3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Обломовы

3 октября 2017 года
Обломовы

     Но кто мы и откуда,
     Когда от всех тех лет

     Остались пересуды,

     А нас на свете нет.

     Борис Пастернак.


     Издавна принято говорить о трех высших достижениях человечества: античной культуре, европейском Возрождении, классической русской литературе. Одним из тех, кто положил начало золотому веку русской литературы, был Иван Александрович Гончаров.
     «Какое отношение имеет писатель позапрошлого века к реалиям современной жизни?» - скажет кто-нибудь. Вопрос, как говорится, интересный. Ведь, например, англичане говорят: прошлое - это другая страна. Давайте попробуем разобраться.
     Один из основоположников российской социологии профессор Борис Грушин считает, что главной формой знания о современной России является незнание о ней. В частности, большинство из нас по-прежнему ошибочно считают главными вопросами России: «Кто виноват?» и «Что делать?». Между тем поиск виноватых, по его мнению, лишь мешает анализу происходящего. А вопрос «Что делать?» был бы хорош лишь в том случае, если бы управление шло из единого центра. И потому людей мыслящих и озабоченных судьбой страны должны волновать прежде всего: «Кто мы?» и «Что мы?»; «Откуда мы?» и «Куда идем?».
     Речь идет, таким образом, о самоидентификации народа, векторе его движения. И именно в процессе самоузнавания народа - процессе, который будет идти, пока существует данный народ, - огромную роль играет литература. Попробуем это показать на примере самого знаменитого романа Гончарова.
     В 1859 году вышел в свет гончаровский роман «Обломов», а спустя 4 года был опубликован роман Николая Чернышевского «Что делать?» (Гончаров пытался показать «кто мы», а Чернышевский - ответить на традиционный русский вопрос). Имена героев этих произведений стали неотделимы от характеристики российской действительности. Появилось даже выражение: русский человек - то Обломов, то Рахметов, то на диване, то на гвоздях.
     Прежде чем говорить о понятии «обломовщина», позволю себе остановиться на одном русском обычае. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» (на нем Гончаров совершил полукругосветное путешествие до берегов Японии) он мимоходом замечает: «после японского обеда одолевает не дремота, как обыкновенно, а только легкая задумчивость». Вы поняли, на что намекает писатель?
     Речь идет о послеобеденном сне, традиционном обычае в России. (Кстати, очерки стоит прочитать: узнаете много «нового» о русских и японцах и даже сможете «предугадать» кое-что в их будущих судьбах).
     В романе «Обломов» дается красочное описание послеобеденного сна обломовцев. Вот маленький отрывок из него: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпение на все тоны и лады». Иногда этот обычай, можно сказать, играл судьбоносную роль в российской истории. Был единственный случай в русской истории, когда восставшие массы посадили на трон человека, возглавившего повстанческое движение и выступившего в роли «доброго царя». В 1605 году им стал выходец из мелкопоместной дворянской семьи, бывший боярский холоп, монах-расстрига Юрий (в монашестве Григорий) Отрепьев, принявший имя царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, погибшего за 14 лет до этого. При всех Рюриковичах-Романовых этот самозванец, по мнению историка Николая Костомарова, видимо, единственный русский по крови царь. «Названный Димитрий» (как он его называет, а мы - «Лжедимитрий I») стал первым в русской истории императором. Отрепьев именовал себя так: «Мы, непобедимейший монарх Божьей милостью император и великий князь всея России, и многих земель государь, и царь самодержец, и прочая, и прочая, и прочая».
