9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество О татарском расколе
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

О татарском расколе

7 декабря 2012 года

     На политическом поле республики наметились признаки неизбежного раскола в некогда единой среде татарских национальных объединений РБ, которые были предсказаны мною в одном из майских номеров газеты «Звезда Поволжья» http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/konferentsiya-vmesto-sezda-05-05-2012.html
      «Тройка» (назовем их так) руководителей татарских объединений Р. Утяшева (РНКАТ РБ), З. Хакимов (Конгресс татар РБ), и Р. Идрисов (МНКАТ г. Уфы) выступили с заявлением в котором осудили «действия тех, кто, выступая от имени общественных организаций, поднимает проблемы совсем не актуальные для большинства населения, в том числе и для татар. Такие поступки авторы заявления расценили как неудачную попытку саморекламы, далекую от интересов народа, и подчеркнули, что они не поддерживают эти методы решения проблем». Далее в заявлении последовала стандартные для такого рода писанин фразы: «у татар, проживающих в Республике Башкортостан, есть все необходимые условия для изучения родного языка. Так, в одной только Уфе открыты две татарские гимназии, выпускаются газеты и журналы на татарском языке, работает Уфимский государственный татарский театр «Нур». Это спешно подготовленное заявление видимо послужило ответом властей на участие членов Татарского общественного центра на митинге организованным медиамагнатом А. Мухамедьяровым в защиту телеканала Рен-ТВ Уфа от его закрытия, где активисты ТОЦа вновь подняли вопрос о положении татарского языка в республике, призвав дать ему государственный статус.
      Первые признаки усиливавшихся разногласий были заметны уже на съезде Конгресса татар РБ (27 октября 2012 г.), председателем которой тогда стал один из членов «тройки». Уже тогда активисты татарских национальных объединений усомнившись в его компетенции, предрекали ему развал национального движения. Раскол был лишь вопросом времени, при неясной позиции самого Хамитова, который критикуя политику предыдущего главы, по самому важнейшему вопросу – национальному, проявил себя как недальновидный политик. Его позицию можно проще назвать «попыткой угодить всем одновременно»! Отсюда непоследовательность проводимой им политики. Но как известно такая тактика никогда ещё не приводила к успеху, и на сегодняшний день несмотря на то, что прошло уже два года его пребывания на посту президента, он так и не нашел свою «точку опоры» в республике. Да конечно президент такой сложной республики как Башкортостан должен уметь лавировать между разными силами, чтобы не превратить республику в арену борьбы между разными группами. Но как говорили римляне «Est modus in rebus» (всему есть предел). Пытаясь найти простые решения для сложных проблем, Р. З. Хамитов рискует повторить бесславную судьбу Рахимова, который как известно не пытаясь нормально договориться с татарами республики и удовлетворить хотя бы часть их запросов, пытался решить татарский вопрос чисто административными способом. Для этого республиканские власти в 1997 г. создали ангажированную общественную организацию (Съезд татар Башкортостана) переименованный позднее в Конгресс татар Башкортостана. Это объединение ярко выделялась среди других татарских объединений, долгое время пытаясь делать вид что у татар в республики нет особых проблем. Но даже эта провластная организация не смогла долго просуществовать в том виде, в котором она создавалась и после злополучных президентских выборов 2003 г., также ушла в жесткую оппозицию. Толчком к этому послужил тот факт, что переизбранный на новый срок М. Г. Рахимов в очередной раз обманул татарский народ республики, обещав в случае переизбрания выступить с личной инициативой о повышении статуса татарского языка до уровня государственного, чего в итоге не сделал, и даже более того, принятый правительством РБ в 2002 г. программа развития татарского этноса в Башкортостане так и не была выполнена ни по одному из ее пунктов. Т. Е какую бы татарскую организацию мы не создавали провластную или независимую, её попытки решить национальные проблемы татар рано или поздно упираются в вопрос о статусе языка, не решив которую всякие «телодвижения» властей вокруг «приручения» татарского национального движения РБ оканчиваются крахом
