17 июня 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Об "Орде"

2 ноября 2013 года
Об "Орде"

     В День России 12 июня 2013 г. по Первому каналу, а это один из телевизионных официозов, обычно отражающий точку зрения руководства страны, был показан фильм «Орда», созданный на студии «Православная энциклопедия». По мнению многих, это самая агрессивная антиисламская и антитатарская поделка постсоветского периода в нашей стране. Он вышел в прокат еще в 2012 г., и его создатели успели стать лауреатами нескольких кинопремий, в том числе «Золотой Орел-2012» и «Серебряный Георгий». В Москве на фестивальном просмотре фильма некоторые из присутствующих встретили его восторженно, а один известный артист от избытка переполнявших его чувств даже стоя скандировал: «Бравооо!!!». Не буду пересказывать сюжет, многие смотрели фильм не только на телеэкране, есть он и в Интернете. Хотя до этого мне казалась излишней шумиха, поднятая вокруг «Орды», но после просмотра фильма был вынужден изменить точку зрения и высказал свое мнение в очерке «Орда» и ее «корни», опубликованном в «Звезде Поволжья». Он вызвал определенный общественный интерес: позвонил М.Ш. Шаймиев, одобривший мою позицию, высказал весьма негативное мнение о фильме профессор А.А. Агафонов, были другие отзывы, в основном положительные. Однако один из позвонивших заявил, что не согласен со мной и этот замечательный фильм надо обязательно показать во всех школах Татарстана. Думаю, что есть люди, разделяющие и такое мнение, и, наверное, их не так уж и мало. 
      Напомню, что в моей публикации речь шла не о художественных достоинствах фильма, их крайне мало, хотя актеры в фильме «знаковые», особенно исполнители главных ролей. Еще раз повторю, что это довольно примитивная поделка в духе «вестерна» на средневековом материале с немалым количеством, как это называют на профессинальном киносленге, «рубилова», то есть сцен насилия и жестокости.
      Я полагал, что высказался достаточно определенно и считал эту тему для себя завершенной. Однако ставшие мне известными выступления бывшего научного консультанта фильма историка В.Е. Рудакова, режиссера А.А. Прошкина и особенно пространное и полное похвал фильму интервью сценариста Ю.В. Арабова, а также некоторые другие обстоятельства, выходящие за рамки обсуждения фильма, заставляют снова вернуться к этой теме. В справке «КП», предпосланной довольно спорной, но весьма интересной статье А. Топоро, посвященной организации филиала Российского исторического общества в Казани и выступлению на его первом заседании спикера Госдумы РФ С. Нарышкина, высоко оценившего вклад руководителей Татарстана в сохранение историко-культурного наследия, сказано: «Фильм «Орда» довольно реалистично показал двор золотоордынских властителей. Был благосклонно принят зрителями и кинокритиками, православными и рядом историков. Но настоящую бурю негатива этот фильм спровоцировал у татарских националистов, идеологов «евразийства». Итак, с одной стороны, по мнению редакции «Комсомольской правды», имеет место положительная реакция на фильм широких кругов общественности, с другой, «буря негатива» со стороны татарских националистов, идеологов «евразийства». Замечу, что по прочтении завершающей фразы справки может возникнуть представление об идентичности татарского национализма и евразийства. Поэтому хочу напомнить автору редакционной справки, что «евразийство» – это общественное течение, возникшее еще в 20-х гг. прошлого века среди русской интеллигенции, находившейся в эмиграции, в котором участвовали выдающиеся философы и литераторы. Идеология этого движения была изложена в сборнике «Исход к Востоку», изданном в 1921 г. в Болгарии. Наиболее видным представителем «евразийства» в наше время являлся Л.Н. Гумилев. Так что татарский национализм и евразийство в его научном понимании – это, как сейчас принято говорить, «две большие разницы». Считаю указанное терминологическое несоответствие случайным «сбоем». Поэтому сказанное выше не меняет положительного отношения к «Комсомольской правде», читателем которой являюсь с 1943 г., по моему мнению, занимающей сейчас весьма конструктивную позицию по самым острым проблемам национальной политики как в прошлом, так и в настоящем. Достаточно вспомнить освещение трагической истории депортации крымских татар, ярко и убедительно показанной в фильме «Хайтарма». Добавлю, что после его просмотра в кинотеатре Казани многие зрители не могли сдержать слез. Но это особая тема. Полагаю, что совершенно правильно сделала «Звезда Поволжья», поместив интересный очерк Н. Сафиной о фильме и его предыстории.
