2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Муртаза

24 января 2014 года
Муртаза

      С большим трудом руководство Башкирии идет на переименование высшей государственной должности республики – президента на главу республики. Больше вопросов возникло не вокруг изменений полномочий руководителя региона, что следовало бы ожидать, а вокруг перевода нового его титула. Вроде бы власти Башкирии согласны назвать руководителя республики «хакимом». Это арабское слово означает лицо, осуществляющий третейский суд. Поскольку у нас действует принцип разделения властей, руководитель региона не может объединить в одном лице административную и судебную власти. Такое возможно в исламском государстве или в халифате. Советники Хамитова из числа выходцев из бывшего окружения Муртазы Рахимова своим предложением назвать руководителя республики «башкирским» словом «хаким» явно хотят подставить «хозяина», либо готовятся к новому кульбиту в политике.
     Кто-то верно подметил, что на татарском и башкирском отсутствует слово, означающее выборного руководителя, т.к. у кочевников господствовал монархический способ строительства власти. 
     Есть другое арабское слово «раис», означающее председателя. Это слово лучше применимо, чем «хаким».
     Если рассуждать по аналогии, то руководителя республики лучше назвать «муртазой». Был первый римский император Гай Юлий Цезарь. После него всех римских императоров стали называть цезарями. Т.е. имя первого императора стало титулом. Это повторялось и у других народов. Русское слово «царь» также представляет собой искаженное «цезарь»...
     Я предлагаю руководителя республики в честь первого президента назвать «муртазой». Первый президент – первый муртаза, второй – второй муртаза. Это Рустем Хамитов. В данном случае будет подчеркнута и преемственность власти. Так оно и есть. И Рахимова, и Хамитова обвиняют в коррупции, в нарушении избирательных прав граждан, в использовании благотворительности в корыстных целях и т.д.
     В данном случае и не стоит гадать, кто станет третьим президентом РБ. Им будет третий муртаза.

Рахим ГАБИТОВ.


Комментарии (32)
Роман, 24.01.2014 в 15:18

Раз уж занялись игрой слов то можно предложить Раисхан, Башхаким и даже Раисхаким. Надо вынести этот вопрос на республиканский референдум.

Роман, 24.01.2014 в 16:30

Был первый римский император Гай Юлий Цезарь. После него всех римских императоров стали называть цезарями. Т.е. имя первого императора стало титулом. Это повторялось и у других народов. Русское слово «царь» также представляет собой искаженное «цезарь»...-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Автор поднял интересную тему. Отцы-основатели такого государства как США во многом опирались на опыт Римской республики и Римской империи при создании своего государства. И им многое удалось в том плане, чтобы избежать недостатков и ошибок Римского государства. Но вот слово " президент" для главы государства оказалось крайне неудачным и недемократиным.. Попытаюсь объяснить. Самым успешным римским государственным деятелем был Октавиан, прозванный Августом( Божественным). При этом когда Октавиана спросили как к нему должны обращаться римляне, он ответил " Первый среди равных". Вот он подлинный человеческий демократизм. Если отталкиваться от него, то руководитель демократического государства должен носить титул премьера (первого лица государства) Поэтому есть предложение назвать руководителя РБ - Премьер Республики Башкортостан. При этом в республике может быть и премьер-министр( первый среди министров)правительства. Первенство премьер-министра распространяется только на членов правительства, тогда как первенство Премьера Республики Башкортостан будет распространяться на всех жителей республики, а не только на отдельную госструктуру. Это будет , действительно, первое лицо республики. В демократическом государстве для руководителя государства слово "президент" противоречит самому понятию демократии.

Упс, 24.01.2014 в 18:19

Не могу понять всей этой возни вокруг названия. А может изменить название Президент России. Все же слово "президент" не русское. Ну, придумать название соответствующее для русского более приемлемым. например, "председатель", "вождь нации", ну в конце концов, генералиссимус. А потом уже браться за республики.

Guest, 24.01.2014 в 18:25

Роман, 24.01.2014 в 15:18
Раз уж занялись игрой слов то можно предложить Раисхан, Башхаким и даже Раисхаким.
__________________________________________________
Вы просто не знаете или не интересуетесь происхождением и содержанием этих слов как исторических вполне определённых понятий. Тут есть нюансы, "большие разницы"

Роман, 24.01.2014 в 19:04

У меня два конкретных предложения Первое. Высшее лицо назвать Премьер Республики Башкортостан. Второе Вынести это предложение на республиканский референдум. Можно наряду с другими предложениями. И меня не интересует вся эта ваша ахинея ничего не имеющего с действительностью.

