12 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Объект политики (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Объект политики (ч.5)

8 мая 2014 года
Объект политики (ч.5)

      Можно было бы не акцентировать внимания на этих высказываниях, если бы они не были отражением национальной политики. Татарстан не единственный регион, в котором к моменту распада СССР оказались подобные кряшенам не реабилитированные народы. Во многих случаях они нашли понимание. Как отметил в докладе на исследовательском семинаре директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, «руководство Бурятии оказало содействие сойотам, которые захотели утвердиться как самостоятельный народ (хотя они давно перешли на бурятский язык), власти Удмуртии помогли бесермянам в сохранении своих культурных традиций и признали за ними право самоопределиться в качестве отдельного этноса, а руководители Тувы не возражали против выделения в качестве самостоятельного народа тувинцев-тоджинцев, несмотря на то что такое выделение с научной точки зрения не бесспорно».
     Еще дальше пошли власти Карелии. Поддержав вепсов, известных в древности как весь, а позже чудь, в их стремлении к этническому самосохранению, они приняли беспрецедентное решение. Поскольку численность вепсов (8 тыс. чел.) исключала возможность создания не то что автономного округа, но и полноценного района, постольку была учреждена Вепская национальная волость с собственным бюджетом, обеспечивающим их самобытное развитие.
     В итоге все перечисленные этнические образовании получили правовой статус малочисленных народов. И ни один субъект Российской Федерации, ни один титульный, как и нетитульный, этнос от этого не пострадал.
     Совсем не так складывается судьба кряшен. Имеется в виду их неудавшаяся попытка вернуть искомый этноним, а вместе с ним и соответствующий статус. После появления в средствах массовой информации сведений о возвращении бывшим народностям, учтенным в переписи населения 1926 года, прежнего этнического статуса кряшены Казани в 1996 году обратились с ходатайством к президенту России Борису Ельцину. Одновременно были направлены письма с просьбой поддержать это ходатайство министру по делам национальностей и федеративным отношениям Российской Федерации, руководителям Башкортостана, Удмуртии, Красноярского края, Иркутской, Кировской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей. Обращения были восприняты сочувственно, но ожидаемых результатов не принесли.
     Возникла не поддающаяся никакой логике парадоксальная ситуация: удовлетворив ранее такую же просьбу нагайбаков, Федеральный центр за деревьями не рассмотрел леса. Как выяснилось, ему не дано было понять, что нагайбаки – те же кряшены, и сами они этого не отрицают. Просто за ними в качестве дополнительного этнонима закрепилось название крепости, в которой они несли службу после перевода их в казачье сословие. В итоге один и тот же этнос на своей исторической родине оказался разделенным надвое: малочисленная часть (менее 10 тыс. чел.) обрела статус народа, подавляющая часть, доказывавшая на протяжении истории состоятельность и дееспособность, осталась на правах этнографической группы татарского народа. Такое возможно, наверное, только в России. Резонно спросить российские власти: какие критерии применяют они при этнической дифференциации этносов?
     Таким образом, расколотым оказался не татарский, а кряшенский народ.
     Прошло десять лет с того дня, когда было предписано представить отчет об исполнении поручений президента Татарстана. Отчета не было. Потому что не было исполнения, создавалась, как уже было отмечено, лишь его видимость. И то на первых порах. Стало ясно, что встреча на высшем республиканском уровне – тщательно продуманный политический ход, рассчитанный на умиротворение чересчур активных лидеров кряшенской оппозиции, а поручения – пустые обещания благ за отказ от проведения объявленного к тому времени съезда кряшен России. Опытный политик М.Ш. Шаймиев легко переиграл наивных кряшенских лидеров.

     Аркадий ФОКИН,
председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани,
кандидат исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (6)
Адиль, 09.05.2014 в 07:55

Между русскими, проживающими в различных областях, есть гораздо больше отличий между собой и в языке и в обычаях жизни и в психологии и в антропологии,чем между кряшенами и татарами мусульманами.Сравните русских Ставрополя,Кубани,Москвы,Омска.Но всех их обьединяет русский язык,осознание себя русскими и политика государства,направленная на консолидацию русского этноса.И если русское государство будет потакать таким русским Фокиным,то целостность русского народа быстро даст трещины.А у несвободных татар такие провокаторы имеют полную свободу действия и поддержку, пусть и неявную,имперского центра.А на сам народ им глубоко наплевать,главное самим быть при деле и изображать из себя нужного для кого-то деятеля.

Аналитик, 09.05.2014 в 14:31

Почему российское правительство так рьяно защищает права частей других народов на отдельный статус и совершенно не защищает право отдельных частей русского народа на признание отдельным этносом, например, тех же поморов, казаков, сибиряков и прочих? Почему русских при переписях не делят делят на сибирских, башкирских и казанских, а вот татар делят? Почему русских не делят на православных и неправославных, на русских мусульман и русских буддистов, а татар делят на крещеных и некрещеных? Правильный ответ: это применение пресловутой политики "разделяй и властвуй", чтобы разделив татар на мелкие и мельчайшие части, было легче проглотить.

Аналитик, 09.05.2014 в 15:15

А ты что друг, в сказку попал, как бусурманином был, так и остался для них бусурманином

Guest, 09.05.2014 в 18:27

опять почтили вниманием,не поленились двое.фокин бессмертен,пока империя.

Нугай, 15.05.2014 в 02:01

Кряшенство - вообщем-то не то явление, которым можно было бы гордиться

Guest, 17.05.2014 в 09:31

в империи и можно,и нужно-выгодно!а для чего тогда предки позорились-компенсацию давай за тот позор сегодня!