      Но «вернемся в «Орду». Как уже сказано, главный недостаток фильма – историческая недостоверность. Поездка в 1357 г. московского митрополита Алексия в столицу Золотой Орды Сарай для лечения ослепшей Тайдулы, жены хана Джанибека, за что, как гласит предание, он отменил очередной поход на Москву, а все это действительно «имело место быть», превращена режиссером и сценаристом в какой-то комикс. Его действующие лица: кровожадные, вероломные ордынцы и антиподы их, угнетаемые ими благородные русичи. Что же касается показа ужасающих условий, в которых содержались, изнемогая от голода, побоев и непосильного труда, русские пленники, в том числе митрополит и целитель Алексий, то увиденное в фильме очень напоминает фашистские концлагеря, включая языки пламени, вырывающиеся из печей, на фоне которых и происходит большая часть их страданий. Завершает фильм в лучших традициях Голливуда «хэппи энд». Оказывается, и у «нехристей», хотя и крайне редко, просыпаются совесть и чувство благодарности. И освобожденный по приказу хана главный герой митрополит Алексий, умудренный опытом, но отягощенный болезнями, приобретенными в результате бесчеловечного обращения с ним ордынцев, отправляется верхом на коне в Москву. Судя по «житийным» источникам, Алексию, несмотря на подорванное в «Орде» здоровье, еще предстояла долгая жизнь, наполненная многими деяниями во благо Руси. Он «почил в бозе» в возрасте 84 лет и похоронен в «Чудовом монастыре», основанном на территории Кремля в 1365 г. в честь чудесного исцеления, совершенного им в Сарае и приведшего к спасению Москвы от очередного набега ордынцев.
      Полагаю, что в истории взаимоотношений правителей Золотой Орды и русских княжеств, а в более широком смысле татар и русских, много чего и самого разного бывало, и об этом надо знать, ибо по словам Патриарха всея Руси Алексия II, услышанным мной во время беседы с ним в 1997 г. в Казани: «В истории лишних страниц нет».
      В Золотой Орде шла постоянная борьба за власть, один из эпизодов которой показан в фильме. Очевидно, речь идет об убийстве хана Джанибека его сыном Бердибеком. Период, который показан в фильме, историки называют «Великая замятня», что-то вроде «смутного времени» в России. Однако и на самой Руси правители не щадили друг друга. Вспомним, к примеру, трагедии Бориса и Глеба, Василия Темного и некоторых других правителей, судьбы многих десятков князей и бояр, «под корень» уничтоженных вместе с членами семейств Иваном Грозным. Последнее вызвало восхищение И.В. Сталина, а опричников, которыми руководил «главный палач» царя Скуратов-Бельский, более известный по прозвищу Малюта, для современников созвучное со словом «лютость», он назвал «прогрессивным войском», который не надо путать с американским «Ку-клукс-кланом. Он считал главной ошибкой царя то, что тот не довел процесс до конца и несколько крамольных семейств все же уцелели. В этом он видел основную причину наступившего после смерти царя «смутного времени». Поэтому в своей карательной политике Сталин таких ошибок старался не допускать – расстреливали или в виде особой милости сажали в тюрьмы на длительные сроки не только входивших в номенклатуру «врагов народа», то есть князей и «ближних бояр», но и их жен, и детей, нередко несовершеннолетних, и даже родственников и просто знакомых.
      Наверное, правдивее всех историков написал об этих временах выдающийся советский ученый-энциклопедист В.В. Похлебкин в книге «Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в ХIII – ХVI вв. 1238 – 1598. (От битвы на реке Сить до покорения Сибири). Справочник. М. 2000». Рекомендую прочитать ее всем интересующимся нашей историей.
      Но автор сценария «Орды» Юрий Арабов явно с ней не знаком, а возможно, просто проигнорировал. А ему полезно было бы знать, что с 1261 г. в столице Золотой Орды учреждается православная епархия во главе с архиереем Сарайским, а главный православный храм разрешили воздвигнуть «прямо напротив ханской ставки». И прихожанами церквей являлись не рабы, а православные жители Сарая, которых было, очевидно, и не так уж мало. Епархия благополучно просуществовала до конца ХV века, один из ее архиереев даже выступал на Вселенском соборе. После развала Золотой Орды, как пишет В.В. Похлебкин, «весь персонал сарайской епархии был сохранен и переведен в Москву, в Крутицкий монастырь, а сарайские архиереи получили титул митрополитов Сарских и Подонских, а затем Коломенских и Крутицких, т.е. формально были уравнены в ранге с митрополитами Московскими и всея Руси. Добавлю, что при одном из ханов был принят закон о том, что покушение на жизнь и здоровье православного священника считается тяжким преступлением против порядка управления, а виновный наказывается «злой смертью», то есть вместо «гуманного» повешения или усекновения головы ему просто ломали хребет и оставляли умирать в этом состоянии. Но, конечно, случались и «обоюдострые» события, которые не следовало бы сейчас муссировать в «медиапространстве». Очевидно, именно поэтому в Татарстане пока нет даже попыток создать фильмы с показом сцен массовой «резни» и заваленных телами мирных жителей улиц Казани после ее взятия 12 октября 1552 г. и последовавшей затем «депортации» татар из окрестностей города и с берегов Волги. А ведь об этом свидетельствуют именно русские источники, и придумывать «киношные» страсти, как это сделано в «Орде», не понадобилось бы. Или вспомним хотя бы насильственное крещение татар, сопровождавшееся массовым разрушением мечетей и наказанием тех, кто отказывался переходить в христианство или возвращался к вере предков. Оно было прекращено только Екатериной Великой, закрывшей главный орган этой политики – «Новокрещенскую контору» в Свияжске. После чего процесс христианизации края принял более цивилизованный характер. Деятельность конторы по насильственному крещению инородцев вызвала настороженность даже у властей. Казанский губернатор еще в 1737 г. написал в Сенат, что под видом крещения и приобщения к христианским нормам жизни людей делали крепостными. Кое-кто может в такое и не поверить. Поэтому приведу цитату из этого письма: «Комиссия для обращения казанских инородцев, именуемая конторой новокрещенских дел… разных народов новокрещены от новокрещенской конторы раздаются разного чина людям под видом яко бы их воспреемникам и будто на некоторое время для обучения христианскому закону, а указы на оные дают владелые… и от таких раздач плода ожидать не можно, понеже оные не во образе сынов для обучения христианскаго закона, но во обыкновенных услугах и других подлых работах содержаны будут». Язык документа, конечно, тяжеловат для современного читателя, но точен и понятен. Смысл его таков: контора в обход законов превращала свободных людей в крепостных, передавая их новым владельцам. Очевидно, все это происходило небезвозмездно. Что же касается деяний главного идеолога тотального крещения инородцев и организатора уничтожения большинства мечетей в губернии казанского архиерея Луки, то предлагаем характеристику, данную одним из его биографов. Она гласит: «К искоренению в епархии своей идолослужения и махометанскаго злочестия такой был ревнитель, что во время его архиерействования через проповедь слова Божия безчисленное множество мордвы, вотяков, черемис, чуваш, калмыков и татар приняли святое крещение. Но как, особенно татары, не столько преклонны к благочестию, то иногда убеждал их к тому и некоторыми притеснениями, созидая насильно в средине селений их церкви и часовни, набирая против воли их детей в заведенные им же новокрещенския училища, учреждая мимо домов их крестныя хождения и другия многие причиняя им противности, чрез что столько их огорчал, что они нередко от нестерпимости едва удерживались от всеобщего смятения». Комментариев все это не требует. И, естественно, Екатерина совершенно не хотела «всеобщего смятения», то есть мятежа на религиозной почве, хватало и социальных причин, которые вскоре привели к «пугачевщине». Именно поэтому и решила она, выражаясь современным языком, «разминировать» сложившуюся ситуацию. Вскоре после посещения Казани Екатерина подписала и немыслимый еще в недавнем прошлом указ «О терпимости всех верований», начинавшийся словами «Как всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедования, так и ея величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, и в сем поступать изволит, желая только, что между подданными ея величества всегда любовь и согласие царствовало». Отсюда и ее встреча, и беседа в Болгаре с имамом и собравшимися там паломниками, разрешение печатать «Коран», строить мечети, введение должности муфтия для российских мусульман и многое другое в этом духе. Посему и осталась она в памяти народной весьма положительной личностью. Даже казанскую улицу, названную в честь находившейся на ней церкви святой великомученицы Екатерины, татары связывали с императрицей, именуя ее «эби патша урамы».
      Замечу, что понятие «Орда» давно уже внедряется в сознание россиян как символ агрессии и своеобразной «империи зла». Даже в замечательной главной песне Великой Отечественной войны есть строки о смертном бое, не только с «фашистской силой темною», но и с «проклятою ордой». А потомки «ордынцев» сражались на фронтах, не подозревая, что борются и против орды. Но тут, очевидно, недосмотрел Иосиф Виссарионович, обычно весьма умело использовавший национальный фактор в политике. Хотя и он тоже не особенно жаловал татар. Ведь еще до революции, задолго до конфликта с М. Султан-Галиевым, К. Мухтаровым и Г. Мансуровым, он писал своему тогда еще другу и соратнику Л.