Кунак, 24.01.2014 в 19:21

Президентами называют не только глав государств, но и других крупных корпораций, объединений.
Председатель, лучше подходил к руководителю колхоза

Guest, 24.01.2014 в 19:26

Нет, Рома. На республиканский референдум можно вынести в таком разрезе только одно - нужно ли вообще переименовывать президентский пост? А не обсуждать, как лучше и удобнее прогнуться под самоуправство чужаков.

Роман, 24.01.2014 в 19:33

Нет, Рома. На республиканский референдум можно вынести в таком разрезе только одно - нужно ли вообще переименовывать президентский пост? А не обсуждать, как лучше и удобнее прогнуться под самоуправство чужаков.------------------------------------------------------------------------------ Мне никогда не нравилось наименование "президент" которое приравнивает руководителя государства к руководителю какой-то корпорации, что абсолютно на мой взгляд неправильно. И тут появляется прекрасная возможность избавится от этого недостатка. И исходя из европейской традиции, а все-таки Татарстан и Башкортостан принадлежат к европейской цивилизации и вношу предложение о наименование всем понятном "Премьер Республики Башкортостан".

Guest, 24.01.2014 в 19:46

вношу предложение о наименование
========

Интересное предложение. С таким предложением можно гастролировать под бурные аплодисменты на родине римского права - в Италии. Или во Франции, например.

Роман, 24.01.2014 в 20:34

Интересное предложение. С таким предложением можно гастролировать под бурные аплодисменты на родине римского права - в Италии. Или во Франции, ================================================================================================== Кстати, это предложение "Премьер Республики Башкортостан" не противоречит и российской традиции. Как раньше назывался руководитель Республики ? Первый секретарь рескома партии. По смыслу это тоже самое - первый - премьер, бюрократическое слово секретарь отбрасываем. И зачем нам это нехорошее слово президент ? От названия очень много зависит. Как корабль назовешь, он так и поплывет.

Рафаэль, 24.01.2014 в 20:47

Как называться первому руководителю Республики должен сам народ .Это переименование еще боком выйдет Москве .

Guest, 24.01.2014 в 20:49

Вот и надо объяснить это итальянцам, Рома! Ну там, что "президент" - "нехорошее слово" и вообще не по европейски NETCAT_SMILE_LAUGH А то ишь чего вздумали - словом "президент", которое кому-то в Россиюшке не нравится, главу государства называть!
Ну а как они поменяют, там можно и башкирам подтягиваться - тогда уж точно по-европейски будет!

Роман, 24.01.2014 в 21:02

В Италии главный в стране не президент, а премьер-министр. И в Великобритании тоже самое. А английская королева это просто представительница первой семьи государства. Да и первый американский президент Джордж Вашингтон не подумал о названии, слабоват был, видимо, в филологии. Президент это же слово не русское и не татарское, и не башкирское. То ли дело, премьер или первый, кому как нравится. И демократично, и весомо. Так что у башкир есть исторический шанс стать первыми в демократизации названия главы государства. Посмотрим воспользуются ли они этим шансом ?

Guest, 24.01.2014 в 21:23

Рома, у башкир сейчас есть исторический шанс показать пришлым чужакам, что это не пришлых чужаков дело - указывать, как называть главу государства Башкортостан. Посмотрим, воспользуются ли башкиры этим шансом?

Аналитик, 24.01.2014 в 21:55

Роман, 24.01.2014 в 21:02
Президент это же слово не русское и не татарское, и не башкирское.
=======
Тогда давайте отменим пост президента России, если это слово нерусское! Дело вовсе не в том, Роман, хотят ли башкиры называть главу своей республики президентом или нет, дело в том, что им это запрещено по воле другого народа. Как это назвать иначе, если не проявлением господства одного народа над другими, т.е. проявлением нацизма в чистом виде?

Mischar, 25.01.2014 в 03:02

В Татарстане можно президента назвать Раисом,как и в восточных государствах сейчас,означает то же самое что и президент.Раис,но с полномочиями настоящего президента,а не "председателем"административной единицы колонии,с соответствующими "полномочиями".

Роман, 25.01.2014 в 06:48

Значит, есть несколько предложений. Первое название Премьер Республики Башкортостан. Второе название название Раис Республики Башкортостан. Третье название Хаким Республики Башкортостан. Вот из этих трех названий и надо выбрать. Я отдаю предпочтение первому названию.Оно бы устроило и русских, и башкир, и татар и было бы понятно на международном языке.