      Эти «друзья народа» (как говорил про таких политиков Ленин), выступая от имени татар республики сами же отвергают решения тех организаций, которые они возглавляют! Потому как в программных документах РНКАТ РБ и Конгресса татар РБ, начиная с самого момента возникновения татарских общественных объединений и вплоть до сегодняшнего дня, их основные требования по удовлетворению национально-культурных потребностей татарского населения региона остаются неизменными и сводятся в первую очередь к возвращению татарскому языку статуса государственного, которым он обладал вплоть до 1978 г. И разговоры о том, что государственный статус не нужен татарскому языку иначе как недалекими трудно назвать. Видимо уважаемая госпожа Утяшева «забыла» что в резолюции III конференции РНКАТ РБ (21 апреля 2012 г.), на которой она и была избрана (точнее её кандидатуру протолкнули под давлением местных властей на совершенно безальтернативной основе) председателем этой организации, первым пунктом стоит придание татарскому языку в республике статуса государственного. Видимо поэтому заявление «тройки» не подкреплено нигде решениями их организаций. Фактически эти заявления это всего лишь мнение отдельных, как я понимаю не очень далеких личностей.
      Для таких «друзей народа» и татарофобов, которые любят говорить, что татарскому народу республики не нужен особый государственный статус для их языка, напомню что в 1992 г. (когда в стране ещё не было «вертикали власти») горсоветы и райсоветы западных (татароязычных) районов и городов республики выступили за придание татарскому языку статуса государственного. Это снимает все вопросы о необходимости государственного статуса для татарского языка самим татарам республики. Легитимность такого требования неоднократно подтверждалась на всех съездах татар республики, где главным пунктом резолюции неизменно присутствовало это требование. Также напомню, что именно «татарский» вопрос стал камнем преткновения на последних президентских выборах в 2003 г., не позволив М. Рахимову победить в первом туре, т.к. татарская часть электората республики отдала свои голоса другим кандидатам, которые в своих предвыборных программах дали обещание поднять статус татарского языка до уровня государственного.
      Итак что же эта «троица» вкладывает в понятие «созданы все условия» для удовлетворения национально-культурных потребностей татар республики? Пойдем по порядку! «В г. Уфе успешно функционируют две гимназии...» Поясним, что это гимназии № 65 и № 84. Смешные показатели (к тому же учитывая, что в 65-ой гимназии обучается менее 300 человек) для огромного города-миллионника, где только по официальным данным проживает 312 тыс. татар. И к тому же гимназия №84 это фактически просто школа с преподаванием татарского языка. Например, по публичному признанию её директора, одного из членов «тройки» Р. Идрисова (озвученное опять-таки на III конференции РНКАТ РБ), из 900 учащихся только 500 обучаются на татарском языке, а все потому, что только 500 учащихся из них – татары, остальные – представители других национальностей. Итого мы имеем менее 800 учеников на 300 тыс. татарское население города. Комментарии тут излишни!!! Второй пункт – злополучный театр «Нур». Этот театр официально вновь открытый еще в начале 90-х, из-за недостаточного финансирования последние лет десять переживает нескончаемый ремонт. И открыт он был кстати не благодаря, а вопреки воле министерства культуры РБ, противившегося открытию татарского театра в столице республики. Лишь настойчивость активистов ТОЦ РБ в свое время устраивавших акции и собиравших подписи за открытие театра, позволило осуществить этот проект. Многие представители башкирской культурной интеллигенции противились его открытию, ссылаясь на абсурдный тезис «а почему в Уфе должен быть татарский театр, если в Казани (где проживает около 1 тыс. башкир) нет башкирского театра»? Таким образом даже эти две гимназии и театр – это результат активной деятельности татарского национального движения, а не результат доброй воли представителей властей. Эти личности стыдливо промолчали про ситуацию с вещанием на татарском языке в местных телеканалах. А она совершенно безрадостная. При том, что татароязычное население республики по численности даже превосходит башкироязычное, БСТ на сегодняшний день круглые сутки вещает исключительно на башкирском и русском языках, а единственную 20-минутную программу на татарском языке «Райхан» (выходившую раз в неделю) отменили больше года назад, а вместо нее, видимо для галочки выпускают 10-минутный «ролик» (программой такую ерунду назвать сложно). Да и то, вещает данное «произведение» в ночное время, когда все люди спят, чтобы видимо её никто не смотрел. 