Б. Каменеву, что в борьбе с политическими противниками надо следовать примеру былинного героя, «побивавшего татарина татарином». Да и после революции он не единожды сетовал на то, что чересчур много казанских татар находится в руководстве политическими организациями, и принимал эффективные меры для устранения этого недостатка. В постановлении ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», определившем на многие годы вперед вектор изучения истории татарского народа, предлагалось «устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьезные ошибки и недостатки националистического характера в освещении истории Татарии». Главными из них названы: «приукрашивание Золотой Орды, популяризация ханско-феодального эпоса об Идегее». На совещании в Татарском обкоме представитель ЦК заявил, что постановление подготовлено тт. Маленковым и Ждановым и внимательно прочитано и одобрено т. Сталиным и является по своему значению равным довоенному постановлению об изучении «Краткого курса истории ВКП(б)», то есть документом, обязательным для выполнения всеми партийными организациями страны. Так что корни фильма «Орда» уходят довольно глубоко. Что же касается телевизионного показа фильма именно в «День России», хочется думать, что это просто «недогляд» какого-то чиновника, а не демонстрация взгляда «верхов» государства и РПЦ на историческое прошлое народов России. В противном случае случившееся навело бы на весьма грустные размышления в духе некоторых политических прогнозов-предупреждений Р.Р. Ахметова. Возможно, все это связано и с тем, что Универсиада в Казани, становящейся, по мнению многих, спортивной столицей России, была «на носу», а имя города «на слуху» во всем мире. Но кое-кого из «власть и деньги имущих» успешное проведения ее в столице Татарстана, очевидно, не устраивало. И, может быть, поэтому ретивые теленачальники побежали «впереди паровоза», не дождавшись легитимной команды «фас». Очевидно, все эти обстоятельства заставили задуматься и руководство РФ. Ведь желающих подпортить репутацию России накануне зимней Олимпиады достаточно и кроме «ордаборцев. Когда думаешь об этой истории с показом фильма именно в День России, вспоминается и мудрая русская пословица о лицах, которым явно противопоказано совершать молитву.
      Полагаю, что этот фильм действительно знаковый, и его влияние на умонастроения общества необходимо учитывать всем политикам как в центре, так и на местах. Уже после его просмотра я прочитал в газете интервью Вадима Рудакова, видного специалиста по истории Золотой Орды, первоначально являвшегося консультантом фильма. Из него следует, что его замечания, по объему в два раза превышающие текст самого сценария, были отвергнуты режиссером, заявившим, что если даже принять часть из них, то сценарий «рассыплется». После этого Рудаков отказался консультировать, и в фильме, по его мнению, «показана не реальная Орда, а вымышленная и карикатурная», ибо «в сценарии собраны все самые жуткие мифы и небылицы о Золотой Орде, от многих из которых отказались еще в ХIХ веке». В читательских откликах позиция Рудакова большинством была поддержана. Впрочем, сам весьма плодовитый сценарист в телевизионном интервью пытался доказать достоверность описанных событий и личностных характеристик героев и даже заявил, что такой замечательный фильм может не понравиться только «националистам и космополитам». Характерно, что в интервью не было упомянуто имя историка, отказавшегося от консультантства этой поделки, зато делался упор на то, что сценарист штудировал летописи и книги. Впрочем, еще старая пословица о неучах гласила, что они смотрят в книгу, а видят в ней нечто совершенно другое. Некоторые подробности создания «Орды», первоначальное название «Святитель Алексий» были озвучены в июне 2012 г. и режиссером А.А. Прошкиным перед журналистами в студии телеканала «Дождь». Там ему пришлось отвечать и на весьма неприятные вопросы. Он, так же как и Арабов, не упомянул об отрицательном заключении историка Рудакова, но сделал сенсационное сообщение, что фильм перед выходом на экран был показан патриарху Кириллу. Однако, судя по рассказу режиссера, он не вызвал у него восторга, ибо ряд эпизодов не соответствовали каноническому тексту «жития» Алексия. Очевидно, чтобы не ставить создателей фильма в совсем уж неудобное положение, патриарх весьма тактично заметил, что если чего-то в «Житии» нет, то это не означает, что такого не было или не могло быть. Наверное, именно поэтому средства на создание «Орды», а они весьма большие и составляют около 10 миллионов евро, выделили спонсоры и «Киносоюз», и РПЦ не имеет к финансированию фильма прямого отношения.
      Завершая изложение истории «ордаборчества», хочу добавить, что эта идея впитывалась в сознание «с младых ногтей», то есть еще в школе. Очевидно, проблемы освещения истории и разнобой в их трактовке все больше волнует и руководство страны. В подготовленной учеными по поручению правительства концепции единого общероссийского учебника для школы, текст которого должен быть представлен президенту РФ. В.В. Путину не позднее 1 ноября 2013 г., сделана попытка более толерантного изложения ряда наиболее острых и спорных вопросов истории России. В частности, понятие татаро-монгольское иго заменено формулировкой «система зависимости русских земель от ордынских ханов». Правда, комментируя это сенсационное новшество, один из мэтров «Комсомолки» В. Ворсобин заметил, что жители Руси ХIII века, узнай об этом, «были бы изумлены и матерно несогласны». Полагаю, что сейчас такого не будет, живем уже в ХХI веке, а самое главное – ведь последующие времена дали множество других событий, с которыми было «матерно несогласно» большинство жителей России. Вспомним хотя бы век двадцатый. При изучении ряда его событий, приведших к огромным и несопоставимым с периодом «зависимости русских земель от ордынских ханов» людским и материальным потерям, действительно приходят на ум слова не всегда цензурные. Кстати, нас ожидают в учебнике и другие новшества. В частности, исчезло упоминание о народниках-террористах, и по сему поводу тот же Ворсобин иронически заметил, что про гибель царя-освободителя Александра II надо тогда написать, что погиб он, упав с лошади.