     «Есть два способа царствовать, - говорил новый царь, - милосердием и щедростью или суровостью и казнями; я дал обет не проливать крови подданных и исполню его». Он отказался казнить участников боярского заговора против него (впоследствии помилованные свергли и убили его). Если быть точным, смертную казнь в России впервые отменила не Елизавета Петровна сто тридцать лет спустя, а названный Димитрий 397 лет назад. Когда кто-нибудь, желая подслужиться Димитрию, заговаривал дурно о Борисе Годунове, царь замечал: «Вы ему кланялись, когда он был жив, а теперь, когда он мертвый, вы хулите его. Другой бы кто говорил о нем, а не вы, когда сами выбрали его». Не правда ли, поучительная история?
     Все судопроизводство было объявлено бесплатным; всем должностным лицам удвоено содержание и строго запрещено брать «посулы и поминки». «Я не хочу никого стеснять, - говорил Димитрий, - пусть мои владения будут во всем свободны. Я обогащу свободною торговлей свое государство. Пусть везде разнесется добрая слава о моем царствовании и моем государстве». Англичане того времени отмечают, что это был первый государь в Европе, который сделал свое государство в такой степени свободным.
     Димитрий преобразовал Боярскую думу и назвал ее сенатом. Каждый день он присутствовал в сенате, сам разбирал дела и удивлял думных людей быстротой своего соображения. Два раза в неделю, в среду и субботу, царь лично принимал челобитные, и всем предоставлялась возможность объясниться с ним по своим делам. Согласимся с оценкой Костомарова: «Кто бы ни был этот названный Димитрий и что бы ни вышло из него впоследствии, несомненно, что он для русского общества был человек, призывавший его к новой жизни, к новому пути. Он заговорил с русским человеком голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства и для въезжавших в него иностранцев, и для выезжавших из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, указывало на иную жизнь». Планы у царя были обширные: «Заведу школы, чтобы у меня во всем государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знатных иностранцев, чтобы их примером побудить моих русских учить своих детей всяким наукам и искусствам».
     На Пушечном дворе делали новые пушки, мортиры, ружья. Димитрий часто ездил туда, сам пробовал оружие и устраивал военные маневры, которые были и потехою, и упражнением в военном деле. Царь, забывая свой сан, работал вместе с другими, не сердился, когда его в давке толкали или сбивали с ног. Любовь к труду он соединял с любовью к веселой жизни и забавам. За обедом у него была музыка, чего не делалось при прежних царях. Он не преследовал народных забав, как это было прежде; веселые скоморохи с волынками, домрами свободно потешали народ и представляли свои «действа»; не преследовались ни карты, ни шахматы, ни пляски, ни песни.
     Димитрий любил беседовать с боярами о необходимости народного образования, убеждал их путешествовать по Европе, посылать детей за границу. Он хорошо знал св. Писание. «У нас, - говорил он духовным и мирянам, - только одни обряды, а смысл их укрыт. Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия о существе веры не имеете... живете совсем не по-христиански, мало любите друг друга, мало расположены делать добро».
     Был ли Димитрий популистом? Несомненно. Но в отличие от знаменитого популиста нашего времени, обещавшего лечь на рельсы, если повысятся цены, Димитрий выполнил свое обещание. Свобода торговли и обращения в какие-нибудь полгода произвела то, что в Москве все подешевело и небогатым людям стали доступны предметы житейских удобств, какими прежде пользовались только богатые люди и бояре.
     Димитрий объявил войну старой житейской обрядности. Царь собственным примером открыл эту борьбу, как впоследствии Петр Первый, но без петровского принуждения. Царь Димитрий одевался в иноземное платье, танцевал, что любой знатный человек посчитал бы для себя крайним унижением. Одним словом, он ел, пил, спал, ходил и ездил не так, как следовало московскому царю. Царь беспрестанно порицал русское невежество, призывал учиться.