      Все эти заявления о том, что «национально-культурных проблемы татар РБ в основном решены» из уст ряда руководителей татарских организаций, сильно напоминают последние годы президентства Рахимова, когда некоторые высокопоставленные чиновники Казанского кремля пытались в очередной раз организовать нечто вроде «альянса Татарстана и Башкортостана против десуверенизации национальных республик». Тогда в роли парламентера и представителя татарского народа пытались использовать ВКТ, но из-за широкой критики данных действий как татарскими организациями РБ, так и внутри самого ВКТ, данная попытка в очередной раз провалилась. Более того, эти радостные памфлеты по своей риторике аналогичны речам государственных СМИ во времена разгула рахимовского авторитаризма, когда они круглые сутки вещали , что под «мудрым» и «чутким» руководством Муртазы Губайдулловича решены все национальные проблемы и поэтому в республике царит межнациональное согласие. О даже в те времена, лояльные Белому Дому «татары», никогда столь открыто не критиковали своих «радикально настроенных» братьев.
      Конечно скажут некоторые, татарские организации не могли всю жизнь быть в оппозиции действующей власти, и что для решения национальных проблем рано или поздно необходимо было выстроить конструктивный диалог с республиканскими властями, чего не удавалось в предыдущие времена. А для этого необходимо идти на уступки и невозможно требовать все и сразу. Да, с этим трудно не согласиться, но подчеркну никогда ещё татарские национальные объединения республики не отказывались от своего главного программного требования – государственного статуса для татарского языка. Да можно идти на уступки, но эти уступки могут и должны быть тактическими, но не базовыми, иначе рушится вся идейная составляющая татарского национально движения. Без. идейной составляющей не только национальному движению, но и вообще татарскому народу Башкортостана как этнической общности придет конец. Еще раз подчеркнем – Башкортостан по своему значению для судьбы татарского народа не то же, что и например Челябинская обл., где проживает 188 тыс. татар. Здесь те же методы и та же тактика поведения национальных объединений никак не подойдет. Башкортостан – это второй по численности татароязычного населения субъект РФ. Башкортостан это уникальный регион, где на сегодняшний день установился фактический паритет трех этносов: башкир, татар и русских. Поэтому татары вынуждены существовать под грузом двойного фактора: с одной стороны русских, интересы которых как этнополитической составляющей защищает Центр, а с другой башкирской этнократии, которая в большинстве своем стоит на татарофобских позициях и поэтому вся деятельность башкирского национального движения на современном этапе (с 1989 г. по наши дни) направлена на бесконечную борьбу с татарским фактором в республике. У каждой из этих групп своя идейная составляющая – у русской это имперская идея (отсюда русские должны иметь свои особые права, необходимые им по их мнению, для удержания целостности государства на национальных окраинах); у башкирской – узкоместнический национализм основанный на исключительности прав башкирского этноса, как единственного коренного народа республики. В этом идеологическом «капкане» татары смогут выжить как этнос только если у них будет своя идейная составляющая, свои притязания как народа имеющего такое же особое положение, какое имеют русские и башкиры. Это особое для русских и башкир положение закреплено в конституции за государственным статусом их языков.
