6 апреля 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Объект политики
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Объект политики

12 апреля 2014 года
Объект политики

      По прошествии столетия такая постановка вопроса воспринимается крайне радикальной, даже авантюрной. Но просьба не спешить с оценками. Во-первых, в подобных случаях надо делать скидку на стереотипы революционной риторики, которой вместе со всеми широко пользовались кряшенские пассионарии, и терминологическую неразработанность этнологии, зачастую не делавших различий между национальностью, народностью, народом и нацией. Как явствует из сохранившихся источников, конечной целью кряшенского движения постреволюционного периода были правовое закрепление этнонима «кряшен» и получение государственной поддержки в деле сохранения этнической самобытности, языка, письменности и системы образования, развития социально-культурной инфраструктуры. Дальше этого помыслы лидеров движения не шли. Значит, истинный смысл лозунга заключал в себе призыв к официальному признанию национальности «кряшен». И только.
     А во-вторых, не следует спешить с обвинениями их в авантюризме и сепаратизме. Теоретически в скорректированной нами интерпретации (т.е. не нация, а национальность) материализация идеи лозунга была вполне реальна. И практически  существовали все условия и возможности создания национально-территориального образования кряшен, включения его в формировавшуюся многонациональную систему государственного устройства. Достаточно сказать, что, по некоторым сведениям, кряшены  составляли половину населения Ахметьевской волости Мензелинского уезда, немало их насчитывалось в соседних уездах Вятской, Казанской и Уфимской губерний. И, если не представлялось более рациональных вариантов решения, то можно было довольно компактно очертить территорию в местах исконного проживания кряшен и учредить на ней национальный округ по примеру десятка других немногочисленных народов России.
     Поскольку все, как известно, познается в сравнении, постольку уместно сопоставить численность кряшен по переписи 1926 года (100 тыс. человек в Татарской АССР, 120 тыс. в СССР; перепись 2002 года, особенно в Татарстане, не дает даже приблизительного представления о ней) с численностью титульных народов существующих ныне национально-территориальных образований, и убедиться, что соотношение во многих случаях в пользу первых. Самый красноречивый пример – Ханты-Мансийский автономный округ, где численность хантов – 0,9% и манси – 0,5% населения округа. А всего их, соответственно, 22283 и 8279 человек, и, кроме своего округа, они обитают еще в Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе, Свердловской, Томской и Тюменской областях. Под стать тому единственная в стране автономная область – Еврейская – с 4,2% титульного народа. Ни для кого не секрет цель ее создания. Но уму непостижимо, в чем смысл сохранения ее в качестве национально-территориального образования сегодня, тем более что в автохтонность евреев в той местности даже при самом смелом взлете фантазии поверить невозможно. Еще более прозрачны автономии и этнический статус ненцев. Всего их 34 тысячи, и они являются титульными в трех (!) автономных (до 1977 года именовавшихся национальными) округах. Их численность в Ненецком округе – 11,9%, в Таймырском (Долгано-Ненецком) – 4,4% и в Ямало-Ненецком – 4,2%.
     Конечно, это самый низкий порог, и нельзя не учитывать, что речь идет о малочисленных народах. Но аналогичная ситуация характерна и для более крупных и более высоких по статусу этносов в ряде субъектов Российской Федерации. Так, титульные нации составляют 10% населения в Карелии, 11,1% – в Хакасии, 22,1% – в Адыгее, 23,3% – в Республике Коми, 24% – в Бурятии. В подобном положении до переписи 2002 года были занимавшие третье место по своей численности в республике башкиры. Таким образом, прецедент создания территориальных автономий под эгидой незначительных по численности титульных народов налицо. (И он, заметим в скобках, опровергает спекулятивные утверждения татарских националистов – вспомните истошные вопли по этому поводу Фандаса Сафиуллина и иже с ним – о том, что если татар в республике станет меньше 50 –%, то ее преобразуют в губернию.)
     Иначе говоря, при наличии доброй воли властей самоопределение кряшен могло успешно осуществиться в первые годы советской власти. Не случайным же было провозглашение Бакалинской кряшенской республики. Более того, как полагает историк Анатолий Иванов, ссылаясь на современные источники, в свое время не исключалось мнение в пользу создания на территории Бугульминского, Мензелинского и части Белебеевского уездов кряшенской автономной области с центром в Мензелинске. И все шло к этому.
     В первые годы советской власти, пока еще не было дезавуировано право наций на самоопределение, требования масс, участвовавших в обустройстве национальной жизни, в целом удовлетворялись. В 1919 году при Казанском губернском отделе национальностей возник подотдел кряшен, который в следующем году был преобразован во Всероссийский (Центральный) кряшенский отдел с представительством в Наркомнаце РСФСР. Почти одновременно с ними в обкоме РКП(б) создается кряшсекция, на базе которой позже возникла Высшая коллегия по делам кряшен.
     Результат их непродолжительной деятельности известен: создание кряшенского издательства, выпуск газет и журналов для кряшен, основание кряшенского передвижного театра, преобразование кряшенской учительской семинарии (бывшей центральной крещено-татарской школы) в педагогические курсы (с 1922 года кряшпедтехникум), открытие кряшенских филиалов Восточной консерватории и музыкального училища. На университетском уровне развертываются широкомасштабные исследования этногенеза, истории, культуры и быта кряшен. Наряду с центром аналогичные структуры и направления деятельности возникали также в регионах компактного проживания кряшен.
     Но вскоре наступил крутой поворот в развитии страны, который в национальной политике выразился в сумасбродной идее укрупнения наций за счет слияния народов. В орбиту этой доктрины попала половина (поначалу даже чуть более) народов, народностей и племен без учета их этнической дифференциации, хозяйственно-бытового уклада, образа жизни, исторических традиций, уровня социально-культурного развития, конфессиональной ориентации и волеизъявления. Среди обреченных этнических сообществ оказались и те, которые, как, например, кряшены, могли претендовать и претендовали на статус самостоятельного этноса.
     В угоду новой доктрине ставились и решались задачи несовместимые и даже взаимоисключающие друг друга. Известно, например, что татарская письменность базировалась на арабской графике, а кряшены пользовались алфавитом, разработанным Николаем Ильминским (1822 – 1891) на основе кириллицы. Так продолжалось до начала 20-х годов прошлого столетия, когда стала настойчиво насаждаться идея культурного слияния кряшен с татарами и были сделаны попытки обучить кряшенское население республики арабскому письму. Из этой затеи ничего не вышло. А вскоре татарскую письменность перевели на латинский шрифт, так называемый яналиф, и снова стали переучивать кряшен уже вместе с татарами. И буквально через десять лет, как и всем народам России, татарам была навязана кириллица, а кряшены вернулись на круги своя. Чтобы протащить нужные центру решения, местные власти сначала сменили руководство партийных, государственных и других официальных учреждений кряшен, а затем распустили их. Всякое упоминание о кряшенах было изгнано из научного лексикона и политической риторики, этноним «кряшен» изъят из списка народов РСФСР, стало немыслимым даже упоминание о кряшенском вопросе.
     Так продолжалось 60 лет. Люди старшего и среднего поколений помнят эти бесправные с точки зрения этнической идентификации времена. А молодым, кто не познал их на своем личном опыте, советую прочесть материалы сборника «Есть такой народ – кряшены», и, конечно же, письма Ивана Максимова к Марии Арентовой, Максиму Глухову и к другим адресатам, не публиковавшиеся ранее статьи и сопутствующие документы. Это, пожалуй, самое убедительное свидетельство того, что лишенные своего названия, языка и школы, отлученные от церкви, кряшены, несмотря на притеснения, запреты, постоянный идеологический пресс, остались верны своим этническим традициям, православной духовности, сохранились как самобытный, самодостаточный этнос.