     Наконец чаша терпения бояр переполнилась. Вопреки обычаям прежних царей, которые после сытных обедов укладывались спать, Димитрий, пообедавши, ходил пешком по городу, заходил в разные мастерские и лавки, говорил со встречными людьми. Одним словом, как говаривали позже, «враг не дремлет». Первый русский император лишился власти и жизни в результате дворцового переворота, организованного боярами. В стране, охваченной огнем крестьянской войны, появились новые самозванцы. Но ни одному из них не довелось сыграть такую же роль в истории страны, какую сыграл Юрий Богданович Отрепьев. Можно только сожалеть, что не утвердилась династия, возглавляемая им. Стоит только представить, что такой мощный цивилизующий фактор, как Московский университет, начал бы работать не в 1755 году, а на полтора века раньше! Однако тогдашней элите хотелось спать больше, чем учиться.
     Второй пример. Девяносто лет спустя после описанных событий, в 1695 году, уже почти три месяца шла осада Азова (тогда турецкой крепости в устье Дона). Два штурма, предпринятые по настоянию Петра I, обнаружили несогласованность в действиях осаждавших. Подкопы и закладываемые в них мины при взрывах наносили ущерба больше русским, чем туркам. В довершение всего к туркам перебежал голландец Яшен, который, как пишет один историк, «выдал врагу тайну русской стратегии». О том, какова была стратегическая тайна и ее последствия, красочно описал Алексей Толстой в романе «Петр Первый»: «По стародавнему обычаю, после обеда все в лагере ложились отдыхать - засыпала, храпела русская армия от генерала до кашевара. Клевали носом часовые...
     В такой сонный час пропал бомбардир голландец Яков Яшен. Первым хватился его Петр, когда во втором часу вылез из землянки, зевая и щурясь от белого света... В час, когда все войско спало после обеда, турки растворили крепостные ворота и без шума кинулись как раз к неоконченным траншеям в стыке между лагерями.
     Половина стрельцов была зарезана сонными. Другие, бросая алебарды и ружья, бежали к шестнадцатипушечной батарее, тоже кое-как укрепленной. Из пушек не успели выстрелить: турки перегоняли бегущих стрельцов, лезли с кривыми ятаганами на редут, с визгом, нагнув головы, кидались в сбившуюся кучу пушкарей... Захваченный редут окутался дымом, - турки стреляли, прикрывая отступление: они увозили пушки, бегом по склону, к крепости...
     С дороги Петр написал письмо князю-кесарю: «Мин хер кених... По возвращении от невзятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галиоты, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно». Петр Первый, как известно, извлек уроки и стал вышибать из России обломовские привычки дубиной и артикулами о «лишении живота», по числу которых (123) он, несомненно, навеки останется непревзойденным и в России, и в мире. Но не забудем, что у него были не только позорные «Азовы», но и блистательные Полтавы.
     Что касается обломовых, то их суть, по мнению гениального юноши Николая Добролюбова, в том, что в жизни им нет дела, которое бы органически срослось с ними. Они, пожалуй, и делают что-то такое, когда принуждает внешняя необходимость. Но если бы каждому из них даром предложили все выгоды, они бы с радостью отказались от своего дела. В глубине их души коренится одна мечта - покой, надежда на волшебство, счастливый случай и т.п. Помните, один из чиновных «героев» Аркадия Райкина рассуждал, что, если бы ему давали «зарплату», он не ходил бы на работу, а обществу было бы меньше вреда. В конце XIX века выдающийся русский юрист Анатолий Федорович Кони пришел к выводу, что Обломов бессмертен и меняет лишь обличье и обстановку. Спустя 63 года после выхода в свет «Обломова» 6 марта 1922 года глава Советского правительства В.И. Ленин говорил: «Был такой тип русской жизни - Обломов. Он все лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий, и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо его долго мыть, чесать, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть без всяких иллюзий».

     Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор,
доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.

     (Продолжение следует.)

На снимке: Иван Гончаров.


Комментарии (9)
Guest, 05.10.2017 в 08:10

Все эти бывшие комм. философы,до сих пор не уяснили себе,что обломовщина не генетически врожденная особенность людей,а с исстари прививаемая инертность народу со стороны своего правящего класса.Когда не проявлять старание и инициативу,это безопаснее и выгоднее для человека веками воспитанного в рабском духе. Конечно, таких людей, что-то делать непривычное им можно только насилием и угрозами. Вот это мы и наблюдаем на протяжении всей истории русского народа,продолжается она в том же духе и сейчас.И нынешняя власть уже понимает,что если не закрутить прежние тиски для народа, то он может и окончательно проснуться от обломовщины.

Guest, 05.10.2017 в 14:46

А зачем Обломову суетиться? В его имении люди работают в поте лица и обеспечивают его хлебом и водкой. Управляющий имением делает все, что надо. Зачем Обломову суетиться, когда ему все идет само собой.
И сейчас в мире полно Обломовых, которые живут на проценты от банковских вкладов, процентов от заложенной собственности и ничего не делают. Обломовы были, есть и будут в любом обществе всегда. Делают дела только те, кому хлеб в руки сам не идет.

Guest, 06.10.2017 в 07:16

Guest, 05.10.2017 в 14:46

А зачем Обломову суетиться? В его имении люди работают в поте лица и обеспечивают его хлебом и водкой. Управляющий имением делает все, что надо. Зачем Обломову суетиться, когда ему все идет само собой.
И сейчас в мире полно Обломовых, которые живут на проценты от банковских вкладов, процентов от заложенной собственности и ничего не делают
=======================================
Есть колоссальная разница между помещиком Обломовым и капиталистом и даже рантье, управляющим своим капиталом. Если Обломов делает ошибку в ведении дел, он все равно не разорится, за него заплатят своим трудом крепостные рабы, а вот капиталист или рантье вполне могут потерять все капиталы и вылететь в трубу.

Guest, 06.10.2017 в 11:35

Все правильно. Сейчас другие исторические условия, нет помещиков, поэтому обломовщина в том смысле в принципе невозможно. Кто не работает, тот не ест. Поэтому рассуждения Ахметова на эту тему в пользу бедных.

Guest, 17.10.2017 в 23:42

Все правильно. Сейчас другие исторические условия, нет помещиков, поэтому обломовщина в том смысле в принципе невозможно. Кто не работает, тот не ест.
=====================================
Вы забываете, что Россия пока не капиталистическая страна, а феодальная. Современный российский Обломов - это не помещик, а чиновник, узурпировавший власть. А в остальном ничего не изменилось, до делового капиталиста как до знаковой фигуры в России еще очень далеко. Знаковая фигура сейчас - не бизнесмен и не изобретатель, а чиновник, человек во власти, имеющий прибыль от власти. В конечном счете это тот же Обломов, за ошибки которого платят, правда, не крепостные рабы, а налогоплательщики.

Пчёлы против мёда - татары из Уфы против татарского в Татарии, 18.10.2017 в 17:17

Национал-коллаборационисты среди татар праздную победу: татарский язык побеждён! Уфимский этнолог, бывший глава национально-культурной автономии татар РБ посмеивается над татарами, вышедшими в защиту татарского языка в Казани.

https://eadaily.com/ru/news/2017/10/16/na-465-y-god-posle-vzyatiya-kazani-v-ney-prizvali-ne-golosovat-za-putina

16 октября 2017
19:21
На 465-й год после взятия Казани в ней призвали «не голосовать за Путина»
Фото: novayagazeta.ru

14 октября в столице Татарстана прошел митинг по случаю так называемого «Дня памяти», ежегодно проводимого татарскими националистами из-за взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.

На этот раз мероприятие состоялось в городском сквере им. Карима Тинчурина, куда пришли около 200 человек. На митинг также приехали единомышленники-активисты из марийской националистической организации «Мари ушем» («Союз мари») и чувашского общества национально-культурного возрождения «Иреклех».

Согласованное с исполкомом Казани мероприятие началось с мелкой потасовки с полицией, которая, однако, к задержаниям не привела. Выступления были посвящены обязательности изучения татарского языка в школах Татарстана и «референдуму в Каталонии». Если последнее событие татарские националисты использовали, просто чтобы напомнить о референдуме в Татарстане в 1992 году (тогда на голосование был вынесен вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство?»), то языковому вопросу было уделено максимальное внимание.

Критике подвергся президент России Владимир Путин — за то, что объявил о недопустимости принудительного обучения неродному языку в национальных республиках и сокращения часов на преподавание русского. Об этом громче всех говорила «бабушка татарского национализма» 66-летняя Фаузия Байрамова, к настоящему времени уже дважды судимая за разжигание межнациональной вражды. В своей речи она также раскритиковала власти Татарстана за их нерешительность «в противостоянии Москве». На плакатах, которые держали участники, было написано «Долой имперскую политику ассимиляции!», «Требуем соблюдения конституции РФ и РТ — татарский язык как государственный в школах Татарстана», «Сколько воинов погибло при взятии Казани? Где памятник?», «Империя! Когда прекратятся зверства, начатые в 1552 году» и т. п.

После окончания митинга часть его участников собралась в конференц-зале гостиницы «Волга», где прошло учредительное собрание так называемого «Координационного совета народов Поволжья и Урала», в состав которого решили включить по три представителя от татарских, марийских и чувашских националистических организаций. От татарских в «совет народов» вошли сама Байрамова, местный апологет пантюркизма Рафаэль Мухаметдинов и бывший замначальника Управления образования исполкома Казани, сотрудник Института истории АНТ Марат Лотфуллин.