      Поэтому радости по поводу существования в регионе пары татароязычных газет и журналов мягко говоря смешны. В других регионах где татары как правило малочисленны, такое положение дел можно было бы назвать приемлемым и вполне достаточным, для РБ же – нет. Поэтому провокационные действия «тройки» иначе как деструктивными назвать сложно. Их уступчивую позицию можно было бы объяснить, если бы подчеркиваю, татары республики за их лояльность, хоть что-то получили взамен. Однако никаких существенных подвижек здесь мы не видим. Государственный статус для татарского языка так и не введен. И это несмотря на то, что сейчас, в свете принятия закона о добровольности изучения региональных языков, это сделать проще всего, не ущемляя ничьих интересов. Перепись 2010 г., несмотря на неоднократные просьбы татарской общественности не допустить ее фальсификаций, по своим показателям с небольшой разницей повторила результаты известной своими подтасовками переписи 2002 г. Часть татар республики опять была переписана башкирами. Центр по изучению истории культуры татар республики, на необходимость которого так же неоднократно обращали свое внимание татарские объединения, так и не открыт, и это несмотря на то, что татары вносят совокупный налог в общий бюджет региона не меньший, чем русскоязычное или башкироязычное население РБ, следовательно также имеют полное право на свой научно-исследовательский центр. Татароязычное вещание на местном государственном телевидении так и осталось недостижимой мечтой.
      Нельзя в связи с этой историей не упомянуть о роли в ней известного политика – в прошлом оппозиционера, а ныне просто крупного бизнесмена республиканского масштаба Р. Бигнова. В этой истории его позицию можно охарактеризовать как прохамитовскую, но ему (учитывая его богатый политический опыт) хватило ума не подписываться под бездарное обращение «тройки» Р. Утяшевой, З. Хакимова и Р. Идрисова. 
      Он прекрасно понимает, что как политик он интересен властям именно как неформальный лидер татарской общественности, и несмотря на то, что он ушел с поста председателя созданной им в 2004 г. РНКАТ РБ, он сохранил пост глав союза татарских общественных объединений РБ « Татары Башкортостана». Пока он сохраняет за собой этот формальный пост и что называется «в теме» он интересен властям и может рассчитывать на их благосклонность а решении своих бизнес-проблем (естественно до тех пор, пока будет достаточно лоялен по отношению к ним). Но в то же время желая угодить властям он рискует окончательно рассорится с представителями наиболее активной части татарского национального движения, что для него равносильно «политической смерти», т.к. именно благодаря опоре на них Бигнов вырос не только как «татарский», но и как оппозиционный политик. Без их поддержки его вес как политика равен нулю, т.к. у любого политического деятеля должна быть такая «база».
      Наконец какие итоги следуют из этой истории. Ну во-первых былое единство в среде татарской общественности республики уже нет. Во-вторых «тройка» выйдя со своим заявлением фактически нанесла большой удар по имиджу татарского национального движения республики, опустив ее до уровня национально-культурного объединения малочисленной диаспоры. Сознательно или нет (думаю, что они понятия не имеют о реальных последствиях своих действий), но фактически этим действием «тройка» сделала то, чего долгие годы добивался рахимовский режим, дав посыл, что татары республики – «второсортный» народ, и максимум на что они могут рассчитывать это две гимназии в миллионном городе, да пара газет, реальный тираж которых падает из года в год. И никаких разговоров о языке, это для более «развитых» этносов, таких как русские и башкиры, татары видимо по их мнению не достойны такого почетного положения, они если следовать их логике «второй сорт….»
      В третьих можно сделать некоторый вывод – не добившись сколь-нибудь значительных подвижек в решении проблем татар республики эти люди из «тройки» постепенно уйдут в небытие, оставив нам груз старых проблем, так как отрицая необходимость решения базовых проблем, и вообще их наличие как таковых, невозможно требовать от властей их решения. Если нет проблем, тогда что спрашивается решать…? С такой железной логикой не поспоришь!
      И напоследок: Другая часть татарского национального движения республики 20 ноября вышла под своим обращением к президенту Р. Хамитову с просьбой разъяснить свою позицию по татарскому вопросу вообще и по данному факту в частности. Хотелось бы, чтобы она все-таки прозвучала, а не осталась гласом вопиющего в пустыне. Если же эти вопросы останутся без ответа, и президент республики продолжит свою политику молчания, то он неизбежно потеряет тот кредит доверия, выданный ему татарским населением два года назад, а вместе с ним и его поддержку. А мнение всяких «троек» никогда не заменит ему поддержки целого народа, и может слишком сильно ударить по легитимности его власти.
 