      Впрочем, и это не ново. Работая в личном фонде А.А. Жданова, я встретил ссылку на категорическое указание И.В. Сталина о необходимости развенчать героический ореол вокруг народничества. Более подробно пишу об этом в очерке «Неожиданный Жданов», который позволит несколько по-новому взглянуть на эту личность, ставшую синонимом «идеологического зла» в массовом сознании, включенном в готовящийся к печати сборник «У истории нет лишних страниц».
И последнее: с мыслями, изложенными в первом очерке, я познакомил своих друзей, не являющихся потомками «ордынцев», у кого-то корни уходят в Киевскую Русь, а у некоторых – даже в библейские времена. Все они со мной согласились. Один из собеседников даже добавил, что не помешал бы и официальный запрос по этому поводу кого-либо из депутатов, представляющих Татарстан в Государственной думе, с предложением проведения экспертизы на предмет выяснения того, не содержит ли фильм «Орда» элементы пропаганды национальной и религиозной нетерпимости. Полагаю, что эта проблема не менее актуальна, чем борьба с «гей активистами», курением или создание своего думского гимна с духоподъемными словами, который вдохновенно спел перед своими коллегами-депутатами старейшина эстрадного цеха России И. Кобзон. Однако, судя по тексту, у его заказчиков не все в порядке с чувством юмора. В нем есть, например, слова «Вам, избранникам народа, Русь челом бьет до земли». Конечно, депутатам приятна такая оценка их самоотверженной деятельности на благо народа. Но дотошные журналисты выяснили историю этого «шедевра». Оказалось, что он написан еще в 1906 г. к открытию Государственной думы России, музыка выдающегося русского композитора А.К. Глазунова на слова Николая Соколова, успешно совмещавшего работу в цензуре с поэзией. Правда, через некоторое время он покончил, самоубийством, выпив концентрированный раствор кислоты, но это никакого отношения к гимну не имело, врачи констатировали обострение психического расстройства, признаки которого наблюдались еще до написания его слов. Правда, некоторые тогдашние «злопыхатели» из числа социал-демократов и эсеров именно с этим обстоятельством связывали словесное содержание гимна. Появление теперешнего думского гимна вызвало бурную дискуссию, в том числе в Интернете, и некоторые стали утверждать, что его мелодия подозрительно напоминает произведение, которое исполнялось еще в кайзеровской Германии. Автор считает, что эту версию придумали недовольные «гимнюки» (так на профессиональном сленге называют людей, пишущих различные корпоративные песнопения), не получившие заказ и связанные с этим немалые деньги. В принципе спикер С. Нарышкин поступил, говорю это без иронии, правильно. Думу и так постоянно упрекают в том, что ее содержание дорого обходится народу, а один из мэтров журналистики В. Познер охарактеризовал некоторые ее действия нехорошим термином. Правда, он извинился за этот поступок, но на всякий случай покинул на время Россию. А тут ни умершему в 1908 г. Соколову, ни скончавшемуся в 1936 г. Глазунову платить не надо. Интересно бы узнать, имеются ли подобные «парламентские гимны» в других развитых странах, или тут мы опять «впереди планеты всей». Добавлю, что если дело пойдет так и дальше, то могут появиться официальные гимны депутатских сообществ губерний, городов, да и главы районных администраций вкупе с депутатами местных заксобраний не захотят отставать от старших коллег и закажут песнопения, показывающие их неустанную заботу о согражданах. Найдутся и «гимнюки», которые напишут слова и положат их на музыку, и местные «кобзоны», исполняющие эти «шедевры». Может быть, все-таки надо ограничиться существующим гимном России, музыка и слова которого вполне соответствуют своему предназначению и времени. А в думский гимн, коли он уж существует, предлагаю добавить слова «Все мы ревнители дружбы народов. И боремся с теми, кто против нее», или что-то, близкое по смыслу. Тогда мы будем конкретнее представлять, за что же еще можно «бить челом» депутатам. Уверен, что депутат Государственной думы от Бурятского национального округа по списку «Единой России», заслуженный артист Чеченоингушской и Дагестанской АССР, Республики Адыгея, народный артист РСФСР, СССР и Украины Иосиф Давыдович Кобзон против такого дополнения возражать не станет, а его великолепный голос придаст этим словам особую значимость и убедительность и, в частности, поможет депутатам дать должную оценку фильму «Орда».
 