     Аркадий ФОКИН,
председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани,
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)


Комментарии (19)
Аналитик, 12.04.2014 в 23:37

Достаточно сказать, что, по некоторым сведениям, кряшены составляли половину населения Ахметьевской волости Мензелинского уезда, немало их насчитывалось в соседних уездах Вятской, Казанской и Уфимской губерний. И, если не представлялось более рациональных вариантов решения, то можно было довольно компактно очертить территорию в местах исконного проживания кряшен и учредить на ней национальный округ по примеру десятка других немногочисленных народов России.
========
Стиль типичной базарной торговки: по некоторым сведениям! Поскольку источника своих сведений господин Фокин не может сообщить, остается единственный вариант - это слухи или собственные фантазии господина Фокина. Остальное можно не читать, все такая же чушь.

УУСТИК, 12.04.2014 в 23:43

по некоторым сведениям,иисус христос происходил именно из кряшен,о чем широко замалчивается вот уже две с лишним тысячу лет!!!зажимают кряшен,караул.

гость, 13.04.2014 в 02:50

А я то думал он Тенриистом был. И все религии от туда пошли ((((

Guest, 13.04.2014 в 14:38

Жулик

Гость, 13.04.2014 в 17:08

Идет политика уничтожения татарского народа христианизацией.

