицей на все руки.
      Второй пример сегодняшнего дня. На днях мне пришлось побывать на свадьбе молодых, которая прошла исключительно в татарском духе. В перерыве веселья ко мне подсел главный кода (сват), отец жениха, звать его Илдус (из села Каралачук Федоровского района Башкортостана). Поговорив о житье-бытье, мы перешли по его же инициативе на положение татарского народа сегодня, о том, что сокращается обучение детей на своем родном татарском языке, мы редко слышим татарские передачи по радио, редко смотрим передачи по республиканскому телевидению. И так много важных проблем для татар были темой нашей беседы. Свадьба произошла в Уфе и в деревне. По состоянию здоровья я не смог поехать в район. Но моя сноха (сестра невесты) с восхищением рассказала после приезда в Уфу о том, что наш народ не забыл свои древние свадебные обряды: например, невеста в сопровождении молодых женщин ходила на родник за водой.
      Теперь несколько слов о проблеме «Идель–Урал». Автор реплики с сарказмом пишет о неудачной попытке создания этого государства на съезде тюркских народов в 1922 г. Рассуждая об этом регионе, автор реплики недоуменно восклицает: «При чем тут татары?». Ведь в этом регионе живет множество народов и народностей. Автор лишний раз показывает свою неосведомленность. Ведь в этом регионе (Татарстан, Башкортостан, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Астраханская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская области и др.) проживает более 4 миллионов татар. Беспокоясь о других многочисленных народах этого региона, автор реплики вопрошает: «А что, мы их вышлем?». Нет, дорогой, никто никогда и не помышлял об этом. Это абсурд.
      Дальше – больше, абсолютно не обоснованное утверждение: «Почему-то каждый татарский шовинист непременно считает своим долгом показывать русских в неприглядном виде». Чтобы подтвердить свое утверждение, автору реплики не мешало бы привести 2 - 3 реальных примера. Я, получивший воспитание и образование в глубоко интернациональном духе, на протяжении своей долгой жизни не встречал такого случая и примера. Голое утверждение автора реплики, что наш народ и в ХХI веке ничего не читает, меня - ветерана библиотечного дела просто возмущает, откуда сведения? Откуда такое необоснованное утверждение? Приведу некоторые цифры. В 2012 году 55 массовых и детских библиотек города Уфы обслужили 194,5 тыс. читателей, выдали им 4750 тысяч экземпляров книг. Число посещений в библиотеках составило 1860 тысяч раз. Кроме этого обслужили население города еще 300 с лишним различных библиотек.
      За формулировку «Татарской национальной идеи и идеологии» взялся ведь не один Вил Султанович Мирзаянов. Сформировал эту идею и идеологию и автор замечательной книги «Историческая судьба татар» в 2-х томах Камил Абыязов. Приведу его замечательные слова, обобщающие нелегкую бурную историю татарского народа, которые он привел в статье «Почему мы татары?», опубликованной в газете «Халык ихтыяры» («Воля народа», февраль, N7 (57), 2013 г.), выходящей в Уфе.
      «Осознание своей внутренней связи со своей нацией не есть зов крови – это зов предков, особая духовная потребность. Она, следовательно, может и должна поддерживаться, укрепляться и развиваться. История (прошлое нации), ее вера, культура, язык являлись и являются важнейшими скрепами, определяющими ее единство, основу и общность национальной идеологии. Татары являются народом с длительной и весьма бурной историей. Не так много народов не только в Европе, но и в мире, которые ведут свою историю с V в. н.э. и до сегодняшнего дня. Но татарский народ не только существовал и выживал, а играл и продолжает играть в истории отнюдь не последнюю роль. Были века становления, великодержавия, годы забвения, нового возрождения, но связь времен не прерывалась никогда. Не так уж много народов на Земле, которые прошли бы столь долгий путь от племени к нации и, пережив внутренние и внешние трансформации, не растворились среди других народов, не потеряли свою культуру, но сохранили свое самосознание и идентификацию». К этому замечательному обобщению Камиля Абыязова добавляю свои слова и убеждения. Я и сегодня часто бываю среди татар и не только среди старшего поколения, но и среди сравнительно молодых.
       В Уфе, в торговом комплексе «Март» (что на улице Р. Зорге) в прошлом году я оказался свидетелем беседы двух татар: женщины за прилавком и мужчины около прилавка 30 - 40 лет. Из разговора я понял: мужчина – бизнесмен, агитирует женщину, чтобы она перешла к нему на работу. Я не выдержался, воскликнул: «Какой приятный разговор на чисто татарском языке, а некоторые говорят, что татары скоро ассимилируются и исчезнут». На это мужчина уверенно с пафосом заявил: «Татары никогда не исчезнут, могут исчезнуть другие, но только не мы». Другой пример: недавно, в январе этого года, я оказался в больнице, лежал в самой большой угловой палате на 4-м этаже (13 человек) вместе с молодыми мужчинами, в основном татарами по национальности. Они все, несмотря на болезни, в бодром духе обыкновенно не спали до поздней ночи, слушали музыку через свои ноутбуки. И каково было мое удивление, когда рядом с моей койкой молодой мужчина-татарин, включив свой компьютер, стал слушать песни из концерта популярных среди молодежи певцов Гузели Уразовой (уроженки Пермского края) и Ильдара Хакимова (Альшеевский район, Башкортостан). Таких примеров я мог бы привести множество, доказывающих, что татары, повсеместно рассыпанные по всей территории Российской Федерации и всему миру, думают не только о хлебе насущном, но также весьма озабочены в поднятии своего образовательного, культурного и духовного уровня. 
      И еще в реплике режут ухо такие неуважительные, порою просто неприличные слова в отношении к своим же сородичам. Это: «На птичьем языке…», «Фаузия Байрамова водила хороводы вокруг Кремля». Или еще хлеще: говоря о небезызвестном законе Конгресса США о «Дне плененных народов», автор реплики вопрошает: «Кому мы должны напомнить об этом законе? Не своим ли господам-рабовладельцам – Шаймиеву, Минниханову, Мифтахову…» «Кремлевский наместник Шаймиев…» и так далее.
      По моему мнению и мнению видных татарских общественных деятелей в отношении М. Шаймиева, факты о его, несомненно, большом вкладе в экономическое, культурное развитие Татарстана, в поднятие уровня жизни народа республики – бесспорны.
      Большой экономический потенциал, накопленный в эти годы, позволил главному редактору газеты «Звезда Поволжья» в редакционной статье «Защита», опубликованной в пятом номере за этот год, написать следующие слова: «Через пять лет в Татарстане региональный валовый продукт составит 2 триллиона рублей (более 65 млрд. долларов). Вполне вероятно, что через 20 лет он составит и все 4 триллиона рублей, то есть на уровне примерно в три раза больше, чем в Литве».
      И последнее: попытка автора реплики, собрав всю свою желчь и злобу, кинуть грязь в адрес татарского народа, вряд ли кого-то убедила.
 