Булат СУЛТАНБЕКОВ.


Комментарии (20)
Аналитик, 02.11.2013 в 17:12

«Комиссия для обращения казанских инородцев, именуемая конторой новокрещенских дел… разных народов новокрещены от новокрещенской конторы раздаются разного чина людям под видом яко бы их воспреемникам и будто на некоторое время для обучения христианскому закону, а указы на оные дают владелые… и от таких раздач плода ожидать не можно, понеже оные не во образе сынов для обучения христианскаго закона, но во обыкновенных услугах и других подлых работах содержаны будут».
=======
Иначе говоря, под видом просвещения и христианизации российскими властями проводилось самое что ни есть настоящее порабощение народов Поволжья! Вот это и должно быть записано в наших учебниках истории!

Aqbars, 02.11.2013 в 21:22

"Иначе говоря, под видом просвещения и христианизации российскими властями проводилось самое что ни есть настоящее порабощение народов Поволжья! Вот это и должно быть записано в наших учебниках истории!"
Предлагаю чуть иную редакцию концепта:
После развала Золотой Орды, вызванной гражданской войной середин 14-15 веков, власть постепенно перешла наиболее отсталому улусу Золотой Орды - варварской Московии. Началась длительная эпоха крепостного права, вертикальности, вставания с колен и борьбы с мировой закулисой и ее пятой колонной.
Реального исторического прогресса до сих пор после развала Золотой Орды в Евразии еще не наблюдалось.

Guest, 02.11.2013 в 22:05

Почему же Москва победила Казань? В чем причины?

Aqbars, 02.11.2013 в 22:14

"Почему же Москва победила Казань? В чем причины? "

Ошибка ханов Золотой Орды. Ничего более.
Шесть веков после развала Золотой Орды вставания с колен, борьбы с мировой закулисой и прочим убожеством. Можно ли все это вообще назвать победой...

Guest, 02.11.2013 в 22:21

После этого Рудаков отказался консультировать, и в фильме, по его мнению, «показана не реальная Орда, а вымышленная и карикатурная», ибо «в сценарии собраны все самые жуткие мифы
Честь и хвала Вадиму Рудакову что не стал консультировать этот фильм, это позиция историка который не стал идти на поводу режиссера.Смотрел передачу Час истины "города Золотой Орды" с его участием и Эммы Зиливинской, очень познавательно.Советую посмотреть в ютубе. В свое время нашел карту братьев Francisco и Domingo Pizzigani 1367 года, насчитал более 14 городов находящихся вдоль Волги что и потвердила данная передача.
В последнее время в российской исторической среде видеться иное трактование о Золотой Орде. Игорь Данилевский ,Владимир Рудаков считают что Россия как бы наследница ЗО что она являлась частью улуса.И завоевания Казанского ханства это как бы внутренние проблемы ЗО. Вот такие интересные трансформации происходят у русских .

Aqbars, 02.11.2013 в 22:30

"В последнее время в российской исторической среде видеться иное трактование о Золотой Орде. Игорь Данилевский ,Владимир Рудаков считают что Россия как бы наследница ЗО что она являлась частью улуса."