Аналитик, 13.04.2014 в 18:30

Гость, 13.04.2014 в 17:08
Идет политика уничтожения татарского народа христианизацией.
=======
Скорее попытка уничтожения татарского народа христианизацией. Впрочем, это неудивительно, с тех пор, как было завоевано Казанское царство, эти попытки русского империализма уничтожить татарский народ не прекращались, так что ничего удивительного. Или мы уничтожим русский империализм, или он уничтожить нас. Просьба не путать русский народ и русский империализм.

Guest, 13.04.2014 в 18:54

как татарам сопротивляться этому, какие есть новые идеи и методы в наше время

Guest, 13.04.2014 в 19:04

Аналитик а что такое русский империализм, в Казани он есть?

Аналитик, 13.04.2014 в 19:53

Guest, 13.04.2014 в 19:04
Аналитик а что такое русский империализм, в Казани он есть?
=========
В любом городе Татарстана есть отделение ФСБ, а значит, и русский империализм.

Guest, 13.04.2014 в 21:36

Guest, 13.04.2014 в 18:54
как татарам сопротивляться этому, какие есть новые идеи и методы в наше время
--------------------------------------------------
Наши предки уверенно противостояли этому, они были настоящими мусульманами!

Guest, 13.04.2014 в 22:22

Большинство кряшен Фокина не поддерживает.

молотов, 13.04.2014 в 22:30

Большинство кряшен Фокина не поддерживает.

Guest, 13.04.2014 в 22:33

А кто входит в фокинский совет? Кто эти люди? Кажется кроме названия ничего нет.

УУСТИК, 13.04.2014 в 23:53

комедия "органов". видим -тупые.бедняга фокин-ЗИЦ-председатель ФУКС.никакой не кровожадный истинный,а токмо по обстоятельствам.пенсионеру лишний рубль не помешает.да и фотография-вот она!

Братья KARAMAZ, 14.04.2014 в 07:18

Guest, 13.04.2014 в 18:54
как татарам сопротивляться этому, какие есть новые идеи и методы в наше время
________________________________________________
Этногенез, это-естественно-исторический процесс формирования и развития генофонда, и символьно-знаковой системы этноса. Устойчивость и длительность жизни этноса зависят от способности его представителей передавать из поколения в поколение путём обучения всей совокупности знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми обладает данное сообщество в любой данный момент своей истории. Эта символьно-знаковая система является естественной основой для дальнейшего гармоничного развития, самопознания и самореализации представителей этноса татар.
Эффективность развития этноса обусловлена степенью устремлённости его представителей к развитию когнитивной стратегии познания, интеллектуальному и духовному развитию, обучению, способности мыслить отвлечёнными концепциями, созданию новых представлений, а также взаимодействию и групповым действиям (Грант, 1980).
Вывод: Необходимо осмыслить символьно-знаковую систему татар с древнейших времён (древнетюркского периода). Это естественная основа для развития когнитивной стратегии познания,САМОПОЗНАНИЯ и преобразования сознания каждого из татар. Это основа для "сопротивления" и самосохранения татар.

УУСТИК, 15.04.2014 в 12:34

однако-замахиваются не хило- о НАЦИОНАЛЬНОМ ОКРУГЕ заговорили(по территории кряшенского пояса расселения-отсюда до челябинской обл.через башкирию.со временем можно кряшенский край создать,в последнее время края создаются.жутко заманчивые перспективы-в составе:татарстан,башкортостан,челябинская область(нагайбаки)).смех смехом,а звезда-то кверху мехом!

е4, 15.04.2014 в 19:05

МИШАРИСТАН делать надо

Риф, 16.04.2014 в 12:31

Вся эта демагогия льется с подачи РИСИ, задача которого раздробление татарской нации для дальнейшего растворения в среде русских.
Русские - самые несчастные люди из всех россиян в нашей огромной стране (по признанию самих русских) - у них даже нет своей национальной республики. Если республика Крым в составе Украины, по сути была русской республикой, то теперь, после присоединения его к России, и она должна стать или губернией или Крымскотатарской республикой.
Если прирастание России новыми землями не делает русского человека счастливым (столько земель нет больше ни в одной стране - значит русские должны быть самыми счастливыми?), а коренных жителей этих земель делает несчастными, то для кого нужна такая огромная страна - для кучки жидов, которые присосались как пиявки к недрам этих земель? Если же Фокин станет счастливее от создания Кряшенской Республики, то пусть создает ее в Ахметьевской волости в составе Мензелинского уезда Татарстана, но не стоит ему и РИСИ делать попытки переделывания Татарской Республики в Кряшенскую Республику. Полагаю, что сверхзадача РИСИ заключается именно в этом - не по названию а по сути.

Guest, 16.04.2014 в 17:19

"для кого нужна такая огромная страна..."Риф сам то где живёшь?