На собрании призвали не голосовать за Владимира Путина на предстоящих в марте 2018 года президентских выборах. «Во время выборов не нужно выбирать ни Путина, ни „Единую Россию“. Надо так и записать в резолюции собрания: раз Путин дал поручение об отмене национальных языков (о недопустимости принудительного обучения, а не об отмене нацязыков — прим. EADaily ), нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка, и „Единую Россию“. Лучше „Яблоко“, чем эти диктаторы», — заявила Фаузия Байрамова.

Следует отметить, что на митинг и последующее собрание явился муфтий Кировской области Зуфар Галиуллин, заявивший, что Россия «не состоялась как государство», что «это Московское княжество, которое грабит всю Россию». Он предложил собрать конгресс народов России в Казани, чтобы «напомнить Москве, что Россия — это федерация». Примечательно, что он был единственным мусульманским деятелем, поддержавшим своим визитом данные мероприятия.

В итоге, в проект резолюции внесли предложение о проведении в Казани «конгресса народов России», отмене распоряжений президента России «по языковому вопросу», а также призыв «не голосовать за Путина».

Корреспондент EADaily попросил экспертов прокомментировать последствия данных инициатив.

Политолог Аббас Галлямов полагает, что «большого влияния на голосование в марте 2018 года этот призыв не окажет». В то же время он не исключает, что «в долгосрочном плане, однако, такая позиция националистов опасна: по мере роста протестных настроений часть недовольных облекут свои претензии в термины национальных обид и встанут под знамёна националистов». «Надо понимать, что национальные меньшинства всегда чувствительны к поведению доминирующего большинства, поскольку подспудно чувствуют угрозу ассимиляции», — считает политолог.
Изображение
«Думаю, что эти националисты, которых никто не уполномочивал, но которые упорно выступают от имени своих народов, пытаются лишь воспользоваться моментом, однако их призывы не будут услышаны и ни на что не повлияют», — уверен этнолог Ильдар Габдрафиков. Он привел в качестве примера ситуацию в среде татар Башкирии, где, по его словам, «наоборот, восприняли слова Путина о добровольности изучения национальных языков с воодушевлением». «Ведь они на своей шкуре испытали, что принудиловка в этом вопросе ни к чему хорошему не приводит», — делает заключение эксперт. «Лучше, чтобы эти активисты работали и прилагали свои усилия над тем, чтобы дети нерусских народов, в т. ч. Урало-Поволжья, имели возможность качественно изучать свои родные языки, а не навязывать свои языки детям, которым эти языки не являются родными», — добавил эксперт.

Как сообщало EADaily, сегодня стало известно, что прокуратура Казани потребовала от директоров школ города исключить предметы «татарский язык» и «литературное чтение на татарском языке» из обязательной части учебного плана. О результатах и принятых мерах необходимо отчитаться до 23 октября.

Guest, 19.10.2017 в 01:08

Уфимский этнолог, бывший глава национально-культурной автономии татар РБ посмеивается над татарами, вышедшими в защиту татарского языка в Казани.
==================================
Очередной агент ФСБ сбросил свою маску и выполняет очередное задание своих хозяев. Ничего нового, русский империализм никогда не брезговал опираться на разных ублюдков и предателей национальных интересов своих народов. Вообще Россия это родина и колыбель всяческого предательства и морального уродства, поощряемого властью. Недаром во время второй мировой войны несколько миллионов русских служили фашистским захватчикам, а 220 тысяч из них отдали жизнь за фюрера.

Guest, 19.10.2017 в 14:39

Сколько, однако, агентов у ФСБ. Куда не плюнешь, попадешь в агента.

Guest, 19.10.2017 в 19:11

Сколько, однако, агентов у ФСБ. Куда не плюнешь, попадешь в агента.
===================
Это не так уж далеко от истины. В СССР полагалось иметь минимум одного осведомителя в каждом армейском отделении, состоявшем из 8-14 солдат. Т.е. на 10 солдат приходился один сексот, а может, 2-3. Поскольку политика была одинакова везде, вероятно, около 10% населения СССР осведомляла ЧК-НВКД-КГБ, ну, а теперь от них не отстает и ФСБ.