15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Незабываемое (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Незабываемое (ч.3)

12 апреля 2014 года
Незабываемое (ч.3)

      Договор признавал за Татарстаном собственное гражданство. Однако в отличие от ранее согласованного проекта много полномочий было передано России и в совместное ведение. Милиция, суд, прокуратура оставались в российском ведении, хотя по предварительной договоренности они были отнесены к ведению самой республики.
     Договор вызывал недовольство как в России, так и в Татарстане. В Москве российского президента обвиняли в уступчивости, в развале страны и грозили даже импичментом. В Татарстане Шаймиева также критиковали в излишней уступчивости. Подлинную оценку договору смогли дать руководители России. Ельцин так охарактеризовал его:
     «Так, в 1994 году для решения очень сложных и спорных вопросов с Татарстаном мы впервые использовали принципиально новый конституционный элемент. Имею в виду двухсторонний договор о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти.
     Тогда он выполнил роль своего рода «скорой политической помощи». Предотвратил опасность раскола Федерации. Премьер-министр РФ В.С. Черномырдин дал аналогичную оценку, сказав, что подписанный документ «позволил уберечь Россию от распада».
     Положительную оценку договору дал и В.В. Путин во время своего пребывания в Казани накануне выборов президента Российской Федерации. Он назвал Минтимера Шаймиева одним из основателей современной Российской Федерации. Это, по сути, было оценкой пионерской роли Татарстана в процессе демократического преобразования России. Вовсе не случайно, что более 40 регионов России, последовав за Татарстаном, заключили договора с федеральным центром о разграничении полномочий и предметов ведения. Это было признанием того, что такая относительно небольшая, но, как ее называли тогда, гордая республика, смогла поставить огромную Россию на федеративные рельсы.
     Бесспорно, что договор неоднозначный. В нем, кроме значительных отступлений от первоначальных договоренностей, заложено немало того, что действительно способствует укреплению суверенитета. Татарстан активно и успешно использовал заложенные в нем возможности. Начал вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, открыл в ряде стран свои представительства. Успешно работали представительства республики в США, ряде стран Западной Европы. Особо теплые отношения сложились у Татарстана с Турцией. Визиты государственных делегаций Татарстана и приемы, оказываемые им, подтвердили, что западный мир воспринимает Татарстан как государство, находящееся в особых отношениях с Российской Федерацией.
     Однако с течением времени договорный принцип взаимоотношений между центром и регионами стал раздражать некоторых имперски настроенных политиков.
     В результате регионы, имевшие договора о разграничении полномочий с федеральным центром, отказались от их продления. Только Татарстан остался верен избранному им пути. Это не просто линия на защиту прав республики, а защита самой России, ее целостности. Ибо только полноправные регионы страны могут обеспечить демократическое развитие России.
     Однако усилились атаки и на Татарстан. Хотя договор 15 февраля 1994 года и был бессрочным, пришлось согласиться на подготовку его нового проекта. После долгих и утомительных переговоров он прошел через обе палаты Федерального собрания и утвержден президентом В.В. Путиным. И тем самым стал законом, обязательным для всех.
     Новый договор отличается от предыдущего и своим содержанием. Он намного беднее предыдущего и составлен с учетом приведения Конституции и законов республики в соответствие с законами и Конституцией Российской Федерации.
     Тем не менее новый документ позволяет развивать начала, заложенные в предыдущем договоре. В его преамбуле говорится, что он заключен с учетом «опыта применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан». Следовательно, договор преодолел решение Конституционного суда России 1994 года о неправомерности нашего референдума, и теперь результаты референдума стали легитимными. Это имеет принципиальное значение.
     Новый договор отличается от предыдущего и своим содержанием. Он намного беднее предыдущего и составлен с учетом приведения Конституции и законов республики в соответствие с законами и Конституцией Российской Федерации.
     Однако значение заключается в сохранении договорных отношений между Россией и Татарстаном. В силу чего Татарстан сохраняет свою позицию как единственной республики с особым статусом.
     В дни, когда отмечается двадцатилетие договора 15 февраля 1994 года, многие задаются вопросом: а что же дальше? Что ждет Россию и Татарстан в будущем?
     Заглядывать в будущее всегда было нелегко. Не так просто сделать это и сегодня. Ибо история народов определяется различными и весьма противоречивыми событиями. Потому при попытке сделать это необходимо исходить из нынешних реалий, определения тенденций общественного развития, состояния и перспектив государственного устройства. Не следует забывать, что, как это доказывают история и современные реалии, огромный перевес общественных сил над государственными возможностями приводит к революции. А это нежелательно и допустить этого нельзя. Необходим баланс интересов. В многонациональном государстве, каковым является Россия, он должен быть соблюден и во взаимоотношениях государства и национальных республик и регионов.
     Татарский фактор в истории страны всегда был в числе важнейших гарантов российской государственности. Он был им и в 90-е годы, о чем свидетельствовали Ельцин, Черномырдин и Путин. Он и сегодня должен быть им. Нельзя забывать того, что российская государственность – это плод главным образом взаимоотношений русских и татар.   