И. Гарифуллин


Комментарии (9)
Гость, 08.12.2012 в 15:16

Автор ошибается. Никакого раскола среди татарской общественности нет, есть несколько провокаторов, торгующих своей национальностью. Это обычный для русского империализма прием, когда в качестве выразителей воли народа выставляются несколько проходимцев. Так русские империалисты действовали везде - в Финляндии в 1939, в Венгрии в 1956 году, в Чехословакии в 1968, в Афганистане в 1979, в Чечне в 1994. Это для русского империализма стандарт, шаблон, от которого Кремль почти никогда не отступает - вызвать раскол в среде народа, против которого направлена его агрессия. Повторяю: никакого раскола среди татарской общественности нет, есть несколько проходимцев, к совести которых взывать бесполезно, как бесполезно было взывать в 1941-1945 к совести власовцев и полицаев. Это стандартные "служебные татары" и не более того, а не какая-то там "татарская общественность".

Рафаэль, 08.12.2012 в 22:34

Ситуация очень сложная у Татар ,но нужно искать пути ее решения . И они есть, только люди еще не готовы биться на смерть .А по другому их не решить .

Гость, 09.12.2012 в 01:02

Раскола среди татар нет, но есть попытки Москвы вызвать такой раскол, поднимая на щит небольшую кучку изменников, которых в противном случае никто и не заметил бы. Кроме того, Кремль широко использует провокацию, делая заявления от имени того или иного татарина, который ничего подобного не говорил. Это тоже попытки вызвать раскол среди татар. Так что будьте бдительны, товарищи !

Aqbars, 09.12.2012 в 23:45

Нет никакого раскола среди татар.
Идет взросление.
Время требует новых татар. Образованных, светских, с европейским лоском.
Пока что доминирует совок разрешенный КГБ - фСБ:
chaplashkalarga namaz kubrak kiraklenne.

гость , 10.12.2012 в 21:37

Таких татар много, уважаемый Aqbars!
Вот хотя бы Вы, а почему бы и нет!
Я думаю, Вы пассионарий настоящий!
Начните с организации многочисленных многотысячных митингов - это сейчас самое главное и актуальное!
Москва ведь боится только лишь митингов, больше ничего!
А наши рассуждения и слезы, сидя у компьютера, не достаточны для победы!!!
Давайте, прямо сегодня, ноги в руки и ВПЕРЕД!!!
Удачи ВАМ!!!
А дальше будет все нормально!!!
А то, если каждый будет думать, что кто-то должен первый начать организовывать людей, то так и останемся рабами!

Я, 11.12.2012 в 21:06

Это не изменники. Не верю.
Какая-то ошибка, недоразумения.

Не могут люди, всю жизнь посвятившие борьбе за татарское дело, быть изменниками. Надо разобраться.

Aqbars, 12.12.2012 в 20:26

"А то, если каждый будет думать, что кто-то должен первый начать организовывать людей, то так и останемся рабами!"

Признаком исчезновения рабства является САМООРГАНИЗАЦИЯ, поданные превратятся в граждан.
Кстати, когда в Казани ближайший митинг @белых лент" ?
Я был на всех весенних.

гость, 12.12.2012 в 23:21

Признаком исчезновения рабства является САМООРГАНИЗАЦИЯ, поданные превратятся в граждан.
Кстати, когда в Казани ближайший митинг @белых лент" ?
--------------------------------------------------
Вы правы, уважаемый Aqbars!(12.12.2012 в 20:26)
Но я не знаю, когда в Казани ближайший митинг @белых лент" ?
Удачи Вам!!!

Альфия, 25.01.2013 в 21:47

Живу в Н.Новгороде. С удивлением узнала, что у башкир и татар оказываются есть проблемы в отношениях, а я то думала - мы одним фронтом против ... А я бы тоже сходила на митинг против возрождения Свияжска - его надо с землей сравнять. Где у татар национальная память и гордость?