Гайса ЗИГАНШИН,
заслуженный работник культуры
Республики Башкортостан,
кавалер ордена «Знак почета».


Комментарии (18)
Аналитик, 30.03.2013 в 21:50

Да этот "Наиль Гильманов" наверняка и не татарин вовсе. Это самый старый прием русского империадизма - очернять татар от имени самих татар, используя либо совершенно разложившихся типов вроде раиса сулейманова, либо вовсе выдумывая каких-нибудь "гильмановых", который на поверку всегда оказывается каким-нибудь Петровым или Сидоровым.

Рафаэль, 01.04.2013 в 14:06

Трусливых татар хватает конечно ,но это не окончательный приговор.Могу сказать на личном опыте .При сильном желании это чувство можно контролировать и стать сильным духом человеком .

Guest, 03.04.2013 в 01:07

Этот "Наиль Гильманов" вполне может быть именно татарином. Я встречал подобных ему типажей. Это скорее социальный феномен.
По сути это ублюдочный типаж, переходный по своей природе, перерождающийся.
От его позиции осталось полшага сделать чтобы потом с гордостью назвать себя "россиянином". Ну, неважно. Его дети так себя назовут, если он не решится.
Татарам надо научиться отделять себя от таких ядовитых побегов. Они заражают здоровое тело. Пусть валят в российскую биомассу. Та как раз их место.

Гость, 03.04.2013 в 22:04

"Не хлебом единым..." не русская поговорка, а цитата из Евангелия ) После такого начала ко всей статье невольно проникаешься доверием.

Marat, 04.04.2013 в 12:16


«На многих фронтах Великой Отечественной войны прогремели имена бесстрашных сыновей славной республики на Волге» (имеется в виду Татарстан (А.И. Еременко).
«Я как старый солдат много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою» (Р.Я. Малиновский).


Подобным образом и делаются верные солдаты и слуги империи. Героизм татарина состоит не в том, чтобы воевать и подыхать за интересы и независимость этой империи вместе с остальными слугами этой империи, чего же тут героического - обычная участь раба. Героизм, как раз заключается в обратном, в том, чтобы не быть и не стать пушечным мясом для этой империи, в том, чтобы воевать и бороться не за и не вместе с этой империей, империей, которая поработила твой народ и оккупировала твои земли, а в том, чтобы воевать и бороться против этой империи, за освобождение от оков этой империи. А этой империи, конечно, нужны такие верные и храбрые татарские рабы, подыхающие вот уже 500 лет за ее суверенитет. И такие как Г. Еникеев и К. Аблязов, со своими мифическими монголо-татарскими байками, придуманными еще в 18 веке славянофилами, это и есть вольные или невольные пропагандисты и расспространители этого самого служилого имперского менталитета, рабского имперского самосознания среди нашего народа, делающего из татар верных слуг империи, на сегодняшний день - русской империи, и приучающего наш народ к "великому монголо-татарскому" служению и рабству в рамках и во благо этой империи.