     Индус ТАГИРОВ.


Комментарии (8)
Аналитик, 13.04.2014 в 01:10

Главное, что не должен забывать каждый, кто имеет дело с русским империализмом, это то, что договариваться с ним бесполезно - любое соглашение или договор, подписанный с Кремлем, не стоит той бумаги, на которой он написан. А вся история соглашений Казани с Москвой с XVI века по XXI лишь подтверждает эту истину!

Рафаэль, 13.04.2014 в 15:22

Шаймиев номенклатурный аппаратчик у него нет опыта борьбы и лишений за свои убеждения как у М Джамилева . Слабакам в политике делать нечего . Татары в очередной раз лоханули .

УУСТИК, 13.04.2014 в 23:06

с прискорбием: бабай-худший,ниже никак.только о себе думает.жаль,у татар не нашлось лидера в исторический момент.просрали!

Аяз автору, 14.04.2014 в 15:02

Мөхтәрәм Индус әфәнде,
Вы должно быть помните слова Бисмарка о том, что любое соглашение с Россией не стоит той бумаги, на которой и тд. То же самое и с известным договором о разграничении полномочий с Татарстаном. Наш Референдум (21.03.92), проведенный по всем нормам международного права, КС РФ не признал, а вот Крымский “референдум” на оккупированой территории без участия коренного населения признал “ничтоже сумяшеся”. Крымских татар ждет та же судьба, а скорее “каргыш”, что и нас.
“Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” ныне стоит на восточных границах Украины, “озорно” – нагло и пакостливо, это лицо современной власти России и у нас нет будущего в объятиях этого чудища и Вы это прекрасно осознаете.
Где Ваши прекрасные передачи “кара-каршы”, где Татарский Национальный Университет, где татарская школа и тд.? – и Миннеханов зовет Крымских татар в лоно этого Чудища!? Пока я согласен с М.Гафури:

“Өмид шәме мае бетеп сүнде”,

но надеюсь что Колесо Истории все же еще раз прокатится по этому “чудищу” и окончательно раздавит его и анексия Крыма тому только начало.

Сау булыгыз.

Guest, 15.04.2014 в 08:49

Апофеоз "суверинетета". Татарстана -курлутай проведенный на улице в оцепление силовиков ... Жалкое зрелище бессилия 7 - миллионого народа . Как жалок выглядит Шаймиев ... Как можно прислуживать человеку , который подтер задницу ,выстраданный им Договор ? Если нет силы духа сопротивляться уничтожению многолетних усилий и труда , уничтожению республики и духовного геноцида своего народа , то надо сохранить честь и достоинства и хотя бы не участвовать и не пачкать свои руки общаясь с подонками .
Трагедия татарского народа в том что он доверил свою судьбу аппаратчику с беспредельным гибким позвоночником . Чтобы вести народ к свободе ,нужен лидер как у крымских татар , которого репрессиями не испугать . А здесь достаточно наехать на семейный бизнес чтобы сделать послушным старого аппаратчика

УУСТИК, 15.04.2014 в 11:32

вот это и развращает более всего людей -когда они(не слепые же)видят,что вытворяет "лидер нации".рыба гниет с головы.правда,чистят ее с хвоста.

Guest, 16.04.2014 в 06:19

В Гос. Совете те, кто служил Республике и Народу, после первого созыва не осталось. А все остальные , кто в пух и прав разнес Конституцию РТ от от 6 ноября 1992 г. и Договор от 15 февраля 1994 г. со своей политикой одобрямс сидели и сидят не поднимая тяжелой 5 точки.

Дустум, 04.05.2014 в 00:50

Дуслар, вместе вы сила. Ватаным Татарстан - Героям Слава.