Аналитик, 25.01.2014 в 13:19

Дело не в том, как называть глав национальных республик, дело в том, чтобы освободить национальные республики от гнета русского империализма. Тогда и не будет никаких споров, как называть руководителя той или иной республики и сколько платить дани в российский бюджет. Когда отношения национальных республик с Россией будут равноправными, у русских не будет никакой обиды, что есть татарский или башкирский президент и что курская область платит в российский бюджет, а Татарстан и Башкортостан нет. Что мешает России жить за свой счет, а не за счет колониальной эксплуатации других народов?

Guest, 25.01.2014 в 15:18

Президент РТ - должен остаться ПРЕЗИДЕНТОМ !

Guest, 25.01.2014 в 15:23

"Когда отношения национальных республик с Россией будут равноправными," Аналитик вы призываете к выходу Татарстана из состава России?

Guest, 25.01.2014 в 16:22

Вы не умеете читиать похоже,Аналитиком написано РАВНОПРАВИЕ,а не выход.Ничего удивительного,имперский шовинист ничего не видит кроме своих бредовых убеждений и нагло,без зазрения совести может все перевернуть как для него удобно.

Аналитик, 25.01.2014 в 17:18

Guest, 25.01.2014 в 15:23
"Когда отношения национальных республик с Россией будут равноправными," Аналитик вы призываете к выходу Татарстана из состава России?
===========
Я призываю к полному равноправию татарского и русского народов, в составе России или вне ее. Если равноправие татар и русских в составе России невозможно, значит, остается только создание независимого государства, на что по международному законодательству мы имеем полное право. Разве татарский народ создан исключительно для того, чтобы быть народом-слугой, только навозом для процветания русского этноса?

Роман, 26.01.2014 в 09:45

Если судить по количеству просмотров статей в "ЗП" Муртаза Рахимов в два раза популярнее Минтимера Шаймиева.

Роман, 26.01.2014 в 09:51

Интересное предложение. С таким предложением можно гастролировать под бурные аплодисменты на родине римского права - в Италии. Или во Франции, например.-------------------------------------------------------------------------------------------------- К великому сожалению, современные итальянцы имеют мало отношения к римлянам, а современные французы к галлам. Народ измельчал и сильно переменился, давно отказался от своих идеалов и прозябает в духовной нищете. Макарониками и лягушатниками сейчас их только и называют. Так что бурных аплодисментов не дождемся.

УУСТИК, 26.01.2014 в 17:31

конечно же,не в названии дело.тут провокаторы опятьразвернулись,евреи, надо полагать,их стиль

Роман, 26.01.2014 в 20:59

конечно же,не в названии дело.тут провокаторы опятьразвернулись,евреи, надо полагать,их стиль=================================================================================================== Евреи хорошие ребята, но иногда слишком мудрят и только все и всех запутывают. Есть у них такой недостаток. Но нас-то на мякине не проведешь

Нияз, 28.01.2014 в 02:05

Русское слово ЦАРЬ не имеет никакого отношения к слову Цезарь.Рахим Габитов не знает, видимо, что слово ЦАРЬ восходит к Хеттскому-Татарскому слову САР или ШАР.А Хеттское=Татарское слово ШАР восходит к Татарскому =Шумерскому слову ШАР, которое означало планету ЮПИТЕР. КИ-ШАР ="Одетый (в атмосферу) Шар".
Смотрите мои расшифровки Хеттских надписей в Сирии, в Вавилоне и в Египте от 12-го века до Н. Э. Конкретнее-записи в Каркемише, в Хамасе, в Джерабисе и в Карнаке.

Guest, 28.01.2014 в 06:56

"Смотрите мои расшифровки Хеттских надписей в Сирии, в Вавилоне и в Египте от 12-го века до Н. Э. Конкретнее-записи в Каркемише, в Хамасе, в Джерабисе и в Карнаке." Нияз а вы кто чтобы верить вам? тут на сайте "историков" и без вас хватает

Роман, 28.01.2014 в 11:42

Мне тоже кажется странным попытка объяснить происхождение слова царь от слова цезарь. Ведь цари появились на свете задолго до императора Гай Юлия Цезаря. Персидские цари, египетские цари, Сама современница Юлия Цезаря египтянка Клеопатра носила титул египетской царицы. Да и Юлий Цезарь хотел себя объявить себя царем Рима для того, чтобы жениться на Клеопатре, но был убит в сенате противниками этого римскими республиканцами во главе с Брутом и Кассием.

УУСТИК, 29.01.2014 в 21:42

роман таки не удержался замолвить доброе словечко за своих

татар, 30.01.2014 в 11:08

Федеральный закон о переименовании противоречит Конституции, где сказано что республики имеют право назвать своего главу по своему усмотрению, да хоть царь, хоть хан.

Guest, 30.01.2014 в 11:54

В империи не действуют федеральные законы!