Нельзя быть рабами, рабами империи! Мы народ Тенгри - свободный народ! Свободу Татарстану!

Guest, 05.04.2013 в 12:18

Marat, 04.04.2013 в 12:16
Нельзя быть рабами, рабами империи! Мы народ Тенгри - свободный народ! Свободу Татарстану!
==========================
Сколько пафоса! Вы самый великий народ, о да!

Кстати, когда отделение Татарстана будет? Завтра или через неделю? Скоро говорите? Ну ладно, подождем... Еще лет 500...

Аналитик, 05.04.2013 в 20:29

, 05.04.2013 в 12:18
Кстати, когда отделение Татарстана будет? Завтра или через неделю? Скоро говорите? Ну ладно, подождем... Еще лет 500...
===========
Дни России как великой державы сочтены по многим причинам, хотя бы по демографическим. Как заметил некий В.В.Путин, для удержания такой огромной территории требуется не менее 500 миллионов человек, тогда как население РФ составляет 140 миллионов и год от года становится только меньше. Откуда возьмете недостающие 360 миллионов ? Из Китая привезете ? Конечно, китайцы с радостью помогут в этом деле, они уже помогают русским женщинам на Дальнем Востоке и в Сибири рожать красивых и здоровых китайчат.

Guest, 08.04.2013 в 07:28

Аналитик
Именно так, привезем из поднебесной. Каков вопрос, таков и ответ.

Аналитик, 08.04.2013 в 08:50

, 08.04.2013 в 07:28
Именно так, привезем из поднебесной.
======
Дык, учите путунхуа, чтобы общаться со своими китайскими внуками.

Guest, 08.04.2013 в 11:09

Аналитик
Дык, учите путунхуа, чтобы общаться со своими китайскими внуками
======
Всё ж полезнее, чем татарский

Guest, 08.04.2013 в 19:07

В понятие "полезность" каждый человек вкладывает тот смысл, который он способен сам осознать в силу своей образованности, уровня интеллекта, менталитета и т.д.
То, что человек считает бесполезным, на самом деле может оказаться в его жизни самым главным.
И, соответственно, то, что он считает самым важным, может для него оказаться второстепенным.
Человек не может предугадать то, что будет.
Это известно только Всевышнему!
Но когда у человека появляются какие-то возможности, например, изучить еще один язык, то надо этим воспользоваться, т.к. случайностей, как известно, не бывает. Все предопределено.
И нельзя проходить мимо тех возможностей и шансов, которые дает нам судьба.
Наверняка, используя шансы, которые направлены на наше развитие, образование и т.п., мы обязательно станем умнее, мудрее, толерантнее.
Т.е. мы станем более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ, а не такими злыми и эгоистичными, как сейчас!
Так, что татарский язык очень нужен, и он будет жить и работать!

Аналитик, 08.04.2013 в 21:07

Если вы так враждебны ко всему татарскому, что готовы скорее учить китайский, чем татарский, то пожалуй, будет лучше присоединить Русь к Китаю, а татарам от этой будущей китайской провинции отделиться. Что же касается полезности, то полезнее учить английский, чем русский, который вы всем навязываете.

Guest, 09.04.2013 в 07:25

Так, что татарский язык очень нужен, и он будет жить и работать!
======
Безусловно. Но только для татар.

Guest, 09.04.2013 в 07:34

Аналитик
Поймите же наконец уже. Не от нас с вами зависит присоединение Россиии к Китаю или наоборот, отделение Татарстана от России и тому подобные геополитические изменения. Как решат там наверху, так и будет. К примеру, решат отдать Курилы японцам - отдадим, никуда не денемся.
И с Татарстаном аналогично. Мы можем до бескончености размышлять здесь про независимость, но это не значит, что это фактически произойдет. На сегодняшний день (и на завтрашний тоже) руководящая верхушка РТ (на 90% состоящая из татар) не заинтересована в процессе отделения от РФ. Соответственно и не имеет смысла сотрясать воздух, воображая суверенный Татарстан, на мой взгляд.
Если же вам слаще от произношения слова "халва", то пожалуйста произносите сколько хотите.
Причем все это я говорю как реалист, а не как империалист.

Рафаэль, 09.04.2013 в 11:00

Историю делают свободные личности . Находится в покорной ожидающей позе не для меня .За словами будут действия .Пусть даже мы будем в меньшинстве ,спокойно смотреть на русскую безнадежную жизнь ,которая превращает людей в скот НЕ будем.

Guest, 09.04.2013 в 11:42

Рафаэль
Флаг вам в руки, барабан на шею

Рафаэль, 09.04.2013 в 11:52

Я как нибудь без ваших тупых русских приколов обойдусь .

Guest, 09.04.2013 в 12:58

Рафаэль
Ну, конечно. Какие могут быть шутки у русских, кроме тупых? Мы же идиоты, а татары гении.