Не блефуйте! Золотая Орда не имеет никакого отношения к российскому убожеству. Россия - византийский сорняк, разросшийся на пожарище, возникшем после гражданской войны середин 14-15 веков в Золотой Орде.

Guest, 02.11.2013 в 23:35

Не блефуйте! Золотая Орда не имеет никакого отношения к российскому убожеству.
-----------------------------------------------------------------------------
Вы наверное не поняли о чем идет речь. Раньше историки Рыбаков Егоров и др. считали ЗО это трагедия для русских,то Данилевский говорит что да дескать был период когда татары пришли сожгли города извели много народа,но в последствии наступил порядок все притихли.З.О. огородила от нашествия католической Европы и дала возродиться Московии .Являясь частью улуса ЗО Московия имела претендовать на другие территории .Это как бы вдалбливание в сознание русских, на оправдание захват соседних государств как Казанское ханство и др.Вы повнимательней прислушивайтесь что в последнее время говорят русские историки

Guest, 03.11.2013 в 10:40

естественно! русско-московские идеологи использовали всегда и будут использовать и далше историю как выгодно и угодно интересам их империи. любые факты в прошлом трактовать с пользой для себя. так они поступили с булгарским периодом нашего прошлого и как только булгарская история и тема стала приобретать опасный для империи характер и в глазах определенной части татарского народа становиться символом борьбы за свои права и независимость, кремлевские манипуляторы сразу же постарались дискредитировать и перевернуть все что связано с булгарским прошлым и этой темой с ног, на голову, противопоставив всей остальной татарской истории и одних татар натравив на других, низведя все в конечном итоге к примитивному, банальному и узкому вопросу о переименовании. так они всегда поступали в том числе и с золотоордынским периодом нашего прошлого, только меняя вектор. если когда-то они преподносили золотую орду в одном ракурсе, то потом учитывая некоторые аспекты старались преподнести её по-другому, но опять же так как выгодно и полезно русско-московской великодержавной империи и ее интересам. т.е. точно так же как это было с исламом и новокрещенской конторой, когда сначала они использовали в отношении мусульман одну тактику и говоря откровенно примитивную и прямолинейно-агрессивную, а потом в связи с известными и понятными причинами поменяли ее на более мягкую, но и настолько же лукавую, при которой ислам и мусульманское духовентсво не преследуется, а наоборот используется в интересах все той же русско-московской империи, а иногда опять и преследуется, а когда и то и другое вместе и параллельно,т.е. как только можно, удобно и выгодно. то же самое и с золотоордынской темой.в сознание определенных татар вкладывается мысль, что золотая орда и современная россия это не то,что вечные и непримиримые враги,а наоборот одна это логическое продолжение и следствие другого, россия это наследница золотой орды, т.е. это одна история и одна империя. лукаво вбивается идея, что это одно общее и родное для нас всех государство, одна на всех любимая наша родина,и поэтому "мы за ценой не постоим". с одной стороны лукаво демонстрируются идеи дружбы, равенства и единства, общности истории, судьбы и интересов - мы одна общая семья, золотая орда и московия близнецы-братья,опять же используя здесь и идеи евразийства и евразийского союза, а с другой бац - проза жизни и показ, того какие же все-таки уроды и людоеды эти самые золотоордынцы - вот тебе и друзья, вот тебе и равенство и братство. все как и всегда история используется империей в ее имперских интересах.

Almas, 03.11.2013 в 13:05

Все правильно!

Хотите булгарского, вот вам "булгарское" - булгары и Булгария это друзья и братья русского народа и русских княжеств (чуть ли не единый народ), вместе боровшиеся с татаро-монгольскими завоевателями и поработителями, надо только переименоваться и все проблемы будут решены.

А хотите татарского, вот вам "татарское" - татары и Золотая Орда это друзья и братья Московии и русского народа (чуть ли не единый народ - одна общая великая и большая империя), вместе боровшиеся против католичества и западных захватчиков и интервентов, и даже не надо ничего переименовывать и менять, ведь Россия итак есть наследница Золотой Орды, то есть по сути одно и то же государство, а татары и русские таким образом есть вместе ее преданные слуги и надежные защитники.

А что же в реальности - русские никогда не были искренними друзьями нашего народа, ни в булгарский период, ни в золотоордынский, совершая периодические набеги на нашу землю и наше государство, грабя и уничтожая наших предков. Так было в прошлом, это остается актуальным и по сей день - преследование мусульман и мусульманства, недопущение строительства в необходиом и нужном для мусульман количестве мусульманских храмов, пропагандирование и распространение лживых, унижающих достоинтсво и откровенно антитатарских фильмов и книг, обучение с детства лживой и ксенофобской, унижающей достоинство нашего народа и память наших предков истории и так далее и тому подобное!

Аналитик, 03.11.2013 в 16:05

Фильм "Орда" - это не поделка одного режиссера, это государственное произведение. Он снимался на российские государственные деньги, получил российские государственные награды и премии, так что это адекватное отражение российской национальной политики по отношению к татарам. Вот и решайте, татары, как нам следует относиться к России, как к дружественному или враждебному государству.

Guest, 04.11.2013 в 09:48

Это слишком просто, списывать все на ошибки ханов. Но Казанское ханство не возродилось до сих пор.Значит народ сам еще не осознал его необходимости.

Guest, 04.11.2013 в 17:16

Булгары и в те времена когда Махмутек захватил власть в Казани, перерезав всё булгарское руководство, не осозновали особой разницы, разве что воинственности стало заметно больше в Казани с переворотом золотоордынским. Скорей всего, если бы не этот захват Казани, булгарская Казань мирно вошла бы в Московское государство, как и башкиры, не стали бы булгары воевать, навоевались они вдоволь к тому времени, им нужен был мир. Так и сейчас казанцам не нужна никакая война, Чечня тем более.

Guest, 04.11.2013 в 18:19

стало заметно больше в Казани с переворотом золотоордынским. Скорей всего, если бы не этот захват Казани, булгарская Казань мирно вошла бы в Московское государство, как и башкиры, не стали бы булгары воевать, навоевались они вдоволь к тому времени, им нужен был мир. Так и сейчас казанцам не нужна никакая война, Чечня тем более.----------------------------------------------------------
Пророк ! А может быть ты скажешь, что будет с Россией через 20 лет. Хватит навоевалась!
Какой бред !

Guest, 04.11.2013 в 18:25

"Пророк ! А может быть ты скажешь, что будет с Россией через 20 лет. Хватит навоевалась!
Какой бред !"

Он жертва российских учебников истории. Как известно, все прогрессивное человечество мечтало, мечтает и будет мечтать добровольно присоединиться к России и стать русскими.

Guest, 04.11.2013 в 18:46

" все прогрессивное человечество мечтало, мечтает и будет мечтать добровольно присоединиться к России и стать русскими."))))))))))) ой не могу, спасибо, ухохотался)))))))))))))

Guest, 04.11.2013 в 20:29

Guest, 04.11.2013 в 09:48
Это слишком просто, списывать все на ошибки ханов. Но Казанское ханство не возродилось до сих пор.Значит народ сам еще не осознал его необходимости.
==================================================
Господа, вы хоть ознакомьтесь немного с отношениями средневекового вассалитета. Тем более евразийского (не западноевропейского).

сын казанского русского, 05.11.2013 в 11:43

Казанские русские - продажные русские. Настоящие русские живут в Московии. Нам надо бежать всем в Московию и стать москалями. В Московии кипит жизнь, в Москву стекаются все деньги, все платят Москве дань, а здесь мы русские протухаем. Русские братья и сестры - все в Московию и отгородимся колючей проволокой от этих нерусских зверей!!!!! Россия для русских, Татарстан для татар, Якутия для якутов, Чечня для чеченцев!!!!! Ара-а-а-а, то есть Ура-а-а-а!!!!! Во имя Отца, Сына и Святаго Духа - Матерь их Божью, а также Перуна, Велеса и Водяного - Бабу их Ягу. Коловрат - слава славяном славным сынам славного рода, русский дух изгони всякую погань и нечесть с русской земли... Ара-а-а-а, ой етить твою переитить Ура-а-а-а!!!!! Русский марш, русский марш, мы русские, мы русские, русские пельмени, русская земля, русская россия, русская зима, русская баня, русская березка - пойдем попаримся и выпьем немного русской водки за Россию для русского народа. Ара-а-а-а, да и х..й с ним, Ара-а-а-а!!!!

Guest, 05.11.2013 в 19:44

Зачем лезть в средневековье? Последние 200 лет проанализируйте татарской истории и особенно последние 50. Татарам нужно думать побольше о народе, не только о собственном кармане. Но в целом пробуждение народа идет.

УУСТИК, 07.11.2013 в 17:38

янында урыс булса-билендэ балтан булсын!

Гаяр, 18.11.2013 в 00:47

Меня удивляет отсутствие реакции руководства Татарстана и Минкульта, а ведь к ним обращались

Изображение
Ссылка на голосование: http://www.mtss.ru/im13/